Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КРЕАТИВНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ВОВЛЕЧЕННОСТИ В РАБОТУ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Работа №131008

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы105
Год сдачи2017
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
Введение 6
Глава 1. Понятие “креативности”. Креативная среда как фактор психологического воздействия 10
1.1 Креативность как компонент личностного развития человека 10
1.2 Среда как фактор креативности 12
1.3 Креативность в профессиональной деятельности. Все ли могут творить? 16
1) Социально-организационный контекст и креативность 18
2) Физическое пространство и креативность 20
1.4 Вовлеченность в работу как психологический феномен 23
1) Вовлеченность в работу и ее проявления 23
2) Психологические механизмы вовлеченности 24
3) Психологические и социально-экономические эффекты вовлеченности в работу 29
1.5 Психологическое благополучие 32
1) Основные подходы к пониманию психологического благополучия 32
2) Проявления и эффекты психологического благополучия 38
Глава 2. Методы и организация исследования 42
2.1 Описание выборки исследования 43
2.2 Методы исследования 44
2.3 Процедура исследования 49
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 49
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 50
3.1 Контент-анализ определений креативной среды 50
3.2 Психометрическая проверка опросника “Креативная среда” (“Creativity Development Quick Scan”) 52
3.3 Структура идеальной креативной среды респондентов 54
3.4 Оценка влияния демографических характеристик (пола и возраста) на показатели оценки креативного потенциала среды, вовлеченность в работу и психологическое благополучие 58
3.5 Взаимосвязь показателей креативной среды и вовлеченности в работу и психологического благополучия человека 61
3.6 Структура оценки креативного потенциала рабочей среды компании 71
3.7 Взаимосвязь креативной среды с успешностью компании и оценкой сотрудниками привлекательности рабочей среды 73
3.8 Обсуждение результатов 76
Выводы 84
Заключение 86
Список использованных источников 87
Приложения 100
Приложение 1. Опросник “Креативная среда компании”, разработанный на основе методики “Creativity Development Quick Scan” 100
Приложение 2. Корреляционная матрица показателей креативной среды компаний 103

Психологическое благополучие взрослого человека часто связывается с тем, удается ли ему реализовывать свой творческий потенциал в каждодневной профессиональной деятельности. Удовлетворение потребности в самоактуализации приводит к чувству личностного роста, здоровья, зрелости, личностной автономии (Маслоу, 1999, с. 74).
Кроме того, в настоящее время социально-экономическая ситуация такова, что для компаний на первый план выходит потребность сделать свой продукт уникальным, инновационным, интересным. В этом контексте очень актуальны слова из известной книги Льюиса Кэрролла: “Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!”
Еще в начале двухтысячных годов Richard Florida, американский экономист, урбанист, профессор Торонтского Университета, разработал теорию креативного класса. Согласно этой теории, современное общество, давно ушедшее от индустриального строя, перешло к новому, в центре которого оказался креативный класс, члены которого отличаются своей главной творческой функцией. Именно эти люди создают класс, который движет экономику вперед, так как сейчас это движение обеспечивает не физический труд, не знания, которые мы получаем в школе или других учебных заведениях, не технологии, не услуги, оказываемые населению, а умение нестандартно мыслить, креативность людей (Florida R.., 2007). В современном мире к креативному классу относится порядка 50-60% населения мегаполисов: это предприниматели, разработчики, художники и литераторы, дизайнеры, проектировщики, ученые и другие специалисты. Именно эти люди задают вектор развития компаний, от успеха их креативной деятельности зависит успешность организации, и, если взглянуть шире, экономики страны.
В этой связи крайне важным становится грамотное управление человеческими ресурсами, так как оно играет важную роль в процессе повышения творческого потенциала работников и укреплении инновационного потенциала организации. Безусловно, для успешности компании важным является и подбор соответствующего персонала, обладающего креативным мышлением способностью разрабатывать новые идеи. Однако дальше вступает в игру грамотное выстраивание рабочего процесса и рабочей среды, а также развитие персонала для поддержания и стимулирования их креативности (Florida R., Goodnight J., 2005). Проявления креативности человека определяются не только его индивидуальными характеристиками, но и внешними средовыми факторами. На данный момент существует достаточно большое количество зарубежных исследований, изучающих влияние рабочей среды компании на креативность сотрудников, однако можно отметить недостаток исследований психологических аспектов влияния креативной среды на человека.
Нас интересовал вопрос как среда, обладающая высоким креативным потенциалом, может воздействовать на работников. Как она будет влиять на их интерес и желание работать? Будет ли это влияние благотворно для личности? Если ответ да, то вырисовывается весьма перспективная картина: руководитель компании, создавая соответствующие условия, способствует повышению психологического благополучия сотрудников, их вовлеченности, и как следствие, большей отдачи.
Целью работы было определение влияния уровня креативного потенциала рабочей среды компаний на вовлеченность в работу и психологическое благополучие сотрудников.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ понятия “креативная среда”, определить элементы и свойства креативной среды, возможности их влияния на психологическое состояние человека (уровень его психологического благополучия) и его вовлеченность в работу компании.
2) Подобрать инструментарий и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи уровня креативного потенциала среды компаний с вовлеченностью в работу и психологическим благополучием их сотрудников.
3) Обработать полученные данные с помощью методов математической статистики и качественного анализа.
4) Определить место полученных результатов в системе психологического знания.
Объект исследования: психологическое влияние уровня креативного потенциала рабочей среды на человека.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня креативного потенциала рабочей среды с вовлеченностью в работу и психологическим благополучием сотрудников.
Гипотезы исследования
Мы предположили, что:
1. Сотрудники компаний, имеющих более креативную среду, больше вовлечены в работу.
2. Сотрудники компаний, имеющих более креативную среду, характеризуются более высокими показателями психологического благополучия.
3. Успешность компаний связана с показателями креативного потенциала среды.
4. Креативная среда оценивается сотрудниками компаний как более привлекательная по сравнению с рабочей средой, обладающей низким креативным потенциалом.
Новизна исследования состоит в том, что впервые креативность среды исследуется в комплексной взаимосвязи с психологическим благополучием и вовлеченностью в работу.
Прежде чем перейти к эмпирическому исследованию данного вопроса, рассмотрим, что такое креативная среда, какие элементы для нее характерны, что такое вовлеченность в работу, как она проявляется и какие выгоды приносит компании, а также что такое психологическое благополучие личности, и почему работодателям стоит уделить внимание вопросам его поддержания.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Представленное исследование посвящено малоизученной проблеме психологического воздействия креативной среды компаний на их сотрудников. В ходе исследования удалось провести теоретический анализ понятия “креативная среда” и проанализировать понимание этого понятия сотрудниками компаний, определить элементы и свойства креативной среды, влияющие на психологическое благополучие человека и его вовлеченность в работу компании.
Было подтверждено наличие взаимосвязи между показателями креативной среды компании и вовлеченностью в работу и психологическим благополучием сотрудников. Структура этой взаимосвязи нуждается в дополнительной проверке и может быть объектом следующих исследований в этой области.
Методика “Creativity Development Quick Scan” рекомендована для полной адаптации на российской выборке. Опросник, разработанный на ее основе, может применяться для диагностики креативной среды компании.
Результаты исследования могут быть использованы на практике руководителями компаний или специалистами отдела персонала для оптимизации рабочей среды компании.


1. Бьюдженталь Д. Наука быть живым. М.: “Класс”. 1998.
2. Водопьянова Н.Е. Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008. 358 с.
3. Голубева Н.М. К проблеме дифференциации понятий психологического и субъективного благополучия личности // Известия саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 3. Т. 3. С. 36-42.
4. Грицанов А. А. Никомахова этика // История философии: Энциклопедия. — М.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. — 1376 с.
5. Довжик Л. М., Нартова-Бочавер С. К. Совладание с травмой у профессиональных спортсменов // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. №2. С. 25-28.
6. Дом как жизненная среда человека: психологическое исследование / Отв. ред. С.К. Нартова-Бочавер. М.: Памятники исторической мысли. 2016. 220 c.
7. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики . СПб. 2004.
8. Купченко В.Е., Анфарович Е.В. Взаимосвязь самоконтроля и психологического благополучия личности // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 300-летию г. Омска (Омск, 6- 7 октября 2016 г.). 2016. С. 72-75.
9. Кутузова Д.А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога. Автореферат диссертации на звание кандидата психологических наук. Московский городской психолого-педагогический университет. 2006.
10. Люббарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности. М.: «Когито-Центр». 2009. 216 с.
11. Мандрикова Е.Ю. Увлеченность работой: обзор современных зарубежных исследований // Психология в вузе. 2012. № 6. C. 53-64.
12. Мандрикова Е.Ю., Горбунова А.А. Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников // Организационная психология. 2012. Т. 2. № 4. С. 2-22.
13. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Перев. с англ. А. М. Татлыбаевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. -СПб.: Евразия. 1999. 432с
14. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. — СПб.: Евразия. 1999. 478 с.
15. Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. М.: БФ Онтопсихология. 2009.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ