Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕВЕРО-НЕМЕЦКАЯ ХОРАЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ (1600-1750)

Работа №130994

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

музыка

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Хоральная фантазия в XVII — первой половине XVIII вв 10
1.1. От фантазии к хоральной фантазии 10
1.2. Хоральная фантазия и хоральныйричеркар: черты общности и различия 12
1.3 Характеристика жанра хоральная фантазия 14
1.4 Первоисточники, в которых были найдены хоральные фантазии 17
1.5. Место хоральной фантазии в творческом наследии композиторов XVII — первой половины XVIII вв 22
2. Характеристика инструментов за которыми и для которых создавалась хоральная фантазия 26
3. Принципы регистровки хоральной фантазии: 33
3.1. Регистровка в немецкой органной музыке XVII — первой половины XVIII вв 33
3.2. Особенности регистровки хоральной фантазии на примере обработки In dich hab ich gehoffet, Herr Франца Тундера 39
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
5. ЛИТЕРАТУРА 46
Приложения: 53
1 Таблица 1. Хоральные фантазии 53
2. Таблица 2: Источники 55
3. Перечень диспозиций органов, которые были в распоряжении северо-немецких композиторов 56
4. Диспозиции органов, опубликованные во втором томе трактата Syntagma Musicum Михаэля Преториуса 61
5. Ф. Тундер. In dich hab ich gehoffet, Herr 64

Хоральная фантазия — жанр органной музыки, сформировавшийся в первой половине XVII в. в творчестве северо-немецких композиторов. В основу хоральной фантазии композитор брал лютеранский хорал и использовал мелодическую линию каждой отдельной его строки в качестве тематического материала. Хоральная фантазия имела определенный тип построения формы и специфические способы регистровки (тембрового окрашивания) той или иной части произведения. Все эти законы устанавливались в течение десятилетий, и каждый композитор, создавая хоральную фантазию, руководствовался ими. К сожалению, до наших дней сохранилось небольшое количество хоральных фантазий, поэтому редкие образцы композиций в данном жанре представляют особую ценность.
Специфика хоральной фантазии заключается в том, что её исполнение, в отличие от большей части хоральных обработок XVII-XVIII вв. иного типа, возможно только на органе. Хоральные фантазии сочинялись исключительно композиторами-органистами и непосредственно с целью исполнения их на органе или, если быть точнее, на инструменте как минимум с двумя мануалами — что является обязательным условием для создания эффекта Echo в соответствующих разделах произведения.
Кроме того, произведения данного периода записывались по большей части не в привычной современной нотации, а при помощи старинного типа записи музыкального текста — табулатуры. Для записи высоты звука применялись цифры, буквы и специальные символы. Обозначения, применяемые в табулатуре, не могут дать сегодняшнему музыканту исчерпывающей информации о том, на какой высоте, в каком диапазоне находится та или иная нота и какова ее длительность. Поэтому для корректной расшифровки всех обозначений, дающих только условные сведения о месторасположении и длительности ноты, исследователям приходится также руководствоваться сведениями из музыкальных трактатов того времени.
Так как произведений, созданных в жанре хоральной фантазии и дошедших до наших дней, совсем немного, соответственно и исследова­тельских работ, в особенности крупных и узкоспециализированных, написанных исключительно о хоральных фантазиях северных немцев, также ограниченное количество.
В большинстве своём хоральные фантазии описываются более подробно в монографиях, посвящённых конкретному композитору и его творческому наследию. К таким исследованиям относятся работы В. Брейга, П. Дирксена (Г. Шейдеманн), В. Сталь (Ф. Тундер и Д. Букстехуде), К. Снайдер (Д. Букстехуде), М. Гека (Н. Брунс), В. Зирэ (В. Любек) и др.
Единственным примером монографии о северо-немецких хоральных фантазиях является работа немецкого органиста и исследователя в области органной музыки XVII-XVIII вв. Матиаса Шнайдера, посвящённая хоральным фантазиям Дитриха Букстехуде. Название работы Шнайдера носит вопросительный характер. Автор ставит перед собой задачу решить, чем же являются по сути хоральные фантазии Букстехуде, каким образом композитор соединяет stylus phantasticus и наполненный смыслом и текстовым содержанием тематический материал хорала, положенного в основу создания хоральной фантазии; как взаимодействуют и взаимодополняют друг друга эти два важнейших компонента, выразительных атрибута музыкальной культуры эпохи барокко. Анализу хоральных фантазий Букстехуде предшествуют две главы, в которых автор даёт историографический обзор публикаций и исследований о хоральных фантазиях северных немцев, поднимает вопрос о том, что же представляет собой северо-немецкая хоральная фантазия в целом, а также выявляет предпосылки обращения Д. Букстехуде к данному жанру.
Ряд публикаций, посвящённых хоральных фантазиям северных немцев, принадлежат немецкому исследователю Арнфриду Эдлеру. Отдельный раздел о хоральных фантазиях представлен в первом томе его трёхтомного труда об истории клавирной и органной музыки. Хоральным фантазиям посвящён ряд статей Эдлера, опубликованных в 1980-х и в начале 1990-х. На последние опирался при создании своей работы М. Шнайдер.
Особую ценность представляет собой двухтомный труд выдающегося немецкого музыковеда Клауса Бекмана [Beckmann I, II]. Двухтомная монография Бекмана является первым своего рода фундаментальным трудом об органном музыкальном наследии северных немцев, в котором автор собрал всю имеющуюся на момент публикации информацию и последовательно структурировал её. Первый том посвящён музыкальному искусству с 1517 г. — с момента немецкой Реформации — и до 1620 г. Бекман подробно анализирует вопрос как совершившаяся в немецкой культуре Реформация повлияла на изменение всего уклада жизни немцев и, в частности, каким образом это отразилось на немецкой музыкальной культуре. Второй том посвящён творчеству композиторов с 1620 по 1755 гг. Информацию конкретно о хоральных фантазиях или любом другом жанре автор не выделяет в отдельную главу и поэтому её приходится разыскивать в различных разделах книги. Бекман структурирует информацию следующим образом: он рассматривает музыкальную культуру в той или иной географической области или городе северной Германии, далее даёт основные сведения о конкретных композиторах, живших и работавших в данной области или городе, предваряя раздел о каждом композиторе списком источников, из которых взята нижеописанная информация. Кроме того, автор даёт подробный анализ практически каждого произведения северо-немецких композиторов. Наряду с этой фундаментальной работой Бекман осуществил публикацию органных произведений северо-немецких композиторов XVII-XVIII вв. (серия Meister der Norddeutschen Orgelschule, изд-во Schott) и написал к большей части этих изданий вступительные статьи.
Ещё один труд, посвящённый творчеству композиторов северо-немецкой органной школы, опубликован в 2014 г. Автор - Паоло Кривелларо [Crivellaro] дал подробную информацию о специфике устройства инструментов того времени и принципах регистровки; изложил особенности барочной органной артикуляции, темперации; привел сведения об органостроителях, композиторах и исполнителях того времени, а также дал характеристику основных жанров северо-немецкой органной музыки. Также в данной работе приводится значительное количество цитат из теоретических трактатов XVII-XVIII вв. Материал представлен в удобной форме, необходимую информацию можно без труда найти в соответствующем разделе.
Русскоязычная литература, в которой освещается жанр хоральной фантазии, представлена статьёй органистки, кандидата искусствоведения Марии Николаевны Блажевич [Блажевич]. В своей статье автор даёт детальную информацию о числовой символике в хоральной фантазии Nun freut euch, lieben Christen g’mein Д. Букстехуде.
На основе вышеперечисленных сведений можно заключить, что проблема жанра хоральной фантазии на сегодняшний день в русскоязычной литературе не решена, а в немецкой литературе представлена ограниченным количеством работ. Поэтому сбор и систематизация сведений о всех хоральных фантазиях эпохи барокко представляется актуальной задачей.
Также в работе были изучены нотные издания хоральных фантазий и вступительные статьи к ним. Рукописи некоторых хоральных фантазий, переписанных И.Г. Вальтером, были обнаружены в открытом доступе на сайте Берлинской государственной библиотеки.
Композиции, именуемые сегодня хоральная фантазия, напрямую связаны с инструментальными возможностями великого северо-немецкого органа, поэтому особого внимания заслуживает рассмотрение принципов регистровки („оркестровки“) данных произведений. Несмотря на то, что точная дата создания некоторых хоральных фантазий неизвестна, имеется информация о том, в какой период жизни композитора была написана та или иная композиция. Поскольку все авторы данных произведений большую часть своей жизни служили органистами в одной церкви (редко в двух и более) Северной Г ермании, то диспозиций инструментов, которые были в их распоряжении, достаточно для определения основных принципов регистровки хоральных фантазий. В качестве примера в данной работе осуществлена попытка создания регистровки для хоральной фантазии In dich hab ich gehoffet, Herr Франца Тундера.
Значительная часть диспозиций органов XVI — начала XVII вв. опубликована в Органографии Михаэля Преториуса (второй том трактата Syntagma Musicum, 1619) [Praetorius]. Также информация об инструментах сохранилась в некоторых исторических документах, как правило, в документации, созданной органостроителями, которые выполняли реконструкцию старых инструментов или установку новых. Диспозиции некоторых органов, к сожалению, не сохранились, но данное обстоятельство не мешает выявлению принципов регистровки хоральной фантазии, поскольку „...основные принципы регистровки [...] оставались довольно стабильными и не претерпели сколько-нибудь значительных изменений вплоть до всеобщего распространения эстетики и стиля галантного маньеризма во второй половине XVIII в.“ [Панов, 2012: с. 15]. Музыкальные теоретики XVIII в. — такие как Михаэль Преториус, Самуэль Шейдт, Андреас Веркмайстер — также зафиксировали в своих трудах диспозиции органов и основные принципы регистровки органных композиций на этих инструментах. Несколько авторских указаний относительно регистровки сохранились в произведениях музыкантов того времени.
Вопросу регистровки немецкой органной музыки XVII-XVIII вв. на русском языке посвящён ряд работ доктора искусствоведения А.А. Панова [Панов, 2003; Панов, 2012 и др.]. Данные публикации были взяты за основу при рассмотрении принципов регистровки хоральной фантазии в соответствующем разделе. На немецком языке регистровке органной музыки посвящены труды Г. Фрочера, Ф. Клинды, о регистровке барочной органной музыки говорится в монографии на английском языке Б. Оуэн.
Работа с профессиональной литературой на иностранных языках, а также осуществление переводов иноязычных цитат, использованных в работе, потребовал применения приёмов семантического анализа, т. к. перевод музыковедческой литературы требует от исследователя владения профессиональной терминологией и знания особенностей перевода значений того или иного термина в контексте его употребления в период создания исследуемого труда. В некоторых случаях, для более точной передачи смысла, заключённого в той или иной цитате, была допущена более свободная форма перевода. В таких случаях подстрочный точный перевод конкретных слов приносится в жертву корректной передаче смысла, заложенного в цитируемом отрывке.
Объектом исследования в данной работе является жанр хоральной фантазии и специфика регистровки данных произведений на органе.
Предметом исследования являются хоральные фантазии северо-немецких композиторов, найденные и изданные на сегодняшний день.
Целью данной научной работы является сбор и систематизация основных данных, касающихся жанра северо-немецкой хоральной фантазии XVII - первой половины XVIII в.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. изучение вышеназванной литературы, большей части редакций нотных изданий и вступительных статей к ним, а также оригинальных изданий композиций, сохранившихся в линейной нотации;
2. определение, что представляет собой жанр хоральной фантазии, каковы его характерные признаки и что отличает хоральную фантазию от других жанров органной музыки XVII-XVIII вв., в основе которых лежит хорал;
3. работа по сбору основной информации о сохранившихся произведениях в данном жанре и их источниках. Систематизация полученных сведений и составление на их основе перечня северо-немецких хоральных фантазий XVII — первой половины XVIII вв., а также — отдельно — списка источников.
Дополнительно была собрана информация об инструментах, которые были в распоряжении авторов хоральных фантазий и составлен перечень диспозиций тех инструментов, сведения о которых удалось обнаружить. В заключение была определена специфика регистровки хоральных фантазий на основе рекомендаций музыкантов и теоретиков XVII-XVIII вв., опубликованных в их теоретических трудах, исходя из характеристик инструментов того времени.
Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что она является инструментом популяризации жанра хоральная фантазия в русскоязычной профессиональной среде. Также в ней закладываются основы для методических разработок в области теории и практики исполнения музыкальных произведений данного жанра.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, следует определить, какие из поставленных в начале работы задач были решены:
1. Дано определение северо-немецкой хоральной фантазии и перечислены основные характерные признаки данного жанра;
2. Составлен перечень всех известных на сегодня северо-немецких хоральных фантазий XVII — первой половины XVIII вв., а также список их источников;
3. Систематизированы данные по диспозициям органов, находившихся в распоряжении авторов хоральных фантазий;
4. Определена специфика регистровки хоральных фантазий на основе сохранившихся сведений и исходя из характеристик инструментов того времени, а также в качестве примера составлены регистровки для хоральной фантазии In dich hab ich gehoffet, Herr Франца Тундера.
Из вышеперечисленного следует, что были выполнены все поставленные задачи, а также несколько дополнительных, что свидетельствует о полном выполнении поставленной цели настоящей работы.
На сегодняшний день в репертуаре многих отечественных органистов хоральные фантазии отсутствуют, хотя подробное изучение того, как композитор разрабатывает музыкальный материал, беря за основу тему хорала, может помочь органисту в совершенствовании исполнительского мастерства. Многие органисты опасаются браться за этот жанр и исполнять хоральные фантазии в концертных программах, потому что попросту не знают, как грамотно играть такие произведения. Основные результаты данного исследования могут помочь в решении данной проблемы, собранные в ходе исследования сведения могут быть использованы в учебном процессе в специализированных музыкальных образовательных учреждениях, а наработки в области определения специфики регистровки хоральной фантазии могут быть полезны для практикующих органистов.


I. Словари и справочные издания
Edler, A. Geschichte der Klavier- und Orgelmusik : Gattungen der Musik fur Tasteninstrumente - Bd. 1 / Arnfried Edler ; in Verbindung mit Siegfried Mauser. - Laaber : Laaber-Verlag, 2007. - S. 1-613 Bd. 2 2007 S. 615-1239. — (Handbuch der musikalischen Gattungen, hrsg. von Siegfried Mauser. — Bande 7, 1-3).
Handbuch Orgelmusik / hrsg. von Rudolf Faber und Philip Hartmann : 2., erganzte Aufl., 2010. - Kassel : Barenreiter, 2002 - 714 S.
Karstadt, G. Thematisch-systematisches Verzeichnis der musikalischen Werke von Dietrich Buxtehude : Buxtehude-Werke-Verzeichnis (BuxWV). - 2., erwei- terte und verbesserte Auflage / hrsg. von Georg Karstadt. - Wiesbaden : Breitkopf & Hartel, 1985. - 246 S.
Lexikon der Kirchenmusik. - Bd. 1 A-L / hrsg. von Gunther Massenkeil und Michael Zywietz. - Laaber : Laaber-Verlag, 2013. - 759 S.
Die Musik in Geschichte und Gegenwart : allgemeine Enzyklopadie der Musik ; 26 Bande in zwei Teilen; Sachteil in neun Banden, Personenteil in siebzehn Banden ; mit einem Register zum Sachteil und einem Register zum Personenteil / begr. von Friedrich Blume. — 2. neubearb. Ausg. / Hrsg. von Ludwig Finscher. — Kassel [u.a.] : Barenreiter ; Stuttgart [u.a.] : Metzler, 1994-2007.
The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2-nd edition: in 29 vols. Vol. V / Ed. by S. Sadie. London : Macmillan, 2001.
Walther, J. G. Musikalisches Lexicon oder Musikalische Bibliothec / Johann Gottfried Walther ; hrsg. von Friederike Ramm. - Kassel : Barenreiter, 2001. - 601 S.
II. Монографии и статьи
Блажевич, М.Н. «Математика веры» в музыке Дитриха Букстехуде. Числовая символика в хоральной фантазии «Nun freut euch, lieben Christen g’mein» (BuxWV210) / Блажевич Мария Николаевна. - Москва : Старинная музыка, 2010. - С. 13-19. - (Старинная музыка. № 3 (49)).
Панов, А.А. Регистровка в немецкой органной музыке XVII-XVIII вв. Лекция по истории органного искусства / Панов Алексей Анатольевич. - Saarbrucken : LAP LAMBERT Academic Publishing. 2012. - 152 с.
Панов, А.А. Терминология и регистровка в немецком органном искусстве барокко и галантного маньеризма / Панов Алексей Анатольевич. - Казань : , 2003. - с. 592.
Соколов, О.В. К проблеме типологии музыкальных жанров / Соколов Олег Владимирович // Проблемы музыки XX века - Г орький : Волго-Вятское книжное изд-во, 1977. - c. 19-58.
Apel, W. The history of keyboard music to 1700 / Willy Apel ; transl. and revised by Hans Tischler. - Bloomington : Indiana University Press, 1972. - 817 S.
Beckmann, Kl. Die Norddeutsche Schule. Orgelmusik im protestantischen Nord- deutschland zwischen 1517 und 1755. - T. 1: Die Zeit der Grundervater, 1517-1629. - Mainz : Schott Musik International, 2005. - 312 S.
Beckmann, Kl. Die Norddeutsche Schule. Orgelmusik im protestantischen Nord- deutschland zwischen 1517 und 1755. - T. 2: Blutezeit und Verfall, 1620-1755. - Mainz : Schott Music GmbH & Co. KG, 2009. - 592 S.
Crivellaro, P. Die Norddeutsche Orgelschule : Auffuhrungspraxis nach histori- schen Zitaten. Repertoire. Instrumente / Paolo Crivellaro. - Stuttgart : Carus- Verlag, 2014. - 208 S.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ