Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


БЕРГСОНИАНСТВО И АНАРХИЗМ

Работа №130986

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I
§ 1 Бергсонианство
§ 2 Бергсон. Ключевые концепции
Глава II
§1 Анархизм
§2 Жорж Сорель
§3 Алексей Боровой
§4 Жиль Делез
§5 Политическая философия Бергсона и анархизм
Заключение
Библиография

Кронштадтское восстание и баррикады Парижcкой коммуны, митинг на площади Хеймаркет в Чикаго и гражданская война в Испании, самоуправляемые фабрики Сореля и общины Кропоткина, набожные толстовцы и панк-движение семидесятых, невротичная проза Кафки и огненные стихотворения Блейка,1 - все эти и многие другие противоречивые
образы объединяются стоящими за ними анархическими идеями. Однако, ответ на вопрос, что такое «анархическая идея» или «анархическая философия», «анархическое мировоззрение» требует гораздо более глубокого анализа, чем может показаться на первый взгляд. Несмотря на масштабность культурного и исторического влияния леворадикальной
мысли, изучение анархизма: его теории, практики и истории, - долгое время не находило себе место в широких академических кругах, и оставалось прерогативой самих анархистов.2 Кроме того, анархизм намеренно
«маргинализировался» и подвергался цензуре в некоторые исторические периоды: в СССР, например, серьезное изучение текстов анархических мыслителей было невозможно.3 Бергсонианство, то есть развитие идей
французского философа Анри Бергсона в разных областях знания, напротив, изучалось хорошо, но, тем не менее, бергсонианский анархизм по указанным выше причинам остается богатым полем для философского анализа.
Актуальность и новизна
Однако последние два десятилетия интерес к анархизму в научной среде активно растет.
Этого, по-видимому, требует сама реальность. Как пишет Д. Грэбер в своей книге «Фрагменты анархистской антропологии»:
«…политическая философия анархизма по-настоящему проявляется только Рябов П. Философия постклассического российского анархизма- terra incognita // Преподаватель ХХIвек, №.
сейчас. Повсюду появляются анархистские или вдохновлённые анархизмом движения; традиционные анархистские принципы — автономия, добровольное объединение, самоорганизация, взаимопомощь, прямая
демократия — теперь не только формируют основу организации антиглобалистского движения, но и играют не меньшую роль в различных радикальных движениях по всему миру. Революционеры в Мексике, Аргентине, Индии и в других местах всё чаще стремятся избегать даже разговоров о захвате власти, предлагая идеи, радикальным образом
отличающиеся от тех, что обыкновенно ассоциировались с понятием “революция”»5. Таким образом, политические движения и идеи современности ставят анархизм на повестку дня. Это может быть отчасти
связано с кризисом легитимности либеральной демократии, которая считается, так сказать, официальной альтернативной авторитарным режимам. Действительно, некоторые современные мыслители пишут о кризисе
репрезентации, постигшем политические системы Запада. Так, современный французский теоретик демократии Пьер Розанваллон в своей работе «Decentring Democracies» пишет, что теории демократии 19-ого века (и
содержащиеся в них обоснования легитимности представительной власти) не могут работать в сегодняшней политической ситуации. Выборы – самое важное звено демократии прошлых лет теряют свое очарование в глазах
населения. Если раньше приравнивать волю большинства к воле всего народа еще представлялось возможным, то сегодня электоральный принцип утрачивает свое априорное определение в качестве блага. Западное общество
с каждым днем становится все более эклектично и разнообразно, у него больше нет общих целей, общей народной воли. Общие цели и воля есть – у меньшинств. «Понятие “народ” превратилось в множественную форму “меньшинства”»,6 - пишет Розанваллон. Многопартийность, призванная решить данную проблему и позволить различным группам граждан ассоциировать себя с представителями из разных партий, также считается потерявшей свою актуальность. «…Многие наблюдатели отмечают изменение структуры общества, при которой трансформируются и перемешиваются стабильные макрогруппы (рабочие, крестьяне, буржуазия), труд становится подвижным и прекарным, и партии поэтому теряют свой традиционный электорат»7, - отмечает Артемий Магун в статье «Революция и кризис репрезентации». Границы между классами на современном Западе размыты, граждане государств не чувствуют себя принадлежащими к стабильным группам с определенным образом жизни, отделенными четкими рамками от других таких же групп. Таким образом, мы имеем ситуацию, в которой электорат ни одной из партий не принадлежит к определенному классу, а значит – его политические взгляды ситуативны. Как следствие – партии начинают обращаться не к определенной группе людей, а – стараются привлечь на свою сторону как можно больше разных по своим стремлениям граждан, становясь популистскими. Невысокая явка избирателей, наблюдаемая в западных странах, а также протесты в США после недавних выборов президента (2016 год) могут быть интерпретированы как следствия кризиса представительства. Точно также как и популярность анархистских идей, предлагающих альтернативу репрезентативной форме демократии (самоорганизация, самоуправление, партиципаторная демократия).
Другое объяснение возрастающей популярности идей самоуправления и коллективного участия в политике может быть связано с общественной формой позднего капитализма. Согласно Жилю Делезу и Феликсу Гваттари, текущая экономическая система противоречива: с одной стороны капитализм наследует нашу первобытную тревогу перед желаниями и аксимотизирует их потоки, но, с другой стороны он основывается на энергии этих потоков желаний, поэтому – вынужденно декодирует их, освобождая. И, поскольку для Делеза и Гваттари желание всегда неразрывно связано с энергией производства, творчества, освобождение потоков желания может объяснять возрастающее стремление людей к более активному и непосредственному участию и в политическом реформировании, и в экономическом производстве.
Таким образом, сама реальность подводит нас к актуальности изучения философии анархизма. В работе, по этой причине, будет представлен анализ именно современной ветви либертарной9 философии, зародившейся в конце девятнадцатого века во Франции и протянувшейся через весь век двадцатый.
Вдохновителем рассматриваемого направления в анархистской мысли стала метафизика Бергсона – потрясающего по масштабам своего влияния мыслителя. И, как уже упоминалось выше, несмотря на то, что о неимоверной важности Бергсона для культуры, философии и политической теории прошлого столетия написано уже много, такой феномен, как бергсонианский анархизм, до сих пор не проработан. Начать заполнение этого пробела в истории философии и призвана данная работа.
Объект и предмет исследования
Итак, из всего многообразия философского наследия анархизма этот текст будет сосредоточен на его бергсонианской части – т.е. проследит влияние французского философа второй половины 19-го века Анри Бергсона на нескольких анархистских мыслителей. Таким образом, объектом исследования является современная социально-политическая и философская мысль (со второй половины 19-го века по сегодняшний день).
Предмет исследования – мировоззрение анархизма в его связи с бергсонианской философией.
Метод
В работе будет использован герменевтический метод. Речь идет о применении герменевтического круга, который в рамках этого метода не рассматривается как камень преткновения на пути интерпретации. Напротив, В русскоязычной литературе слово «либертарный» используется как синоним слова «анархический»7 он будет взят за единственно возможный способ прочтения как целого, так и его частей. «Целое надлежит понимать на основании отдельного, а отдельное — на основании целого. Это герменевтическое правило берет начало в
античной риторике; герменевтика Нового времени перенесла его из области ораторского искусства на искусство понимания. В обоих случаях перед нами круг. Части определяются целым и в свою очередь определяют целое:
благодаря этому эксплицитно понятным становится то предвосхищение смысла, которым разумелось целое», герменевтики. Часть – бергсонианский анархизм будет анализироваться через целое – метафизическую систему Бергсона, более того, будет показано, как сама философия духа Бергсона проясняется через анархические системы.
Также, согласуясь с герменевтическим методом, будет уделено особое внимание влиянию социально-культурного контекста, в котором писались некоторые работы. Ведь в отличие от более раннего анархизма, либертарные
авторы двадцатого века могли наблюдать становление тоталитарных режимов, что, конечно, не могло не оказать своего влияния на размышления о природе государства, человека и общества.
Цели и задачи
Цель работы: Проследить влияние Анри Бергсона на философию анархизма и выявить основные черты этого направления в либертарной мысли.
Задачи:
1. Обозначить основные мотивы бергсонианства как феномена
2. Сделать краткий обзор философского творчества Бергсона, уделяя особое внимание идеям, нашедшим свое продолжение в анархистской философии
3. Определить место бергсонаинского анархизма в анархистской теории
4. Проанализировать ключевые тексты ряда анархистских мыслителей на предмет оказанного на них влияния философией Бергсона
5. Выявить взаимодействия и пересечения текстов этих авторов между собой
6. Выделить общие идейные черты рассмотренных мыслителей
7. Заключить, что именно и почему в бергсонианской философии оказалось привлекательным для анархистских мыслителей, и как эти идеи трансформировались и раскрылись в их мировоззрениях
Степень разработанности проблемы
Отдельные аспекты влияния Бергсона на некоторых анархистов рассматривались такими русскоязычными исследователями как Илья Климов (о Жорже Сореле) и Петр Рябов (об Алексее Боровом). Основные мотивы философии Бергсона излагаются Ириной Блауберг в ее обширной работе «Анри Бергсон». Если же говорить о связи Жиля Делеза с анархизмом, здесь оказались полезными несколько англоязычных работ, такие, как Политическая философия постструктуралистского анархизма” М. Тодда и «Война с государством: анархизм Штирнера и Делеза» Сола Ньюмена. Но, поскольку, как уже было описано выше, проблема влияния Бергсона на анархизм только появляется в научном поле, основными источниками для исследования для меня все еще остаются сами тексты анархистовбергсонианцев, в которых они комментируют Бергсона, используют его метафизику, а также порой и упоминают друг друга. Три выбранных мной автора: Жорж Сорель, Алексей Боровой и Жиль Делез, подробнее об отношении которых к бергсонианству и анархизму будет рассказано во
второй главе.
Основные тезисы
Основные тезисы данной работы могут быть сформулированы следующим образом:9
1. Несмотря на то, что сама политическая философия Бергсона была далека от анархизма , метафизическая система, разработанная философом, не только оказала значительное влияние на современную анархистскую мысль, но и раскрылась в ней.
2. Особенно значимыми для анархистских мыслителей стали такие идеи Бергсона, как концепция длительности, творчества и свободы, а также убеждение философа в невозможности предсказать историю.
3. Общей для всех бергсонианских анархистов является идея динамичного, постоянно изменяющегося общества (в противоположность статичному обществу, которое делает все возможное для своего сохранения), в котором политика переживается людьми как нечто, в чем можно в любой момент непосредственно принять участие.
4. Витализм Бергсона был интерпретирован анархистами в политическом ключе: постоянная борьба человека за свое освобождение
против рассудочного аппарата системы постулировалась сущностью самой жизни.
5. Метафизика Бергсона помогла анархистам с одной стороны философски обосновать некоторые политические идеи предшествующих анархистов, а с другой, вместе с историческим опытом ХХ века, продвинула за пределы «просвещенческой» парадигмы классического анархизма, сблизив бергсонанский анархизм с «постанархизмом».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной работы было проследить влияние Анри Бергсона на философию анархизма и выявить основные черты этого направления в ибертарной мысли. Для выполнения этой задачи использовался метод
герменевтического круга. Производилось движение от целого к части; движение от общих определений основных понятий Бергсона: длительности, творчества, свободы, а также убеждения философа в невозможности
предсказать историю, - к их конкретным проявлениям в философии анархистов. Аргумент непредсказуемости истории использовался и Сорелем и Боровым для философского обоснования давней анархисткой критики политического лидерства, а также своего неприятия репрезентативной демократии: реальную жизнь невозможно уложить в рассудочную схему политической программы, и поэтому – эти программы никогда не будут сбываться, как и история, будучи самим течением наших жизней, всегда в реальности будет вырываться за границы наших предположений о ней.
Также, неразрывность понятий действия, творчества и свободы у Бергсона может позволить трактовать насилие Сореля как не только идею свержения старого режима, но и сотворение нового права и новой модели жизни –
просто без сооружения нового дворца на месте только что разрушенного.
Именно так Сореля читает Алексей Боровой – у которого длительность, наполненная человеческим творчеством (а значит, и свободой) становится идеалом «анархического пути», при этом идеальное анархистское общество отвергается в принципе, так как длительность Бергсона выражается в непрерывном движении, а значит любые догмы – временны. Взятие длительности за истинное воплощение жизни, а также исторический контекст XX века (становление тоталитарных режимов) приводят Борового и Делеза к определению государства как в первую очередь абстракции. В
отличие от классических анархистов (Бакунин, Кропоткин, Прудон), они не определяют государство как нечто внешнее по отношению к человеку, а показывают, что желание быть подавляемыми свойственно нам так же, как и стремление к свободе. Все три рассмотренных анархиста следуют бергсонианскому иррационализму, поэтому человек больше не рассматривается ими как сугубо рациональный субъект, что отделяет их от «просвещенческого» классического анархизма и приближает к «постанархизму». Делез, как бергсонианец, ассоциируя рассудочные схемы с несвободой, также как и два других автора является антиутопистом, более
того, вместе с Боровым они подчеркивают важность борьбы в первую очередь не с самими институтами власти, но с их моральными и рациональными дискурсами (которые, являясь продуктом рассудка,
автоматически становятся и инструментами подавления). У Делеза творчество Бергсона превращается в «желающее производство» и, усиленное теорией психоанализа и семиотики (которые во время жизни
предшествующих анархистов еще не достигли своего расцвета), ложится в основу его политической теории. Все три анархиста, вдохновленные идеями «Творческой эволюции» рассматривают существование общества – как
движение, а человека – как разгоняющую это движение силу. Поэтому борьба человека с подавляющими его свободу (а значит, и творчество) рассудочными схемами государства является сущностью, ядром самого жизненного процесса, следовательно – абсолютно естественны. Ризома Делеза становится попыткой показать модель мышления (жизни, политики, общества, творчества…) соответствующую бергсонианской длительности, а значит – свободную.
Теперь, продолжая движение по герменевтическому кругу, возвратимся от части к целому. Через философию бергсонианского анархизма, философия самого Бергсона периода вплоть до «Творческой эволюции» включительно раскрывается как центрированная на свободе, творчестве и действии человека. Вся вселенная предстает перед нами как
бесконечный обмен энергий и потоков между объектами, и, - главное – сущее трактуется в терминах движения (не зря философия Бергсона считается первым философским осмыслением теории Эйнштейна). Кроме того,60
иррационализм Бергсона, его критика рассудочных схем и моделей делает его предтечей постструктурализма, фактически, проговаривая его критические тезисы на рубеже 19-го и 20-го веков. Это видно из того,
сколько общего бергсонианский анархизм находит с постанархизмом (Делез стоит на перекрестке этих течений, но и Сорель, и Боровой могут быть прочитаны как аномально ранние постстанархисты).
Также, анализ поздней книги Бергсона «Два источника морали и религии» показал, что в ней он меняет свое мировоззрение в ряде ключевых моментов (взгляд на сущность человека и инстинкт) и поэтому – его собственная политическая философия хотя и содержит в себе некоторые элементы его более ранней философии (противопоставление статического и динамического), но все же во многом больше опирается на взгляды Гоббса, Канта, и Руссо. Поэтому, политическая философия анархизма более близка к ранней метафизике Бергсона, чем его собственные поздние политические заключения.
Из всего этого можно сделать заключение, что как философия анархизма через свою политическую теорию может раскрыть для нас некоторые аспекты метафизики Бергсона, так и – в обратном направлении – метафизика Бергсона дает философии анархизма более прочное онтологическое основание и позволяет ей выйти за рамки рационализма и начать видеть власть государства не только в виде институтов, но и в области моральных и рациональных дискурсов.
В дальнейшем мне бы хотелось продолжить исследование философии анархизма в ее пересечении с более фундаментальными положениями и вопросами континентальной философии, так как, как демонстрируется в работе, разные направления философской мысли до конца осознаваемы только в переплетении и взаимодействии друг с другом. Чувствуется необходимость в продолжении встраивания философии анархизма в общий философский контекст (так как, как было сказано во введении, анархизм долгое время «маргинализировался» в академической среде).61
Другой аспект, приоткрытый в данной работе – это философия анархизма в России после Кропоткина. Необходимо дальнейшее изучение архивов Алексея Борового; я планирую оказать любое возможное содействие публикации его работ. Ведь вклад российских мыслителей в мировую философию анархизма неоспорим; и также неоспорима важность возвращения несправедливо забытых элементов этого вклада в поле научного дискурса – для понимания истории политической континентальной философии в целом


1. «Анри Бергсон» // Под ред. В.В.Бычкова. Художественно-эстетическая
культура XX века. М.: Российская политическая энциклопедия
(РОССПЭН), 2003.
2. «Анри Бергсон» // История философии: Энциклопедия. Мн.:
Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002.
3. «Синдикализм» // Политика. Толковый словарь. М.: ИНФРА-М; Весь
Мир, 2001.
4. «Философия жизни» // Философский словарь URL: http://www.harc.ru
5. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. С. 288
6. Бергсон А. Материя и память. Минск: Харвест, 1999.
7. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Бергсон
Анри. Собрание сочинений в четырех томах, Т.1. M.: Московский клуб,
1992.
8. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Терра книжный клуб, 2001.
9. Блауберг И. Анри Бергсон. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
10.Боровой А. Анархизм. M.: Директ-Медиа, 2014.
11.Боровой А. Власть. М.: Директ-Медиа, 2012.
12.Боровой А. Революционное творчество и парламент (революционный
синдикализм). М.: Голос труда, 1917.
13.Герен Д. Анархизм: от теории к практике. М.: Радикальная теория и
практика, 2013.
14.Делез Ж. Кино : Кино 1. Образ-движение. Кино 2. Образ-время. М.: Ад
Маргинем, 2005.
15.Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: капитализм и шизофрения.
Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
16.Делeз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения.
Екатеринбург: У-фактория, 2010.
17.Делез, Ж., Негри A. Контроль и становление // Делез, Ж. Переговоры.
СПб.: Наука, 2004
18.Духан И. Искусство длительности: философия Анри Бергсона и
художественный эксперимент // Логос, №3 (71), 2009.
19.Кант И. Основоположение к метафизике нравов // Иммануил Кант,
Сочинения на русском и немецком языках, Т.3. М.: Билингво, 1997.
20.Климов И. Теория мифов Жоржа Сореля // Социологический журнал,
2002(1).
21.Рябов П. Алексей Боровой и фрейдизм (по архивным источникам) //
Развитие личности, №. 4, 2015.
22.Рябов П. Краткая история анархизма. Краснодар: Красное и черное,
1995.63
23.Рябов П. Романтический анархизм Алексея Борового. URL:
http://iphras.ru/uplfile/histph/yearbook/2011/hphy-2011_ryabov.pdf
24.Рябов П. Философия постклассического российского анархизма- terra
incognita // Преподаватель ХХI век, №. 3, 2009.
25.Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.
26.Грэбер Д. Фрагменты анархистской антропологии. М.: Радикальная
теория и практика, 2014.
27.Магун A. Революция и кризис репрезентации // Логос, №2, 2012.
28.Подорога Ю., Блауберг И. Предисловие // Логос, №3 (71), 2009.
29.Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: УРСС, 2002.
30.Рашковский Е. Бергсон и Тойнби, или o «материи»
историческогознания // Логос, №3 (71), 2009. С. 155
31.Сорель Ж. Размышления о насилии. М.: Фаланстер, 2013. С.47
32.Deleuze G. Dialogues. (trans.) Hugh Tomlinson. New York: Columbia
University Press, 1987.
33.Dosse, F. Gilles Deleuze & Félix Guattari: Intersecting Lives. New York
Chichester: Columbia University Press, 2011.
34.Fujita H. Anarchy and Analogy: The Violence of Language in Bergson and
Sorel // Bergson, Politics and Religion. London: Duke University press,
2012.
35.ed. Kinna R. The Bloomsbury Companion to Anarchism. New York:
Bloomsbury, 2014.
36.Lang M. Globalization and Global History in Toynbee // Journal of World
History, 22 (4), 2011
37.May, T. The Political Philosophy of Poststructuralist Anarchism. University
Park, PA: Pennsylvania State University Press, 1994.
38.Milza P. L'année Terrible: La Commune (Mars – Juin 1871). Paris: Perrin,
2009.
39.Newman S. Research Methods and Problems: Postanarchism // ed. Kinna R.
The Bloomsbury Companion to Anarchism. New York: Bloomsbury, 2014.
40.Newman S. War on the State: Stirner's and Deleuze's Anarchism // Anarchist
Studies, 9(2), 2001.
41.Rosanvallon P. Decentring Democracies // Redescriptions: Political
Thought, Conceptual History and Feminist Theory, 2009. V.13, N.1

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ