ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛИЗМА И ПАРАДИПЛОМАТИИ 10
§1. ФЕДЕРАЛИЗМ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ 10
§2. ПРОБЛЕМА СУВЕРЕНИТЕТА В ФЕДЕРАТИВНОМ ГОСУДАРСТВЕ 16
§3. ПАРАДИПЛОМАТИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ 20
ГЛАВА 2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КАНАДЫ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 26
§1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ 26
§2. ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ 33
ГЛАВА 3. ПАРАДИПЛОМАТИЯ КВЕБЕКА И ОНТАРИО 40
§1. КВЕБЕК 40
§2. ОНТАРИО 51
ГЛАВА 4. ПАРАДИПЛОМАТИЯ НЬЮ-БРАНСУИКА И БРИТАНСКОЙ КОЛУМБИИ 61
§1. НЬЮ-БРАНСУИК 61
§2. БРИТАНСКАЯ КОЛУМБИЯ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
Канада является одной из крупнейших федераций в мире, которая за последние годы существенно увеличила свою вовлеченность в мировые политические дела. Однако внешнеполитическая деятельность Канады не ограничивается только федеральным уровнем; в неё активно вовлечены провинции, что, без сомнения, вызывает научный и практический интерес.
Следует сказать, что субъекты многих федераций так или иначе вовлекаются в международную деятельность. В Канаде этот процесс выражен особенно ярко и во многом связан с процессами децентрализации, происходящими внутри федерации, а также со спецификой канадской Конституции.
Для науки актуально изучение международной деятельности провинций Канады, потому что ученые в настоящий момент не пришли к единому мнению относительно проблемы взаимоотношений, которые складываются между канадским федеральным центром и провинциями в контексте внешней политики государства, а также причин выхода субъектов на международную арену.
Что касается политической актуальности исследования, то здесь можно отметить возможность проведения аналогий между парадипломатией субъектов Канады и Российской Федерации. Решение канадских проблем, связанных с международной деятельностью провинций, сможет помочь найти ответы на подобные вопросы в России.
В настоящей работе для разграничения деятельности канадского федерального центра и субъектов на международной арене понятия «внешняя политика» и «международная политика» будут использоваться в отношении Федерального правительства Канады, а «парадипломатия», «внешние связи», «международные связи» и «международная деятельность» - в отношении провинций.
Объектом исследования является канадский федерализм.
Предметом исследования является международная деятельность канадских провинций. Основное внимание уделяется Квебеку и Онтарио (наиболее заметные субъекты Канадской Федерации в области парадипломатии), а также Нью-Брансуику и Британской Колумбии, которые в XXI в. все активнее заявляют о себе на международной арене.
Целью работы является выявление особенностей международной деятельности провинций Онтарио, Квебек, Британская Колумбия и Нью-Браунсуик.
Задачи:
• рассмотреть особенности распределения полномочий между федеральным центром и субъектами в области международных отношений;
• выявить особенности парадипломатических процессов в федеративном государстве;
• дать характеристику конституционно-правовым основам внешней политики Канады на федеральном и провинциальном уровнях;
• установить место канадских провинций (Квебек, Онтарио, Нью-Брансуик и Британская Колумбия) в системе внешней политики Канады.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000 г. по 2017 г., т.е. с начала XXI в. и по настоящее время.
Методология:
• Метод системного анализа (для рассмотрения поведения канадских провинций во внешней и внутренней политике страны);
• Историко-сравнительный метод (для изучения эволюции канадского федерализма XX и XXI вв.; выяснения схожих и отличительных черт деятельности субъектов на международной арене);
• Историко-типологический метод (для определения направлений международной деятельности провинций).
Источниковую базу составили различные виды письменных источников:
• Федеральные нормативно-правовые акты Канады: например, документы конституционного уровня - Акт о Британской Северной Америке, 1867г.1, Вестминстерский Статут 1931г.1 2 и Конституционный Акт 1982 г.3
• Нормативно-правовые акты провинциального уровня Канады: к примеру, планы и стратегии развития - Стратегия международного образования Британской Колумбии 2012г. 4; документы, касающиеся деятельности провинций в различных сферах - «Лесная промышленность Британской Колумбии 2015 г.: вклад в экономику».5
• Нормативно-правовые акты зарубежных государств: например, «Развитие индийской горнодобывающей промышленности: путь вперед»6 за 2013 г.;
• Дипломатические документы, которые затрагивают вопросы взаимодействия провинций и федерального центра с другими странами и регионами, а также друг с другом. Яркий пример - Меморандум о взаимопонимании между канадской провинцией Нью-Браунсуик и китайской провинцией Хебей 2011 г.7
• Документы судебной практики, ставшие прецедентами: Ликвидаторы Морского Банка Канады против Нью-Браунсуика,1892 г.8, Золотодобывающая компания «Бонанза Крик» против Короля, 1916 г.9 и др.
• Отчеты и речи государственных деятелей по вопросам международных связей: к примеру, речь главы Квебека Филиппа Куйяра «о международной роли Квебека»10 11 после подписания Всеобъемлющего экономического и торгового соглашения (СЕТА) между Канадой и Европой 2016 г.
• Внутренние документы организаций, объединений и органов власти: пример - Устав Департамента иностранных дел, торговли и развития Канады.11
• Статистические материалы: данные относительно экономики, демографии и политического развития провинций и Канады в целом. Например, статистика экспорта Британской Колумбии в 2000 г.12
Тема международной деятельности канадских провинций освещалась как отечественными, так и зарубежными авторами. Однако стоит отметить, что преимущественно затрагивался период последней трети XX, а не XXI в., в первую очередь, из-за повышенного внимания к международной активности Квебека в этот период.
Канада является федерацией, поэтому для раскрытия темы важно рассмотрение трудов, связанных с изучением федерализма. Так, для теоретической части исследования является важным обращение к «Федеральному правительству»13 К. Веара, где автор рассуждает о дуалистической федеральной системе, и к «Трендам федерализма в теории и на практике»14 К. Фридриха, который одним из первых сделал попытку трансформировать понимание федеративных отношений и выдвинул теорию федерализма как процесса. Взаимодействие между центром и субъектами рассматривается в работе М. Виле «Структура американского федерализма»15; соблюдению баланса между уровнями власти, посвящено исследование Р.Л. Уоттса «Модели федерального разделения власти»16.
В 1990-2000 гг. появился интерес к конституционным основам федерализма (Андрей Захаров в книге «“Спящий институт”: федерализм в современной России и в мире»17) и территориальным компонентам (Э.Гибсон «Федерализм и демократия: теоретические связи и поучительные выводы»18, П.Кинг «Федерализм и представительство»19).
Стоит отметить, что ученые рассматривали различные аспекты федеральной системы не только в теории, но и на примере Канады. В частности, И.М. Денека обращает внимание на взаимодействие двух уровней власти в Канаде - федерального и провинциального в монографии «Канадский федерализм в контексте взаимоотношений федерального центра и провинций»20.
Еще одной интересной работой является «Эволюция канадского федерализма»21 С.Ю. Данилова, где подробно рассказывается об основных этапах развития федеральной системы в Канаде до 1990 г., что важно для понимания современного состояния дел в этой стране.
Вопросы о характерных чертах конституционно-правового регулирования внешней политики Канады и о влиянии судебных прецедентов на отношения федерального центра и провинций нашли отражение в статье Ю.Г. Акимова «Канадский федерализм и конституционно-правовой статус квебекской парадипломатии»22.
Для исследования имеет большое значение сравнение канадской модели федерализма с опытом других стран, поэтому нельзя обойти стороной труд А.А. Мелкумова «Российская и Канадская модели федерализма»23. К слову, канадский опыт работы с субъектами полезен для России при возникновении проблем в работе федеральных и региональных властей во внешней политике.
Если говорить о систематическом исследовании проблемы международной деятельности негосударственных акторов, то оно впервые было начато автором термина «парадипломатия» И. Духачеком, который использовал его в работе «Территориальное измерение политики: внутри и среди разных стран»24. Также в книге «Перфорированные суверенитеты: к типологии новых акторов в международных отношениях»25 ученый предложил классификацию взаимодействий в области парадипломатии.
Последователями И. Духачека стали С. Уолф («Парадипломатия: масштаб, возможности и вызовы»26) и П. Солдатос («Основы изучения федеративных государств как внешнеполитических акторов»27). Ученые создали теоретическую основу для изучения парадипломатии, что важно для понимания этого феномена как процесса.
Кроме того, стал часто возникать вопрос о причинах, которые побуждают негосударственных акторов к международной деятельности. Так, эта проблема рассматривалась М.Ф. Фарукшиным в статье «Субъекты федераций в международных отношениях»28 и Н. В. Яковлевой и И.М. Левкиным в «Особенности трансграничного регионального сотрудничества в форме парадипломатии»29.
В XXI в. стало популярным изучение частных примеров парадипломатии. Так, Е.С. Сафонова в работе «Внешнеполитическая деятельность канадских провинций в конце двадцатого века (1990-е)»30 рассмотрела парадипломатию на примере Онтарио, Квебека, Британской Колумбии и Альберты в 1990-е гг., что важно для понимания международной деятельности провинций в начале 2000-х.
Самой известной провинцией, осуществляющей международную деятельность в Канаде, является Квебек. Аспекты, связанные с квебекской парадипломатией, подробно рассмотрены Ю.Г. Акимовым в статьях «Квебекская парадипломатия и позиция федерального правительства Канады: от конфликта к компромиссу»31;
«Внешнеполитическая деятельность субъектов федераций и конституционный процесс в федеративных государствах (на примере Канады, Бельгии и Испании)»32; «Парадипломатия как средство выражения региональной идентичности субъектов федераций»33; «Отношения Квебека и США В 1940-е - начале 2010-х годов»34.
Тема квебекской парадипломатии поднималась и в XX в. Так, Р.Г. Крейг35 и Р.С. Бофвелл36 в качестве одной из причин возникновения дезинтеграционных процессов в Канаде назвали международную деятельность Квебека.
Российские и канадские ученые подробно осветили вопросы, связанные с особенностями федерализма Канады. В меньшей степени рассмотрены вопросы о взаимодействии федерального и провинциального уровня во внешней политике, а особенности международной деятельности провинций Канады в XXI в. так и не были достаточно изучены.
Научная новизна исследования заключается, во-первых, в том, что проводится комплексное изучение международной деятельности провинций Канады в 2010-2017 гг. (до этого ученые рассматривали этот вопрос либо в рамках XX в., либо писали о первом десятилетии XXI в.).
Во-вторых, исследование позволяет уточнить сложившиеся ранее представления о месте провинций во внешней политике Канады.
В-третьих, в настоящей работе впервые рассмотрена международная политика Нью-Брансуика в XXI в. (раньше исследователи уделяли большее внимание основным провинциям, таким как Онтарио, Квебек).
В-четвертых, детально проанализированы связи Британской Колумбии и Индии.
Структура данной работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Отдельные положения магистерской диссертации, касающиеся международной деятельности Нью-Брансуика и особенностей канадской парадипломатии, были представлены в докладе на Международной научной конференции «VI Канадские чтения. 150 лет Канадской Федерации: от Британского доминиона к глобальному игроку», 7-8 апреля 2017 г. в Санкт-Петербургском государственном университете.
Сегодня все большее количество стран приходят к федерализму. Однако для достижения эффективного управления федеративным государством стоит помнить о том, что любые усилия, предпринимаемые для налаживания взаимодействия между федерацией и ее субъектами, как во внутренней, так и во внешней политике, должны быть основаны на тщательном понимании полномочий, которыми обладают органы управления. Это должно быть отражено в основном законе государства (Конституции).
В XXI в. наблюдается стремление отдельных субъектов федераций к получению полномочий в области международной деятельности. Это обусловлено не только влиянием внешних факторов (прежде всего, глобализации), но и внутренних (желанием выразить исторические, политические, экономические и культурные особенности, достижением определенных целей и получением выгоды). Здесь возникает вопрос о разделении компетенций между федеральным центром и субъектами.
В результате рассмотрения этой проблемы можно сделать вывод о том, что в XXI в. оптимальным вариантом является выбор не исключительного или раздельного суверенитета, а синтетического. В этом случае создается равновесие между федеральными и региональными властями. Субъекты получают возможность принимать участие в укреплении суверенитета всей федерации в целом. Это позволяет избежать таких проблем как стремление субъектов к излишней самостоятельности и, следовательно, конфликтов между уровнями власти.
Концепция синтетического суверенитета все чаще реализуется на практике, потому что в наши дни субъекты многих федераций принимают активное участие в международной деятельности. Это приводит к развитию такого направления в международных отношениях как парадипломатия, частным случаем которой является субъектно-территориальная дипломатия.
Следует подчеркнуть то, что, если в XX в. главной причиной выхода субъектов во внешнеполитическую сферу было недовольство внешней политикой федерального центра и стремление к связям с родственными этно-культурными и историческими регионами, то в XXI в. ключевым моментом является экономика. Именно благодаря ей происходит реализация ресурсно-производственного потенциала субъектов, который не может быть в полной степени осуществлен в рамках внутренней политики государства. Также стоит отметить то, что участие субъектов в международной деятельности в большинстве случаев не противоречит целям национальной внешней политики, оно дополняет ее и приносит пользу, прежде всего, экономического плана. Получается, что в XXI в. разделение полномочий во внешней политике между федеральными властями и субъектами, а также взаимные консультации позволяют достичь экономического процветания в регионах, развития туристического и культурного потенциалов.
Если говорить о Канаде, то она изначально пошла по федеративному пути развития, однако современное канадское государство отличается от того, что было в XIX в. и на протяжении большей части XX в. - в Канаде связь между уровнями власти представлена как децентрализованная, а не централизованная: местные органы власти получают больше полномочий, чем центральное правительство. Дело в том, что каждый уровень имеет автономное право принятия решений в областях, возложенных на него.
Основными причинами выхода канадских провинций на международную арену в XXI в. является экономика, а также отсутствие конституционных ограничений, которые возникли, во-первых, из-за изменения понимания федерализма еще в XX в. В Канаде происходили сильные процессы децентрализации, и федеральные власти были сосредоточены больше на проблемах разделения властных полномочий с провинциями. Центр оказался не способным представить региональное канадское разнообразие. Во- вторых, по причине нежелания вносить изменения в нормативно-правовые акты из-за существования так называемой «неписанной» Конституции, которая является более гибкой. При этом федеральные власти признают факт существования международной активности провинций, более того, они ее поддерживают. Таким образом, провинции не встречают на своем пути каких-либо серьезных ограничений. Используя грамотный подход к канадским законам и желание развиваться, субъекты выходят на международную арену.
Провинции Канады осуществляют свою международную деятельность в разной степени: одни являются активными внешнеполитическими игроками, другие предпочитают уделять большее внимание внутренним проблемам. Такое поведение связано с тем, что провинции, во-первых, обладают разным ресурсным потенциалом, а, во-вторых, субъекты преследуют неодинаковые цели, как во внутренней, так и во внешней политике.
Квебек занимает исторически центральное место среди канадских провинций в области парадипломатии. В ходе исследования было выяснено, что в XXI в. имеет место быть сотрудничество Квебека с федеральными властями: противоборство, связанное с сепаратистскими устремлениями провинции, сменилось нахождением компромиссов, ведь деятельность Квебека не противоречит Конституции. Однако стоит отметить, что правительство Квебека проводит международную политику в соответствии с провинциальными ценностями. Следовательно, принимаемые решения не ограничивают право квебекцев жить и развиваться в соответствии с их собственным выбором.
Квебек, в отличие от других провинций, имеет больший опыт работы в международной сфере. Он уже достиг значительных успехов в субъектнотерриториальной дипломатии, особенно во внешних связях с франкоговорящими государствами и США. В будущем достижения могут быть еще больше, если Квебек будет следовать конкретным задачам, поставленным в новом Плане «Квебек на международной арене: вовлечение, участие, процветание». Скорее всего, провинция станет уделять больше внимания экономическому направлению, чем политическому. Объем иностранных инвестиций и торговли с зарубежными представителями во многом определяет уровень благосостояния Квебека. Что касается зарубежных партнеров, то, скорее всего, Квебек не только углубит исторические отношения со странами Северной Америки и Европы, но и повысит уровень своего участия в жизни Азии, Африки и Латинской Америки.
Онтарио, как и Квебек, представляет собой традиционного участника парадипломатической деятельности. Несмотря на то, что парадипломатия Онтарио является довольно обширной и активной, она не противоречит интересам страны в целом. Онтарио успешно осуществляет международную деятельность в XXI в.
Парадипломатия необходима провинции, прежде всего, для развития экономики и решения экологических проблем. Важным моментом является то, что Онтарио поддерживает международную политику канадского Правительства, однако связь с федеральным центром не означает отсутствия самостоятельности провинции. Конечно, Онтарио не бросает вызовы Правительству Канады и прислушивается к его советам, однако парадипломатия осуществляется, прежде всего, исходя из провинциальных интересов. Именно умение находить компромиссные решения с канадскими властями позволяет Онтарио выстраивать прочные отношения с другими акторами международных отношений: традиционно с США, а в качестве альтернативного направления с Китаем.
Активную роль на международной арене играет и Британская Колумбия. Сегодня эта провинция является лидером по темпам экономического роста, благодаря тесной связи с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Это видно, во-первых, из большого количества контактов, уже установленных со странами АТР и находящимися в процессе становления.
Во-вторых, Британская Колумбия придерживается идеи о сотрудничестве с Федеральным Правительством, и таким образом демонстрирует не только свои успехи на азиатско- тихоокеанском направлении, но и страны в целом.
Преимуществами политики Британской Колумбии в странах АТР являются, прежде всего, надежность, стремление развиваться, умение быстро адаптироваться к рыночным изменениям, выгодное географическое положение и наличие востребованных ресурсов.
Что касается недостатков, то один из наиболее существенных - большое количество проектов и программ, которые не всегда выполняются в срок. Также из-за объемов работ существуют проблемы со статистикой (во многих случаях данные предоставляются в среднем через два года, либо есть неточности), что может негативно сказываться на планировании.
Интересно то, что в XXI в. начали проявлять свою международную активность Атлантические провинции, например, Нью-Брансуик. Сегодня экономический рост и социальный прогресс провинции напрямую зависят от его вовлечения в международные дела. Эпоха глобализации предоставляет субъекту большие возможности для процветания и развития.
Актуальным вопросом в международной деятельности Нью-Брансуика является, возможность переезда в провинцию для людей, говорящих на французском языке. Это предложение привлекает внимание мигрантов благодаря более низким требованиям, чем, например, в Квебеке. Также очевидно, что Нью-Брансуик намерен открывать новые границы возможностей за рубежом (в Европе и Азии), правда, скорее всего, он не сможет отказаться от сотрудничества с США из-за больших экономических инвестиций. Но притом субъект уже создал себе репутацию надежного бизнес-партнера, что, без сомнения, подняло его международный авторитет.
Таким образом, Канада является государством, где провинции активно осуществляют международную деятельность. Сотрудничество между провинциальными и федеральными уровнями власти в области международных отношений приведет к процветанию Канады не только в XXI в., но и в будущем.
ИСТОЧНИКИ
Федеральные нормативно-правовые акты
1. Balfour Declaration, 1926// Historica Canada. URL: http://www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/balfour-report/ (date of access: 24.01.2017).
2. British North America Act, 1867// The National Archives of the UK. URL: http://www.legislation.gov.Uk/ukpga/1867/3/pdfs/ukpga_18670003_en.pdf (date of access: 17.09.2016).
3. Canadian Energy Strategy, 2015// The Council of the Federation. URL: http://www.canadaspremiers.ca/phocadownload/publications/canadian_energy_strategy_eng_fnl. pdf (date of access: 13.03.2017).
4. Constitution Act, 1982// Canadian Department of Justice. URL: http://laws- lois.justice.gc.ca/eng/Const/page-15.html (date of access: 17.09.2016).
5. Foreign policy priorities of Canada, 2016-2017// Official website of the Canadian Government. URL: http://www.international.gc.ca/department-ministere/priorities-priorites.aspx?lang=eng (date of access: 03.02.2016).
6. Canadian Market Access Plan of India, 2015-2017// Global Affairs Canada. URL:http://international.gc.ca/global-markets-marches-mondiaux/markets-marches/map_india- pam_inde.aspx?lang=eng (date of access: 02.03.2017).
7. Statute of Westminster, 1931// The National Archives of the UK. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1931/4/pdfs/ukpga_19310004_en.pdf (date of access: 17.09.2016).
Провинциальные нормативно-правовые акты
8. Doctrine Gerin-Lajoie, 1965 / Quebec. Ministere des Relations Internationales et de la Francophonie. URL: http://www.mrif.gouv.qc.ca/Content/documents/fr/discours_gerin_lajoie.pdf (date d'acces au document: 12.04.2017).
9. La strategie energetique du Quebec, 2006-2015// Site Officiel du government du Quebec. URL: http://mern.gouv.qc.ca/publications/energie/strategie/strategie-energetique-2006- 2015-sommaire.pdf (date d'acces au document: 20.04.2017).
10. Le Quebec Dans Le Monde: S’investir, Agir, Prosperer, 2017// Ministere Des Relations Internationals et Francophonie. URL: http://www.mrif.gouv.qc.ca/content/documents/fr/PolitiqueInternationalQc_2017_LR.pdf (date d'acces au document: 27.04.2017).
11. Plan stratdgique 2014-2018// Ministere Des Relations Internationals et Francophonie. URL: http://www.mrif.gouv.qc.ca/Content/Documents/fr/plan_strategique2014- 2018_web.pdf (date d'acces au document: 12.04.2017).
12. Plan stratdgique, 2009-2013 d'Hydro-Qudbec// Hydro-Qudbec URL: http://www.hydroquebec.com/publications/fr/plan_strategique/. (date d'acces au document: 21.04.2017).
13. Strategie du gouvernement du Quebec a 1’egard des Etat-Unis. Quebec, 2010// Ministere Des Relations Internationals et Francophonie. URL: http://www.mrif.gouv.qc.ca/content/documents/fr/strategie_QC_USA.pdf (date d'acces au document: 01.04.2017).
14. Strategie Quebecoise De L’exportation, 2016-2020.Cap Sur Les Etats-Unis// Ministere Des Relations Internationals et Francophonie. URL: https://www.economie.gouv.qc.ca/fileadmin/contenu/documents_soutien/strategies/strategie_exp ortation/oser_exporter_cap_etats_unis.pdf. (date d'acces au document: 20.04.2017).
15. Annual Report 2012-2013 of the Department of Post-Secondary Education, Training and Labour of New-Brunswick// The official website for Department of Post-Secondary Education, Training and Labour of New-Brunswick. URL: http://www2.gnb.ca/content/dam/gnb/Departments/petl-epft/PDF/AnnualReport- RapportAnnuel2012-2013.pdf (date of access: 20.09.2016).
...