Эволюция клубных средств массовой информации (на примере футбольного клуба «Зенита»)
|
Введение……………………...…………………………………………….......3
Глава 1. История взаимодействия футбольных клубов с
болельщиками………………………………………………………………....9
1.1. Великобритания открывает футбол: первые английские
футбольные клубы и их болельщики………………………….…..….10
1.2. Влияние технического прогресса на развитие коммуникации
между футбольными клубами и болельщиками …………………….13
1.3. Зарождение первых клубных средств массовой информации в
британском футболе …………………………………….…………..…15
1.4. Особенности общения футбольных клубов и их болельщиков в
СССР на примере ленинградского «Зенита»…………………………20
Глава 2. Эволюция клубных средств массовой информации
футбольного клуба «Зенит»……………….……………….………………27
2.1. Советский период истории ленинградского «Зенита»: появление
первых афиш, брошюр и программ………………….……………..…29
2.2. Российский футбол 1992-2000-х годов и первые шаги «Зенита» в
организации клубных СМИ…………………………..…….………….35
2.3. Работа клубных СМИ в период выхода «Зенита» на ведущие
позиции…………………………………..……………………………...40
2.4. Инновационные модели в работе с болельщиками в период с
2006-го года по настоящее время………….…………………………..47
Заключение
Список литературы……….…………………………...………………….…62
Приложение…
Глава 1. История взаимодействия футбольных клубов с
болельщиками………………………………………………………………....9
1.1. Великобритания открывает футбол: первые английские
футбольные клубы и их болельщики………………………….…..….10
1.2. Влияние технического прогресса на развитие коммуникации
между футбольными клубами и болельщиками …………………….13
1.3. Зарождение первых клубных средств массовой информации в
британском футболе …………………………………….…………..…15
1.4. Особенности общения футбольных клубов и их болельщиков в
СССР на примере ленинградского «Зенита»…………………………20
Глава 2. Эволюция клубных средств массовой информации
футбольного клуба «Зенит»……………….……………….………………27
2.1. Советский период истории ленинградского «Зенита»: появление
первых афиш, брошюр и программ………………….……………..…29
2.2. Российский футбол 1992-2000-х годов и первые шаги «Зенита» в
организации клубных СМИ…………………………..…….………….35
2.3. Работа клубных СМИ в период выхода «Зенита» на ведущие
позиции…………………………………..……………………………...40
2.4. Инновационные модели в работе с болельщиками в период с
2006-го года по настоящее время………….…………………………..47
Заключение
Список литературы……….…………………………...………………….…62
Приложение…
Актуальность темы исследования. «Зенит» – самый популярный футбольный клуб России и постсоветского пространства. Результаты
социологических исследований, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2016 году1, свидетельствуют
о том, что за санкт-петербургский «Зенит» болеют 13% россиян, что является лучшим результатом среди всех отечественных клубов. Для сравнения: московские ЦСКА и «Спартак» поддерживают по 8%
болельщиков. Таким образом, «Зенит» второй год возглавляет соответствующий рейтинг, а доля поклонников команды только растет.
По данным исследования компаний ACNielsen и Sport+Markt2 активная аудитория болельщиков «Зенита» в России составляет 12,6 миллионов
человек. В Санкт-Петербурге клуб поддерживают 2 миллиона человек, а индекс узнаваемости близок к 100%.
Взаимодействие «Зенита» с аудиторией ведется по следующим каналам коммуникации: телевидение, интернет, социальные сети, печатная продукция, радио, мобильные приложения и мерчендайзинг. Согласно данным спонсорского контракта компании NIKE, болельщик за год совершает более 1,3 миллиардов контактов с «Зенитом» по приведенным выше каналам коммуникации.
Очевидно, что в преддверии проведения в России чемпионата мира по футболу 2018 года интерес к данному виду спорту в стране будет расти, а значит, «Зенит» как один из символов Санкт-Петербурга, города, который примет четыре матча Кубка конфедераций и семь поединков чемпионата мира, получит возможность привлечь новую аудиторию. Мы же постараемся разобраться, за счет чего клубу удалось достичь такой популярности и как он может развить её в будущем.
Наше исследование будет основано на анализе средств массовой
информации, с помощью которых «Зенит» вел в прошлом и ведет сейчас
работу со своей многомиллионной аудиторией. Для этого мы выделим следующие каналы коммуникации с болельщиками – телевидение, интернет, социальные сети, печатная продукция и радио. На данный
момент в состав клубной прессы «Зенита» входят «Зенит ТВ» (телевидение), официальный сайт (интернет), публичная страница во «ВКонтакте», Facebook и Twitter (социальные сети), а также видеоканал на YouTube, предматчевая программка «ProЗенит» (печатная продукция) и
«Радио Зенит» (радио). Стоит отметить, что клубный журнал «Наш «Зенит», с февраля 1999 года входивший в систему клубной прессы, три года назад приостановил свой выпуск.
Объектом изучения являются клубные средства массовой информации футбольного клуба «Зенита», предметом – факторы, определяющие процесс развития взаимоотношений между болельщиками
и футбольным клубом «Зенит» с появлением новых средств массовой коммуникации.
Научная новизна состоит в изучении эволюции клубных средств массовой информации «Зенита» в связи с прохождением им определенных исторических этапов в своем развитии. В ходе исследования мы выделим четыре цикла в жизни сине-бело-голубых в их современной истории и
оценим работу футбольного клуба с болельщиками на протяжении
каждого из них. В поле нашего зрения будут попадать особенности
функционирования различных средств массовой коммуникации, а помогут в изучении экспертные интервью с работниками пресс-службы «Зенита».
Кроме того, мы впервые проанализируем опыт английских футбольных команд в формировании клубных газет, радио, телеканалов и интернет5
сайтов и сравним их с российской практикой на примере футбольного клуба «Зенит». Структурировав информацию из иностранных источников,
мы узнаем, какие английские клубы стали первопроходцами в сфере клубных средств массовой информации, как они привлекали болельщицкую аудиторию и каких результатов они добились от внедрения инновационных технологий.
Цель исследования – выяснить особенности развития клубных средств массовой информации в российском футболе на примере «Зенита».
В процессе исследования мы выполним следующие задачи,
необходимые для достижения цели:
1) обратимся к историческим аспектам проблемы: построению
работы футбольных клубов с болельщиками на примере старейшей Футбольной ассоциации Англии;
2) определим роль новых медиа в развитии коммуникации между болельщиками и футбольными клубами;
3) выделим основные вехи в развитии клубной прессы санкт-петербургского «Зенита»;
4) получим экспертные комментарии и оценки специалистов из
области клубного телевидения, радио и интернет-сайтов;
5) на основе полученных в ходе исследования сведений сделаем
вывод, а также составим исторический прогноз на ближайшее будущее.
Исходя из поставленной цели и сформулированных задач, была сформирована следующая структура дипломной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава
представляет собой обобщение опыта английских футбольных клубов в работе с болельщиками и инновациями в сфере клубных средств массовой
информации. Вторая глава посвящена анализу процесса развития средств
массовой информации футбольного клуба «Зенита», особенностям и6 специфике работы сине-бело-голубых с болельщиками в информационном поле.
Также поставленные в ходе исследования задачи определили следующую теоретическую базу исследования. В первой главе наиболее востребованными оказались энциклопедические издания по истории футбола, публикации на английских интернет-порталах, повествующие о
появлении в Англии инновационных средств коммуникации между футбольными клубами и болельщиками, а также веб-сайты английских команд и их публичные страницы в социальных сетях.
В первом параграфе первой главы мы ссылались на такие энциклопедические издания о футболе, как книга Дэвида Голдблатта «Энциклопедия футбола»3 и коллективное произведение Пьера
Ланфранши, Кристиана Айзенберга, Тони Мейсона и Альфреда Валя «FIFA 100 лет. Век футбола»4. Стоит отметить, что эти исследования помогли воссоздать общую обзорную картину, поэтому для уточнения
частных вопросов мы обратились к ряду англоязычных статей: «The People’s Game: The History of Football Revisited»5, «Football’s Secret Story»6
и другие. Кроме того, мы изучили архивные журналистские материалы британского издания «Sporting Nation»7 и использовали в работе цитату из первых отчетов с футбольного матча.
При изучении влияния технического прогресса на эволюцию отношений между болельщиками и футбольными клубами мы обратились к трудам Тома Мейсона8 и Фрэнка Кернкросса9, которые позволили нам сформировать мнение о состоянии радио и телевидения в середине 20 века.
Получить более отчетливую картину нам удалось из исследования BBC «Broadcasting Research Finding»10 о качественных и количественных показателях аудитории футбольных трансляций чемпионата мира по футболу 1966 года в Англии.
В параграфе «Зарождение первых клубных средств массовой информации в британском футболе» мы также имели дело с англоязычными исследованиями. Сначала мы проанализировали книги
Тома Кэмпбелла, Дэвида Поттера11 и Джима Куинна1 об истории футбольного клуба «Селтик», а затем обратились к официальным сайтам команда «Ипсвич Тауна»13 и «Блэкберн Роверс»14. В заключении параграфа мы осуществили обзор ведущих английский изданий «Гардиан» и «Индепендент» а также ознакомились с материалами интернет-порталов «Би-би-си» и «Гол».
Исследуя зарождение фанатской аудитории футбольного клуба «Зенита», мы сделали основной упор на классический труд историка ленинградского футбола Дмитрия Догановского «Зенит. История в лицах»15. Кроме того, мы посетили гостевую книгу объединенного сайта фанатов «Зенита», откуда узнали о зачатках фанатского движения в Санкт-Петербурге. В разговоре о советском футболе той поры мы не могли не обратиться к фундаментальной работе историка и журналиста Акселя Вартаняна «Летопись советского футбола»16, а также к исследованию известного американского ученого и главного зарубежного эксперта по советскому спорту Роберта Эдельмана «Серьезная забава»: История зрелищного спорта в СССР»17. Эти труды помогли нам лучше разобраться в специфике советского футбола и его болельщицкой аудитории.
Во второй главе мы опирались на следующие источники – клубные программки с домашних матчей «Зенита» 1939-х – 2017-х годов, архив клубной газеты и журнала «Наш «Зенит», контент официального сайта сине-бело-голубых, записи эфиров радиостанции «Радио Зенит», видеозаписи с You-Tube-канала клубного телеканала «Зенит ТВ».
Кроме того, правильному пониманию процессов, происходивших в департаменте футбольного клуба «Зенит» по работе со средствами массовой информации, нам помогло экспертное интервью работника пресс-службы Алексея Антипина. Бывший редактор газеты и журнала «Наш «Зенит», автор передачи на «Радио Зенит», составитель предматчевых программок, а также редактор официального сайта рассказал о том, как зарождались и развивались клубные медиа, а также дал прогноз на будущее.
Помимо вышеназванного метода экспертного интервью, в процессе написания работы были использованы в качестве основных сравнительно-исторический и историко-типологический методы, а также общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения
социологических исследований, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2016 году1, свидетельствуют
о том, что за санкт-петербургский «Зенит» болеют 13% россиян, что является лучшим результатом среди всех отечественных клубов. Для сравнения: московские ЦСКА и «Спартак» поддерживают по 8%
болельщиков. Таким образом, «Зенит» второй год возглавляет соответствующий рейтинг, а доля поклонников команды только растет.
По данным исследования компаний ACNielsen и Sport+Markt2 активная аудитория болельщиков «Зенита» в России составляет 12,6 миллионов
человек. В Санкт-Петербурге клуб поддерживают 2 миллиона человек, а индекс узнаваемости близок к 100%.
Взаимодействие «Зенита» с аудиторией ведется по следующим каналам коммуникации: телевидение, интернет, социальные сети, печатная продукция, радио, мобильные приложения и мерчендайзинг. Согласно данным спонсорского контракта компании NIKE, болельщик за год совершает более 1,3 миллиардов контактов с «Зенитом» по приведенным выше каналам коммуникации.
Очевидно, что в преддверии проведения в России чемпионата мира по футболу 2018 года интерес к данному виду спорту в стране будет расти, а значит, «Зенит» как один из символов Санкт-Петербурга, города, который примет четыре матча Кубка конфедераций и семь поединков чемпионата мира, получит возможность привлечь новую аудиторию. Мы же постараемся разобраться, за счет чего клубу удалось достичь такой популярности и как он может развить её в будущем.
Наше исследование будет основано на анализе средств массовой
информации, с помощью которых «Зенит» вел в прошлом и ведет сейчас
работу со своей многомиллионной аудиторией. Для этого мы выделим следующие каналы коммуникации с болельщиками – телевидение, интернет, социальные сети, печатная продукция и радио. На данный
момент в состав клубной прессы «Зенита» входят «Зенит ТВ» (телевидение), официальный сайт (интернет), публичная страница во «ВКонтакте», Facebook и Twitter (социальные сети), а также видеоканал на YouTube, предматчевая программка «ProЗенит» (печатная продукция) и
«Радио Зенит» (радио). Стоит отметить, что клубный журнал «Наш «Зенит», с февраля 1999 года входивший в систему клубной прессы, три года назад приостановил свой выпуск.
Объектом изучения являются клубные средства массовой информации футбольного клуба «Зенита», предметом – факторы, определяющие процесс развития взаимоотношений между болельщиками
и футбольным клубом «Зенит» с появлением новых средств массовой коммуникации.
Научная новизна состоит в изучении эволюции клубных средств массовой информации «Зенита» в связи с прохождением им определенных исторических этапов в своем развитии. В ходе исследования мы выделим четыре цикла в жизни сине-бело-голубых в их современной истории и
оценим работу футбольного клуба с болельщиками на протяжении
каждого из них. В поле нашего зрения будут попадать особенности
функционирования различных средств массовой коммуникации, а помогут в изучении экспертные интервью с работниками пресс-службы «Зенита».
Кроме того, мы впервые проанализируем опыт английских футбольных команд в формировании клубных газет, радио, телеканалов и интернет5
сайтов и сравним их с российской практикой на примере футбольного клуба «Зенит». Структурировав информацию из иностранных источников,
мы узнаем, какие английские клубы стали первопроходцами в сфере клубных средств массовой информации, как они привлекали болельщицкую аудиторию и каких результатов они добились от внедрения инновационных технологий.
Цель исследования – выяснить особенности развития клубных средств массовой информации в российском футболе на примере «Зенита».
В процессе исследования мы выполним следующие задачи,
необходимые для достижения цели:
1) обратимся к историческим аспектам проблемы: построению
работы футбольных клубов с болельщиками на примере старейшей Футбольной ассоциации Англии;
2) определим роль новых медиа в развитии коммуникации между болельщиками и футбольными клубами;
3) выделим основные вехи в развитии клубной прессы санкт-петербургского «Зенита»;
4) получим экспертные комментарии и оценки специалистов из
области клубного телевидения, радио и интернет-сайтов;
5) на основе полученных в ходе исследования сведений сделаем
вывод, а также составим исторический прогноз на ближайшее будущее.
Исходя из поставленной цели и сформулированных задач, была сформирована следующая структура дипломной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава
представляет собой обобщение опыта английских футбольных клубов в работе с болельщиками и инновациями в сфере клубных средств массовой
информации. Вторая глава посвящена анализу процесса развития средств
массовой информации футбольного клуба «Зенита», особенностям и6 специфике работы сине-бело-голубых с болельщиками в информационном поле.
Также поставленные в ходе исследования задачи определили следующую теоретическую базу исследования. В первой главе наиболее востребованными оказались энциклопедические издания по истории футбола, публикации на английских интернет-порталах, повествующие о
появлении в Англии инновационных средств коммуникации между футбольными клубами и болельщиками, а также веб-сайты английских команд и их публичные страницы в социальных сетях.
В первом параграфе первой главы мы ссылались на такие энциклопедические издания о футболе, как книга Дэвида Голдблатта «Энциклопедия футбола»3 и коллективное произведение Пьера
Ланфранши, Кристиана Айзенберга, Тони Мейсона и Альфреда Валя «FIFA 100 лет. Век футбола»4. Стоит отметить, что эти исследования помогли воссоздать общую обзорную картину, поэтому для уточнения
частных вопросов мы обратились к ряду англоязычных статей: «The People’s Game: The History of Football Revisited»5, «Football’s Secret Story»6
и другие. Кроме того, мы изучили архивные журналистские материалы британского издания «Sporting Nation»7 и использовали в работе цитату из первых отчетов с футбольного матча.
При изучении влияния технического прогресса на эволюцию отношений между болельщиками и футбольными клубами мы обратились к трудам Тома Мейсона8 и Фрэнка Кернкросса9, которые позволили нам сформировать мнение о состоянии радио и телевидения в середине 20 века.
Получить более отчетливую картину нам удалось из исследования BBC «Broadcasting Research Finding»10 о качественных и количественных показателях аудитории футбольных трансляций чемпионата мира по футболу 1966 года в Англии.
В параграфе «Зарождение первых клубных средств массовой информации в британском футболе» мы также имели дело с англоязычными исследованиями. Сначала мы проанализировали книги
Тома Кэмпбелла, Дэвида Поттера11 и Джима Куинна1 об истории футбольного клуба «Селтик», а затем обратились к официальным сайтам команда «Ипсвич Тауна»13 и «Блэкберн Роверс»14. В заключении параграфа мы осуществили обзор ведущих английский изданий «Гардиан» и «Индепендент» а также ознакомились с материалами интернет-порталов «Би-би-си» и «Гол».
Исследуя зарождение фанатской аудитории футбольного клуба «Зенита», мы сделали основной упор на классический труд историка ленинградского футбола Дмитрия Догановского «Зенит. История в лицах»15. Кроме того, мы посетили гостевую книгу объединенного сайта фанатов «Зенита», откуда узнали о зачатках фанатского движения в Санкт-Петербурге. В разговоре о советском футболе той поры мы не могли не обратиться к фундаментальной работе историка и журналиста Акселя Вартаняна «Летопись советского футбола»16, а также к исследованию известного американского ученого и главного зарубежного эксперта по советскому спорту Роберта Эдельмана «Серьезная забава»: История зрелищного спорта в СССР»17. Эти труды помогли нам лучше разобраться в специфике советского футбола и его болельщицкой аудитории.
Во второй главе мы опирались на следующие источники – клубные программки с домашних матчей «Зенита» 1939-х – 2017-х годов, архив клубной газеты и журнала «Наш «Зенит», контент официального сайта сине-бело-голубых, записи эфиров радиостанции «Радио Зенит», видеозаписи с You-Tube-канала клубного телеканала «Зенит ТВ».
Кроме того, правильному пониманию процессов, происходивших в департаменте футбольного клуба «Зенит» по работе со средствами массовой информации, нам помогло экспертное интервью работника пресс-службы Алексея Антипина. Бывший редактор газеты и журнала «Наш «Зенит», автор передачи на «Радио Зенит», составитель предматчевых программок, а также редактор официального сайта рассказал о том, как зарождались и развивались клубные медиа, а также дал прогноз на будущее.
Помимо вышеназванного метода экспертного интервью, в процессе написания работы были использованы в качестве основных сравнительно-исторический и историко-типологический методы, а также общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения
Футбольный клуб «Зенит» неслучайно является самой популярной командой страны. За сухими цифрами и опросами ВЦИОМ скрывается кропотливая и планомерная работа по привлечению новой аудитории.
Проследив эволюцию клубных средств массовой информации, мы на наглядных примерах убедились в том, что пресс-служба росла на собственных ошибках, экспериментировала с форматами, а на современном этапе начала опережать запросы потенциальных болельщиков. На протяжении всей истории развития клубной службы информации медиаресурсы сине-бело-голубых отставали от западных аналогов, но на современном этапе начали стремительно приближаться к лучшим образцам работы с болельщиками.
Для достижения поставленной во введении цели нами были сформированы задачи, первой из которых являлось обращение к исторической части проблемы. Как следует из экскурса в историю британского футбола, первая клубная газета в мире появилась у «Селтика»
в 1967-м году, а у «Зенита» лишь в 1999-м, официальный сайт «Ипсвич Таун» был открыт в 1990-м, зенитовцы же поспели за английскими коллегами только девять лет спустя; Первое радио было запущенно у команды «Блэкберн» в 1993-м, тогда как петербуржцам эта вершина покорилась в 2007-м. Очевидно, что у пресс-службы не хватало ресурсов
для следования в ногу с мировыми трендами. Впрочем, с приходом в клуб могущественных спонсоров, а также молодых и ярких специалистов ситуация начала меняться в лучшую сторону.
Далее мы определили роль новых медиа в развитии коммуникации между клубами и болельщиками. На основе изучения источников можно сделать вывод о том, что «Зенит» в XXI веке преуспел на этом поприще и те же англичане перенимают успешный опыт отечественной пресс-службы по работе в социальных сетях. Британские средства массовой информации59 были поражены тем, как остроумно и оперативно отечественный клуб
отреагировал в твиттере на нападки со стороны таблоида Daily Mail, что вылилось в сотни тысяч просмотров и откликов на англоязычных ресурсах.
Кроме того, англоязычные ресурсы лихо подхватили ответ «Зенита» на публикацию фаната «Тоттенхэма». Напомним, что болельщик попросил сине-бело-голубых вернуть тренера Андре Виллаш-Боаша в лондонский клуб, на что пресс-служба коротко ответила «Нет». Удивительно, что этом твит мгновенно разлетелся по сети и набрал более пяти тысяч ретвитов. На ранних этапах развития клубных средств массовой информации о такой популярности и признании зарубежных коллег можно было только мечтать.
Как уже не раз было отмечено в ходе исследования, взлеты в сфере работы департамента по работе со СМИ всегда были тесно связаны с успехами клуба на футбольных полях и финансовым положением «Зенита». Мы связываем эту тенденцию с тем, что с ростом чисто спортивных результатов болельщицкая аудитория и узнаваемость бренда непременно растут. Главное, своевременно реагировать на запросы аудитории. Несмотря на последние успехи пресс-службы, нам удалось убедиться, что так было далеко не всегда.
Исходя из проблематики работы, была также выполнена задача по анализу основных вех в развитии сине-бело-голубых. На советском этапе истории «Зенита» клуб не занимался выпуском собственных средств массовой информации, а единственный клубный медиарупор – предматчевые программы – долгое время составляла исключительно дирекция домашнего стадиона имени Кирова. Только с приходом на должность пресс-атташе Юрия Бржежинского сине-бело-голубые стали активно участвовать в их производстве. В те годы зенитовский клуб развивался неторопливыми темпами и не мог предложить болельщикам революционно новый продукт. Впрочем, это не мешало собирать аншлаги60 на домашних матчах. Дело в том, что у советской аудитории было не так много альтернатив для организации досуга, нежели у современного человека. Именно поэтому «Зенит» практически не нес имиджевых потерь от некачественной работы в сфере клубных средств массовой информации.
Ситуация начала меняться в 1990-е годы. На том этапе сине-белоголубые вылетели из элитного дивизона и были близки к финансовому краху. Сложно предположить, где бы находился клуб сейчас, если в середине 1990-х годов руководство не нашло спонсоров. В тот же момент президент «Зенита» Виталий Мутко начал задуматься об имидже команды среди болельщицкой аудитории. Он начал активно обращаться к фанатам со страниц программ, с его подачи была учреждена первая клубная газета и запущен сайт в интернете. Тем не менее, несмотря на некоторые успехи, работа клубных средств массовой информации велась от случая к случаю, ориентировалась исключительно на преданных болельщиков клуба и не предпринимала активную деятельность по привлечению новой аудитории.
Зато переходный период в истории «Зенита» с 2001-го по 2005-е годы был ознаменован несколькими поворотными решениями в клубной политике. Команда стала ближе к болельщикам за счет того, что прессслужба наладила регулярный выпуск газеты «Наш «Зенит» и открыла
гостевую страницу на официальном сайте. Эти шаги стали переломными в истории сине-бело-голубых. В результате активной деятельности на этом поприще был заложен фундамент для дальнейшего взлета и развития клубных СМИ. Нельзя не отметить, что многие решения «Зенит» в тот период принимал интуитивно и еще не располагал стратегическим планированием в этой сфере.
Только в последнее десятилетние сине-бело-голубые показали, насколько хорошо они умеют реагировать на мировые тенденции в сфере медиа. Если в конце 2000-х годов клуб сделал главную ставку на печатную прессу и собственную радиостанцию, то в начале 2010-х сумел вовремя перестроится и бросить все силы на развитие новых СМИ. Так, прессслужба стала самой прогрессивной организацией в России по работе в социальных сетях, в 2012-м году получив главный приз в номинации «Лучшее спортивное сообщество по версии пользователей ВКонтакте», а также привлекла рекордную аудиторию на свой интернет-телеканал в YouTube. По словам генерального директора Максима Митрофанова, в «Зените» на данном этапе реализуется инновационная модель развития клубных средств массовой информации, в чем мы смогли убедиться на наглядных примерах.
Таким образом, проанализировав специфику работы пресс-службы сине-бело-голубых, мы можем сделать ряд прогнозов и предположений на будущее. В ближайшие годы сине-бело-голубые будут делать упор на развитие сообществ в социальных сетях и запуск новых авторский шоу на собственном YouTube-канале. Едва ли клуб в ближайшее время озаботится возобновлением журнала или классической газеты. Скорее, пресс-служба продолжит следить за современными трендами в медиаполе и постарается сыграть на предупреждении запросов болельщицкой аудитории. Опираясь на экспертное интервью работника пресс-службы Алексея Антипина, можно сделать вывод о том, что «Зенит» уже предпринял шаги по улучшению деятельности телеканала. Так, его сотрудники не так давно впервые в истории вошли в штат и начали стабильно получать зарплату.
Это значит, что в ближайшее время стоит ждать новых интересных и инновационных форматов. Тогда как радиостанция, напротив, может быть реорганизована и окончательно выведена из системы клубной прессы
Проследив эволюцию клубных средств массовой информации, мы на наглядных примерах убедились в том, что пресс-служба росла на собственных ошибках, экспериментировала с форматами, а на современном этапе начала опережать запросы потенциальных болельщиков. На протяжении всей истории развития клубной службы информации медиаресурсы сине-бело-голубых отставали от западных аналогов, но на современном этапе начали стремительно приближаться к лучшим образцам работы с болельщиками.
Для достижения поставленной во введении цели нами были сформированы задачи, первой из которых являлось обращение к исторической части проблемы. Как следует из экскурса в историю британского футбола, первая клубная газета в мире появилась у «Селтика»
в 1967-м году, а у «Зенита» лишь в 1999-м, официальный сайт «Ипсвич Таун» был открыт в 1990-м, зенитовцы же поспели за английскими коллегами только девять лет спустя; Первое радио было запущенно у команды «Блэкберн» в 1993-м, тогда как петербуржцам эта вершина покорилась в 2007-м. Очевидно, что у пресс-службы не хватало ресурсов
для следования в ногу с мировыми трендами. Впрочем, с приходом в клуб могущественных спонсоров, а также молодых и ярких специалистов ситуация начала меняться в лучшую сторону.
Далее мы определили роль новых медиа в развитии коммуникации между клубами и болельщиками. На основе изучения источников можно сделать вывод о том, что «Зенит» в XXI веке преуспел на этом поприще и те же англичане перенимают успешный опыт отечественной пресс-службы по работе в социальных сетях. Британские средства массовой информации59 были поражены тем, как остроумно и оперативно отечественный клуб
отреагировал в твиттере на нападки со стороны таблоида Daily Mail, что вылилось в сотни тысяч просмотров и откликов на англоязычных ресурсах.
Кроме того, англоязычные ресурсы лихо подхватили ответ «Зенита» на публикацию фаната «Тоттенхэма». Напомним, что болельщик попросил сине-бело-голубых вернуть тренера Андре Виллаш-Боаша в лондонский клуб, на что пресс-служба коротко ответила «Нет». Удивительно, что этом твит мгновенно разлетелся по сети и набрал более пяти тысяч ретвитов. На ранних этапах развития клубных средств массовой информации о такой популярности и признании зарубежных коллег можно было только мечтать.
Как уже не раз было отмечено в ходе исследования, взлеты в сфере работы департамента по работе со СМИ всегда были тесно связаны с успехами клуба на футбольных полях и финансовым положением «Зенита». Мы связываем эту тенденцию с тем, что с ростом чисто спортивных результатов болельщицкая аудитория и узнаваемость бренда непременно растут. Главное, своевременно реагировать на запросы аудитории. Несмотря на последние успехи пресс-службы, нам удалось убедиться, что так было далеко не всегда.
Исходя из проблематики работы, была также выполнена задача по анализу основных вех в развитии сине-бело-голубых. На советском этапе истории «Зенита» клуб не занимался выпуском собственных средств массовой информации, а единственный клубный медиарупор – предматчевые программы – долгое время составляла исключительно дирекция домашнего стадиона имени Кирова. Только с приходом на должность пресс-атташе Юрия Бржежинского сине-бело-голубые стали активно участвовать в их производстве. В те годы зенитовский клуб развивался неторопливыми темпами и не мог предложить болельщикам революционно новый продукт. Впрочем, это не мешало собирать аншлаги60 на домашних матчах. Дело в том, что у советской аудитории было не так много альтернатив для организации досуга, нежели у современного человека. Именно поэтому «Зенит» практически не нес имиджевых потерь от некачественной работы в сфере клубных средств массовой информации.
Ситуация начала меняться в 1990-е годы. На том этапе сине-белоголубые вылетели из элитного дивизона и были близки к финансовому краху. Сложно предположить, где бы находился клуб сейчас, если в середине 1990-х годов руководство не нашло спонсоров. В тот же момент президент «Зенита» Виталий Мутко начал задуматься об имидже команды среди болельщицкой аудитории. Он начал активно обращаться к фанатам со страниц программ, с его подачи была учреждена первая клубная газета и запущен сайт в интернете. Тем не менее, несмотря на некоторые успехи, работа клубных средств массовой информации велась от случая к случаю, ориентировалась исключительно на преданных болельщиков клуба и не предпринимала активную деятельность по привлечению новой аудитории.
Зато переходный период в истории «Зенита» с 2001-го по 2005-е годы был ознаменован несколькими поворотными решениями в клубной политике. Команда стала ближе к болельщикам за счет того, что прессслужба наладила регулярный выпуск газеты «Наш «Зенит» и открыла
гостевую страницу на официальном сайте. Эти шаги стали переломными в истории сине-бело-голубых. В результате активной деятельности на этом поприще был заложен фундамент для дальнейшего взлета и развития клубных СМИ. Нельзя не отметить, что многие решения «Зенит» в тот период принимал интуитивно и еще не располагал стратегическим планированием в этой сфере.
Только в последнее десятилетние сине-бело-голубые показали, насколько хорошо они умеют реагировать на мировые тенденции в сфере медиа. Если в конце 2000-х годов клуб сделал главную ставку на печатную прессу и собственную радиостанцию, то в начале 2010-х сумел вовремя перестроится и бросить все силы на развитие новых СМИ. Так, прессслужба стала самой прогрессивной организацией в России по работе в социальных сетях, в 2012-м году получив главный приз в номинации «Лучшее спортивное сообщество по версии пользователей ВКонтакте», а также привлекла рекордную аудиторию на свой интернет-телеканал в YouTube. По словам генерального директора Максима Митрофанова, в «Зените» на данном этапе реализуется инновационная модель развития клубных средств массовой информации, в чем мы смогли убедиться на наглядных примерах.
Таким образом, проанализировав специфику работы пресс-службы сине-бело-голубых, мы можем сделать ряд прогнозов и предположений на будущее. В ближайшие годы сине-бело-голубые будут делать упор на развитие сообществ в социальных сетях и запуск новых авторский шоу на собственном YouTube-канале. Едва ли клуб в ближайшее время озаботится возобновлением журнала или классической газеты. Скорее, пресс-служба продолжит следить за современными трендами в медиаполе и постарается сыграть на предупреждении запросов болельщицкой аудитории. Опираясь на экспертное интервью работника пресс-службы Алексея Антипина, можно сделать вывод о том, что «Зенит» уже предпринял шаги по улучшению деятельности телеканала. Так, его сотрудники не так давно впервые в истории вошли в штат и начали стабильно получать зарплату.
Это значит, что в ближайшее время стоит ждать новых интересных и инновационных форматов. Тогда как радиостанция, напротив, может быть реорганизована и окончательно выведена из системы клубной прессы
Подобные работы
- Эволюция клубных средств массовой информации (на примере футбольного клуба «Зенита»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



