Введение 3
Глава 1. Понятие и особенности событийного туризма 6
1.1. Определение понятия «событийный туризм» и его функции 6
1.2. Исторические аспекты развития событийного туризма 9
1.3. Виды и направления событийного туризма 17
Глава 2. Событийный туризм в странах Прибалтики (его примеры и анализ) 23
2.1. Эстония 24
2.1.1. Мероприятия в Эстонии 24
2.1.2. Анализ туристского потока 30
2.2. Латвия 32
2.2.1. Мероприятия в Латвии 33
2.2.2. Анализ туристского потока 39
2.3. Литва 42
2.3.1. Мероприятия в Литве 42
2.3.2. Анализ туристского потока 48
Глава 3. Проблемы и перспективы развития событийного туризма в Прибалтике 49
3.1. Условия организации событийного туризма в странах Прибалтики 50
3.1.1. Информация о проводимых в Прибалтике мероприятиях 50
3.1.2. Изучение туристской инфраструктуры 55
3.2. Изучение спроса туристов на предложения событийного туризма в странах Прибалтики 58
Заключение 63
Список литературы 65
Приложения 67
Темой данной выпускной квалификационной работы является изучение развития событийного туризма на примере стран Прибалтики, а также выявление существующих проблем при организации отдыха в данном регионе и возможных путей их решения.
Актуальность темы исследования обусловлена сразу несколькими факторами. Во- первых, событийный туризм в последнее время становится все более популярным видом отдыха среди туристов, который способствует, в частности притоку новых гостей, за счет организации уникальных событий и праздников. Кроме того, будучи довольно новым понятием в туриндустрии, вопрос организации событийного туризма должным образом нераскрыт в научной литературе, да и в практической деятельности.
Страны Прибалтики, а именно Эстония, Латвия и Литва - небольшие молодые государства в Восточной Европе, которые постепенно набирают популярность как туристские дестинации для путешественников со всего мира. Прибалтийские страны имеют уникальную историю и культуру, а старые города Таллина, Рига и Вильнюс входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Исторически сложившиеся традиции и обычаи местного населения позволяют туристам, в том числе и нашим соотечественникам, открывать, казалось бы, давно знакомые страны Прибалтики с новой стороны. Конечно, изучаемому региону сложно соперничать с уже сложившимися центрами событийного туризма, тем не менее, многочисленные ярмарки, фестивали, как современного, так и музыкального, балетного, художественного и многих других видов искусств способны разнообразить отдых любого туриста, сделать его участником крупных и уникальных мероприятий в любом уголке Прибалтики.
Во-вторых, непростая экономическая ситуация в России, отразившаяся для простых граждан резкими колебаниями курса валют. Сейчас этот фактор толкает организаторов туристической деятельности на поиск новых бюджетных направлений, да и самостоятельные путешественники задумались о временной переориентации своих маршрутов в пользу более близких и менее дорогих стран. Для российских туристов есть еще один аргумент в пользу прибалтийских стран, как новой популярной зарубежной дестинации - это общее историческое прошлое наших государств.
Таким образом, под развитием событийного туризма в Прибалтике понимается не только вопрос о количестве, разнообразии и масштабе предлагаемых мероприятий. Становятся также актуальными проблемы спроса на организуемые события, а также подготовленность самого региона для организации подобного вида деятельности. Ответ на эти вопросы важен, в первую очередь, для выявления дальнейших возможных вариантов развития событийного туризма в Прибалтике, организации грамотной рекламной компании, которые в дальнейшем позволят более качественно и продуктивно организовывать данный вид отдыха в странах.
Целью работы является выявление проблем при организации событийного туризма в Прибалтике и перспективы его развития.
Для достижения поставленной цели необходимо определить следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотрение сущности событийного туризма, на основе изучения его терминологии и функций, исторических аспектов развития, а также типологии и классификации;
2. Изучение базы событийного туризма в странах Прибалтики, выделение наиболее перспективных для туризма типов мероприятий и регионов их проведения, востребованности рассматриваемого региона туристами, на основании статистических данных, а также соотнесение полученных результатов;
3. Анализ существующих проблем и выявление возможных перспектив дальнейшего развития событийного туризма в Прибалтике, на основании изучения работы по продвижению событий различного уровня со стороны национальных туристических агентств и существующей в странах Прибалтики инфраструктуры по приему гостей, а также изучение спроса на предлагаемый туристский продукт на основании опроса, потенциальных туристов.
Также были выдвинуты следующие защищаемые положения:
1. Страны Прибалтики обладают большим потенциалом для организации событийного туризма в своем регионе.
2. Событийный туризм, при должном подходе к организации, способен стать очень популярным видом туристской деятельности в регионе.
В первой главе рассматривается само понятие событийного туризма и факторы, которые его формируют. Акцентировано внимание на дифференциации видов событийного туризма. Во второй главе изучается вопрос о самих мероприятиях, которые готовы предложить своим туристам страны Прибалтики, их многообразии и периодичности . Выделены наиболее популярные регионы в стране на основании проводимых событий и анализа туристических потоков. В третьей главе, с учетом исследований, представленных в первой и второй главах, дана попытка выявления существующих проблем и возможных перспектив развития событийного туризма. Полученные результаты подкреплены результатами социологического опроса, посвященного исследованию спроса среди туристов на посещение различных мероприятий.
При написании работы были задействованы такие методы исследования, как картографический, статистический, метод анкетирования, использованный при проведении социологического опроса. Существенную роль имел также метод анализа и синтеза данных, при работе с различными источниками информации, а именно учебными пособиями, монографиями и статьями, справочниками, картами и атласами, статистической информацией и ресурсами сети интернет.
В заключение работы, на основании проделанной работы, необходимо сделать следующие выводы.
Событийный туризм на данный момент - это перспективный и динамично развивающийся вид туризма.
Страны Прибалтики являются дестинациями, где активно развивается событийный вид туризма, мероприятия на данной территории ежегодно привлекают все большие потоки зарубежных туристов, что видно из динамики роста прибытий. Кроме того, в странах развита довольно стабильная туристская инфраструктура, которая способствует организации более качественного отдыха.
Страны Балтии обладают обширной базой для организации событийного туризма на своей территории, так как богатое и насыщенное историческое прошлое Эстонии, Латвии и Литвы, оставило также глубокий след в укладе жизни прибалтийских народов, а также в обычаях и традициях, которые, в свою очередь, сегодня представлены в виде этнографических ярмарок и фольклорных фестивалей. Однако, здесь можно найти и мероприятия, связанные с современной культурой, музыкальной, театральной, спортивной, киноиндустрией и многих других. Что, в целом, обеспечивает богатое разнообразие всевозможных мероприятий и готовность предложить свое событие каждой группе туристов.
Проведенное исследование также позволило выделить города, в перспективе центры, организации собыйтиного туризма на основании. Для Эстонии это Тарту, Пярну и Нарва. В Латвии - Рига, Лиепая. Вентспилс. В Литве - Вильнюс. Клайпеда и Каунас.
Результаты проведенного социологического опроса говорят о том, что среди потенциальных туристов существует высокий спрос отдых в странах Прибалтики. Кроме того, была выявлена довольно высокая заинтересованность в посещении и участии туристов в разнообразных мероприятиях. Данные опроса также позволили выделить наиболее перспективные типы событий в странах Прибалтики. Так наибольший интерес представляют разнообразные фестивали, затем ярмарки, а спортивные мероприятия наименее востребованы.
В целом, это подтверждает тот факт, что для российских туристов, новая туристическая активность в уже давно известных дестинация Прибалтики, в свете нестабильной ситуации на валютном рынке, может стать отличной альтернативой будущего отдыха.
Однако, при довольно благоприятных факторах, которые теоретически должны способствовать развитию событийного туризма в странах Прибалтики, существует проблема низкой информированности туристов о самих событиях, то есть о данном виде отдыха. Несмотря на то, что среди туристов существует интерес и, более того, спрос на посещение и участие в различных мероприятиях. Данная проблема, не должна быть проигнорирована органами, занимающимися организацией и контролем туристической деятельности в странах Прибалтики. Кроме того, для более успешной организации событийного туризма, национальным туристическим агентствам было бы разумнее объединиться и уже совместно заниматься дальнейшим развитием данного туристического продукта.
1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма, Ростов-на-Дону, 2008 - 229 с.
2. Гайдукевич Л.М. Культурный туризм: теория и практика, Минск: Четыре четверти, 2013. - 192 с.
3. Долженко Г.П., Шмыткова А.В. Событийный туризм в Западной Европе и возможности его развития в России // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: общественные науки. - 2007. - №6. - С. 116-119.
4. Донских С.В. Событийный туризм, Минск: РИПО, 2014. - 112 с.
5. Зарванская А.В.,Чернобровкин В.А. Событийный туризм как динамично развивающееся направление в современных условиях // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум», 2013. - C. 89-94.
6. Календарь событий в Литве 2013, Вильнюс: Литовский государственный департамент туризма при Министерстве экономики, 2013. - 44 с.
7. КвартальновВ.А. Теория и практика туризма: Учебник. - М., 2003. - 672 с.
8. Квартальнов В.А. Туризм, М.: финансы и статистика, 2004. - 320 с.
9. Макаров А.Г. История туризма: учебное пособие, СПб: СПбГИЭУ, 2010. - 162 с.
10. Романцов А.Н. Event - маркетинг. Сущность и особенности организации, М.: Дашков и Ко, 2013. - 116 с.
11. Сондер М. Ивент-менеджмент. Организации развлекательных мероприятий. Техники, идеи, стратегии, методы, М.: Вершина, 2006 - 544 с.
12. Токарев С.А. Этнография народов СССР: исторические основы быта и культуры, М: Издательство МГУ, 1958 г.
13. Туристический путеводитель по Тракай, Тракай: Тракайский центр туристической информации, 2015. - 25 с.
14. Хухлындина Л.М. Культурное наследие в туризме, Минск: БГЭУ, 2011. - 335 c.
15. Anttonen R., Klemm P., Sarrivaara. E Event management, Goteborg, 2004. - 125 c.
...