ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1: КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕТЕРБУРГЕ С XVIII ВЕКА ДО НАШИХ ДНЕЙ 7
1.1. Китайская культура в Петербурге XVIII века 7
1.2. Китайская культура в Петербурге XIX века до 1917 года 15
1.3. Китайская культура в Петербурге в советский период 21
1.4. Китайская культура в современном Петербурге 24
1.5. Перспективы развития китайской культуры в Петербурге 28
ГЛАВА 2: СТИЛЬ «ШИНУАЗРИ» В ПЕТЕРБУРГЕ И ПРИГОРОДАХ 31
2.1. Определение и история стиля «шинуазри» 31
2.2. Стиль «шинуазри» в Петергофе 33
2.3. Стиль «шинуазри» в Летнем дворце Петра 1 34
2.4. Стиль «шинуазри» в Ораниенбауме 36
2.5. Стиль «шинуазри» в Царском Селе 40
ГЛАВА 3: КИТАЙСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ В МУЗЕЯХ ПЕТЕРБУРГА 45
3.1. Коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук 45
3.2. Коллекции Государственного Эрмитажа 50
3.3. Коллекции Государственного Музея Истории Религии 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Санкт-Петербург является одним из крупнейших городов в России и играет важную роль в истории. Так как он изначально, с момента основания, строился как новая столица Российской империи, культура в городе навязывалась государством, то есть не стала следствием естественного развития народа, проживающего на этой территории. В связи с открытием Балтийского моря как торгового пути и появлением морского порта в Петербург приезжало большое количество иностранцев, которые привносили свою культуру и редко ассимилировались в обществе русских, организуя свои диаспоры и кварталы (например, Немецкая слобода, где обосновались немцы, голландцы, финны, шведы и другие). Город всегда был открыт всему иностранному, и это является предпосылкой к появлению многих культур в Петербурге, в том числе и китайской.
Тема данной работы необычайно актуальна на сегодняшний день, так как отношения между Россией и КНР активно развиваются, происходит культурный обмен, который выражается в распространении современного искусства, традиционной кухни, кинематографа, популярной литературы и прочего. Чтобы заниматься исследованиями в данной области, необходимо изучить историю контактов двух культур и проследить зарождение и развитие отношений между Петербургом и Китаем. Немало важен тот факт, что в Санкт-Петербурге имеется большое количество предметов материальной культуры, что является наглядным материалом для изучения темы.
К сожалению, обширного исследования по китайской культуре в Санкт-Петербурге на момент написания работы нет, поэтому нельзя выделить какие-либо научные изыскания. В отечественной науке следует отметить несколько исследователей, занимающихся вопросами восточной культуры конкретно в Петербурге: А.М. Алексеев-Апраксин, Т.Б. Арапова, М.Л. Меншикова. Хорошо изучен XVIII век, так как на это время приходится пик увлечения Китаем в знатной среде, к тому же в дворцах и музеях города сохранилось большое количество памятников в стиле «шинуазри». Большие пробелы наблюдаются в изучении китайской культуры в Ленинграде, то есть в советский период. Возможно, это связано с тем, что активные культурные отношения складывались в основном на Дальнем Востоке из-за территориальной близости, а в европейской части страны китайская культура была непопулярна. Более того, скачки в дипломатических отношениях между двумя странами привели к тому, что взаимодействия культур то усиливались, то прекращались вовсе. Это так же значит, что мероприятия, вроде выставок китайского искусства, театральных гастролей, издания китайской литературы, обмена опытом, визиты деятелей искусства в Ленинград, прекращались на момент натянутых отношений КНР и СССР. По аналогии, сегодня Китай и Россия активно сотрудничают в разных сферах, и именно поэтому китайская культура всё больше продвигается в массы.
Цель этой работы - попытка определить и описать проявления элементов китайской культуры в современном Петербурге. Для изучения данного вопроса очень важно проследить развитие отношений Китая и России, а также отметить генезис определенных предметов и видов искусства. Изучая происхождение того или иного феномена китайской культуры в Петербурге, можно обнаружить влияние стран Европы и западных стилей, а, следовательно, искаженное восприятие китайцев и их культуры русскими.
Прежде всего, для исследования необходимо обратить внимание на памятники культуры, хранящиеся в фондах музеев города, так как это позволит установить, что являлось и является источником изучения китайской культуры в Петербурге, кто собирал и пополнял коллекции, откуда поступали материалы (из Европы или Китая). Поэтому в ходе работы я обращалась к собраниям трёх крупнейших музеев города, в которых находятся китайские или «псевдокитайские» предметы: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук (Кунсткамера), Государственный Эрмитаж и Государственный музей истории религии.
Так как Петербург позиционировался как «окно в Европу», следовательно, большую часть предметов, связанных с китайской культурой, можно отнести к «псевдокитайским», то есть сделанных в Китае по заказу на экспорт (в отечественной науке это называется китайским экспортным искусством), либо созданных европейскими или русскими мастерами в похожем стиле. Из этого можно сделать вывод, что исследование экспортного искусства, стиля «шинуазри» и «синомании» имеет особое значение в изучении китайской культуры в Петербурге. Для этого в ходе работы я обратилась к материалам дворцов и императорских резиденции в пригородах, а именно: Большой Петергофский дворец и павильон Монплезир, Летний дворец Петра I, Китайский дворец в Ораниенбауме, Китайская деревня в Царском Селе и др.
Таким образом, в работе были поставлены следующие основные задачи:
1. Описать отношения России и Китая в сфере культуры и искусства с момента основания Петербурга до 2016 года и установить зависимость их развития от политической ситуации;
2. Описать элементы китайской культуры, встречающиеся в культурных реалиях Петербурга того или иного периода времени;
3. Оценить современное состояние культурных отношений Китая и Санкт-Петербурга, установить перспективы развития и возможные проблемы в продвижении китайской культуры в городе и найти пути решения;
4. Определить характерные черты «шинуазри» и как стиль реализуется в Петербурге и пригородах;
5. Описать историю китайских коллекций Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, Государственного Эрмитажа и Государственного музея истории религии;
В работе использовался метод анализа научной литературы. В библиографическом списке указано 53 русскоязычных источника, 3 - на английском языке и 3 статьи на китайском языке из сборника «История и современная действительность китайско-русских отношений» (Чжунъэ гуаньси дэ лиши ю сяньши ФШ^^ЭДШ^^ЭД^) 2004 года. Анализ китайской научной литературы необходим для исследования темы культурных отношений, чтобы изучить вопрос с двух сторон и посмотреть на ситуацию с точки зрения китайских ученых.
Данная дипломная работа состоит из трёх основных глав, первая из которых посвящена описанию проявлений китайской культуры в Петербурге с момента основания до настоящего времени. На основе собранных данных и проанализированных материалов можно сделать вывод о том, что интерес к китайской культуре проявляется в зависимости от политических событий и дипломатических отношений Китая и России. В последней подглаве первой главы изложены предположения насчет дальнейшего продвижения китайской культуры в Санкт-Петербурге и направлений развития.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что, несмотря на активные связи с Китаем, Петербург больше тяготеет к европейской культуре, поэтому и увлечение Востоком общество восприняло через европейцев. Скорее всего, если бы в столице империи не было моды на французский стиль, то «шинуазри» так бы и не прижился во дворцах и особняках. Тем не менее, если бы петербургское дворянство и императорский двор не увлеклись «китайщиной», не были бы налажены активные торговые отношения с Китаем. Но также не стоит умалять китайское влияние на культуру Петербурга, ведь именно в российской столице XVIII века были собраны значительные коллекции китайских диковин. А на сегодняшний день Китай ассоциируется у многих петербуржцев именно с шелком, фарфоровыми и лаковыми изделиями.
XIX век был примечательным исследовательской деятельностью, экспедициями, научной работой первых отечественных синологов. Именно в это время было собрано большое количество материалов, на основе которых продвигается научная деятельность современных ученых- китаистов. XX век оказался сложным в плане культурных отношений и для Китая, и для России, однако именно в это время начали формироваться стереотипы о китайцах, которые сегодня зачастую мешают популяризации китайской культуры в Петербурге и в России в целом. После 1949 года КНР активно контактировала с СССР в разных сферах, что привело к обмену специалистами и новому потоку китайцев в Ленинграде: китайские художники обучались в Ленинградском институте им. И. Е. Репина.
На данный момент Китай, как и другие страны дальневосточного региона, испытывает новый подъем популярности в обществе. Петербуржцы всё чаще знакомятся как с традиционными видами искусства, так и с популярной культурой.
Таким образом, культурные отношения Санкт-Петербурга и Китая зародились с самого дня основания города и продолжают развиваться в разных сферах. Китайская культура активно продвигается на разнообразных выставках, фестивалях и праздниках и в перспективе может стать особо популярной в Санкт-Петербурге.
1. Алексеев М.П. Пушкин и Китай//Пушкин и мировая литература. СПб.: Издательство «Наука», 1987.
2. Алексеев-Апраксин А.М. Буддизм в культурной жизни Санкт- Петербурга. СПб., 2005.
3. Алексеев-Апраксин А.М. Ориентализм в истории культуры Петербурга//Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, т.2, №1. СПб.: Издательство ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011.
4. Беляев О.П. Кабинет Петра Великого. Отделение второе. СПб., 1800.
5. Берг Л.С. Всесоюзное географическое общество за сто лет. СПб.: Издательство Академии наук СССР, 1946.
6. Берхгольц Ф.-В. Неистовый реформатор. М.: Фонд С. Дубова, 2000.
7. Благодер Ю.Г. Произведения китайского декоративно-прикладного искусства в фондах Кунсткамеры (XVIII в.)//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №3(4). Тамбов: Издательство «Грамота», 2009.
8. Благодер Ю.Г. Произведения китайского искусства в дворцовых резиденциях российских правителей XVIII века//Культурная жизнь Юга России, №2(40), 2011.
9. Благодер Ю.Г. Формирование академических и частных коллекций предметов китайского прикладного искусства в России (XVIII-XIX вв.)//Учебные записки Казанского Государственного Университета, т. 151, кн.2, ч.2. Казань: Издательство КГУ, 2009.
10. Вильчковский С.Н. Царское Село, СПб., 1911.
11. Возвращение Будды: памятники культуры из музеев Китая: Каталог выставки. СПб.: Славия, 2007.
12. Глушковский А.П. Воспоминания Балетмейстера. СПб.: Государственное издательство «Искусство», 1940.
13. Гогулина М.Б. Восточные мотивы в оформлении интерьера зеленого кабинета Летнего дворца Петра Г/Россия - Восток. Контакт и конфликт мировоззрений: материалы XV Царскосельской научной конференции: сб. научных статей: в 2 ч. Ч. I. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2009.
14. Горбатенко С.Б. О происхождении архитектурных форм Китайского дворца в Ораниенбауме//Россия - Восток. Контакт и конфликт мировоззрений: материалы XV Царскосельской научной конференции: сб. научных статей: в 2 ч. Ч. I. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2009.
15. Горобец Л.А. Взаимодействие культур России и Китая: проблема культурной совместимости//Вестник Челябинского Государственного университета, вып. 18(272). Челябинск: Издательство Челябинского Государственного университета, 2012.
...