Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КАТОЛИЦИЗМ И ИТАЛЬЯНСКИЙ ФАШИЗМ: ИДЕОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Работа №130864

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
85
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИТАЛЬЯНСКИЙ ФАШИЗМ И РИМСКИЙ КАТОЛИЦИЗМ: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИАЛОГА И КОНФРОНТАЦИИ 7
1.1. Политико-философский базис итальянского фашизма 7
1.2. Социально -политическая доктрина католицизма конца XIX — первой половины XX вв 19
1.3. Феномен фашизма как «политической религии» 27
ГЛАВА 2. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ И ФАШИСТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ИТАЛИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ВЗАИМОДЕСТВИЯ 38
2.1. Выстраивание диалога церкви и государства в Италии в 1922-1929 гг. 38
2.3. Конфронтация Католической церкви и итальянского государства в 1930 - 1943 гг 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57

Актуальность темы исследования
В конце ХХ в. многие западные мыслители провозгласили «конец идеологий». Действительно, после падения Советского Союза и уничтожения в 40-х гг. государств «третьего пути» в мировом идеологическом пространстве остался только либерализм, победа которого, по мнению Ф. Фукуямы, означала «конец истории» и окончательное утверждение либеральной демократии1. Теоретики постиндустриального общества подчеркивали завершение секуляризации политики и окончательное вытеснение религии из идеологического поля.
Современная ситуация, однако, опровергает слишком оптимистичные прогнозы. Совершенно справедливым является замечание В.А. Гуторова, что «процесс секуляризации политики - наиболее характерная доминанта европейской истории в эпоху модерна - неизменно порождает ретроградную тенденцию в форме многочисленных идеологий, сакрально-политических доктрин, играющих роль своеобразных эрзацрелигий, до неузнаваемости мистифицирующих само понятие прогресса»2. Религия не только не потеряла своей политической значимости, но напротив стала базисом, на котором радикальные движения конструируют новые политические мифы, посредством глобальных массмедиа они распространяются и закрепляются в общественном сознании. Наравне с этим происходит возврат тотальных или радикальных идеологий, по определению К. Мангейма, детерминирующих полностью всю структуру сознания индивида и группы3, что ведет к невозможности диалога с противником, чье мировоззрение воспринимается только как ложное. На основе таких тотальных идеологий в прошлом происходило установление авторитарных и тоталитарных режимов. Во многом, эти черты свойственны и некоторым религиям, например, католицизму. Подобное сходство позволяет рассматривать их учения как идеологические. В этих условиях важными задачами является изучение того, что происходит при конвергенции радикальной политической идеологии и религии, и анализ практических последствий подобного синтеза.
Объект - идеология и практика институционального взаимодействия итальянского фашизма и римского католицизма.
Предмет - отражение идеологии итальянского фашизма и социально - политической доктрины католицизма в практических взаимоотношениях Католической церкви и фашистского государства.
Основной целью работы является выявление идеологических оснований диалога и конфронтации институтов церкви и государства в Италии в 1922-1943 гг.
Задачи исследования:
• Проследить генезис и развитие политической философии итальянского фашизма;
• Выявить основные положения социально-политической доктрины католицизма конца XIX - первой половины XX вв.;
• Проанализировать характерные черты итальянского фашизма как «политической религии»;
• Изучить характер взаимодействия церкви и государства на этапе становления фашистского государства в 1922-1928 гг.;
• Оценить политико-идеологическое значение Латеранских соглашений 1929 г.;
• Исследовать причины и направления конфронтации Римской курии и правительства Муссолини в 1930-1943 гг.
Степень разработанности
Проблема влияния идеологии на практическое взаимодействие фашистского государства и Католической церкви в Италии в отечественной науке разработана слабо. Большая часть исследований базируется непосредственно на анализе исторического материала. В советский период историей Католической церкви занимались М.М. Шейнман, И.Р. Григулевич, И.Р. Лаврецкий4. Работы Н.Н. Поташинской посвящены вопросам взаимодействия католических организаций и рабочего движения5. Наиболее значимой в российской историографии является монография Е.С. Токаревой, посвященная государственно -церковным отношений при фашистском режиме в Италии6 7. Формирование социально-политической доктрины католицизма было рассмотрено в публикациях М.М. Шейнмана, Г.В. Прохорова, С.С. Иванова'.
Из российских исследований, посвященных различным теоретическим проблемам фашизма, необходимо выделить диссертационные исследования Д.С. Моисеева, где комплексно рассмотрены генезис и основные идеи политической философии итальянского фашизма, и Г.А. Вермишева, где анализируется роль религии в формировании идеологий фашизма и национал- социализма8. Вопрос о фашистской мистике частично был изучен Т.П. Нестеровой9
В западной науке исследования итальянского фашизма нашли больший интерес. Немецкий историк Э. Нольте посвятил свою работу комплексному анализу феномена европейского фашизма10. Фундаментальные труды Дж. А. Грегора направлены на опровержение представлений о пустоте интеллектуального содержания итальянского фашизма11. Подход к фашизму как модернистскому течению применил крупный британский исследователь Р. Гриффин1. Ключевое значение для анализа итальянского фашизма в контексте процесса «сакрализации политики» имеют публикации Э. Джентиле12 13. Важным представляется исследование ТХ. Куун, посвященное вопросам организации фашистской молодежной социализации14.
Теоретические и методологические основы исследования
В качестве методологических принципов исследования выбраны сравнительно -исторический, институциональный подходы и анализ источников.
Основной акцент делается на использовании подхода Э. Джентиле к анализу религиозного характера фашизма через призму «политической религии», под которой он понимает «тип религии, которая сакрализирует идеологию, движение или политический режим посредством обожествления светского существа, преображенного в миф, считая его основным источником господства и конечной целью человеческого существования на земле»15. Во многом, глубокий религиозный базис фашизма определял характер практического взаимодействия институтов государства и церкви.
Для анализа идеологических положений итальянского фашизма были использованы работы главных идеологов, Джованни Джентиле и Бенито Муссолини. Социально -политическая доктрина католицизма исследована на основе корпуса официальных документов Святого Престола, включающего наиболее важные папские энциклики.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В представленном исследования осуществлен анализ влияния идеологии итальянского фашизма и социально -политической доктрины римского католицизма на практическое взаимодействие церкви и государства в Италии в 1922-1943 гг.
Итальянский фашизм являет собой самобытную, синкретическую идеологию, которая сформировалась на основе влияния взглядов различных мыслителей, работавших в русле разных интеллектуальных традиций. Идея республиканца и либерала Мадзини об основополагающем характере долга индивида перед обществом, котор ое ставилось выше отдельного социального атома, нашла свое отражение в супер-этатизме фашизма, выражающемся в тотальности государства, охватывающего все сферы существования. На взгляды Муссолини об инструментальной важности мифа для управления массами повлияли идеи Сореля. Включение идей националистов Коррадини и Д'Аннунцио внесли в идеологию фашизма концепцию корпоративного государства, а также оправдание военной экспансии в 30-е гг. Актуальный идеализм Джентиле стал основным базисом для концептуальных разработок фашистских интеллектуалов.
Параллельно с фашизмом шло формирование современной социально-политической доктрины римского католицизма на основе многовекового опыта политической рефлексии. Идея организации государства на основе корпоративизма, изложенная в «Rerum Novarum», стала новым направлением дискуссий в европейском интеллектуальном пространстве и послужила точкой идейного соприкосновения фашизма и католицизма. Открытость церкви к сотрудничеству с любым государством, если оно ведет к достижению общего блага и порядка стала основанием для сотрудничества. Диалог фашистского движения и государства после прихода Муссолини к власти и Святого Престола строился на общих антипатиях к либерализму и социализму. Однако тотальность фашистского государства напрямую противоречила католической традиции, ставившей государство ниже церкви, что неизбежно вело к конфликту на практике.
Тоталитарный характер фашистской идеологии выражался не только во взглядах на место государства, но и в стремлении выйти за рамки политической сферы. Характерным стал феномен «сакрализации политики», трансформировавший фашизм в «политическую религию». Этот феномен сближает фашизм и римский католицизм, эволюция постулатов которого привела к сакрализации Церкви и ее власти, что позволяет определить католицизм как «политическую религию». Представления о Государстве как высшей и конечной цели человеческого сообщества соединялись с культом il duce, который приобрел мессианский и пророческий статус в рамках деятельности школы фашистского мистицизма, представители которой поставили перед собой целью создание целостной системы фашистской веры и выработку основных догматов и метафизики. Одним из наиболее важных инструментов влияния фашизма стал возврат в публичное пространство политической мифологии. Римский имперский миф давал основания для реализации антропологического проекта по созданию «современных римлян/новых итальянцев», полностью приверженных ценностям фашизма. Претензии фашизма на верховенство в области воспитания и образования неизбежно вступали с позициями католицизма в этой области, подкрепленными исторической традицией, отстаивающей право руководства духовной сферой.
Идеологические основания диалога и конфронтации итальянского фашизма и католицизма определили их практическое взаимодействие на уровне институтов. После прихода фашистов к власти перед Муссолини встала задача стабилизации нового режима и легитимации власти фашистской партии. Этим были определены попытки государства достигнуть консенсуса с церковью и включить ее в политическую систему. Однако конфликт в области образования и воспитания молодежи был неизбежен, так института претендовали на монополию в этой области. «Хартия труда» (1927) стала практическим выражением корпоративистского пункта фашистской идеологии. Изначательно положительная оценка церковью в дальнейшем трансформировалась в подозрительное отношение в силу отрицательных черт новой системы. Римская курия, понимая важность для Муссолини признания фашистского режима церковью, использовала это для разрешения «Римского вопроса» и возвращения своей светской власти. Вследствие этого подписание Латеранских соглашений в 1929 г. представляется логичным завершением линии государственно -церковных отношений в 20-е гг. Итогом стало создание церковного государства Ватикан и закрепление католицизма в качестве государственной религии. Церкви удалось сохранить организации Католического действия, игравшие важную роль инструмента церковного влияния на молодежь. Фашистское государство получило официальное признание Святым Престолом и легитимацию своей деятельности.
30-е гг. были ознаменованы перманентным конфликтом за представление альтернативной системы ценностей. Противоречия, заложенные в соглашениях, неизбежно вели к столкновению церкви и государства. Деятельность католических организаций стала препятствием тотальной фашизации общества. Вместе с тем, в одной области наблюдался относительный консенсус: католическая общественность и высшие иерархи поддержали военную экспансию в Абиссинию, ибо увидели в этом возможность для распространения католицизма на новые территории.
Таким образом, историю Италии в 20-30-е гг. можно охарактеризовать как период борьбы двух «политических религий», итальянского фашизма и римского католицизма, имеющих, несмотря на идеологические различия, общую основополагающую черту - стремление к тотальной власти над всем обществом посредством регуляции всех сфер его деятельности. На институциональном уровне это выразилось в попытках государства подчинить себе церковь, что так и не удалось сделать. В силу этого организации, подчиняющиеся Римской курии, стали той платформой, на которой происходила консолидация оппозиционных сил, сменивших фашистов во власти после 1943 г.


1. 100 лет социального христианского учения. - М.: Изд-во МП "Останкино", 1991. - 63 с.
2. Аврелий Августин. О граде Божием // Творения. Т.Т. 3-4. - СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. - 595 с.
3. Алатри П. Происхождение фашизма. - М.: Изд-во иностран. лит., 1961. - 463 с.
4. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Пер. с фр. Г. И. Семенова. - М.: Изд-во «Текст». - 303 с.
5. Вермишев Г.А. Религия в европейском идеологическом дискурсе 20-30 годов XX века. Дис. кан. филос. наук: 09.00.14. - СПб, 2014. - 192 с.
6. Григулевич И. Р. Папство. Век XX. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1981. - 532 с.
7. Грилли Дж. Финансы Ватикана в Италии / Пер. с итал. В. С. Бондарчука; Предисл. и ред. М. М. Шейнмана. - М.: Изд-во иностр. лит., 1963. - 214 с.
8. Джентиле Дж. Введение в философию / Пер. с итал., вступ. стат., коммент., указатель А. Л. Зорина. - СПб: Алетейя, 2000. - 470 с.
9. Дешнер К. С Богом и с фашистами: альянс Ватикана с Муссолини, Франко, Гитлером и Павеличем / пер. Елены Макрушиной. - М.: Художественная литература, 2015. - 351 с.
10. Иванов С. С. Христианский социализм как политический феномен: опыт России и Европы / С. С. Иванов; под ред. д.филос.н., проф. А. И. Демидова. - Саратов: издательский центр СГСЭУ, 2009. - 255 с.
11. Канделоро Дж. История современной Италии. В 7 т. - М.: Изд-во иностран. лит., 1958-1979.
12. Канделоро Дж. Католическое движение в Италии / Пер. с итал. О. Ф. Мизиано; Ред. и предисл. М.М. Шейнмана. - М.: Изд-во иностр. лит., 1955. - 588 с.
13. Католицизм и политика: Сб. обзоров / АН СССР, ИНИОН; [Сост. к. ист. н. А. М. Салмин. Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. Н. Разумович]. - М: ИНИОН, 1983. - 262 с.
14. Колье Р. Дуче! Взлет и падение Бенито Муссолини: Биография: [Пер. с англ.] / Ричард Колье. - М.: Центрполиграф, 2001. - 491 с.
15. Кондратенко С.Е. Католицизм и государство в европейском политическом дискурсе. Дис. канд. полит. наук: 23.00.01. - СПб, 2013. - 146 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ