Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ситуации равновесия в задачах о назначениях

Работа №130852

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

математика и информатика

Объем работы39
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Описание системы ЕГЭ 8
1.1. Постановка задачи 8
1.2. Текущие правила поступления по ЕГЭ 8
1.3. Реальные проявления несовершенств системы поступления на примере приемной кампании в СПбГУ 11
2. Алгоритмы 15
2.1. Трактовка текущих правил поступления по ЕГЭ для срав­нения работы различных алгоритмов поступления в вузы 15
2.1.1. Алгоритм распределения абитуриентов по вузам по текущим правилам поступления с помощью ма­тематического ожидания в одну волну 15
2.1.2. Алгоритм поступления в две волны по правилу ма­тематического ожидания 18
2.1.3. Алгоритм поступления в три волны по правилу математического ожидания 20
2.1.4. Принцип выбора kj (qj) 20
2.2. Другие алгоритмы поступления абитуриентов в вузы 23
2.2.1. Алгоритм Гейла-Шепли 23
2.2.2. Алгоритм поступления в одну волну с одним при­оритетом 25
3. Исследование результатов 26
3.1. Результаты при одинаковых квотах у вузов 26
3.1.1. Абитуриентов в два раза больше, чем суммарная квота во всех вузах 26
3.1.2. Абитуриентов столько же, сколько суммарная квота во всех вузах 28
3.2. Результаты при разных квотах у вузов 30
3.2.1. Абитуриентов в два раза больше, чем суммарная квота во всех вузах 30
3.2.2. Абитуриентов столько же, сколько суммарная кво­та во всех вузах 32
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 39

В данной работе будут рассматриваться различные модели приема абитуриентов в вузы. Начиная с 2009 года, система приема абитури­ентов в вузы в Российской Федерации изменилась: абитуриенты стали поступать в вузы по результатам ЕГЭ, при этом каждый абитуриент имеет право подать документы в несколько вузов, причем прием осу­ществляется в несколько волн: например, в 2011 поступление произво­дилось в три волны, но с 2012 поступление в большинство вузов стало происходить в две волны. Однако до сих пор в ряде вузов существует приемные кампании в одну волну, например, поступление в магистра­туру в СПбГУ [15].
Существуют и другие модели распределения абитуриентов по ву­зам. Например, в советские времена при обязательном распределении выпускников по организациям, подавшим свои заявки, использовался следующий алгоритм [3]: все выпускники ранжировались по среднему баллу зачетной книжки и, в порядке убывания среднего балла, выби­рали по очереди наиболее предпочтительную организацию среди тех, в которых еще остались свободные места (считалось, что каждый выпуск­ник имеет свое линейное упорядочение на множестве всех организаций). В действительности, этот алгоритм являлся модернизированным алго­ритмом Гейла-Шепли в задаче о назначении [9], который можно при­менять для задачи распределения абитуриентов по вузам.
В 1962 году Дэвид Гейл и Ллойд Шепли предложили алгоритм рас­пределения мужчин и женщин на брачные пары [10]. Этот алгоритм всегда давал устойчивое распределение в том смысле, что не находи­лось никакой пары, которая, разорвав свои союзы, образовывала бы но­вую пару, в которой оба партнера были более счастливыми. Алгоритм нахождения устойчивых паросочетаний, помимо задачи распределения выпускников по организациям, применяется в задаче выбора соседей по комнате, распределении донорских органов по реципиентам и в других задачах. В дальнейшем за решение таких задач о назначениях Ллойд Шепли и Элвин Рот получили Нобелевскую премию по экономике 2012 года [1, 6].
Модернизированный алгоритм Гейла-Шепли можно также приме­нять для случая, когда выпускники соответствуют абитуриентам, а ор­ганизации — вузам [12, 13]. Поскольку истинное качество абитуриентов неизвестно, то вуз имеет предпочтение только в соответствии с форми­руемым вузом рейтингом, который получается благодаря результатам ЕГЭ и вступительным экзаменам, если они есть. Таким образом, вуз заинтересован в абитуриентах, находящихся как можно выше в рей­тинге. При выполнении алгоритма Гейла-Шепли образуются устойчи­вые пары [10]: если поступивший в некоторый вуз абитуриент мечтал о другом вузе больше, чем о том, в который поступил, то другой вуз предпочтет абитуриента, находящегося выше в рейтинге, и наоборот, если среди непоступивших в некоторый вуз есть абитуриенты, нахо­дящиеся выше в общем рейтинге, чем последний поступивший в этот вуз, то они предпочитают другой вуз, а этого вуза нет списке прием­лемых для рассматриваемых абитуриентов. Кроме того, эта процедура устойчива относительно манипулирования (никто не получает выгоды от искажения своих истинных предпочтений [2, 11]). К сожалению, в России данная процедура поступления не используется ввиду ее слож­ности и недостатка матобеспечения.
Для остальных описанных правил возможны варианты неустойчи­вости результатов приема [2, 11, 7, 8]: могут быть ситуации, когда место в более приоритетном для некоторого абитуриента вузе может быть занято другим абитуриентом, находящимся в рейтинге ниже, то есть не будет соблюдаться условие истинной устойчивости, но эти правила приема абитуриентов в вузы применяются в Российской Федерации, а алгоритм Гейла-Шепли — нет.
Цель работы состоит в исследовании различных правил распреде­ления абитуриентов по вузам, а также в разработке квазиоптимальных стратегий поведения абитуриентов. В данной работе эталонным счита­ется распределение по модернизированному алгоритму Гейла-Шепли, и сравнение результатов работы других алгоритмов будет производиться с ним.
Предлагается оценивать результаты рассматриваемых алгоритмов по количеству неустойчивых пар вида университет-абитуриент (то есть сравнение с результатами алгоритма Гейла-Шепли путем пересчета от­личающихся пар), а также по номеру последних поступивших абитури­ентов в каждый вуз или по среднеарифметическому количеству запол­ненных мест в каждом вузе (в зависимости от начальных данных мо­дели). Для сравнения производится имитационное моделирование всех этих алгоритмов, начиная с построения предпочтений абитуриентов на множестве вузов, затем происходит применение каждого алгоритма к текущему построению, в конце — сравнение с алгоритмом Гейла-Шепли и получение статистических данных для различных начальных условий модели.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе были рассмотрены различные алгоритмы распре­деления абитуриентов по вузам, а также проведено сравнение с эталон­ным — алгоритмом Гэйла-Шепли. Разработан новый алгоритм поведе­ния абитуриентов, который дает приемлемые результаты при некото­рых параметрах.
Исходя из полученных результатов, сделаны следующие выводы:
1. При моделировании различных вариантов приемной кампании (ко­личество квот, абитуриентов) наиболее близким по результатам к алгоритму Гейла-Шепли во всех случаях является алгоритм по­ступления по правилу математического ожидания с А = S — 1.
2. Нельзя определенно сказать, какое количество волн является наи­более оптимальным. Чем больше волн, тем среднеарифметиче­ский номер последнего поступившего абитуриента меньше, одна­ко количество неустойчивых пар меньше при поступлении в одну волну. Поступление в три волны не дает значительного преиму­щества по сравнению с поступлением в одну и две волны, поэтому отказ от приема в три волны в РФ можно считать правильным, ввиду сложности и необходимости дополнительных расходов на проведение дополнительной волны.
3. Стратегии абитуриентов с небольшой степенью степенью риска (А = (S-1)/2, А = (v-1)/v) ведут к неприемлемому результату как для абитуриентов (поступление в вузы, которые не являются наиболее приоритетными, а поступление по принципу хотя бы куда-нибудь из множества приемлемых вузов), так и для вузов (высокое сред­неарифметическое места последнего поступившего абитуриента по сравнению с алгоритмом Гейла-Шепли, как следствие — сильно различающийся уровень абитуриентов).
4. Однако и стратегии с высокой степенью риска (поступление в од­ну волну с одним приоритетом) неприемлемы. Данный алгоритм является частным случаем модифицированного алгоритма Гейла- Шепли, где абитуриенты хотят поступить только в один вуз. Оба алгоритма моделировались на одинаковых данных, однако полу­ченные результаты у алгоритма Гейла-Шепли существенно лучше.


[1] Алескеров Ф.Т. Кисельгоф С.Г. Лауреаты Нобелевской премии — 2012: Ллойд Шепли и Элвин Рот // Экономический журнал Выс­шей школы экономики. 2012. no. 4. — C. 433-443.
[2] Кисельгоф, С. Г. Обобщенные паросочетания при предпочтениях, не являющихся линейными порядками: дис. ... канд. физ.-мат. на­ук: 05.13.18 / Кисельгоф Софья Геннадьевна. — Москва, 2013. — 165 л.
[3] Конохова А. С. Система распределения выпускников вузов в СССР // Новейшая история России. 2012. Т. 5. — C. 233-242.
[4] О порядке приема на обучение по образовательным программам высшего образования на 2016-2017: приказ Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. no. 1147.
[5] Оуэн, Г. Теория игр / Г. Оуэн. — М. : Мир, 1971. — 230 с.
[6] Теория и практика двусторонних рынков (Нобелевская премия по экономике 2012 года) / Е.Б. Железова, С.Б. Измалков, К.И. Сонин [и др.] // Вопросы экономики. 2013. Т. 1. — C. 4-26.
[7] A.E. Roth, M.O. Sotomayor. College admission problem revisited // Econometrica. 1989. V. 57, no. 3. — P. 559-570.
[8] Blair C. The lattice structure of the set of stable matchings with multiple partners // Mathematics of Operations Research. 1988. November. Vol. 13.
[9] F. Brandt, V. Conitzer, U. Endriss [и др.]. Matching under Preferences. In B. Klausa, D. F. Manloveb, F. Rossi, editors, Handbook of Computational Social Choice, chapter 14. Cambridge University Press, 2016.
[10] Gale D., Shapley L.S. College admissions and the stability of marriage // American Mathematical Monthly. 1962. Vol. 69. — P. 9-16.
[11] Roth A.E. Common and Conflicting Interests in Two-Sided Matching Markets // European Economic Review. 1985. Vol. 27. — P. 75-96.
[12] Roth A.E. The college admissions problem is not equivalent to the marriage problem // Journal of Economic Theory. 1985. August. Vol. 36. — P. 277-288.
[13] Roth A.E. The Evolution of the Labor Market for Medical Interns and Residents: A Case Study in Game Theory // Journal of Political Economy. 1984. Vol. 92. — P. 991-1016.
[14] URL: https://abiturient.spbu.ru/arkhiv-dokumentov-4.html
[15] URL: https://abiturient.spbu.ru/files/2017/pravila_priema_2017.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ