Композиционно-сюжетная структура сценария художественной программы (на примере цикла «И дольше века длится год^» телеканала «МОСТ»)
|
Введение..
Глава 1. Особенности телевизионного сценария.
1.1 Публицистический сценарий: становление и развитие на телевидении.. 6
1.2 Работа автора над созданием телевизионного сценария ......................... 11
1.3 Авторские решения композиционно-сюжетных задач при работе над
телевизионным сценарием
Глава 2. Драматургия сценария художественной программы ......................... 22
2.1 Художественная программа: общее понятие и ситуация на
отечественном телевидении
2.2 Композиционно-сюжетная структура сценария программы «И дольше
века длится год…»
2.3 Работа автора над созданием сценариев программы «И дольше века
длится год…»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Глава 1. Особенности телевизионного сценария.
1.1 Публицистический сценарий: становление и развитие на телевидении.. 6
1.2 Работа автора над созданием телевизионного сценария ......................... 11
1.3 Авторские решения композиционно-сюжетных задач при работе над
телевизионным сценарием
Глава 2. Драматургия сценария художественной программы ......................... 22
2.1 Художественная программа: общее понятие и ситуация на
отечественном телевидении
2.2 Композиционно-сюжетная структура сценария программы «И дольше
века длится год…»
2.3 Работа автора над созданием сценариев программы «И дольше века
длится год…»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Журналистика всегда изменялась в соответствии с развитием коммуникационно-технологических средств передачи информации. За последнее десятилетие в этой области произошёл большой скачок: теперь благодаря повсеместному распространению и доступности интернета, а также мобильных устройств, аудитория имеет неограниченный доступ к информации. Поскольку поток сообщений слишком велик, современным журналистам и специалистам в этой области приходится создавать новые формы подачи информации, которые привлекут слушателя или зрителя.
В нашем исследования мы будем опираться на такие понятия, как «жанр» и «формат». Жанр – «род произведений в пределах какого-нибудь искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками (искус.)»1.
Формат в переводе с латинского – «forma» значит форма. Это структура информационного объекта, форма и способ представления данных2.
В настоящее время существует много споров вокруг обозначенных терминов, однако, мы в нашем исследовании будем утверждать, что жанр относится к внутреннему, смысловому наполнению, тогда как формат – больше к внешнему, технологическому процессу. С. Н. Ильченко отмечает, что «…всё больше увеличивается сегмент развлекательного телевидения, образовываются новые жанровые модели
интерпретации эмпирической и организации экранной реальностей. В результате основой современной эфирной практики стало стремление к сенсационности, понятие «формат» утвердилось в телевизионном производстве и сводит творческую деятельность к набору внешних, формальных признаков…»3.
Для удержания зрительского внимания создатели телеконтента используют следующий приём: в формат одной передачи включают элементы разных жанров журналистики. Это один из примеров проявления жанровой интеграции на отечественном телевидении.
Наиболее заметно данное явление в формате художественной программы. В такой передаче для выражения своих мыслей и создания более полного образа, авторы прибегают к объединению нескольких публицистических жанров журналистики (зарисовки, очерка, эссе).
Смешение элементов различных жанров влияет на композиционносюжетную структуру сценария. Этим объясняется актуальность данной выпускной квалификационной работы. Новизна нашего исследования заключается в том, чтобы проанализировать существующие особенности композиции в сценарии художественной программы «И дольше века длится год…» (и в самостоятельно созданных сценариях).
Цель работы – выявить композиционно-сюжетные закономерности сценария художественной программы «И дольше века длится год…» (телеканал «МОСТ»).
Для достижения поставленной нами цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) проанализировать историю становления и развития сценария на отечественном телевидении;
2) обозначить понятия «композиция», «сюжет», «композиционно-сюжетная структура», описать этапы работы автора над созданием сценария;
3) выявить закономерности композиционно-сюжетной
структуры сценариев передачи «И дольше века длится год»;
4) на основе выявленных закономерностей создать собственные сценарии программы «И дольше века длится год…».
Объектом исследования является сценарий художественной программы. Предметом – закономерности его композиционно-сюжетной структуры.
Теоретическую базу исследования составляют труды Кузнецова Г. В. и Цвика В. Л., Пронина А. А., Муратова С. А. и других авторов.
Методы исследования: исторический, анализа и обобщения, метод включённого наблюдения, экспертное интервью. Эмпирической базой послужили следующие материалы: сценарий проблемного очерка «Гудбай, Чермоз?» (автор – Анастасия Шеина); сценарий репортажа «Улиточные бега» (телеканал «Санкт-Петербург», автор
– Анна Безкровная); сценарий проблемного репортажа «Казаки» (ТРК «Пятый канал», авторы – Екатерина Перрен, Анатолий Ильин), программы «Белая студия» («Россия К»), «Гении и злодеи» («Россия К»).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, включающих в себя авторские сценарии художественного цикла «И дольше века длится год…».
В нашем исследования мы будем опираться на такие понятия, как «жанр» и «формат». Жанр – «род произведений в пределах какого-нибудь искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками (искус.)»1.
Формат в переводе с латинского – «forma» значит форма. Это структура информационного объекта, форма и способ представления данных2.
В настоящее время существует много споров вокруг обозначенных терминов, однако, мы в нашем исследовании будем утверждать, что жанр относится к внутреннему, смысловому наполнению, тогда как формат – больше к внешнему, технологическому процессу. С. Н. Ильченко отмечает, что «…всё больше увеличивается сегмент развлекательного телевидения, образовываются новые жанровые модели
интерпретации эмпирической и организации экранной реальностей. В результате основой современной эфирной практики стало стремление к сенсационности, понятие «формат» утвердилось в телевизионном производстве и сводит творческую деятельность к набору внешних, формальных признаков…»3.
Для удержания зрительского внимания создатели телеконтента используют следующий приём: в формат одной передачи включают элементы разных жанров журналистики. Это один из примеров проявления жанровой интеграции на отечественном телевидении.
Наиболее заметно данное явление в формате художественной программы. В такой передаче для выражения своих мыслей и создания более полного образа, авторы прибегают к объединению нескольких публицистических жанров журналистики (зарисовки, очерка, эссе).
Смешение элементов различных жанров влияет на композиционносюжетную структуру сценария. Этим объясняется актуальность данной выпускной квалификационной работы. Новизна нашего исследования заключается в том, чтобы проанализировать существующие особенности композиции в сценарии художественной программы «И дольше века длится год…» (и в самостоятельно созданных сценариях).
Цель работы – выявить композиционно-сюжетные закономерности сценария художественной программы «И дольше века длится год…» (телеканал «МОСТ»).
Для достижения поставленной нами цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) проанализировать историю становления и развития сценария на отечественном телевидении;
2) обозначить понятия «композиция», «сюжет», «композиционно-сюжетная структура», описать этапы работы автора над созданием сценария;
3) выявить закономерности композиционно-сюжетной
структуры сценариев передачи «И дольше века длится год»;
4) на основе выявленных закономерностей создать собственные сценарии программы «И дольше века длится год…».
Объектом исследования является сценарий художественной программы. Предметом – закономерности его композиционно-сюжетной структуры.
Теоретическую базу исследования составляют труды Кузнецова Г. В. и Цвика В. Л., Пронина А. А., Муратова С. А. и других авторов.
Методы исследования: исторический, анализа и обобщения, метод включённого наблюдения, экспертное интервью. Эмпирической базой послужили следующие материалы: сценарий проблемного очерка «Гудбай, Чермоз?» (автор – Анастасия Шеина); сценарий репортажа «Улиточные бега» (телеканал «Санкт-Петербург», автор
– Анна Безкровная); сценарий проблемного репортажа «Казаки» (ТРК «Пятый канал», авторы – Екатерина Перрен, Анатолий Ильин), программы «Белая студия» («Россия К»), «Гении и злодеи» («Россия К»).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, включающих в себя авторские сценарии художественного цикла «И дольше века длится год…».
Взяв для исследования формат художественной программы, мы выяснили, он на отечественном телевидении практически не представлен. В настоящее время происходит сегментация телевещания. Аудитория тяготеет к массовой культуре, которая характеризуется доступностью, сенсационностью, поверхностью предоставляемой информации.
Проанализировав сетки вещания российских федеральных телеканалов мы
сделали вывод, что публицистические передачи в основной своей массе представлены только на телеканале «Россия К». Автор данной ВКР выявил следующие особенности художественной программы:
1. Живописный и образный видеоряд (акценты на деталях);
2. Литературный закадровый текст;
3. Операторские художественные приёмы (фокус-расфокус, съёмка
объектов через предметы, различные панорамы);
4. Постановочные съёмки (в том числе метод художественной реконструкции);
5. Использование архивных кадров, фотографий, фрагментов документальных и игровых фильмов;
6. Музыкальное оформление.
Некоторые из вышеописанных элементов встречаются в форматах других передач, представленных на российском ТВ, однако их цель состоит не в воспитании художественного вкуса у зрителя, а в развлечении. Что поймёт человек после телепросмотра, насколько глубоко вникнет в тему,
задумается ли над поставленными вопросами, зависит, в первую очередь, от автора и того сценария, который он подготовит.52
Поскольку данная выпускная квалификационная работа носит характер профессионально-практической, то главная задача для нас заключалась в создании двух сценариев цикла «И дольше века длится год…». Прежде, чем написать собственные сценарии мы проанализировали уже существующие и выявили следующие композиционно-сюжетные закономерности:
1. кульминация и развязка сосуществуют в финальном постановочном
эпизоде трёх ведущих;
2. сценарий программы имеет свободную композицию: автор вперемешку подаёт несколько временных пластов;
3. элементы сценария – постановочный эпизод ведущих, стендап
соведущего, закадровый текст и инфографика – «работают» на идею передачи только, когда расположены в той последовательности,
которую для них определил автор;
4. повтор – главный приём, использующийся для соединения частей сценария, создания логики повествования и усиления эмоционального воздействия на зрителя;
5. художественный образ, лейтмотивом проходящий через весь сценарий, делает его целостным и выразительным;
На основании выявленных закономерностей, автор данной ВКР создал свои сценарии, посвящённые 1923 и 1924 году. Кроме того, в наших произведениях присутствуют структурные элементы, присущие данной
художественной программе – постановочные эпизоды, образные закадровые
тексты, литературные произведения, информационные отбивки. Темамипередачи про 1923 год стал космос, желание его освоить, несбыточные фантазии народа и мечты о построении новой планеты – Советского Союза.
Сценарий 1924 года посвящён путешествиям, приключениям, романтическим настроениям советских людей с одной стороны и жёсткой, голодной, серой реальности с другой. Также продолжается тема предыдущего года – об утопических мечтах насчёт будущего нашей страны.53
Проанализировав несколько выпусков программы, мы также выяснили, что её цель – создание художественного образа истории через призму современности с разных точек зрения, осуществляется при помощи элементов структуры сценария: постановочных эпизодов ведущих – это голос одного поколения, монологов соведущего – принципиально другой взгляд, оппозиционный его коллегам, закадровых лирических отступлений зрелого человека, инфографики, которая представляет фактическую линию, а также фрагментов литературных произведений, отражающих атмосферу и заявленную автором тему года.
По написанным нами сценариям были отсняты две программы цикла «И дольше века длится год…» (хронометраж – 13 минут). Автор данной ВКР является ведущим этой программы уже два года, поэтому принцип создания передачи и написания сценария был изучен им изнутри: с помощью метода включённого наблюдения
Проанализировав сетки вещания российских федеральных телеканалов мы
сделали вывод, что публицистические передачи в основной своей массе представлены только на телеканале «Россия К». Автор данной ВКР выявил следующие особенности художественной программы:
1. Живописный и образный видеоряд (акценты на деталях);
2. Литературный закадровый текст;
3. Операторские художественные приёмы (фокус-расфокус, съёмка
объектов через предметы, различные панорамы);
4. Постановочные съёмки (в том числе метод художественной реконструкции);
5. Использование архивных кадров, фотографий, фрагментов документальных и игровых фильмов;
6. Музыкальное оформление.
Некоторые из вышеописанных элементов встречаются в форматах других передач, представленных на российском ТВ, однако их цель состоит не в воспитании художественного вкуса у зрителя, а в развлечении. Что поймёт человек после телепросмотра, насколько глубоко вникнет в тему,
задумается ли над поставленными вопросами, зависит, в первую очередь, от автора и того сценария, который он подготовит.52
Поскольку данная выпускная квалификационная работа носит характер профессионально-практической, то главная задача для нас заключалась в создании двух сценариев цикла «И дольше века длится год…». Прежде, чем написать собственные сценарии мы проанализировали уже существующие и выявили следующие композиционно-сюжетные закономерности:
1. кульминация и развязка сосуществуют в финальном постановочном
эпизоде трёх ведущих;
2. сценарий программы имеет свободную композицию: автор вперемешку подаёт несколько временных пластов;
3. элементы сценария – постановочный эпизод ведущих, стендап
соведущего, закадровый текст и инфографика – «работают» на идею передачи только, когда расположены в той последовательности,
которую для них определил автор;
4. повтор – главный приём, использующийся для соединения частей сценария, создания логики повествования и усиления эмоционального воздействия на зрителя;
5. художественный образ, лейтмотивом проходящий через весь сценарий, делает его целостным и выразительным;
На основании выявленных закономерностей, автор данной ВКР создал свои сценарии, посвящённые 1923 и 1924 году. Кроме того, в наших произведениях присутствуют структурные элементы, присущие данной
художественной программе – постановочные эпизоды, образные закадровые
тексты, литературные произведения, информационные отбивки. Темамипередачи про 1923 год стал космос, желание его освоить, несбыточные фантазии народа и мечты о построении новой планеты – Советского Союза.
Сценарий 1924 года посвящён путешествиям, приключениям, романтическим настроениям советских людей с одной стороны и жёсткой, голодной, серой реальности с другой. Также продолжается тема предыдущего года – об утопических мечтах насчёт будущего нашей страны.53
Проанализировав несколько выпусков программы, мы также выяснили, что её цель – создание художественного образа истории через призму современности с разных точек зрения, осуществляется при помощи элементов структуры сценария: постановочных эпизодов ведущих – это голос одного поколения, монологов соведущего – принципиально другой взгляд, оппозиционный его коллегам, закадровых лирических отступлений зрелого человека, инфографики, которая представляет фактическую линию, а также фрагментов литературных произведений, отражающих атмосферу и заявленную автором тему года.
По написанным нами сценариям были отсняты две программы цикла «И дольше века длится год…» (хронометраж – 13 минут). Автор данной ВКР является ведущим этой программы уже два года, поэтому принцип создания передачи и написания сценария был изучен им изнутри: с помощью метода включённого наблюдения
Подобные работы
- Композиционно-сюжетная структура сценария
художественной программы
(на примере цикла «И дольше века длится год...» телеканала «МОСТ»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017



