ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖНЫЕ СМИ В РОССИИ 7
§ 1. Типология и функции молодежных СМИ 7
§ 2. Молодежные издания в России 14
§ 3. Редизайн молодежных СМИ 21
ГЛАВА 2. РЕДИЗАЙН ГАЗЕТЫ «ОТКРЫТАЯ ФОРТОЧКА» 24
§ 1. Тематическая концепция издания 24
§ 2. Композиционно-графическая модель издания 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 46
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 50
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 53
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 55
ПРИЛОЖЕНИЕ №5 58
ПРИЛОЖЕНИЕ №6 61
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 62
ПРИЛОЖЕНИЕ №8 64
Актуальность данного исследования заключается в том, что многие молодежные издания не имеют своего качественного визуального облика, и это не способствует решению их проблем и задач, таких как привлечение новой аудитории и удержание уже имеющейся, привлечение рекламодателей и спонсоров, установление прочной связи с читателями. Молодежь все больше уходит от печатных изданий к их веб-версиям, возраст аудитории газет растет. В такой ситуации дизайн способствует не только удобству восприятия СМИ, но и может стать элементом привлечения молодой аудитории к печатной прессе.
Многие из них переживают кризис, теряют численность аудитории. На наш взгляд, это связано с тем, что молодежь теряет интерес к чтению в целом и к чтению печатных изданий в частности. Изменился, на наш взгляд, сам подход к чтению, бумажные носители давно уступили место электронным. По данным исследования, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады1 доля респондентов, регулярно читающих книги снижается. У газет и журналов остается не так много инструментов, которые помогли бы им на высоком уровне конкурировать с интернет-порталами, куда стремится их аудитория. Одним из таких инструментов, по нашему мнению, становится дизайн. Таким образом, проблема отсутствия качественного дизайна многих печатных молодежных изданий порождает необходимость исследовать данную область рынка СМИ.
Новизна данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что мы системно подходим к исследованию этой темы с опорой на теоретические знания о дизайне молодежных изданий, с учетом условий, поставленных редакцией. До этого тема рассматривалась, как правило, с точки зрения влияния изданий на молодежь, выявления типологии молодежных изданий и определения их специфических функций. В данной работе обобщаются знания по редизайну печатных изданий, в частности молодежных, учитывая основные тенденции современного медиадизайна. Помимо этого проводится редизайн газеты Колпинского района «Открытая форточка», которая является действительно качественным примером молодежной печатной прессы, но имеет большие проблемы с внешним обликом. Стоит отметить, что редакция сама понимает свои проблемы и готова к процедуре редизайна, осознавая, что придется несколько изменить привычный уклад работы. Энтузиазм работников нельзя обойти стороной, потому что он говорит о том, что для печатной прессы еще не все потеряно, если они активно борются за свое существование и готовы к изменениям.
Объектом выпускной квалификационной работы является современный рынок печатных молодежных СМИ.
История молодежной прессы в России берет свое начало с газеты Санкт- Петербургского Университета «Студенческий мир». Она вышла 16 ноября 1857 года. С тех пор молодежь и студенчество были прочно вовлечены в мир средств массовой информации. Это вполне закономерно, так как молодежь всегда была самой подвижной категорией, желающей не только читать газеты, но и становиться двигателем отечественной журналистики. На сегодняшний день в России более 8000 молодежных изданий. С ними, на наш взгляд, ситуация обстоит примерно так же, как с региональными и районными изданиями. Многим не хватает финансирования, квалифицированных кадров, а порой и решимости пойти на кардинальные изменения. Но на наш взгляд, возрождение и помощь хорошим качественным изданиям - одна из первостепенных задач журналистов и дизайнеров.
Предметом выпускной квалификационной работы является редизайн газеты «Открытая форточка».
Основная цель нашей работы заключается в проведении редизайна газеты «Открытая форточка». Согласно мнению исследователя А.Ю. Тышецкой2, редизайн включает в себя изменение не только оформления издания, но и работы всей редакции.
Для успешного достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:
• рассмотреть типологию и функции молодежных изданий;
• выявить особенности дизайна и редизайна молодежных изданий;
• проанализировать визуальный облик некоторых российских молодежных газет;
• изучить целевую аудиторию, дизайн газеты «Открытая форточка» и на основе полученных исследований сформировать новый визуальный облик издания.
Методологическая база нашей работы включает в себя социологические и журналистские методы исследования. В частности был использован метод визуального анализа, творческий метод, метод конструирования и моделирования.
Теоретическая база нашей работы состоит из трудов, посвященных дизайну изданий в целом и молодежных изданий в частности. Например, А.Ю Тышецкая в своих работах, которые мы используем, выводит понятие редизайна, прослеживает его этапы и рассуждает о том, в какой степени редизайн затрагивает всю редакцию. А.М. Аткина в статье «Белгородская молодежная журналистика XXI века: тенденции развития, типология, проблематика» проводит анализ региональных молодежных СМИ на основе изданий города Белгорода. Так же, учитывая специфику целевой аудитории газеты «Открытая форточка», нам необходимо обращаться к психологии подростков. Об этом пишет, например, К.В. Строков в работе «Приоритеты молодежи в проведении свободного времени»3.
Помимо источников, помогающих понять и поставить перед собой конкретные задачи, мы прибегаем к помощи работ, касающихся непосредственно дизайна. В основном это работы таких мастеров дизайна, как Д. Феличи, В. Тулупова, Я. Чихольда.
Эмпирическая база. В основу эмпирической базы легли молодежные издания федерального, регионального и городского уровня: «Акция», «Студенческий город», «ОнОнас», «Gaudeamus». Подробно были рассмотрены газета «Акция» и журнал «ОнОнас». Их анализ помог сформировать новый облик газеты «Открытая форточка» и поставить задачи, необходимые для его достижения.
Апробация. Разработанный нами дизайн газеты «Открытая форточка» был принят редакцией газеты. Дизайн-макет был взят в работу. В планах запустить так же редизайн газеты «Окно» - издания, на базе которого создавалась и выпускается «Открытая форточка».
По структуре работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов и заключения.
Целью нашей выпускной квалификационной работы была разработка редизайна для молодежной газеты Колпинского района «Открытая форточка».
Для разработки проекта нами были рассмотрены особенности, функции и типология молодежных изданий. В ходе работы мы выявили, что функции молодежной прессы в целом повторяют традиционные функции СМИ, но с большим упором на развлекательную и образовательную сторону вопроса. Это неудивительно, ведь именно молодежь - та категория читателей, которой необходимо обучение и жизненный опыт, и в то же время это та категория, которая, пожалуй, больше всего любит развлекаться. К тому же мы выяснили, что многие молодежные издания используют модель молодежных редакций, где с одной стороны обучают молодых людей азам журналистики, а с другой тем самым вызывают большее доверие к своим изданиям у целевой аудитории.
Редизайн изданий выполняется тогда, когда их внешний облик морально устаревает или перестает работать для достижения тех или иных целей. В ходе работы мы проанализировали российский рынок молодежной прессы, выявили его особенности и сформулировали для дальнейшей работы положительные и отрицательные стороны дизайна молодежных СМИ России. Анализ помог нам убедиться в том, что сейчас на рынке превалирует тенденция простой, легкой, лаконичной верстки с использованием плоских векторных элементов. Это помогло нам в работе по редизайну газеты «Открытая форточка».
Так же мы отметили, что многие исследователи, говоря о редизайне, советуют не только менять внешний облик изданий, но и внедрять новшества в структуру редакции, налаживать новые каналы общения с читателями, то есть менять не только визуальный образ, но и внутреннее наполнение.
Так же, при анализе конкурентов, нам яснее стали видны достоинства и недостатки визуального облика «Открытая форточка». К недостаткам относилось отсутствие четкой модульной сетки, неумело созданное шрифтовое расписание, неудачно подобранная цветовая гамма. Главным недостатком, на наш взгляд, стало несоответствие дизайна и возраста целевой аудитории. Аудитория газеты, по словам редактора, от 15 до 22 лет, но дизайн газеты напоминал скорее детское издание позднесоветского периода.
В соответствии с задачами, поставленными перед нами редакцией и выявленными в ходе исследования, была проведена работа по редизайну издания. Главным успешным моментом, на наш взгляд, стало то, что удалось добиться соответствия между дизайном и возрастом читателей. Газета стала выглядеть современно, аккуратно, лаконично. Все принципы минимализма в верстке, на наш взгляд, удались. Издание наконец-то приобрело свой собственный узнаваемый стиль и избавилось от пестрого смешения самых разных стилей и задумок. К тому же, мы создали удобную, простую в использовании модульную сетку, чтобы штатный верстальщик без труда мог работать, не изменяя дизайн-макета.
Визуальный акцент был сделан на простоте, лаконичности, использовании всего одного фирменного цвета в тандеме с черным. Было использовано много линеек для того, чтобы помочь читателям осуществлять навигацию и выстроить в их мыслях ассоциацию с чем-то понятным, открытым и простым.
Разработанный дизайн-макет был положительно встречен редакцией, начался выпуск газеты с его использованием. На наш взгляд, это самое важное в работе - чтобы она действительно использовалась по назначению и приносила пользу.
Таким образом, цели и задачи, которые мы поставили перед собой, были достигнуты.
Так же дополнительно была написана научная статья «Оксюморон молодежной газеты. Влияние дизайна на развитие молодежных печатных СМИ», с которой автор выступал на научной конференции в Интституте Печати, и которая была опубликована в журнале «Молодой ученый».
Стоит так же отметить, что работа автора на этом не закончена. В планах продолжение сотрудничества с редакцией и редизайн основной газеты Колпинского района «Окно».
К сожалению, приходится признавать, что изначальные предположения о состоянии дизайна молодежных изданий подтверждаются. Многие из них нуждаются в редизайне, некоторые - в смене тематической концепции. Это еще раз подтверждает актуальность нашей работы. В России необходимо много работать в этой сфере, чтобы вывести молодежную прессу на новый уровень. Здесь, пожалуй, стоит отметить, что не так уж важно печатные это СМИ или интернет-порталы, работа должна вестись, издания должны улучшаться.
1. Аткина А.М. Белгородская молодежная журналистика XXI века: тенденции развития, типология, проблематика // Научные ведомости. Сер. Гуманитарные науки. №13. 2014.
2. Болкунов А.Н. Возникновение и становление студенческой периодики в России // Известия Саратовского университета. Т. 8. Сер. Филология, Журналистика. Вып. 2. 2008.
3. Болкунов А.Н. Типология студенческой прессы России начала XXI века // Известия Саратовского университета. 2009. №4.
4. Гайдамак Д.А. PR-сопровождение молодежных СМИ Санкт-Петербурга: теоретико-методологические основы исследования // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 85. № 6-2.
5. Гарсиа М. Марио Гарсиа в Москве: «Ставьте на мобильные телефоны» // Московские новости.
6. Группа журнала «ОнОнас» в социальной сети Вконтакте. URL: https://vk.com/ononas
7. Дубин Б.В. «Бумажное» и «электронное» чтение в России: результаты исследования. М., 2011.
8. Жилавская И.В. Как «негазетное» поколение читает газеты. М., 2012. URL: http://mic.org.ru/index.php/pr-ob/1-pr-ob/105-kak-negazetnoe- pokolenie-chitaet-gazety
9. Журнал «Студенческий меридиан» URL: http://www.stm.ru
10. Каминская Т.Л. Образ адресата в текстах массовой коммуникации: семантико-прагматическое исследование // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. 2009.
11. Л.В. Васильева Роль и функции СМИ в современном // Вестник Амурского государственного университета. Вып : 44. 2009.
12. Надеждина Т.В. Особенности и технологии российского ребрединга // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010.
13. Нафталиева О.В. Влияние современных СМИ на молодежь.
14. Носаев Д.А. Влияние элементов графической модели издания на его успешность // Вестник Адыгейского государственного университета. 2013. №3(126).
15. Розанов К.А. Молодежная пресса как составляющая студенческой жизни // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. «Филология. Журналистика». 2009. Т. 9. № 2.
...