Введение 3
Глава 1. Возникновение «российского вопроса» и начало его решения. 19891990 гг. 9
1. Общественно-политическая обстановка в РСФСР в 1989-1990 гг. Проявление «российского фактора» 9
2. Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР и начало ее реализации 15
Глава 2. Оформление независимой государственности РСФСР. Сентябрь 1990 - декабрь 1991 гг. 31
1. Нарастание противостояния между союзным и российском руководством. III Съезд народных депутатов РСФСР. 31
2. «Новоогаревский процесс». Рост влияния Б.Н. Ельцина при решении политических вопросов 43
3. Августовские события 1991 г. и ускорение процесса обретения государственной независимости 48
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 58
В современной российской истории вряд ли можно найти более противоречивый и сложный процесс чем распад Советского Союза. Несмотря на споры историков по вопросу о причинах разрушения огромного государства, мало кто станет отрицать, что данное событие было так или иначе связанно с проводимой М.С. Горбачевым в 1985-1991 гг. политикой «перестройки», которая привела к изменению во всех сферах жизни советского общества.
Одним из направлений внутренней политики М.С. Горбачева являлась демократизация политической жизни страны, начало которой было положено в 1988 году на XIX Всесоюзной конференции КПСС1. В соответствии с ее решениями был создан новый высший государственный орган власти — Съезд народных депутатов СССР (далее - СНД), избираемый гражданами СССР на основе всеобщего, тайного и альтернативного голосования (прежний Верховный совет (далее - ВС) был реорганизован, и избирался СНД СССР)2. Проведение I СНД СССР (май — июнь 1989 г.) показало насколько сложным и противоречивым являлся данный институт власти. Несмотря на это, политические преобразования коснулись и государственного устройства союзных республик, но только в самой большой из них — РСФСР — была полностью воссоздана союзная система (в октябре 1989 г.). Одной из главных задач I СНД РСФСР (май — июнь 1990 г.) становится вопрос о государственном суверенитете России.
Вопрос о суверенитете союзных республик неоднократно поднимался во время «перестройки». Первыми о нем заговорили (в 1988-1989 гг.) представители прибалтийских республик, которые понимали суверенитет как обладание возможностью проводить самостоятельную политику, в первую очередь в социально-экономической области. Практически также рассуждали и российские народные депутаты. Однако, стремление к суверенитету союзных республик в конечном счете привело к желанию их политических элит стать независимыми от СССР. В данном процессе активно участвовало и российское руководство (представленное прежде всего в ВС РСФСР во главе которого находился Б.Н. Ельцин).
Объектом исследования является проблема становления государственной независимости России.
Предметом исследования стала деятельность Верховного совета и Съездов народных депутатов РСФСР в 1989-1991 гг.
Целью исследования является анализ деятельности Верховного совета и Съезда народных депутатов РСФСР по обретению независимости России в 1989-1991 гг.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
• показать общественно-политическую обстановку в РСФСР, в которой зарождался «российский фактор».
• раскрыть причины принятия «Декларации о государственном суверенитете РСФСР»
• показать основные этапы становления независимости РСФСР.
• проанализировать противоречивость процесса становления независимости РСФСР для сохранения целостности и единства СССР.
Хронологические рамки исследования охватывают 1989-1991 гг. Нижние границы обусловлены принятием ВС РСФСР Закона «О изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР», который реформировал российскую политическую систему и вводил в ней институт СНД РСФСР. Верхние границы определяются ратификацией 12 декабря 1991 г. ВС РСФСР Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, в результате которой Россия официально вышла из состава СССР.
Источниковую базу квалификационной работы составляет широкий круг опубликованных и неопубликованных документов и материалов. Среди неопубликованных документов, важное значение имеют документы и материалы Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ). Здесь изучен фонд СНД и ВС РСФСР (ф - 10026). Опубликованные документы, использованные в данной работе, мы можем разделить на несколько групп. Первую группу составляют нормативно-правовые акты и постановления принятые государственным органами СССР и РСФСР, стенографические отчеты СНД, бюллетени ВС РСФСР.
Следующую, большую группу источников составляют мемуары. В работе используется воспоминания политических деятелей конца 1989 - начала 1990-х годов: М. С. Горбачева3, Б. Н. Ельцина4, В. И. Воротникова5 и др. Большую ценность для нашего исследования представляют мемуары российских политиков — первого заместителя председателя ВС РСФСР (до 24 октября 1991 г.) Р.И. Хасбулатова6, председателя Совета Республики ВС РСФСР В.Б. Исакова7, народных депутатов В.Л. Шейниса8 и В.Б. Кириллова9 и др.
Важным источником является периодическая печать, где издавались различные законодательные акты, давалась оценка общественно-политических процессов «перестройки» (газеты «Правда»10, «Советская Россия»11, «Российская газета»12, «Известия»13, «Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР»14).
В работе также использованы материалы сентябрьского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС15, материалы социологических опросов ВЦИОМ (за 1990-1991 гг.)16, а также различные сборники документов и материалов.
Историография проблемы становления российской государственности находятся на стадии формирования. Результаты исследований по данной проблеме обычно содержаться в работах общего характера посвященных истории «перестройки», которые можно разделить на два направления.
В работах первого направления исследователи в целом дают негативную оценку политической деятельности Б.Н. Ельцина, и считают его одним из виновников распада СССР. К этому направлению можно отнести работы таких исследователей, как А.С. Барсенков17, Е.А. Тарасова18, М.Ф. Полынов19, А.В. Островский20, С.В. Чешко21 и др.
Представители второго направления, положительно оценивает деятельность и политику Б.Н. Ельцина, считая ее прогрессивной, противостоящей засилью союзной власти. Данное направление олицетворяют работы таких историков, как Р.Г. Пихоя22 и В.В. Согрин23 и др.
Проблема государственной независимости России также рассматривается в диссертациях, в которых изучается деятельность ВС и СНД РСФСР. Одной из первых работ по данной тематике стала диссертация В.В. Клювганта (народный депутат РСФСР и член ВС РСФСР в 1990-1993 гг.) «Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР в политической истории страны, 1990 - 1991 гг.»24, где автор приводит основные сведения взятые из открытых источников, задает направление на исследование данной тематики. В это же время выходят диссертации посвященные СНД РСФСР, написанные Н.Н. Вихровым25 и Т.Ю. Кононовой26.
Зарубежная историография, относящиеся к теме нашего исследования, представлена прежде всего работами Дж. Боффы27 и Дж. Дунлопа28. Единственной зарубежной работой по вопросу о деятельности СНД и ВС РСФСР является исследование проведенное Ж. Эндрюс29.
Стоит отметить, что при написании выпускной квалификационной работы были использованы не только работы историков, но и труды специалистов в области политологии30 и юриспруденции31.
При проведении нашего исследования, мы руководствовались принципами историзма и объективности. Становление российской государственности в эпоху «перестройки», рассматривается в связи с условиями данного исторического периода.
Также мы использовали сравнительный метод, который позволил сделать вывод об изменении деятельности российских органов власти в 1989-1991 гг., и структурный метод, для систематизации результатов деятельности ВС и СНД РСФСР в данный период.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что мы пришли к выводу, согласно которому становление российской государственности ВС и СНД РСФСР пытались осуществить быстрыми темпами, что имело отрицательные результаты как для самой РСФСР, так и для СССР в целом.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников. В введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи работы, ее хронологические рамки. В первой главе рассматривается осознание проблемы государственной независимости России и начало ее решения СНД и ВС РСФСР. Во второй главе анализируется деятельность данных органов власти, которая способствовала оформление независимой государственности РСФСР в 1990-1991 гг. В заключении подводятся итоги проделанной исследовательской работы.
Проблема государственной независимости России формировалось в общественно-политическом дискурсе РСФСР на фоне ухудшения политического и социально-экономического положения в стране в 1989-1990 гг. Важное место в этом процессе занимало обсуждения положения РСФСР в Союзе ССР, проблемы российского суверенитета (т. н. «российский фактор»). В октябре 1989 г. в соответствии с политической реформой в России учреждается высший государственный орган - Съезд народных депутатов (СНД) и реорганизуется Верховный совет (ВС) РСФСР.
На I СНД РСФСР (май - июнь 1990 г.) происходит активное обсуждение проблем российского суверенитета. Съезд избирает Председателем Верховного совета Б.Н. Ельцина, сторонника становления независимой (но в составе СССР) и демократичной России. 12 июня 1990 г. Съезд принимает Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, которая стала основным документом по становлению российской независимости. В Декларации провозглашалась полнота государственной власти России, за исключением вопросов переданных ей в введение СССР, верховенство российских законов и Конституции над союзными, право на выход из СССР. В последний день Съезда было принято важное Постановление «О разграничении функций управлений организациями на территории РСФСР»1, согласно которому Совмин РСФСР переподчинялся Съезду и ВС РСФСР, и начиналась работа по становлению собственной банковской и таможенный системы, независимых от Союза КГБ и милиции.
Руководствуясь принципами Декларации, Верховный совет РСФСР начал осуществлять довольно активную и радикальную политику, направленную на получение независимого статуса России, что привело к столкновению российского и союзного законодательства (т. н. «война законов»). С сентября 1990 г. происходит дальнейшее обострение отношений, после того как Центр и Россия принимают разные программы перехода к рыночным отношениям. На II СНД РСФСР, такая политика Верховного совета начинает вызывать критику со стороны народных депутатов, однако Съезд все равно принимает различные поправки в Конституцию, усиливая независимость РСФСР от СССР. В отношение же нового Союзного договора, призванного обновить и укрепить Союз республик, российская власть не принимает решительных шагов.
Нарастание конфликтных тенденций в отношениях с Центром в начале 1991 г., приводит к расколу в рядах ВС РСФСР. 21 февраля шесть членов Президиума ВС подписывают заявление в котором выступают против Б.Н. Ельцина и проводимой им политики, направленной, по их мнению, на развал СССР. Однако, на III СНД РСФСР (март — апрель 1991 г.) Ельцину удается не только удержаться на своем посту, но и получить дополнительные полномочия для себя и Верховного совета. После данного Съезда, деятельность СНД и ВС РСФСР развивается в основном в сфере решения экономических вопросов, важные же политические акции осуществляются (например, участие в «Новоогаревском процессе») Президентом и его окружением. На IV СНД РСФСР (май 1991 г.) депутаты принимают пакет документов о введении поста Президента РСФСР, что должно было, по мнению авторов данного нововведения повысить государственный статус России и улучшить систему управления (Президентом 12 июня был избран Ельцин).
В последние месяцы 1991 г. деятельность ВС РСФСР была, среди прочего, направлена на преодоление новой угрозы российской независимости - сепаратизма республик в составе РСФСР. V СНД РСФСР (проходил большей частью в октябре — ноябре 1991 г.) важных политических решений, касающихся независимости России уже не принял — после событий 19-21 августа 1991 г. СССР фактически перестал существовать, а президентская власть укрепилась еще сильнее. Таким образом деятельность ВС и СНД РСФСР направленная на становление государственной независимости была завершена2, перед данными органами власти к концу 1991 г. стояли уже другие задачи.
Деятельность ВС и СНД РСФСР по становлению независимой России мы оцениваем неоднозначно. С одной стороны, она привела к еще большей дестабилизации социально-экономической и политической сферы в России и СССР, являясь одной из главных причин развала Советского Союза. Также СНД так и не принял ни новой Конституции РСФСР, ни Федеративного договора, что в последствии сильно ударило по государственности России и по ее национальной безопасности3. С другой стороны, благодаря деятельности ВС и СНД РСФСР были заложены основы современной Российской Федерации - качественно нового, в политическом и экономическом плане, государства.
I. Источники
1. Архивные материалы
1.1. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 10026. (Съезд народных депутатов РФ, Верховный совет РФ и их органы).
2. Документы и материалы Коммунистической партии Советского Союза
2.1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 19-20 сентября 1989 г. - М.: Политиздат, 1989. - 255 с.
2.2. XIX Всесоюзная конеференция Коммунистической партии Советского Союза. 28 июня — 1 июля 1988 г. Стенографический отчет. В 2-х т. - М.: Политиздат, 1988.
3. Документы и материалы органов государственной власти
3.1. Второй (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР. 27 ноября - 15 декабря 1990 г. Стенографический отчет. В 5-ти томах. - М., 1992.
3.2. Выступление народного депутата СССР А.В. Горбунова на I СНД СССР, 31 мая 1989 г. // Первый съезд народных депутатов СССР. 25 мая - 9 июня 1989 г. Стеннографический отчет. Т. II. М.: Издание Верховного совета СССР, 1989. С. 23-24.
3.3. Декларация о Государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1990. - № 2. - Ст. 22.
3.4. Из Декларации Верховного Совета Татарской АССР от 30 августа1990 г. «О государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической республики» // История современной России. Документы и материалы (19851999)... С. 452.
3.5. Из Декларации Верховного Совета Чечено-ингушской Республики от 27 ноября 1990 г. «О государственном суверенитете Чечено-ингушской республики» // История современной России. Документы и материалы (1985-1999)... С. 456.
3.6. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики : Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апр. 1978 г. - Москва : Известия, 1978.
3.7. Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР: Закон СССР от 1 декабря 1988 года № 9853-XI // Ведомости ВС СССР. — 1988. — № 49. — ст. 727.
3.8. Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР : Закон РСФСР от 16 июня 1990 г. № 38-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1990. - № 3. - Ст. 25.
3.9. Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР : Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г. № 423-1. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1990. - № 29. - Ст. 395.
3.10. Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР : Указ Президента РСФСР от 20 августа № 66. // Там же. Ст. 1140.
3.11. Об образовании авиационного транспортного Предприятия «Российские авиалинии» от 18 декабря 1990 г. № 432-1. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1990. - № 29. - Ст. 398.
3.12. Об организации Пенсионного фонда РСФСР : Постановление от 22 декабря 1990 г. № 442-1. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1990. - № 30. - Ст. 415.
...