Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексика звучания в лирических произведениях К.М. Симонова (Тамбовский государственный университет)

Работа №130672

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

литература

Объем работы35
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛЕКСИКА ЗВУЧАНИЯ: СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 6
1. 1 Понятие лексико-семантического поля 6
1.2 Лексико-семантические группы слов со значением звучания 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ ЗВУЧАНИЯ В СТИХОТВОРЕНИЯХ К. СИМОНОВА (на примере текстов «Я очень тоскую», «Предчувствие любви страшнее…», «Мне хочется назвать тебя женой…», «Сын артиллериста») 14
2.1. Классификация слов-звукообозначений по характеру их происхождения 14
2.1.1. Звуки, издаваемые человеком (антропофоны) 14
2.1.3. Звуки, издаваемые артефактами 19
2.2. Стилистическая характеристика слов с общей семой «звук» 24
2.2. Стилистическая характеристика слов с общей семой «звук» 25
2.3. Группы слов с общей семантикой звучания с точки зрения их частеречной принадлежности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Лингвистические и литературоведческие работы последних лет освещают аспекты индивидуального художественного стиля. К одной из задач относится анализ стилистических особенностей конкретного автора с учетом литературного жанра произведения, исторической эпохи, что, безусловно, служит определяющим фактором особенностей идиостиля, который формируется у отдельно взятого писателя, кроме того в контексте анализа необходимо понять, какие языковые средства использует автор для того, чтобы воссоздать в своем произведении индивидуальное видение событий, которые происходят в его эпоху, и передать свое мироощущение.
В рамках данного исследования наше внимание сосредоточено на поэтических текстах К. М. Симонова.Следует отметить, что К. Симонов, как и другие молодые поэты, опирался на опыт романтической поэзии о гражданской войне. В его текстах прослеживается стремление романтизировать мужество, суровые испытания, преодоление трудностей.
Тема войны всегда занимала особое место в контексте творчества многих писателей и поэтов ХХ века. В большей степени ее интересовали современники, жившие и пребывавшие в тяжелые военные годы. К. Симонов относился к этой категории поэтов, и его судьба , казалось, отражала историю России, ее героические и трагические дни. Верность Родине, война, братство, честь и стремление к победе – основные мотивы военной лирики Симонова. В его текстах слышится тревога за Родину и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны. К. Симонов не относится к числу гениальных поэтов, в его стихах отражена некоторая прямолинейность, сиюминутная публицистика, а иногда и прямой политический заказ. Но никто никогда не проявлял неуважения к его честности и умению найти нужную интонацию,потому что главное для него - простота. В поэзии К. Симонова можно отметить особое выражение ясности самого чувства, он избегает того, что может отвлекать читателя от главного. Именно эти качества делают его стихи о войне неподвластными времени и по-прежнему достойными высокой оценки.
Актуальность работы обусловлена тем, что в отличие от литературоведческих работ, посвященных особенностям поэтики К. Симонова, работ лингвистической направленности, изучающих специфику стиля поэта на основе анализа слов звуковой семантики в лирических текстах, обнаружено не было.
Объект исследования – лексика звучания в лирических текстах К.М. Симонова.
Предмет исследования – особенности функционирования лексики звучания в контексте творчества К.М. Симонова (на примере текстов «Я очень тоскую», «Предчувствие любви страшнее…», «Мне хочется назвать тебя женой…», «Сын артиллериста»).
Цель работы – проанализировать особенности функционирования лексики звучания в лирических произведениях К.М. Симонова.
Цель работы обусловила следующие задачи:
- рассмотреть понятие лексико-семантического поля;
- определить лексико-семантические группы слов со значением звучания;
- классифицировать слова-звукообозначения по характеру их происхождения;
- определить стилистическую характеристику слов с общей семой «звук»;
- определить группы слов с общей семантикой звучания с точки зрения их частеречной принадлежности.
В рамках работы применялись следующие методы исследования: метод сплошной выборки, описательный метод, метод компонентного анализа, анализ и синтез научной и научно-публицистической литературы, соответствующей теме исследования.
Материалом исследования стали отдельные стихотворные тексты К. Симонова: «Я очень тоскую», «Предчувствие любви страшнее…», «Мне хочется назвать тебя женой…», «Сын артиллериста».
Теоретической базой послужили исследования Арутюновой Н.Д. [3], Герасимова И.Ф.[9], Мартиросовой Я.А. [14], Пархоменко И.В. [16], Хашимова Р.И. [21], Эгамназарова Х.Х. [24].
Научная новизна исследования заключается в попытке фрагментарно описать лексико-семантическое поле «звук» на базе творчества К. Симонова.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть применены в качестве иллюстративного материала на занятиях, посвященных изучению аспектов лексико-семантического поля в рамках изучения дисциплины «Современный русский литературный язык. Лексика», а также на занятиях по современной русской литературе (XX век) в рамках анализа идиостиля поэтов-фронтовиков.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование посвящено на описание лексики со значением звучания в контексте лирических произведений К.Симонова на примере текстов стихотворений «Я очень тоскую», «Предчувствие любви страшнее…», «Мне хочется назвать тебя женой…», «Сын артиллериста». Лексика с общим элементом"звук"рассматривалась с точки зрения характера источника этих звуков,атрибуции частиц и стилистических особенностей.
По характеру источника слова со значением звука в рамках работы мы классифицировали три группы: 1) звуки, издаваемые человеком; 2) «природные» звуки; 3) звуки, издаваемые артефактами.
Учитывая стилистическое своеобразие рассматриваемых лексических единиц, можно сделать вывод, что, за исключением двух языковых единиц, большая часть лексики относится к нейтральной. Тенденция к использованию нейтральной лексики объясняется стремлением автора просто писать на актуальные темы для большого количества читателей,которым будет понятен язык лирического произведения.
В рамках исследования было рассмотрено 26 лексических единиц, из которых 15 представлены глаголами и глагольными частями речи, 9 – имена существительные, 1- имя прилагательное, 1- наречие.
Исходя из выше сказанного, следует отметить, что наибольшая частотность употребления отмечается у глаголов и глагольных частей речи в анализируемых стихотворениях К. Симонова. Вероятно, обилие глаголов обусловлено динамикой сюжетов стихотворений поэта, большая часть которых посвящена войне и событиям, с ней связанным. Именные части речи также представлены в значительном количестве в рассматриваемых текстах, это обусловлено спецификой лексики звучания, которой свойственно значение действия, процесса. Таким образом, можно прийти к выводу, что компонентный анализ лексики, который образует единое семантическое поле, архисемой которой является «звук», помогает установить некоторые особенности идиостиля автора.



1. Анцигина Л. К., Железнякова Т. В. К вопросу об анализе языка военной поэзии К. Симонова //Славянские чтения–10. – 2015. – С. 24–27.
2. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка / Ю.Д. Апресян. – М.: Наука, 1974. – 367 с.
3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 896 с.
4. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. – 5–е изд. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 496 с.
5. Башарина А. К. Понятие" семантическое поле" //Вестник Северо–Восточного федерального университета им. МК Аммосова. – 2007. – Т. 4. – №. 1. – С. 93–96.
6. Большой толковый словарь русского языка / Гл ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Иоринт, 2003. – 1536 с.
7. Большой толково–фразеологический словарь русского языка Михельсона [Электронный ресурс] : создан на основе 3–х томного издания. – Москва : Си ЭТС : Бука, 2008
8. Большой энциклопедический словарь / Под ред. Прохорова А.М. – М.: Большая научная энциклопедия, 1998.
9. Герасимова И. Ф. Человек и время: поэзия КМ Симонова периода Великой Отечественной войны в контексте литературной эпохи : дис. – М. : диссертация... канд. филол. н, 2008.
10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4–х т. / В.И. Даль. – М.: Гос. изд–во иностранных и национальных словарей, 1955. – Т. 4. – 663 с.
11. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. — М. : АСТ, Астрель, Харвест, 2006
12. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография / Ю.Н. Караулов. – М.: Наука, 1976. – 355 с.
13. Кудинова Е. А. Концепт и его соотнесение с лексико–семантическим полем //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2008. – №. 1–2. – С. 48–50.
14. Мартиросова Я. А. Структурно–семантические и функционально–стилистические особенности звукоописующей лексики в художественном тексте : дис. – Москва : [Моск. гос. обл. ун–т, Каф. стилистики рус. языка, риторики и культуры речи], 2005.
15. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с.
16. Пархоменко И. В. Лексико–семантическое поле" Звук" и его функционирование в художественном тексте (на материале лирики СА Есенина и ВВ Маяковского). – 2000.
17. Симонов К. Собр. соч. в шести томах. – М.: Художественная литература, 1970.
18. Симонов К. Сочинения, т. I, Гослитиздат, М., 1952, стр. 4–24.
19. Словарь русского языка: В 4–х т. / РАН, Ин–т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4–е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
20. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. – М. : Альта–Принт [и др.], 2008. – 1239 c.
21. Хашимов Р. И. Семантическое поле слов и его элементы //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – №. 4–2. – С. 209–213.
22. Шеина И. М. Лексико–семантическое поле как универсальный способ организации языкового опыта //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. – 2010. – №. 2. – С. 69–72.
23. Щур Г.С. Теория поля в лингвистике./ Г.С Щур.– М.: Наука, 1974. 255 с.
24. Эгамназаров Х. Х. О понятии лексико–семантического поля в лингвистике // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2018. № 1 (54). С. 185–189.
25. Trier, J. Der Deutsche Wortschatz. Bd. i. Heidelberg:/ J. Trier // Winter in Sinnbezirk des vestandes, 1931. S. 347.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ