Введение 3
Глава 1 Ислам в Великобритании: общая характеристика 12
§ 1 Появление ислама в Великобритании и его восприятие 12
§ 2 Приток мусульман в Великобританию в середине XX-XXI вв 22
§ 3 Этнический состав мусульман и основные исламские течения в Великобритании 31
Глава 2 Социальные проблемы мусульман в Великобритании 38
§ 1 Процесс интеграции мусульман в британское общество: проблемы и пути их решения 38
§ 2 Проблемы интеграции мусульманок в современное британское общество 45
§ 3 Британская система образования и школы для мусульман 50
Глава 3 Ислам и исламский фактор в политическом пространстве Великобритании 60
§ 1 Правительство Великобритании и политика мультикультурализма 62
§ 2 Мусульманские организации в Великобритании 69
§ 3 Исламофобия и исламофилия в Великобритании 76
Заключение 89
Библиография 92
Источники 92
Исследования 97
Актуальность исследования. Настоящая магистерская диссертация посвящена анализу положения мусульман и ислама в Великобритании. Хотя по данным переписи 2011 г. «Религия в Англии и Уэльсе 2011»1 ислам назван второй по численности религией в Англии и Уэльсе, его приверженцы, тем не менее, являются меньшинством, поскольку составляют всего около 5% населения, тогда как христианами назвались 59%. Кроме того, следует учитывать специфическую ситуацию Великобритании, где Церковь Англии имеет статус государственной, и ее светским главой является королева Елизавета II.
В сложившихся условиях наиболее интересным для изучения оказывается вопрос о существовании мусульман в качестве именно религиозного, а не этнического меньшинства, хотя эти обстоятельства оказываются неразрывно связанными, поскольку преобладающее большинство британских мусульман являются выходцами из бывших британских колоний, в основном из Южной Азии.
Актуальность данной темы заключается и в том, что ислам - не только вторая по численности, но и самая быстрорастущая религия Великобритании. В связи с этим и такими резонансными событиями, как теракты в Лондоне в 2005 г. и тому подобными, все процессы, так или иначе связанные с исламом (иммиграция мусульман, развитие их общин, их общественно-политическая деятельность), оказываются в центре внимания не только британских, но и мировых средств массовой информации. Это придает их освещению особую остроту, благодаря чему формируется особое восприятие ислама коренным (и не только коренным) населением Великобритании, формируется особый образ «Другого». Рассмотрение этих процессов может помочь сделать некоторые прогнозы относительно развития ислама в Великобритании (и, шире, Западной Европе) в будущем.
Степень научной разработанности проблемы. Что касается отечественной историографии, прежде всего, заслуживают быть отмеченными фундаментальные труды И. Ю. Котина: его кандидатская диссертация «Мусульмане южноазиатского происхождения в Великобритании»1, книги «Побеги баньяна: Миграция населения из Индии и формирование “узлов” южноазиатской диаспоры»2 3, «Ислам в Южной Азии и Великобритании»4, «Тюрбан и “Юнион Джек”. Выходцы из Южной Азии в Великобритании»5, а также ряд статей. В них автор сделал следующие выводы. Южноазиатская диаспора за рубежом является важным экономическим и политическим элементом современного западного мира. Несмотря на то, что некоторая часть иммигрантов и их потомков успешно интегрируется в общество, в том числе британское, велика и доля лиц, остающихся общественными маргиналами6. Самоидентификация иммигрантов-южноазиатов двойная: они считают себя как мусульманами, так и «азиатами». Автор также отмечает, что статус Церкви Англии как государственной церкви препятствует развитию политики мультикультурализма в Великобритании.7 Кроме того, И. Ю. Котин подчеркивает: «несмотря на изолированность представителей отдельных этнических групп, особенно кашмирцев, и их замыкание в центральных районах некоторых городов, юж- ноазиаты, прежде всего индийцы, достаточно тесно связаны с жизнью основной части британцев».8
Однако как в работах И. Ю. Котина, так и многих других исследователей, акцент делается преимущественно анализе этнической идентичности британских мусульман, и соответственно, в центре внимания оказываются южноазиаты. Тем не менее, различные аспекты проблемы «ислам в Великобритании» рассматриваются российскими исследованиями в целом ряде статей. Современные тенденции развития ислама в Великобритании анализируются в статьях А. Р Аюповой «Мусульмане Великобритании: динамика численности и трансформация общины»1 и «Мусульманские религиозные течения в современной Великобритании»9 10, В. В. Наумкина «Мусульмане на Западе»11, Л. Р Садыковой «Мусульмане в Великобритании».12 Авторы этих работ подчеркивают сложность пребывания мусульман в европейских странах и проблемы, с которыми приходится сталкиваться как правительствам, так и коренному населению этих стран при увеличении числа мусульман.
Проблема идентичности и интеграции мусульман в европейское общество рассматривается в статьях М. М. Льянова «Интеграция мусульман в европейское общество: проблемы и решения»13, О. Н. Новиковой «Ислам в Европе: пути адаптации к новым условиям»14, В. В. Тхора «Британская мусульманская идентичность в условиях мультикультурализма»15 и «Особенности формирования политической идентичности британских мусульман».16 Также исследователи уделяют внимание и гендерному аспекту в изучении мусульманской идентичности. Он анализируется, например, в статьях Г. И. Гаджимурадовой «Ислам и интеграция женщины-мусульманки в европейское общество»1 и В. В. Костенко «Гендерные установки мигрантов- мусульман в Северной и Западной Европе»17 18.
Нельзя не отметить также работы, рассматривающие общественнополитическую активность британских мусульман и проблему политизации и радикализации ислама. Среди работ такого рода - статьи А. Р Аюповой «Развитие идей салафизма в Великобритании»19, Е. И. Дребущенко «Политизация британских мусульман на рубеже XX-XXI вв. как часть глобального цивилизационного кризиса»20, Е. Г. Колпинской «Социально-политическая активность мусульман Великобритании»21, Р Г. Ланды «Глобализация и политический ислам»22, Ф. О. Плещунова «Политика мультикультурализма в Великобритании и радикализация исламской молодежи страны»23, Ю. В. Тушковой «Анализ современных взаимоотношений Мусульманского совета Великобритании и правительства»24 и других. Авторы делают вывод, что политическая активность мусульман в Великобритании повышается благодаря ряду причин, включая и политику мультикультурализма, однако эта же политика, пусть косвенным образом, способствовала распространению радикальных идей в мусульманских общинах. Также при изучении заявленной темы следует учитывать и исторические традиции религиозной толерантности в Великобритании. Этот аспект проблемы рассмотрен в труде М. С. Стецкевича «Религиозная толерантность и нетерпимость в истории европейской культуры»1, а также его статье «Свобода совести в Англии: пути утверждения»25 26.
Таким образом, имеется определенное количество отечественных исследований, касающихся тех или иных аспектов существования и развития ислама в Великобритании, но наблюдается недостаток общих аналитических работ. Совершенно иная ситуация сложилась в западной научной среде. Вероятнее всего это связано с тем, что зарубежные исследователи имеют доступ к более широкому кругу источников, а также обладают лучшими возможностями для проведения социологических исследований. Среди трудов зарубежных авторов можно назвать книги С. Джиллиат-Рэй «Мусульмане в Британии: Введение»27, К. С. Беккет «Англо-саксонское восприятие исламского мира»28, Дж. С. Фетцера и Дж. К. Сопера «Мусульмане и государство в Британии, Франции и Германии»29, Э. Пул «Докладывая об исламе: медиарепрезентации британских мусульман»30, К. М. Уорнер и М. У Уэннера «Религия и политическая организация мусульман в Европе»31, Т Рамадана «Западные мусульмане и будущее ислама»32, С. Т Ахмеда «Юные британские мусульмане: Общественное пространство и активная идентичность»33, и это только малая часть из того, что написано западными (и не только) исследователями на английском языке по интересующей нас теме.
Источники. Для анализа проблемы используются разные виды источников. К первой группе относятся сакральные тексты ислама - Коран и Сунна, которые, как известно, по-разному интерпретируются в рамках мусульманской уммы Великобритании. Вторую группу составляют исторические документы (например, указы Королевы Елизаветы I1). В третью группу входят официальные документы Великобритании, в том числе результаты переписей населения, законодательные акты по миграционной политике (к примеру, Закон об иммиграции 2014 года 34 35) и запрету дискриминации (Закон о равенстве 2010 года36). К четвертой группе источников следует отнести результаты социологических исследований (Религия в Англии и Уэльсе, 201137 и другие). Пятую группу образуют сочинения и записи выступлений общественных деятелей (книги Т Рамадана38, речи Принца Чарльза39), материалы средств массовой информации и медиа-ресурсов (новостные статьи и видеорепортажи).
Объект исследования - деятельность представителей различных направлений ислама в Великобритании (современных исламских течений), идеология и практика этих движений, британского общественное мнение об исламе.
Предмет исследования - влияние ислама на социальную и политическую жизнь современной Великобритании.
Целью данной работы является осуществление всестороннего анализа положения ислама в общественно-политическом пространстве Великобритании, причем акцент будет сделан именно на современной ситуации. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть историю проникновения ислама в Великобританию и его дальнейшее развитие;
2. изучить причины и последствия усиления притока иммигрантов в Великобританию во второй половине XX века;
3. выявить специфические особенности этнического состава мусульман и различных исламских течений в Великобритании;
4. дать представление об особенностях процесса интеграции мусульман в британское общество;
5. рассмотреть вопросы, связанные с особенностями получения мусульманами образования в Великобритании;
6. проанализировать шаги британского правительства и мусульманских организаций по реализации политики мультикультурализма, обозначить проблемы, возникающие при её практическом осуществлении.
7. исследовать проблему исламофобии и феномен исламофилии в Великобритании.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ислам в настоящее время превратился во вторую по численности религию Великобритании, а роль мусульман в общественно-политическом процессе становится всё более существенной.
2. Процесс интеграции мусульман в британское общество имеет достаточно противоречивый характер, наличествуют факторы как способствующие, так и препятствующие его осуществлению.
3. Интеграции мусульман способствует политика мультикультурализма, британские законы, направленные на преодоление дискриминации на расовой и религиозной почве, индивидуализация ислама и движение «Евроислам».
4. Среди факторов, препятствующих интеграции, можно назвать сохраняющееся восприятие ислама как «общего дела» значительной частью британских мусульман, а также распространение исламофобии.
5. Проблемы, связанные с исламом и отношением к нему, занимают всё большее место в британском общественно-политическом дискурсе.
Методология исследования была обусловлена целью и задачами диссертации, а также особенностями исследуемого материала. В её основу был положен принцип аналитического исследования источников, проясняющий их логику и содержание, а также методы сравнительно-исторического и типологического анализа. Это позволило рассмотреть историю и современное состояние ислама в Великобритании в контексте политических и социальных изменений, происходивших в стране в прошлом и имеющих место сегодня.
Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании истории и современного положения ислама и мусульман в Великобритании, учитывающем в первую очередь религиозные, но также и общественные, политические, социологические аспекты проблемы. Вводятся и анализируются новые, не привлекавшиеся ранее отечественными исследователями источники, такие, как результаты социологических исследований и материалы медиа-ресурсов.
Научно-практическая значимость исследования. Данная работа дает представление о современном положении ислама в Великобритании, ставшем результатом его исторического и общественно-политического развития в рассматриваемом регионе. Материалы исследования могут использоваться в учебно-педагогической практике для чтения лекций и проведения семинарских занятий по различным религиоведческим дисциплинам.
Апробация работы. Основные результаты исследования и важнейшие положения диссертации освещены в докладе на Студенческой конференции, посвященной 70-летию преподавания религиоведения на философском фа- культете/Институте философии СПбГУ (8-9 апреля 2016 г.), тема доклада - «Процесс интеграции мусульман в современное британское общество».
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав с разделением на параграфы, заключения, а также списка использованных источников и литературы.
В данной работе я постаралась охарактеризовать важнейшие проблемы, характерные для современного положения ислама в Великобритании, для чего потребовалось рассмотреть взгляды британцев на ислам и мусульман в историческом аспекте и особенно приток мусульман в Великобританию в XIXXX веках. Также важно было коснуться этнического состава мусульман и разнообразия исламских движений, существующих в Великобритании. Однако наиболее важной проблемой, связанной с исламом и мусульманами, несомненно, является проблема интеграции мусульман в современное европейское (а конкретно британское) общество, поэтому необходимо было изучить, какие шаги по этому вопросу предпринимают британское правительство и мусульманские организации.
Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
1) Мусульмане появляются в Великобритании уже в XVIXVII веках, и уже тогда в британском обществе существуют предубеждения, основанные на точке зрения христианских авторов относительно ислама. В течение второй половины XX века ислам становится второй по численности и самой быстрорастущей религией Соединенного Королевства, при этом религиозная идентичность для мусульман оказывается важнее этнической. Однако из-за большого этнического и конфессионального разнообразия среди мусульман Великобритании в британской умме нет внутреннего единства, что является одним из факторов, препятствующих процессу интеграции мусульман в британское общество.
2) Этот процесс носит сложный и противоречивый характер, однако можно согласиться с исследователями (например, с О. Н. Новиковой), утверждающими, что возможным решением этой проблемы может стать продолжение процесса индивидуализации ислама в диаспоре или развитие движения евроислама. Постепенный процесс интеграции мусульман в британское общество, несомненно, происходит, чему способствуют различные мусульманские организации и в большой степени британская система образования. Вследствие этого особый прогресс в интеграции в общество наблюдается уже во втором и последующих поколениях иммигрантов-мусульман, переселившихся в Великобританию в раннем возрасте, либо уже родившихся в этой стране.
3) Для того чтобы обеспечить более быстрые темпы интеграции мусульман британским правительством была избрана политика мультикультурализма, которая хоть и подвергается критике, однако дала и положительные результаты. Благодаря приверженности этой политике в законодательство Соединенного Королевства были включены прогрессивные законы, обеспечивающие защиту от расовой и религиозной дискриминации, которую не всегда обеспечивала Европейская конвенция по правам человека.
4) Однако инициатива этих законодательных актов не имела бы успеха, если бы не активность различных мусульманских общественно-политических организаций, представляющих интересы мусульман в политической сфере и требующих соблюдения их прав. Главными достижениями мусульман в политике стало включение вопроса о религиозной принадлежности в анкету переписи населения, а также принятие целого ряда законов о дискриминации и равенстве: Правила о равенстве в сфере занятости 2003 года, Закон о расовой и религиозной ненависти 2006 года, Закон о равенстве 2006 года и Закон о равенстве 2010 года. Эти законы стали важным шагом на пути продвижения мультикультурализма и интеграции мусульман в современное британское общество.
5) Проблема исламофобии все еще остро стоит в британском обществе, что доказывают события уже 2016 года. Тем не менее, большинство британских политиков в наше время, все еще работая в рамках стратегии мультикультурализма, поощряют толерантный взгляд на ислам, параллельно стараясь решать проблему исламофобии. Толерантный взгляд на ислам присущ не только большинству политиков, принимающих законы об обеспечении прав мусульман, но и членам королевской семьи, особенно Принцу Уэльскому Чарльзу, что должно придавать вес идеям толерантности в обществе.
В целом же можно сказать, что существование мусульман в Великобритании во многом остается довольно проблематичным. Однако в решении этих проблем прогресс идет семимильными шагами, хотя вследствие новой волны миграции примерно с 2014 года антиисламские настроения в Великобритании возрастают. Тем не менее, можно предположить, что если политика Великобритании в отношении мусульман будет идти в том же русле, можно рассчитывать на вероятный успех процесса интеграции мусульман в британское общество, хотя обозначить сроки его завершения практически невозможно.
1. Ислам Ю. (Стивенс К.) Мой путь к Исламу. Исповедь новообращенного британского мусульманина // Котин И. Ю. Ислам в Южной Азии и Великобритании. С. 276-281
2. Коран / пер. И. Ю. Крачковского. - Изд. 15-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 - 537, [6] с.
3. Локк Дж. Сочинения: В 3 т./Пер. с англ. и лат. Т. З/Ред.и сост., авт. при- меч. А. Л. Субботин. - М.: Мысль, 1988. - 668[1] с.
4. Первый мусульманин Лондона // https://meduza.io/feature/2016/05/06/pervw-musulmanin-londona.
5. Текст речи Его Королевского Высочества Принца Уэльского Чарльза, прочитанной в университетском «театре Шелдона» по случаю посещения им Оксфордского центра исламских исследований 27 октября 1993 г. // Котин И. Ю. Ислам в Южной Азии и Великобритании. С. 260-275.
6. ‘Those kinde of people may be well spared’, PC 2/21, f. 306, transcript // URL: http://www.nationalarchives.gov.uk/pathways/blackhistory/early times/trans cripts/privy van senden.htm, 24.02.16.
7. Aliens Act, 1905 // http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1905/13/pdfs/ukpga 19050013 en.pdf, 06.03.2016.
8. Ameli S. R., Azam A., Merali A. Secular or Islamic? What Schools do British Muslims want for their Children? // VOL. 3 of the British Muslims’ Expectations Series, Summary. - UK: Islamic Human Rights Commission, 2005. - 4 pp.
9. Ameli S. R., Faridi B., Lindahl K., Merali. A. Law & British Muslims: Domination of the Majority or Process of Balance? // VOL. 5 of the British Muslims’ Expectations Series, Summary. - UK: Islamic Human Rights Commission, 2006. - 4 pp.
10. An Open Letter about ‘Negroes’ Brought Home, PC 2/21, f304, transcript // URL: http: //www.nationalarchives.gov.uk/pathways/blackhistory/early ti mes/transcripts/privy council.htm, 24.02.2016.
11. Analysis of Religion in the 2001 Census: Summary Report // URL: http://www.gov.scot/Publications/2005/02/20757/53570, 12.03.16.
12. Asylum and Immigration (Treatment of Claimants, etc.) Act, 2004 // URL: http://www.legislation. gov.uk/ukpga/2004/19/pdfs/ukpga 20040019 en.pdf, 08.03.2016.
13. Asylum and Immigration Act, 1996 // URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1996/49/pdfs/ukpga 19960049 en.pdf, 08.03.2016.
14. Asylum and Immigration Act, 1999 // URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1999/33/pdfs/ukpga 19990033 en.pdf, 08.03.2016.
15. Borders, Citizenship and Immigration Act, 2009 // URL: http://www.legislation. gov.uk/ukpga/2009/11/pdfs/ukpga 20090011 en.pdf, 08.03.2016.
...