Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСЛАМ И МУСУЛЬМАНЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Работа №130666

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

религиоведение

Объем работы101
Год сдачи2016
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Ислам в Великобритании: общая характеристика 12
§ 1 Появление ислама в Великобритании и его восприятие 12
§ 2 Приток мусульман в Великобританию в середине XX-XXI вв 22
§ 3 Этнический состав мусульман и основные исламские течения в Великобритании 31
Глава 2 Социальные проблемы мусульман в Великобритании 38
§ 1 Процесс интеграции мусульман в британское общество: проблемы и пути их решения 38
§ 2 Проблемы интеграции мусульманок в современное британское общество 45
§ 3 Британская система образования и школы для мусульман 50
Глава 3 Ислам и исламский фактор в политическом пространстве Великобритании 60
§ 1 Правительство Великобритании и политика мультикультурализма 62
§ 2 Мусульманские организации в Великобритании 69
§ 3 Исламофобия и исламофилия в Великобритании 76
Заключение 89
Библиография 92
Источники 92
Исследования 97

Актуальность исследования. Настоящая магистерская диссертация посвящена анализу положения мусульман и ислама в Великобритании. Хотя по данным переписи 2011 г. «Религия в Англии и Уэльсе 2011»1 ислам назван второй по численности религией в Англии и Уэльсе, его приверженцы, тем не менее, являются меньшинством, поскольку составляют всего около 5% насе­ления, тогда как христианами назвались 59%. Кроме того, следует учитывать специфическую ситуацию Великобритании, где Церковь Англии имеет статус государственной, и ее светским главой является королева Елизавета II.
В сложившихся условиях наиболее интересным для изучения оказыва­ется вопрос о существовании мусульман в качестве именно религиозного, а не этнического меньшинства, хотя эти обстоятельства оказываются нераз­рывно связанными, поскольку преобладающее большинство британских му­сульман являются выходцами из бывших британских колоний, в основном из Южной Азии.
Актуальность данной темы заключается и в том, что ислам - не только вторая по численности, но и самая быстрорастущая религия Великобритании. В связи с этим и такими резонансными событиями, как теракты в Лондоне в 2005 г. и тому подобными, все процессы, так или иначе связанные с исламом (иммиграция мусульман, развитие их общин, их общественно-политическая деятельность), оказываются в центре внимания не только британских, но и мировых средств массовой информации. Это придает их освещению особую остроту, благодаря чему формируется особое восприятие ислама коренным (и не только коренным) населением Великобритании, формируется особый об­раз «Другого». Рассмотрение этих процессов может помочь сделать некото­рые прогнозы относительно развития ислама в Великобритании (и, шире, За­падной Европе) в будущем.
Степень научной разработанности проблемы. Что касается отечест­венной историографии, прежде всего, заслуживают быть отмеченными фун­даментальные труды И. Ю. Котина: его кандидатская диссертация «Мусуль­мане южноазиатского происхождения в Великобритании»1, книги «Побеги баньяна: Миграция населения из Индии и формирование “узлов” южноазиат­ской диаспоры»2 3, «Ислам в Южной Азии и Великобритании»4, «Тюрбан и “Юнион Джек”. Выходцы из Южной Азии в Великобритании»5, а также ряд статей. В них автор сделал следующие выводы. Южноазиатская диаспора за рубежом является важным экономическим и политическим элементом совре­менного западного мира. Несмотря на то, что некоторая часть иммигрантов и их потомков успешно интегрируется в общество, в том числе британское, ве­лика и доля лиц, остающихся общественными маргиналами6. Самоидентифи­кация иммигрантов-южноазиатов двойная: они считают себя как мусульма­нами, так и «азиатами». Автор также отмечает, что статус Церкви Англии как государственной церкви препятствует развитию политики мультикультура­лизма в Великобритании.7 Кроме того, И. Ю. Котин подчеркивает: «несмотря на изолированность представителей отдельных этнических групп, особенно кашмирцев, и их замыкание в центральных районах некоторых городов, юж- ноазиаты, прежде всего индийцы, достаточно тесно связаны с жизнью основ­ной части британцев».8
Однако как в работах И. Ю. Котина, так и многих других исследовате­лей, акцент делается преимущественно анализе этнической идентичности британских мусульман, и соответственно, в центре внимания оказываются южноазиаты. Тем не менее, различные аспекты проблемы «ислам в Велико­британии» рассматриваются российскими исследованиями в целом ряде ста­тей. Современные тенденции развития ислама в Великобритании анализиру­ются в статьях А. Р Аюповой «Мусульмане Великобритании: динамика чис­ленности и трансформация общины»1 и «Мусульманские религиозные тече­ния в современной Великобритании»9 10, В. В. Наумкина «Мусульмане на Запа­де»11, Л. Р Садыковой «Мусульмане в Великобритании».12 Авторы этих работ подчеркивают сложность пребывания мусульман в европейских странах и проблемы, с которыми приходится сталкиваться как правительствам, так и коренному населению этих стран при увеличении числа мусульман.
Проблема идентичности и интеграции мусульман в европейское обще­ство рассматривается в статьях М. М. Льянова «Интеграция мусульман в ев­ропейское общество: проблемы и решения»13, О. Н. Новиковой «Ислам в Ев­ропе: пути адаптации к новым условиям»14, В. В. Тхора «Британская мусуль­манская идентичность в условиях мультикультурализма»15 и «Особенности формирования политической идентичности британских мусульман».16 Также исследователи уделяют внимание и гендерному аспекту в изучении мусуль­манской идентичности. Он анализируется, например, в статьях Г. И. Гаджимурадовой «Ислам и интеграция женщины-мусульманки в евро­пейское общество»1 и В. В. Костенко «Гендерные установки мигрантов- мусульман в Северной и Западной Европе»17 18.
Нельзя не отметить также работы, рассматривающие общественно­политическую активность британских мусульман и проблему политизации и радикализации ислама. Среди работ такого рода - статьи А. Р Аюповой «Раз­витие идей салафизма в Великобритании»19, Е. И. Дребущенко «Политизация британских мусульман на рубеже XX-XXI вв. как часть глобального цивили­зационного кризиса»20, Е. Г. Колпинской «Социально-политическая актив­ность мусульман Великобритании»21, Р Г. Ланды «Глобализация и политиче­ский ислам»22, Ф. О. Плещунова «Политика мультикультурализма в Велико­британии и радикализация исламской молодежи страны»23, Ю. В. Тушковой «Анализ современных взаимоотношений Мусульманского совета Великобри­тании и правительства»24 и других. Авторы делают вывод, что политическая активность мусульман в Великобритании повышается благодаря ряду при­чин, включая и политику мультикультурализма, однако эта же политика, пусть косвенным образом, способствовала распространению радикальных идей в мусульманских общинах. Также при изучении заявленной темы следу­ет учитывать и исторические традиции религиозной толерантности в Велико­британии. Этот аспект проблемы рассмотрен в труде М. С. Стецкевича «Ре­лигиозная толерантность и нетерпимость в истории европейской культуры»1, а также его статье «Свобода совести в Англии: пути утверждения»25 26.
Таким образом, имеется определенное количество отечественных ис­следований, касающихся тех или иных аспектов существования и развития ислама в Великобритании, но наблюдается недостаток общих аналитических работ. Совершенно иная ситуация сложилась в западной научной среде. Ве­роятнее всего это связано с тем, что зарубежные исследователи имеют доступ к более широкому кругу источников, а также обладают лучшими возможно­стями для проведения социологических исследований. Среди трудов зару­бежных авторов можно назвать книги С. Джиллиат-Рэй «Мусульмане в Бри­тании: Введение»27, К. С. Беккет «Англо-саксонское восприятие исламского мира»28, Дж. С. Фетцера и Дж. К. Сопера «Мусульмане и государство в Брита­нии, Франции и Германии»29, Э. Пул «Докладывая об исламе: медиа­репрезентации британских мусульман»30, К. М. Уорнер и М. У Уэннера «Ре­лигия и политическая организация мусульман в Европе»31, Т Рамадана «За­падные мусульмане и будущее ислама»32, С. Т Ахмеда «Юные британские му­сульмане: Общественное пространство и активная идентичность»33, и это только малая часть из того, что написано западными (и не только) исследова­телями на английском языке по интересующей нас теме.
Источники. Для анализа проблемы используются разные виды источ­ников. К первой группе относятся сакральные тексты ислама - Коран и Сун­на, которые, как известно, по-разному интерпретируются в рамках мусуль­манской уммы Великобритании. Вторую группу составляют исторические документы (например, указы Королевы Елизаветы I1). В третью группу вхо­дят официальные документы Великобритании, в том числе результаты пере­писей населения, законодательные акты по миграционной политике (к при­меру, Закон об иммиграции 2014 года 34 35) и запрету дискриминации (Закон о равенстве 2010 года36). К четвертой группе источников следует отнести ре­зультаты социологических исследований (Религия в Англии и Уэльсе, 201137 и другие). Пятую группу образуют сочинения и записи выступлений общест­венных деятелей (книги Т Рамадана38, речи Принца Чарльза39), материалы средств массовой информации и медиа-ресурсов (новостные статьи и видео­репортажи).
Объект исследования - деятельность представителей различных на­правлений ислама в Великобритании (современных исламских течений), идеология и практика этих движений, британского общественное мнение об исламе.
Предмет исследования - влияние ислама на социальную и политиче­скую жизнь современной Великобритании.
Целью данной работы является осуществление всестороннего анализа положения ислама в общественно-политическом пространстве Великобритании, причем акцент будет сделан именно на современной ситуации. Для дос­тижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть историю проникновения ислама в Великобританию и его дальнейшее развитие;
2. изучить причины и последствия усиления притока иммигрантов в Великобританию во второй половине XX века;
3. выявить специфические особенности этнического состава мусуль­ман и различных исламских течений в Великобритании;
4. дать представление об особенностях процесса интеграции мусуль­ман в британское общество;
5. рассмотреть вопросы, связанные с особенностями получения му­сульманами образования в Великобритании;
6. проанализировать шаги британского правительства и мусульман­ских организаций по реализации политики мультикультурализма, обозначить проблемы, возникающие при её практическом осуществлении.
7. исследовать проблему исламофобии и феномен исламофилии в Ве­ликобритании.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ислам в настоящее время превратился во вторую по численности религию Великобритании, а роль мусульман в общественно-политическом процессе становится всё более существенной.
2. Процесс интеграции мусульман в британское общество имеет дос­таточно противоречивый характер, наличествуют факторы как способствую­щие, так и препятствующие его осуществлению.
3. Интеграции мусульман способствует политика мультикультурализ­ма, британские законы, направленные на преодоление дискриминации на ра­совой и религиозной почве, индивидуализация ислама и движение «Евроис­лам».
4. Среди факторов, препятствующих интеграции, можно назвать со­храняющееся восприятие ислама как «общего дела» значительной частью британских мусульман, а также распространение исламофобии.
5. Проблемы, связанные с исламом и отношением к нему, занимают всё большее место в британском общественно-политическом дискурсе.
Методология исследования была обусловлена целью и задачами дис­сертации, а также особенностями исследуемого материала. В её основу был положен принцип аналитического исследования источников, проясняющий их логику и содержание, а также методы сравнительно-исторического и ти­пологического анализа. Это позволило рассмотреть историю и современное состояние ислама в Великобритании в контексте политических и социальных изменений, происходивших в стране в прошлом и имеющих место сегодня.
Научная новизна исследования заключается в комплексном исследо­вании истории и современного положения ислама и мусульман в Великобри­тании, учитывающем в первую очередь религиозные, но также и обществен­ные, политические, социологические аспекты проблемы. Вводятся и анали­зируются новые, не привлекавшиеся ранее отечественными исследователями источники, такие, как результаты социологических исследований и материа­лы медиа-ресурсов.
Научно-практическая значимость исследования. Данная работа дает представление о современном положении ислама в Великобритании, ставшем результатом его исторического и общественно-политического развития в рас­сматриваемом регионе. Материалы исследования могут использоваться в учебно-педагогической практике для чтения лекций и проведения семинар­ских занятий по различным религиоведческим дисциплинам.
Апробация работы. Основные результаты исследования и важнейшие положения диссертации освещены в докладе на Студенческой конференции, посвященной 70-летию преподавания религиоведения на философском фа- культете/Институте философии СПбГУ (8-9 апреля 2016 г.), тема доклада - «Процесс интеграции мусульман в современное британское общество».
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав с разделением на параграфы, заключения, а также списка использованных источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе я постаралась охарактеризовать важнейшие проблемы, характерные для современного положения ислама в Великобритании, для че­го потребовалось рассмотреть взгляды британцев на ислам и мусульман в ис­торическом аспекте и особенно приток мусульман в Великобританию в XIX­XX веках. Также важно было коснуться этнического состава мусульман и разнообразия исламских движений, существующих в Великобритании. Одна­ко наиболее важной проблемой, связанной с исламом и мусульманами, несо­мненно, является проблема интеграции мусульман в современное европей­ское (а конкретно британское) общество, поэтому необходимо было изучить, какие шаги по этому вопросу предпринимают британское правительство и мусульманские организации.
Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
1) Мусульмане появляются в Великобритании уже в XVI­XVII веках, и уже тогда в британском обществе существуют предубеждения, основанные на точке зрения христианских авторов относительно ислама. В течение второй половины XX века ислам становится второй по численности и самой быстрорастущей религией Соединенного Королевства, при этом ре­лигиозная идентичность для мусульман оказывается важнее этнической. Од­нако из-за большого этнического и конфессионального разнообразия среди мусульман Великобритании в британской умме нет внутреннего единства, что является одним из факторов, препятствующих процессу интеграции му­сульман в британское общество.
2) Этот процесс носит сложный и противоречивый характер, однако можно согласиться с исследователями (например, с О. Н. Новиковой), утвер­ждающими, что возможным решением этой проблемы может стать продол­жение процесса индивидуализации ислама в диаспоре или развитие движе­ния евроислама. Постепенный процесс интеграции мусульман в британское общество, несомненно, происходит, чему способствуют различные мусуль­манские организации и в большой степени британская система образования. Вследствие этого особый прогресс в интеграции в общество наблюдается уже во втором и последующих поколениях иммигрантов-мусульман, переселив­шихся в Великобританию в раннем возрасте, либо уже родившихся в этой стране.
3) Для того чтобы обеспечить более быстрые темпы интеграции му­сульман британским правительством была избрана политика мультикульту­рализма, которая хоть и подвергается критике, однако дала и положительные результаты. Благодаря приверженности этой политике в законодательство Соединенного Королевства были включены прогрессивные законы, обеспе­чивающие защиту от расовой и религиозной дискриминации, которую не всегда обеспечивала Европейская конвенция по правам человека.
4) Однако инициатива этих законодательных актов не имела бы ус­пеха, если бы не активность различных мусульманских общественно-политических организаций, представляющих интересы мусульман в полити­ческой сфере и требующих соблюдения их прав. Главными достижениями мусульман в политике стало включение вопроса о религиозной принадлеж­ности в анкету переписи населения, а также принятие целого ряда законов о дискриминации и равенстве: Правила о равенстве в сфере занятости 2003 года, Закон о расовой и религиозной ненависти 2006 года, Закон о ра­венстве 2006 года и Закон о равенстве 2010 года. Эти законы стали важным шагом на пути продвижения мультикультурализма и интеграции мусульман в современное британское общество.
5) Проблема исламофобии все еще остро стоит в британском обще­стве, что доказывают события уже 2016 года. Тем не менее, большинство британских политиков в наше время, все еще работая в рамках стратегии мультикультурализма, поощряют толерантный взгляд на ислам, параллельно стараясь решать проблему исламофобии. Толерантный взгляд на ислам при­сущ не только большинству политиков, принимающих законы об обеспече­нии прав мусульман, но и членам королевской семьи, особенно Прин­цу Уэльскому Чарльзу, что должно придавать вес идеям толерантности в об­ществе.
В целом же можно сказать, что существование мусульман в Великобри­тании во многом остается довольно проблематичным. Однако в решении этих проблем прогресс идет семимильными шагами, хотя вследствие новой волны миграции примерно с 2014 года антиисламские настроения в Великобрита­нии возрастают. Тем не менее, можно предположить, что если политика Ве­ликобритании в отношении мусульман будет идти в том же русле, можно рас­считывать на вероятный успех процесса интеграции мусульман в британское общество, хотя обозначить сроки его завершения практически невозможно.


1. Ислам Ю. (Стивенс К.) Мой путь к Исламу. Исповедь новообращенного британского мусульманина // Котин И. Ю. Ислам в Южной Азии и Велико­британии. С. 276-281
2. Коран / пер. И. Ю. Крачковского. - Изд. 15-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 - 537, [6] с.
3. Локк Дж. Сочинения: В 3 т./Пер. с англ. и лат. Т. З/Ред.и сост., авт. при- меч. А. Л. Субботин. - М.: Мысль, 1988. - 668[1] с.
4. Первый мусульманин Лондона // https://meduza.io/feature/2016/05/06/pervw-musulmanin-londona.
5. Текст речи Его Королевского Высочества Принца Уэльского Чарльза, прочитанной в университетском «театре Шелдона» по случаю посещения им Оксфордского центра исламских исследований 27 октября 1993 г. // Котин И. Ю. Ислам в Южной Азии и Великобритании. С. 260-275.
6. ‘Those kinde of people may be well spared’, PC 2/21, f. 306, transcript // URL: http://www.nationalarchives.gov.uk/pathways/blackhistory/early times/trans cripts/privy van senden.htm, 24.02.16.
7. Aliens Act, 1905 // http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1905/13/pdfs/ukpga 19050013 en.pdf, 06.03.2016.
8. Ameli S. R., Azam A., Merali A. Secular or Islamic? What Schools do British Muslims want for their Children? // VOL. 3 of the British Muslims’ Expectations Series, Summary. - UK: Islamic Human Rights Commission, 2005. - 4 pp.
9. Ameli S. R., Faridi B., Lindahl K., Merali. A. Law & British Muslims: Domi­nation of the Majority or Process of Balance? // VOL. 5 of the British Muslims’ Expectations Series, Summary. - UK: Islamic Human Rights Commission, 2006. - 4 pp.
10. An Open Letter about ‘Negroes’ Brought Home, PC 2/21, f304, tran­script // URL: http: //www.nationalarchives.gov.uk/pathways/blackhistory/early ti mes/transcripts/privy council.htm, 24.02.2016.
11. Analysis of Religion in the 2001 Census: Summary Report // URL: http://www.gov.scot/Publications/2005/02/20757/53570, 12.03.16.
12. Asylum and Immigration (Treatment of Claimants, etc.) Act, 2004 // URL: http://www.legislation. gov.uk/ukpga/2004/19/pdfs/ukpga 20040019 en.pdf, 08.03.2016.
13. Asylum and Immigration Act, 1996 // URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1996/49/pdfs/ukpga 19960049 en.pdf, 08.03.2016.
14. Asylum and Immigration Act, 1999 // URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1999/33/pdfs/ukpga 19990033 en.pdf, 08.03.2016.
15. Borders, Citizenship and Immigration Act, 2009 // URL: http://www.legislation. gov.uk/ukpga/2009/11/pdfs/ukpga 20090011 en.pdf, 08.03.2016.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ