ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Концептуальные основы государственной энергетической политики 10
1.1 Теоретико-методологические основы исследования энергетической политики 10
1.2 Роль политико-географических факторов в энергетической политике государства 20
1.3 Энергетическая безопасность как важный элемент системы обеспечения национальной безопасности 38
Глава 2. Внешняя энергетическая политика современной России: этапы, направления, перспективы 50
2.1 Структура и политико-экономическое значение ТЭК во внешней политике Российского государства 50
2.2 Основные принципы и направления внешней энергетической политики современной России 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 111
Актуальность темы исследования. Энергетические ресурсы являются движущей силой мировой экономики и необходимы для обеспечения национальной и глобальной стабильности и безопасности. В XX веке доступ к энергетическим ресурсам был одним из ключевых факторов создания политических альянсов и влияния на победителей и проигравших в войнах. В XXI веке энергетика продолжает оставаться одним из важнейших стратегических факторов, определяющих глобальную и региональную политику. Наблюдается рост мирового спроса на энергию в последние десятилетия и, вместе с тем, рост негативных последствий чрезмерного потребления ископаемых энергоресурсов.
Этот подъем спроса на энергоносители и последующее давление на энергетические рынки являются одним из факторов, усиливающих геополитическую напряженность и международную конкуренцию между крупнейшими мировыми державами. В то же время происходит эскалация рисков и угроз глобальной энергетической безопасности, обостряется политическая нестабильность во многих государствах-производителях, возрастает уязвимость маршрутов транзита, международный терроризм, пиратство, изменения климата и т.д. Все эти проблемы привлекают внимание государств и международных организаций к необходимости дальнейшей разработки краткосрочных и долгосрочных стратегий для совместного решения этих проблем и увеличения общей энергетической безопасности.
В свою очередь, Россия, после распада Советского Союза, благодаря политике, проводимой государственными лидерами, использовала свои огромные энергетические ресурсы для того, чтобы восстановить свои позиции на мировом энергетическом рынке. Россия является крупнейшим производителем и поставщиком энергии, но при этом ее экономика сильно зависит от экспорта энергоресурсов. Эта зависимость означает, что Россия уязвима перед различными вызовами мирового рынка, такими как снижение цен на нефть и экономические санкции, сдерживающие ее экономический рост.
В соответствии с энергетической стратегией России на период до 2030 года1 внешняя энергетическая политика играет ключевую роль в определении места России в глобальной экономике и в обеспечении национальной безопасности страны. Обусловлено это глобальным характером энергетических проблем, их усиливающейся политизацией, а также объективной значимостью российского топливно-энергетического комплекса в мировой энергетике.
Особую актуальность теме исследования придает тот факт, что в условиях Украинского кризиса внешнеполитический подход многих стран в отношении России серьезно трансформировался, что не могло не оказать сове влияние на содержание внешней энергетической политики государства. Исходя из всего выше изложенного, вопрос о направлениях развития и особенностях внешней энергетической политики в современной России является чрезвычайно важным и актуальным.
Степень научной разработки проблемы. Энергетическая проблематика, в том числе и ее внешнеполитический аспект, является предметом большого количества научных исследований и активно обсуждается в средствах массовой информации.
Концептуальные основы исследования энергетической политики рассматриваются в работах McGowan F., Harris Q., Петрова М., Бушуева В., Зевайкиной А., Костинбой А. и др.2
Также, в современной отечественной и зарубежной литературе довольно часто подвергается анализу геополитической значение энергетики в международных отношениях. Например, в работах таких авторов, как Conant M., Gold, F., Flint C., Mitchell J., Beck, P., Жизнин С., Гаджиев К., Шафраник Ю., Семендуев В., Вутянова Я. и др.3
Еще одним важным аспектом рассмотрения энергетической проблематики в международном контексте является вопрос энергетической безопасности. В связи с этим следует отметить работы Yergin D., Sovacool B., Umbach F., Carbonnier G., Andrews-Speed, P., Fernandes C., Кавешникова, Н., Жизнина С., Кокошина А., Трачук К. и др. 4
Политические аспекты энергетической сферы в российском контексте раскрываются в работах Миллер Н., Селезнева П., Алекперова В., Кургаевой Ж., Иванова И. и др.5
Исследования внешней энергетической политики России представлены в работах таких авторов, как Тихонова С., Черненко Е., Конопляник А., Черницына С., и др.6 Отметим, что эта проблема освещена даже в зарубежном научном дискурсе, например, в работах Varol T., Liuhto K., Giuli M.7
Объектом выпускной квалификационной работы является государственная энергетическая политика.
Предмет исследования - внешнеполитическая составляющая энергетической политики современной России.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении ключевых особенностей внешней энергетической политики современной России в условиях трансформации международного энергетического сотрудничества.
Для достижения поставленной цели необходимо решение нескольких исследовательских задач, обусловленных концептуальной логикой исследования:
1. Обобщить теоретические и концептуальные основы исследования энергетической политики государства на современном этапе;
2. Определить роль природно-ресурсного потенциала в развитии энергетической сферы государства;
3. Дать характеристику основным моделям государственной энергетической безопасности в современном мире;
4. Исследовать структуру отечественного ТЭК и его воздействие на выработку государственной внешней политики;
5. Выявить основные принципы и векторы внешней энергетической политики в современной России.
Теоретической и методологической основой исследования послужили структурно-функциональный и институциональный подходы
Также в исследовании мы будем опираться на элементы следующих теорий: концепция комплексной взаимозависимости (Theory of Complex Interdependence), которая была сформулирована Р. Кеохейном и Дж. Наем. Она акцентирует внимание на негосударственных акторах и возрастающем значении экономической составляющей международных отношений, что, на наш взгляд отражает роль энергетических корпораций в международном энергетическом взаимодействии, и геополитический анализ
Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории международных отношений, политической регионалистики, а также исследования в области энергетической политики и ТЭК.
В качестве методов анализа данных для исследования были использованы традиционный анализ документов и политических текстов, ивент-анализ и статистические методы обработки данных: анализ одномерных распределений и микроанализ таблиц сопряженности.
Эмпирическая база исследования представлена комплексным пакетом нормативно-правовых актов и статистических данных. Следует выделить, такие документы, как «Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 г.»; «Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.»8; «Концепция внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 г.» и 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015г.».9 В перечисленных документах нашли отражение основные направления энергетической стратегии России, определена типология угроз энергетической безопасности, включая ее внешние аспекты.
В качестве источников информации для ивент-анализа использовались: официальный сайт Министерства энергетики РФ10 и наиболее популярные отраслевые энергетические информационные агентства (Новости Энергетики, Энергетика и Промышленность России, ЭНЕРГОНЬЮС, Energyland.info11).
Теоретическое и практическое значение исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и раскрытии основных принципов, задач, угроз и акторов внешней энергетической политики современной России в условиях трансформации международного энергетического сотрудничества. А также, в комплексном анализе векторов внешней энергетической политики, выделение которых обосновано результатами статистической обработки данных, полученных в ходе событийного анализа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, сформулированные по результатам выпускной квалификационной работы, могут быть использованы в научных исследованиях, посвященных вопросам реализации и прогнозирования внешней энергетической политики, и вопросам влияния Украинского кризиса и экономических санкций на трансформацию внешней политики России.
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав (пять параграфов), заключения, приложений и библиографического списка.
Энергетика - это область, в которой сосуществуют некоторые из наиболее ликвидных мировых рынков и капиталоемких инвестиций, и которая при этом находится под влиянием политических, культурных, институциональных и геополитических факторов.
Учитывая нехватку основных энергоресурсов и их географическую концентрацию, одной из главных проблем промышленно развитых стран по- прежнему является обеспечение адекватных поставок, диверсификация источников энергии и/или районов, из которых они извлекаются. С аналитической точки зрения это означает, что при изучении энергетической политики, мы должны уделять особое внимание целому ряду решений, которые пересекают границы внешней политики и международных отношений.
Под внешней энергетической политикой следует понимать сферу международной активности органов государственной власти по реализации национальных интересов на мировых энергетических рынках в сфере развития энергетики, в частности ее производства, распределения и потребления.
Согласно прогнозам BP Energy Outlook 20171, мир ожидает дальнейшее увеличение глобального спроса на энергию. Таким образом, задача на будущее будет заключаться в том, чтобы удовлетворить растущий мировой спрос на энергию по мере ее роста. Спрос на нефть будет расти, но медленными темпами, в свою очередь, лидером по темпам роста станет природный газ, из-за роста сжиженного природного газа. Также постепенный переход в топливном балансе будет продолжаться за счет возобновляемых источников энергии, причем, в первую очередь, за счет ядерной энергетики.
Прогнозы увеличения общемирового спроса на энергию и сохранения доминирования углеводородного топлива в мировом энергетическом балансе позволяют говорить о том, что Россия еще долгое время сможет использовать свои энергетические ресурсы в качестве геополитического преимущества.
Однако, как мы отмечали, для того, чтобы геополитический субъект мог использовать энергетику в качестве оружия, он должен соответствовать трем условиям: 1) быть на энергетическом рынке глобальным игроком в плане экспорта энергоносителей; 2) экономика должна быть многопрофильной, а не только сырьевой; 3) его экономика должна быть достаточно стабильна. Из чего следует, что Россия не может выстраивать всю свою внешнюю политику, базируясь только на энергетических преимуществах, так как сырьевой характер и нестабильность экономики делают ее слишком зависимой от внешних угроз и поведения других стран (как производителей, так и потребителей энергии).
Внешняя энергетическая политика современной России сопровождается рядом внутренних и внешних проблем, негативно влияющих на ее развитие и вынуждающих к изменению энергетических стратегий. К внешним вызовам можно отнести следующие: обострение борьбы за доступ к источникам энергии, растущая политизация энергетических отношений, дестабилизация ситуации в странах-транзитерах, или намеренное блокирование нефте- и газопроводов на территориях этих стран; снижение роли углеводородов в мировом энергетическом балансе и снижение цен на них, ухудшение политической ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке, замедление темпа экономического роста Китая, а также антироссийские санкции западных стран.
Конечно, наиболее серьезным вызовом является крайняя политизированность мирового энергетического рынка, что проявляется в стремлении некоторых стран к минимизации энергетических отношений с Россией на фоне политических разногласий, даже когда это идет в разрез с их экономическими интересами.
Внутренние вызовы представлены группой проблем, непосредственно затрагивающих состояние трубопроводов и существующей инфраструктуры в отрасли. Они включают в себя снижение рентабельности производства, использование устаревших технологий и отставание от зарубежных инновационных разработок, необходимость привлечения инвестиций для строительства новых объектов и модернизации существующей инфраструктуры из-за высокого уровня износа основных фондов. Во всех отраслях энергетики повышается доля устаревшего и изношенного оборудования. Это ведет к высокой себестоимости и энергоемкости производства ТЭР.2 Российская экономика по-прежнему остаётся в значительной степени неэффективной, что означает, что на производство единицы ВВП в России расходуется в два раза больше энергии, чем в странах-участницах Международного энергетического агентства. Это позволяет нам говорить о том, что «высокая энергоемкость отечественной продукции, отсутствие либо незавершенность отраслевых и региональных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности» является серьезным внутренним вызовом для страны.3
Соответственно, в рамках внешнего аспекта энергетической безопасности для смягчения краткосрочных и долгосрочных проблем России необходимо использовать стратегию диверсификации энергетики, в трех соответствующих формах: диверсификация маршрутов, поставщиков или покупателей и источников энергии. Также необходимо стимулировать иностранный капитал к участию в реализации совместных энергетических проектов, особенно в инновационной сфере, развивать практику обмена энергетическими активами российских и зарубежных компаний.
Основными акторами внешней энергетической политики Россий выступают крупные российские энергетические корпорации и Энергетическое ведомство. Географическое измерение внешней энергетической политики включает Европу, Юго-Восточную Азию, Ближний Восток, страны СНГ, Центральной, Южной и Северной Америки и Африки.
Таким образом, в работе обобщены теоретические и концептуальные основы исследования энергетической политики и внешней энергетической политики.
Определена роль геополитики энергии в современном мире, через что объясняется влияние изменений энергетического баланса и структуры мировой энергетики на мировую политику.
Охарактеризованы основные модели энергетической безопасности в современном мире (безопасность поставок и безопасность спроса), выделено у них общее и особенное, дана попытка формулировки определения общей энергетической безопасности.
Исследована эволюция российского ТЭК (с 1990-х годов до нашего времени) и его политико-экономическое значение во внешней политике России, что позволило выделить современный этап развития внешней энергетической политики (31 июля 2014 года - публикация первого пакета секторальных санкций ЕС)
На базе анализа официальных документов и ивент-анализа выявлены основные принципы, направления и акторы внешней энергетической политики современной России.
В заключение следует еще раз подчеркнуть, что обеспечение энергетической безопасности и, соответственно, национальной безопасности требует перехода от экспортно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию экономики, поэтому наращивание добычи энергоресурсов должно быть не самоцелью, а эффективным инструментом последующего стимулирования и модернизации экономики.
1. Указ Президента РФ от 15.08.1992 г. № 923 «Об организации управления элeктрoэнeргeтичeским кoмплeксoм Рoссийскoй Фeдeрaции в yслoвиях привaтизaции» (ред. от 05.11.1992 г.) [Электронный ресурс] / Электрон. текстовые дан. — ЭПС «Система ГАРАНТ». — Режим доступа: http ://base. garant.ru/10104330/, ограниченный.
2. Указ Президента РФ ot 30.12.1992 г. № 1702 «O преобразовании в aкционeрныe общeствa и привaтизaции объeдинeний, прeдприятий, оргaнизaций угольной промышлeнности» [Электронный ресурс] / Электрон. текстовые дан. — ЭПС «Система ГАРАНТ». — Режим доступа: http ://ivo. garant.ru/#/document/101906/paragraph/1276:1, ограниченный.
3. Указ Президента РФ от 17.11.1992 г. № 1403 «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно - производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» [Электронный ресурс] / Электрон. текстовые дан. — ЭПС «Система ГАРАНТ». — Режим доступа: http://base.garant.ru/100297/, ограниченный.
4. Указ Президента РФ от 30.12.2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Электрон. текстовые дан. — ЭПС «Система ГАРАНТ». — Режим доступа: http ://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71452062/, ограниченный.
5. Постановление Правительства РФ от 29.9.1995 г. № 1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Электрон. текстовые дан . — ЭПС «Система ГАРАНТ». — Режим доступа: http://base.garant.ru/102613/, свободный.
6. Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 г. № 1006 «Об Энергетической стратегии России» [Электронный ресурс] / Электрон. текстовые дан. — ЭПС «Система ГАРАНТ». — Режим доступа: http://base.garant.ru/1518510/,, свободный.
7. Постановление Правительства РФ от 28.05.2008 г. N 400 (ред. от 12.04.2018) «О Министерстве энергетики Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Электрон. текстовые дан. — ЭПС «Система ГАРАНТ». • Режим доступа: http://base.garant.ru/193348/, ограниченный.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. N 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (ред. от 08.08.2009) [Электронный ресурс] / Электрон. текстовые дан. — ЭПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82134/, ограниченный.
9. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715-р «Об энергетической стратегии РФ на период до 2030 года» [Электронный ресурс] / Электрон. текстовые дан. — ЭПС «Система ГАРАНТ». — Режим доступа: http ://base. garant.ru/196681/, ограниченный.
10. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2003 г. № 1234-р «Об утверждении энергетической стратегии РФ на период до 2020 года» [Электронный ресурс] / Электрон. текстовые дан. — ЭПС «Система ГАРАНТ». • Режим доступа: http://base.garant.ru/196681/, ограниченный.
11. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // ЭПС «Система ГАРАНТ» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/71296054/, ограниченный.
12. Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 03.09.2007 г. № 340 «О программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» [Электронный ресурс] / Электрон. текстовые дан. — ЭПС «Система ГАРАНТ». — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6280853/, ограниченный.
13. Проект «Энергетическая стратегия России на период до 2035 года» (ред. от 01.02.2017 г.) // Официальный сайт министерства энергетики РФ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1920, ограниченный.
14. Алекперов, В.Ю. Нефть России: прошлое, настоящее и будущее [Текст] / В.Ю. Алекперов. — М.: Креативная экономика, 2011. — 344 с.
15. Боришполец, К.П. Методы политических исследований [Текст] / В.Ю. Боришполец К.П. — М: Аспект Пресс, 2005. — 221 с.
...