ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 . ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПРОПАГАНДЫ В КИТАЕ 3
1.1. Понятие пропаганды 5
1.2. Функции и задачи пропаганды в Китае 11
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПРОПАГАНДЫ КИТАЯ 28
2.1. Органы пропаганды и их функции 28
2.2 Влияние на средства массовой информации 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Актуальность темы исследования. Средства массовой информации с момента своего появления осуществляли значительное воздействие на жизнь людей, способствовали формированию общественного мнения. На сегодняшний день с развитием сети Интернет их роль значительно возросла. Высокая скорость передачи информации способствует созданию разностороннего восприятия контента.
Китайская Народная Республика привлекает к себе большое количество представителей мировой общественности: политиков, экономистов, бизнесменов, СМИ. Будучи уникальной страной с многовековыми традициями и культурой, Китай сегодня демонстрирует всему миру успехи в экономической политике и является полноправным членом мирового сообщества. Активное проведение в жизнь экономических и государственных реформ привело к развитию медиасистемы Китайской Народной Республики, созданию информационного общества и возрастанию роли СМИ как важнейшего социального института китайского общества.
С начала образования Китайской Народной Республики в октябре 1949 года Коммунистическая Партия Китая стала особое внимание уделять вопросам пропаганды среди населения страны. При этом политика в области пропаганды была включена в направления деятельности руководства Китая еще за долго до образования страны. Всё это осуществлялось в целях привлечения на сторону нового правительства как можно большего количества населения Китая и было вполне обоснованным. Особое внимание пропаганде уделял лидер китайских коммунистов Мао Цзэдун, обращаясь с призывами к китайскому народу в своих стихах.
На современном этапе развития китайского общества пропаганда всё еще выступает в роли одного из наиболее важных направлений в деятельности руководства страны. Кроме того в настоящее время роль и необходимости пропаганды в китайском обществе еще больше подчеркивается в различных научных исследованиях.
Таким образом, пропаганда имеет очень важное значение в китайском обществе, влияя на все сферы его жизни, в том числе и на средства массовой информации. Поэтому изучение роли государственных органов пропаганды в формировании контента средств массовой информации Китая является необходимым. Это обуславливает актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы.
Теоретическая разработанность темы исследования. Теоретическая разработанность темы исследования выпускной квалификационной работы представлена трудами китайских и российских исследователей.
Исследователь в области пропаганды Ли Юаньцзян изучает в своей работе причины возникновения китайской пропаганды, эстетика пропаганды были изучены в работе Ю Вэньчжи, бренды и имиджи страны, региона, города, отрасли и других предметов, и объектов были изучены в работах И. Я. Рожкова и В. Г. Кисмерешкина. Теоретические вопросы средств массовой информации как одного из проявлений журналистики были рассмотрены в работе Е. П. Прохорова. Вопрос пропаганды в Китае были изучены в работе Сян Зай Рен.
Линь Жида рассмотрел пропагандистскую науку в Китае. В работе Хуан Дайпи рассмотрено пропаганда как популяризацию представительных людей или событий, которая вызывает резонанс социальных общностей и влияет на их поведение. Политическая пропаганда были изучены в работах Лю Лишенг и Ши Юнсон .
Новизна исследования. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что существует много работ о пропаганде, роли средств массовой информации в современном обществе и возможности оказания влияния на общественное мнение и сознание масс через СМИ. В том числе и рассматривался факт правительственной пропаганды в средствах массовой информации Китая. Однако, во всех изученных работах отсутствует исследование процессов влияния государственных органов пропаганды на формирование контента китайских средств массовой информации. Это обуславливает необходимость проведения комплексного исследования по данному вопросу.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании роли государственных органов пропаганды в формировании контента китайских средств массовой информации.
Задачи исследования. В соответствии с целью исследования в работе были поставлены задачи исследования:
• вывести понятие «пропаганда»;
• рассмотреть отличия пропаганды от агитации;
• исследовать причины возникновения пропаганды в Китае;
• изучить органы пропаганды в Китае и определить их цель;
• рассмотреть (сформировать кейсы) влияние органов пропаганды на средства массовой информации.
Объект исследования - китайские средства массовой информации.
Предмет исследования - способы и методы влияния государственных органов пропаганды на формирование контента китайских СМИ.
Методы исследования представлены общенаучными методами исследования, включающими метод обобщения, абстрагирования, дедукции, а также специальными методами исследования, среди которых метод культурно-исторического анализа, контент-анализ, комплексный анализ.
Структура выпускной квалификационной работы представлена вводной, основной, заключительной частью и списком литературных источников. Основная часть состоит из двух глав.
В первой главе исследуется понятие и функции пропаганды в Китае .Здесь в частности рассматривается, что такое пропаганда и ее основные отличия от агитации. Кроме вышеперечисленного, в первой главе также поднимается Функции и задачи пропаганды в Китайской Народной Республике.
Во второй главе исследуется пропаганда государственных органов Китая. Здесь рассмотрены виды государственных органов пропаганды, а также функции органов пропаганды. Во втором параграфе исследовано влияние пропаганды государственных органов Китая на средства массовой информации.
В соответствии с вышесказанным подчеркнем, что политика в области пропагандистской деятельности занимала и занимает одно из главенствующих мест в деятельности руководства КПК, опираясь при этом на традиции, которые сформировались задолго до образования Китайского государства в 1949 г.
Учитывая характер государственной системы Нового Китайского государства, а также безусловное воздействие идеологии, власти Китайского государства почти постоянно обращались к пропаганде, стремились обеспечить мощную поддержку своим действиям со стороны широких масс. При этом, вместе с традиционными средствами пропагандистской деятельности, к которым, безусловно, можно отнести наглядную агитацию, для пропагандистской деятельности использовали литературу, изобразительное искусство, кино, театр и другие виды влияния на массовое сознание населения.
Главный вождь китайского народа Мао Цзэдун был и остается олицетворением величия Китайского государства, политическим лидером, отцом всех китайцев, который кардинально изменил государство и поставил его на путь социалистического развития. В условиях XXI столетия пропаганда как и ранее остается важной частью общественно-политической жизни современного КНР, и хотя давление цензуры уменьшилось, государство сохраняет жёсткий контроль над СМИ, которые выступают в качестве основного канала распространения официальной позиции руководства Китайского государства. Появление новых СМИ, таких как глобальная сеть Интернет, способствовало появлению альтернативных форумов, которые позволяют высказать свою точку зрения по то-либо вопросу, но и они являются объектом строго контроля со стороны государства, которое устанавливает определенные рамки допустимого.
В первой главе исследуется понятие и причины пропаганды в Китае. В «социалистических странах, возглавляемых коммунистами» пропаганда широко использовалась в качестве специального средства управления. Политическое партийное руководство - это политический феномен, свойственный коммунистическим странам. Это вытекает не из правил национальной системы, а от строительства идеального общества, то есть процесса реализации коммунизма. Такое целеполагание пропаганды означает, что политические партии играют решающую роль в процессе.
Из этого можно сделать вывод, что пропаганда - это только средство достижения намерений. Однако пропаганда по-прежнему является средством осуществления осознание партии, которое определяет, что пропаганда не может существовать независимо от политических партий. Подобно тому, как поведение человека определяется его мыслями, пропаганда, как акт политической партии, должна определяться мыслями и целями партии. Пропаганда сыграла важную роль в политическом и экономическом развитии Китая.
Во второй главе исследуется пропаганда государственных органов Китая. Независимо от периода, будь то период пролетарской революции или период социалистического строительства, независимо от правителя, будь то Мао Цзэдуна или Дэн Сяопин, Цзян Цзэмин или Си Цзиньпин, всегда существовал весьма последовательный акцент на пропагандистской и идеологической работе.
Пропагандистская и идеологическая работа является важной частью работы партии и страны. Орган пропаганды является носителем и источником пропагандистской работы, разрабатывает и спонсирует теоретические исследования в пропагандистских учреждениях, добивается систематизированного изложения достижений в законах и опыте партии, занимается созданием и строительством пропагандистских учреждений.
Орган пропаганды стремится исследовать путь науки и модернизировать пропагандистские институты, и эффективно проводить пропагандистскую, идеологическую и культурную работу.
Пропагандистские органы, такие как отдел пропаганды ЦК КПК , оказывают как хорошее, так и плохое влияние на средства массовой информации, Отдел пропаганды ЦК КПК сыграл большую роль в контроле общественного мнения и распространения новостей. Однако настаивание на позитивных отчетах всегда приводило к подавлению мышления людей.
Средства массовой информации, которые чересчур контролируются отделом пропаганды, постепенно утрачивают свое значение. Органы пропаганды должны выбирать новые схемы и системы для мониторинга и обзора в соответствии с развитием времени, вместо того, чтобы слепо сообщать о позитивных новостях и избегать негативных новостей. И есть надежда,что в будущем СМИ смогут развиваться под руководством Центрального отдела пропаганды.