Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА

Работа №130527

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
Введение 6
1. Анализ проблемы учебной мотивации подростков группы социального риска 8
1.1 Учебная мотивация современных подростков в контексте возрастно-нормативного развития 8
1.2 Подростки группы риска: понятия, классификации, психологические особенности развития 14
1.3 Учебная мотивация у подростков группы социального риска 21
Выводы по главе 1 23
2. Исследование особенностей учебной мотивации подростков группы социального риска 24
2.1 Организация исследования учебной мотивации 24
2.2 Методы изучения учебной мотивации, используемые в исследовании 28
3 Результаты исследования учебной мотивации 34
3.1 Анализ результатов, полученных с помощью методики сортировки предложенных суждений (комплект «Мотивация») 34
3.1.1 Анализ согласия и значимости на выборках ГСР и ЭГ 34
3.1.2 Анализ дифференцированных показателей 43
3.2 Анализ результатов, полученных с помощью методики М.Р. Битяновой «Мотивационный тип личности» 47
3.3. Результаты сопоставительного анализа «Группы особого социального риска» (ГОСР) 51
3.3.1 Особенности учебной мотивации группы особого социального риска (ГОСР) 51
3.3.2 Результаты структурированного интервью обучающихся группы социального риска (ГСР) 55
Выводы 61
Заключение 65
Список использованных источников 67
Приложение А. Список суждений-карточек для методики Сортировки предложенных суждений (комплект «Мотивация») 71
Приложение Б. Показатели согласия и значимости для выборок ГСР (Интернат), ГСР (ЦО), ЭГ, ГОСР 74
Приложение В. Список-схема вопросов для стандартизированного интервью 76

Учебная деятельность для школьников на разных возрастных этапах имеет различный смысл. Наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся подросткового возраста. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения особенно у школьников в подростковом возрасте играет решающую роль в определении методов психолого-педагогического влияния на учеников. Как правило, наибольшую сложность представляют учащиеся с педагогической запущенностью, демонстрирующие отсутствие мотивации к учению.
Проблема учебной мотивации является одной из центральных задач психологического обеспечения современного образовательного процесса. Содержание мотивов учебной деятельности и методы их формирования сегодня претерпевают значительные изменения в связи с тем, что в социальной ситуации развития современного поколения детей и подростков появились новые акценты. К ним относятся разнообразный спектр факторов, сгруппированных по разным основаниям:
• медико-биологическим: за последние 15 лет диагностированы серьезные диспропорции в психофизиологическом развитии детей и подростков по сравнению поколением детей 20-летней давности;
• социально-экономическим: увеличение числа детей-сирот, детей из неполных семей, из асоциальных семей, а также тех, кто в силу жизненных обстоятельств подвергаются негативным социальным воздействиям;
• психологическим: рост невротизации, отчужденности, сложностей в общении с ровесниками и взрослыми;
• педагогическим - несоответствие образовательных программ, требований интересам и особенностям ребенка [29]
Каждый из этих факторов представляет собой риск для нормосообразного развития, создает трудности в обучении, имеет специфику психолого-педагогической коррекции.
Выбор темы обусловлен ее высокой актуальностью для современного образовательного процесса, ориентированного на создание индивидуально значимых условий развития и социализации детей и подростков. Эта личностно-ориентированная позиция педагога- исследователя, психолога-консультанта, приобретает особую значимость в условиях психолого-педагогического сопровождения учащихся группы социального риска. Мы в своем исследовании обратили внимание на данную категорию в аспекте социально-обусловленных факторов и обстоятельств жизни подростков группы риска, чтобы по этим основаниям выявить ресурсы, возможности и риски при оказании им психолого-педагогической поддержки. В этом плане учебная мотивация рассматривается нами как широкий личностно-значимый феномен, ресурс самоизменения и предмет тончайшей работы профессионала-психолога и педагога.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В связи с тем, что учебная деятельность для школьников разных возрас­тов обладает различным смыслом. Проблема отсутствия мотивов к обучению у основной массы обучающихся-подростков стоит очень остро, в связи с чем вы­явление мотивационной структуры подростков играет решающую роль. Чаще всего наибольшие трудности возникают с учащимися, относящимися к группе социального риска.
Проблема исследования учебной мотивации современных подростков претерпевает ряд изменений в связи с рядом факторов. Так, за последние 20 лет дети диспропроционально изменились в психофизиологическом развитии; рас­тет количество детей-сирот, детей из неполных, асоциальных семей и тех, что в силу обстоятельств жизни подвергается негативному социальному влиянию; растет фактор трудностей в общении детей с ровесниками и взрослыми; педаго­гические программы не соответствуют интересам и особенностям развития де­тей [29].
В рамках данного исследования подтвердилась гипотеза о соответствии по содержательным и структурным характеристикам учебной мотивации под­ростков ГСР параметрам учебной мотивации подростков, не относящихся к ГСР, однако по силе мотивационных факторов и степени дифференцированно­сти мотивационных предпочтений уступает подросткам, не относящимся к ГСР.
Выявлена мотивационная структура учащихся ГСР, которая состоит из: недифференцрованности мотивирующих предпочтений, слабо выражена сила учебной мотивации, высокая конфликтность в выборе позиций самооценки соб­ственного будущего, переживание опыта собственной неуспешности и несосто­ятельности, переживание бесперспективности процесса обучения, переживание неудовлетворенности в связи с препятствующими обучению людьми, не имею­щими целей обучения.
Предложена процедура оценки статуса ученика и его отнесения к группе особого социального риска. На примере ГОСР конкретизированы факторы, определяющие риски снижения учебной мотивации, к которым относятся: без­различие к себе как субъекту учебной деятельности, к школе как организатору образовательной среды для развития субъектной активности, к семье, которая могла бы содействовать становлению субъектности. Было показано, что ком­фортные отношения с учителями и администрацией имеют для ГОСР еще большую мотивационную силу, чем для учащихся ГСР.
Сформирована эмпирическая база эталонных показателей в сфере учеб­ной мотивации по методике СПС («Мотивация») для возрастной группы стар­шего подросткового возраста. На ее основе предложен портрет высокомотиви­рованного на учебу школьника, для которого характерны: уверенность в себе и своем будущем, ориентация в учебе на конкретный результат, для него важны признание, похвала и публичные формы предъявления результата.
Обобщены содержательные характеристики социальной ситуации разви­тия, оказывающие влияние на учебную мотивацию современных подростков группы социального риска. К социально-психологическим условиям образова­тельной среды были отнесены: наличие содержательной обратной связи от педа­гога, возможность обратиться к педагогу за помощью в случае непонимания предмета, наличие живого общения со сверстниками, наличие системы правил, устанавливаемых педагогами на уроках. К группе условий, отражающих образо­вательную деятельность, отнесены: методики проведения уроков, поощряющие активность, инициативность, творческую позицию в учебной деятельности, ор­ганизованная система демонстрации достижений обучающихся и их поощрения. Наибольший риск демотивации и дальнейшей личностной деструкции имеется в случае несоблюдении вышеуказанных условий.


1. Билан, Е.Б. Особенности самосознания личности в подростковом и юношеском возрасте / Е.Б. Билан // Б.Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии. - 1995. - С.55-57.
2. Битянова, М.Р. Как и почему учатся разные люди. Типы учебной мотивации подростков. Ссылка на Интернет-ресурс: http://tochkapsy.ru/2684 (дата обращения: 28.10.2017).
3. Битянова, М.Р. Построение системы учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся на основе знания ведущих мотивов учения школьников / М.Р. Битянова, Н.Р. Лосева // Исследователь /Researcher. - 2014. - №1-2. - С.26-29.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008.
5. Добреньков, В.И., Кравченко, В.И. Методы социологического исследования: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА- М, 2004. - 786 с.
6. Железнова, И.В. Дети "группы риска" современной школы. Какие они? Обратная сторона медали / И.В. Железнова // Гуманитарные научные исследования. - 2013. - №4. [Электронный ресурс: http://human.snauka.ru/2013/04/2666]. (дата обращения: 10.03.2017)
7. Жмайло, А.И. Социальный риск: особенности определения / А.И. Жмайло // Научная сессия МИФИ, Т.14. - 2008. - С.56-57.
8. Завалишина О.В. Моделирование процесса педагогической поддержки подростков, склонных к появлению Интернет-зависимости. / О.В. Завалишина // Научный журнал КубГАУ, 2011. - №70(06). Ссылка на Интернет-ресурс: http://ej.kubagro.ru/2011/06/pdf/11.pdf (дата обращения: 12.06.2016).
9. Каюмова, Д.А. Медико-социальная значимость факторов риска развития дезадатации в подростковой среде и способы их коррекции / Д.А. Каюмова [и др.] // Кубанский научный медицинский вестник. - 2012. - №5(134). - С.39-42.
10. Козырев, Ф.Н. Измерение субъективности: Конструктивизм в практике педагогического исследования. / Ф.Н. Козырев. - СПб.: Издательство РХГА, 2016. - 232 с.
11. Кондратьева, О.Л. Адаптация модели "Кольцо обновления" для выбора координатора сетевого взаимодействия в процессе обучения детей группы социального риска / О.Л. Кондратьева // Известия байкальского государственного университета. - 2013. - №6. - С. 26-30.
12. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М., 1975.
13. Манукян В.Р. Жизненные смыслы и психоэмоциональное благополучие подростков и юношей / В.Р. Манукян, М.В. Данилова, Д.В. Титова // Психология XXI века. Актуальные проблемы современной психологии. - 2017. - С.24-28.
14. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений/под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Академия, 2002. — 192с.
15. Мизинова, О.Н. Риск в структуре социальных конфликтов. /О.Н. Мизирова // Автореф. дисс. ... к.ф.н. - Саратов. - 2007. - 16 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ