ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 6
1.1. Содержание, формы и этапы реализации проектов ГЧП 6
1.2 Основные тенденции развития ГЧП в России 15
Выводы 23
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 24
2.1 Основные источники и механизм финансирования ГЧП 24
2.2 Управление рисками и обеспечение финансовой эффективности проектов ГЧП 33
2.3. Особенности финансирования российских проектов ГЧП в условиях экономической нестабильности 42
Выводы 54
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 55
3.1 Инфраструктурные облигации как способ финансирования проектов ГЧП 55
3.2 Модель отложенных налоговых платежей в целях снижения инвестиционной нагрузки при реализации проектов ГЧП 62
Выводы 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) является признанным во всем мире гибким инструментом, позволяющим привлекать опыт, инвестиции в отрасли и сферы деятельности, которые находятся в рамках ответственности государства. При этом, происходит оптимальное распределение рисков, ответственности и финансовых затрат между сторонами, в связи с чем, выигрывает общество в целом.
Особую актуальность проекты в формате ГЧП приобретают в современной России, где в условиях бюджетных ограничений, финансовой нестабильности, требуют безотлагательного решения стратегические задачи, призванные обеспечить устойчивое социально-экономического развитие, создание конкурентоспособной экономики. Проблема определяется низким уровнем развития финансовых инструментов при реализации проектов ГЧП. Опыт ведущих экономик мира финансирования проектов ГЧП, реализации государственной прямой, или косвенной финансовой поддержки, используется очень слабо, что является преградой на пути применения механизма ГЧП в целом и способствует медленному социально-экономическому развитию России. Эти обстоятельства и определяют необходимость совершенствования механизма финансирования проектов ГЧП и управления процессом их реализации.
Цель исследования заключается в выявлении специфики финансового взаимодействия государства и бизнеса при реализации социально-значимых проектов и выработке рекомендаций по его совершенствованию в условиях современной России.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущностные черты ГЧП, его объективную обусловленность, содержание, преимущества;
2. Дать аналитическую оценку основных тенденций и состояния ГЧП в современной России;
3. Обобщить зарубежный опыт и российскую практику финансового обеспечения проектов ГЧП в части источников и механизма их финансирования.
4. Разработать рекомендации по применению новаций финансового рынка с целью совершенствования механизма финансирования проектов ГЧП.
Объектом исследования служат инструменты финансирования проектов ГЧП.
Предметом исследования является финансовое взаимодействие государства и частного сектора при реализации проектов ГЧП.
Научная новизна исследования заключается в совершенствовании концепции финансового взаимодействия государства и частного сектора на основе применения новых инструментов долгосрочного финансирования в контексте обеспечения его гибкости и ориентации на решение стратегических задач.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что предложенные инструменты, основанные на анализе российского и зарубежного опыта, новациях финансового рынка, могут быть рекомендованы для использования органами государственной власти в целях развития механизма финансирования проектов ГЧП.
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные и прикладные разработки в части реализации проектов ГЧП таких зарубежных авторов, как Брейли Дж., Ван Хэм Х., Делмон Д., Джеррард М., Йескомб Э., Род Р., Уэбер Б., Шарп У., а также труды отечественных ученых Варнавского В.Г., Григорьевой Е.М., Дерябиной М.А., Долгановой О.И., Захаровой Ж.А., Кабашкина В.А., Ковалева В.В., Никоновой И.А., Соловьева Ю.В., и др.
Информационной базой исследования являются зарубежные и российские Internet-ресурсы, официальные сайты Всемирного банка, органов Государственной статистики Российской Федерации, федеральных и региональных органов власти, Центра развития ГЧП в Российской Федерации, портала государственных закупок Российской Федерации, аудиторских и консалтинговых компаний и т.д.
Проведенное автором исследование позволяет сформулировать ряд выводов и рекомендаций.
ГЧП является актуальным механизмом реализации социально значимых проектов. Нормативно-правовое регулирование развивается совместно с институтом ГЧП. Если до недавнего времени ГЧП было закреплено только на уровне региональных законов, то не так давно появился федеральный закон о ГЧП, в котором определены основные понятия, цели и регулирование ГЧП. Целью сотрудничества ГЧП является реализация социально значимых объектов, а также привлечение в экономику частных инвестиций. Необходимо выделить тот факт, что развития формы ГЧП, а также реализация социально значимых инфраструктурных проектов, может служить импульсом развития региональной инвестиционной привлекательности.
Для улучшения регионального финансового механизма ГЧП, требуется уверенность в источнике финансировании не только частного партнера, но и публичного. Необходимо разнообразие данных финансовых механизмов, обеспечение взаимовыгодной инфраструктуры для осуществления заимствований в рамках реализации проектов ГЧП.
Финансовый механизм ГЧП является перспективным механизмом, достоинства которого в России изучены и использованы еще не полностью, это обуславливает как недостатки существующей системы реализации таких проектов, так и возможности более эффективного ее использования в будущем при условии накопления определенного опыта и устранения недоработок. При различиях рисковых ситуаций, основной задачей методов управления рисками является совершенствование финансового управления в целом, оптимизация расходов, повышение финансовой ответственности и прозрачности деятельности государственных органов. В связи с анализом методологий оценки эффективности проектов, определяется факт того, что в случаи реализации проектов по схеме ГЧП, данные финансовые показатели являются в большей степени приоритетными для частного партнера. С точки зрения государства, то в приоритете стоит положительный социально-экономический эффект от реализации проекта. Именно это и было выявлено при анализе реализации проектов «ЗСД» и «трассы М-11». Данные проекты не являются экономически эффективными, но имеют высокую значимость в решении социально-инфраструктурных проблем в регионе. Изучение опыта реализации проектов, строительство внутригородской многополосной магистрали «Западный скоростной диаметр», или «трассы Москва-Санкт-Петербург М11», предоставило возможность выявить организационные и технико - экономические особенности проектов, позволяющие им достичь высокой социальной эффективности.
Такой долгосрочный механизм как инфраструктурные облигации, из-за своего длинного срока реализации фондирования, может позволить снизить инвестиционную нагрузку на реализацию проекта ГЧП, в отличии от обращения к кредитным инструментам. Происходит решение проблемы секьюритизации активов, на основе снижения бюджетной нагрузки, путем использования инфраструктурных облигаций для привлечения долгосрочного, долгового финансирования, при реализации проектов ГЧП. В связи с развитием секьюритизации, появляются новые виды механизмов финансирования проектов ГЧП. Такой инструмент как инфраструктурные облигации при реализации проектов ГЧП позволяет диверсифицировать источники финансирования проектов. На основе опыта России и зарубежных стран, необходимо отметить, что развитие инфраструктурных облигаций в России позволит ускорить и упростить финансирование общегосударственных крупных инфраструктурных проектов. Сократить инфраструктурные ограничения экономического роста и расширить применение новых инструментов финансирования
Применение и развитие инструмента отложенных налоговых платежей значительно обогатил мировой опыт в области реализации проектов ГЧП, как с точки зрения, понимания функционирования подобного рода отношений с частным партнером представителей государства, так и с точки зрения анализа и корректировки выявленных в ходе развития территории ОНП пробелов и недостатков. Это особенно важно для местных властей, так как создает базу квалифицированных кадров, обученных практическим опытом реализации проектов на местах, позволяет (ввиду длительного срока реализации таких проектов) оценить их воздействие на общее экономическое состояние местности и региона. Инструмент ОНП является очень перспективным, и вписывается в идею о том, что проекты ГЧП должны реализовываться в рамках общей четкой стратегии, направленной на целостное и сбалансированное развитие региона.
Разработанные направления совершенствования финансового механизма ГЧП и создания необходимых условий для его реализации в конкретных проектах ГЧП, могут стимулировать эффективность работы как государственных органов, так и коммерческих структур. Таким образом, в конечном счете данные решения будут способствовать сокращению разрыва между требованиями государства и интересами частного бизнеса.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017). URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 05.04.2017)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017). URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 04.05.2017)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017). URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 10.04.2017)
4. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
5. Федеральный закон Российской Федерации от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
6. Федеральный закон Российской Федерации от 09.07. 1999 № 160- ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
7. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
8. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2005 № 94ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
9. Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
10. Федеральный закон Российской Федерации от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
11. Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
12. Федеральный закон Российской Федерации от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О Банке Развития».
13. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
14. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «Транспортная стратегия РФ до 2030 года»
15. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2600-р «Об утверждении государственной программы «Развитие транспортной системы»
...