Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современные «толстые» театральные журналы: традиции и новаторство

Работа №130519

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Сущностная характеристика театральной журналистики…………... 8
1.1. Театральная критика: принципы и особенности…………………… 8
1.2. Жанровая структура театральной критики………………………... 22
Глава 2. Толстые театральные журналы вчера и сегодня…………………… 30
2.1. «Петербургский театральный журнал» – наследник «Театра и
искусства» А. Р. Кугеля………………………………………………………... 30
2.2. Журнал «Театр»: от советской традиции театральной критики к
комплексному исследованию театра …………………………………………. 38
2.3. Сравнительная характеристика современных толстых театральных
журналов ……………………………………………………………………….. 44
Заключение………………………………………………………………. 57
Список источников и литературы

Бурное развитие театральной периодики приходится на рубеж XIX и XX вв., когда растет количество театров, складываются кружки театралов любителей, а также интерес общества к проблемам сценического искусства
создает предпосылки для увеличения количества театральных изданий, расширения их качественного и типологического разнообразия. В 1990-х гг. система театральной периодики претерпевает серьезные изменения: театральные издания встают на путь коммерческого развития. К настоящему
времени типологическая и жанровая структура современной театральной периодики уже сложилась, и особое место в ней занимают «толстые» страницах традиционно обсуждаются не только проблемы театрального
искусства, но и вопросы театральной критики, проблемы взаимодействия театра и зрителя, театра и критиков, театра и общества в целом. Именносочетание в нынешних «толстых» театральных журналах
традиционного подхода и инноваций, являющихся требованием времени, становится темой
данного исследования.
Изучение толстых театральных журналов, как и отдельно творчества их авторов, позволяет определить их место в современном театральном процессе, выявить подходы к театральной критике, увидеть особенности
развития театрально-критической мысли, проследить связь изданий с
предшествующими традициями. Особенно актуальным это становится в условиях существенной перестройки театрального процесса, который происходит в данный момент, что, в свою очередь, катализирует процессы трансформации «толстых» театральных журналов и использование иминоваторских средств обратной связи с аудиторией.
Степень разработанности темы, на наш взгляд, недостаточна, так как «толстый» театральный журнал как тип издания рассматривался в предшествующей научной литературе лишь наряду с другими типологическими формами изданий о театре. Преимущественно существуют работы, исследующие страницы истории театральной критики. Можно выделить труд В. В. Борзенко, который рассмотрел русские театральные журналы с момента зарождения театральной прессы в 1818 году до окончания советского периода1. Работа представляет собой историко-типологическое исследование, направленное на выявление лишь типологических аспектов изданий. В ней не находит отражение типология
современных театральных изданий, а также отсутствует сравнение журналов разных эпох.
Современный театральный журнал подвергался изучению в диссертации Ю. Е. Шур2. Объектом данного исследования является отечественный театральный журнал со времени его появления в начале XIX
века и до десятых годов XXI века. В исследовании выявлены особенности
эволюции отечественного театрального журнала и его предметной, функциональной, адресно-целевой специфики.
Также следует отметить сборник «Очерки истории русской театральной критики» под редакцией А. Я. Альтшуллера3, в котором был проведен анализ театрально-критической литературы конца XIX-начала ХХ
века. В книге рассматриваются работы известных критиков, анализируется их вклад в театральное искусство. Однако на сегодняшний день это издание несколько устарело, и многие суждения требуют переоценки. Существуют и более современные исследования. Обширный материал об истории театральной периодики дает монография Д. Г. Королева4. Это первое комплексное исследование театрально-издательского дела в России. В нем описана судьба наиболее значительных театральных изданий. Среди прочих рассматривается «Театр и искусство» А. Р. Кугеля, ставший образцом для создателей «Петербургского театрального журнала».
Среди работ по театральной критике явно недостает исследований театральной критики второй половины XX века, особенно периода 80-90 годов. Заслуживает внимания монография В. Н. Дмитриевского5, исследующая взаимодействие театра и зрителя, в том числе посредством театральной критики. В одной из глав работы делается анализ современного этапа развития театральной критики, а также предлагается классификация критики по содержательным признакам.
Суть театральной критики осмыслялась самими критиками. Анализу особенностей профессии театрального критика посвящена первая глава книги А. А. Якубовского6. В ней он называет профессиональные требования к театральному критику, определяет задачи, которые стоят перед ним, говорит о мере субъективности в критических работах. Однако большую часть книги составляют критические работы автора разных жанров и разных лет.
Объектом нашего исследования являются «толстые» театральные журналы.
Предмет исследования – тематические, композиционные и изобразительные особенности «толстых» театральных журналов на современном этапе их развития. Эмпирическую базу исследования составили выпуски за 2015-2016 гг.
двух «толстых» журналов, представляющих разные школы театральной критики: московскую школу – журнал «Театр», петербургскую – «Петербургский театральный журнал».
Целью работы является выявление роли «толстых» театральных журналов в формировании подходов к сути театральной критики.
Реализация данной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
1. выявить особенности и принципы театральной критики как особого вида литературной и журналистской деятельности;
2. рассмотреть жанровую структуру театральной критики;
3. изучить этапы становления русской театральной критики, уделяя особое внимание изучаемым изданиям и их предшественникам;
4. рассмотреть «Петербургский театральный журнал» и журнал «Театр» как тип издания;
5. исследовать публикации ведущих авторов изданий, выделяя особенности их подхода к театральной критике;
6. провести сравнительную характеристику изданий.
Новизна данного исследования заключается в том, что в работе делается прогноз возможных векторов развития «толстых» журналов на фоне
активных трансформационных процессов как в самом театре, так и в театральной журналистике.
Нами использованы следующие методы: исторический анализ при изучении развития театральной журналистики в России, сравнительный анализ для установления сходств изучаемых изданий с предшественниками, а также при сравнении журнала «Театр» и «Петербургского театрального журнала». Тексты публикаций «толстых» театральных журналов исследовались путем композиционного и семантического анализа. Также в работе применялся метод прогнозирования.7
Практическое применение. В данном исследовании поставлены актуальные проблемы существования «толстого» театрального журнала как особого типа СМИ о сценическом искусстве. Результаты работы могут быть учтены в практике современных театральных периодических изданий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования были установлены особенности функционирования современных «толстых» театральных журналов, которые на данный момент находятся на стадии трансформации.
Исследуя принципы и особенности театральной критики как вида журналистской деятельности, мы выяснили, что театральная критика
работает в тесном взаимодействии как с театром, так и со зрителем. Критика выполняет следующие главные задачи: быть зеркалом театра, отражая
тенденции и изменения, происходящие в театральном искусстве, а также вести диалог со зрителем, стремясь передать ему конкретно-чувственный образ спектакля. Анализируя в своем тексте ткань спектакля, воссоздавая
многочисленные элементы сценического действия, критик представляет собственное видение постановки. Этим объясняется субъективность данного вида журналистской деятельности. Однако субъективность не должна сменяться ангажированностью. Следствием зависимости критика от чужого мнения становится недоверие к критике, в результате чего может произойти разрыв критики с искусством и зрителем.
Рассматривая жанровую природу театральной критики, мы выделили в качестве метажанра рецензию, так как оценочная природа критики заставляет автора воспроизводить в своих работах черты этого жанра. Основные коммуникативные задачи рецензии – оперативное информирование и воздействие на реципиента, а жанрообразующей и текстообразующей категорией является оценка. В силу того, что рецензия представляет собой вторичный текста, она становится связующим звеном между потребителем и создателем произведения искусства. А в силу своей двухадресности она направлена на то, чтобы помочь аудитории понять смысл и значение нового произведения, и на то, чтобы подтолкнуть процесс рефлексии у создателей спектакля. Важной тенденцией функционирования жанра рецензии является переход от проблем искусства к насущным общественным проблемам.58
На фоне раскола в театрально-критической среде «толстые» театральные журналы становятся местом борьбы за отстаивание профессиональных принципов. Наиболее остро сегодня стоит вопрос о критериях соотношения субъективности и строгого научного анализа в критических разборах.
Позиция «толстых» театральных журналов, ранее бывших флагманами театроведения, усложняется в силу рыночных причин. Издания экономически нерентабельны и вынуждены бороться за выживание, лавируя между решением творческих задач и поисками финансирования, что осложняется и тем, что основными грантодателями и спонсорами «толстых» журналов являются государственные организации. Можем предположить, что при условии критического урезания или даже прекращения дотаций «толстые» журналы могут прекратить свое существование, а ведущие критики предпочтут работе в «толстяках» ведение рубрик о театре в общеполитических изданиях.
Условием сохранения своего влияния в русле отраслевых СМИ может стать типологическая трансформация, перенаправленность от типа «толстого» журнала к формату научно-популярного издания, что уже происходит сейчас. Роль «толстых» театральных журналов на современном этапе их развития, как нам представляется, состоит не в ведении внутрицеховых дискуссий, а в воспитании искушенного зрителя, разбирающегося в тонкостях театральной жизни. Для этого «толстым» театральным журналам следует искать баланс между академической критикой и аналитической театральной журналистикой, близкой широкой аудитории


1. Бекасов Д.Г., Горохов В.М. Теория и практика советской
периодической печати. М., 1980.
2. Выгодский Л.С. Анализ эстетической реакции (собрание трудов). М.,
2001.
3. Гаранина Н. С. О стиле театральной критики. М., 1965.
4. Дмитревская М.Ю. Охотничьи книги: Театр 1980-х. СПб., 2012.
5. Дмитриевский В. Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе
отношений сцены и публики. М., 2013.
6. Королев Д. Г. Очерки из истории издания и распространения
театральной книги в России XIX-начала ХХ веков. СПб., 1999.
7. Кугель А.Р. Листья с дерева. Воспоминания. Л., 1926.
8. Кугель А. Р. Утверждение театра. М., 1922.
9. Лейдерман Н. Л. Движение времени и законы жанра: Жанровые
закономерности развития советской прозы в 60 – 70-е годы.
Свердловск, 1982.
10.Марков П. А. О театре: В 4 т. М., 1977. Т. 4. Дневник театрального
критика: 1930 – 1976.
11.Набиева Е.А. Рецензия как публицистический жанр. М., 2015.
12.Орлова Т. Д. Театральная критика нового времени. Минск, 2010.
13.Очерки истории русской театральной критики. Конец XIX – начало XX
века / Под. ред. А. Я. Альтшуллера. Л., 1979.
14.Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 6. М.:
Государственное издательство художественной литературы, 1962.
15.Ученова В.В. Три грани теории журналистики. М., 2009.
16.Спивак Р. С. Русская философская лирика: Проблемы типологии
жанров. Красноярск, 1985.60
17.Театральная периодика в России: доклады, публикации, материалы
круглого стола /Восьмые научные чтения "Театральная книга между
прошлым и будущим" / ред.-сост. А. А. Колганова. М., 2009.
18.Чернышев А.А. Русская дореволюционная киножурналистика. М.,
1987.
19.Якубовский А. А. Профессия: театральный критик. М., 2008.
Учебные пособия, лекции
20.Лазутина Г. В., Распосова С. С. Жанры журналистского творчества. М.,
2012.
21.Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века. М.,
2004.
22.Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000.
Авторефераты, диссертации
23.Борзенко В. В. Российская театральная журналистка 1808 - 1991 гг.
Историко-типологическое исследование. Дис. … канд. филол. наук.
Воронеж, 2008.
24.Шур Ю. Е. Театральный журнал в России: генезис и типология. Дис.
… канд. филолог. наук. М., 2014.
Научные статьи
25.Борзенко В. В. Театральные журналы и газеты. От революции до войны
// «Наше наследие». URL: www.nasledie-rus.ru/red_port/tea.php
26.Дмитревская М. Ю. «Петербургский театральный журнал» //
Театральная периодика в России: доклады, публикации, материалы
круглого стола / Восьмые научные чтения "Театральная книга между
прошлым и будущим"; [ред.-сост. А. А. Колганова]. – М., 2009.
27.Коньков В. И., Потсар А. Н., Сметанина С. И. Язык СМИ: современное
состояние и тенденции развития // Современная русская речь:
функционирование. СПб, 2004.61
28.Ученова В. В. Современные тенденции развития журналистских
жанров // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика.
1976. №4.
Статьи в периодических изданиях
29.Богданова П. Б. Для кого пишут критики? // НГ – Кулиса. 01.06.2001 //
URL: http://www.smotr.ru/pressa/text/crit.htm
30.Бондаренко С. Норвежская сага // Петербургский театральный журнал.
2016. №1 (83).
31.Вокруг «Золотой маски» // Вопросы театра. 2015. № 3-4.
32.Галахова О., Баркар А. Форма власти или независимое суждение //
Вопросы театра. 2012. № 3-4.
33.Голованивская М. «Быть женщиной — тяжелая физическая и душевная
работа». Театровед Татьяна Москвина о критике, критиканстве и
оловянных глазах // Lenta.ru. 00:08, 12 июня 2016 //
https://lenta.ru/articles/2016/06/12/moskvina/
34.«Готов сыграть любую женскую роль» // Театр. 2014. №16.
35.Давыдова М. Майдан: эстетика протеста // Театр. 2014. №17.
36.Давыдова М. О «Театре» и театре // Театр. 2010. №1. //
http://oteatre.info/neskolko-slov-o-teatre-i-teatre/
37.Давыдова М., Пархомовская Н., Шендерова А., Шмерлинг А., Левин
С., Зинцов О. Глоссарий современного танца // Театр. 2015. №20.
38.Димант М., Дубшан Л. Ходит песенка по кругу // Петербургский
театральный журнал. 2016. №2.
39.Дмитревская М. Ю. К читателям и коллегам // Петербургский
театральный журнал. 1992. №0.
40.Дмитревская М. Номер как «всѐчество» // Петербургский театральный
журнал. 2016. №4.
41.Дмитревская М. Ю. О природе театральной критики // Петербургский
театральный журнал. 2012. №1 [67].62
42.Заславский Г. Новый «Союз меча и орала», или «Россия вас не
забудет» // Вопросы театра. 2015. № 3-4.
43.Зинцов О. Начиная с табуретки. Что должен уметь современный
театровед // Театр. 2013. №10.
44.Кушляева О. Опыт написания театральной рецензии на спектакль
Марата Гацалова «Новое время» после просмотра спектакля Андрия
Жолдака «По ту сторону занавеса» // Петербургский театральный
журнал. 2016. №1 (83).
45.Кушниров М. На площади, в зале, в цирке и на заводе // Театр. 2016.
№26.
46.Москвина Т. Без неба, света и светил (критики в карцере) //
http://www.antikritika.ru/татьяна-москвина-критики-в-карцере
47.Постовалова Я. Добро пожаловать в реальность, Беранже! //
Петербургский театральный журнал. 2016. №2.
48.Поэма без героя? // Петербургский театральный журнал. 2016. №3 (85).
49.Савиковская Ю. Восемь тысяч вечеров // Петербургский театральный
журнал. 2015. №1 (79).
50.Синдром «семь сорок», или часто ли вы спите в театре? // Театр. 2013.
№15.
51.«Советский театр». Задачи журнала // Советский театр. 1931. №12.
52.Спиридонова И. Подвал никогда не станет мансардой // Петербургский
театральный журнал. №4. 2007.
53.Токарева М. Старатели. Итоги театрального сезона // Новая газета. 17
июня 2016 // https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/06/17/68956-
starateli
54.Цимбал С. Под знаком Шекспира (Заметки о журнале «Театр и
драматургия») // Рабочий театр. 1933. № 26.
55.Шендерова А. Алла Демидова: «Чаще играйте женщину!» // Театр.
2014. №16.
Словари и энциклопедии63
56.Альтшулер А. Я., Рудницкий К. Л. Театральная критика // Театральная
энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская
энциклопедия, 1967. Т. 5.
57.Баканурский А. Г., Овчинникова А. П. Современный театральнодраматический словарь. Одесса, 2007.
58.Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник. М., 1959.
Электронные ресурсы
59.Дмитревская М. Новое время – старые песни //
http://ptj.spb.ru/blog/novoe-vremya-starye-pesni/.
60.Заявление о создании ассоциации театральных критиков России //
http://oteatre.info/zayavlenie-o-sozdanii-assotsiatsii-teatralnyh-kritikovrossii/
61.Москвина Т. Слово главного редактора // http://www.antikritika.ru/
62.Овчинников Е. Майданутый «Театр» //
http://www.stoletie.ru/kultura/majdanutyj_teatr_389.htm.
63.Открытое письмо // http://oteatre.info/otkrytoe-pismo-teatralnyh-kritikovekaterinburga-kazani-krasnodara-krasnoyarska-moskvy-novosibirska-permisamary-sankt-peterburga-ulan-ude-habarovska-i-chelyabinskapredsedatelyu-soyuza-teatralnyh-dey/
64.Письмо членов рабочей группы по выработке предложений о
перспективах развития премии «Золотая маска» //
http://stdrf.ru/news/706/
Эмпирические материалы
65.Журнал «Театр» http://oteatre.info
66.Петербургский театральный журнал. http://ptj.spb.ru/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ