Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гносеология и этика упанишад

Работа №130509

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

философия

Объем работы32
Год сдачи2024
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Гносеологический идеи упанишад 6
1.1 Проблема познания атмана и брахмана 6
1.2 Майя как источник ложного знания о реальности 8
Глава 2 Этические учения упанишад 13
2.1 Представления о совершенной жизни человека 13
2.2 Пути достижения совершенной жизни 17
Заключение 29
Библиографический список 31

Актуальность исследования. Основные ценности, на которые ориентируется любое человеческое сообщество, так или иначе, основываются на духовных и нравственных ценностях. Именно эти ценности поддерживают и санкционируют в самой общей форме определенные общественные устои строя жизни, они отражают глубинные слои социально-исторических условий бытия человека, его сущностные потребности. Именно они воспитывают у людей убеждения и побуждения, получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях и отражают целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащую в себе то или иное понимание сущности общества, истории, человека и его бытия.
Человечество всегда уделяло этим проблемам пристальное внимание. Лучшие умы и на Востоке и на Западе все глубже осознавали, каким опасным тормозом на пути всеобщего прогресса становились бездуховность, безнравственность, насилие и другие социально-этические явления, которые представляли собой источники угроз и опасностей человеческому сообществу. Они занимались постоянным поиском решения этих общечеловеческих проблем. Со временем эти усилия вылились в целое научно-философское направление, занявшее важное место в общем спектре научных дисциплин, занимающихся вопросами гуманитарного развития. Упанишады являются важнейшими источниками для изучения индийской философии и сакральной традиции. Термин «упанишады» означает тайное знание и учение, передаваемое устно от учителя к ученику. В настоящее время существует множество упанишад с комментариями к ним представителей различных религиозно-философских школ и сект индуизма.
Термин «упанишады» означает тайное знание, учение, передаваемое устно от учителя к ученику. Различные упанишады были написаны в различные исторические периоды – от глубокой древности до наших дней. В настоящее время существует множество упанишад с комментариями к ним представителей различных религиозно-философских школ. Упанишады являются важнейшими источниками для изучения индийской философии и сакральной традиции.
Самые ранние упанишады, дошедшие до наших дней, датированы I тыс. до н.э., но более точную дату назвать невозможно. Главные упанишады, ассоциируемые с Ведами (ведические упанишады), делят на два периода: первый 700–500 гг. до н. э., второй – 300–100 гг. до н. э. Упанишады продолжали создаваться на протяжении столетий, даже после установления ислама на Индийском субконтиненте. Так называемые Новые упанишады были написаны уже около нашего времени, однако они не всегда поднимают темы, затронутые в Ведах. Поскольку составление упанишад длилось столетиями, логично, что и авторы у текстов совершенно разные. Имена большинства из них неизвестны. Упанишады относятся к шрути – категории священных текстов индуизма. Верующие считает, что эти тексты были изречены мудрецами в момент просветления. И уже позже эти устные откровения были записаны и сохранены.
Степень изученности темы исследования. Е.Н. Аникеевой, Д.А. Григорян и др. раскрывают основные принципы этики упанишад. Д.В. Канаковым, С.Ю. Лепеховым исследуются возможные пути формирования концепции иллюзорности (māyopamavada) в философии Мадхьямаки и высказывается предположение об особом месте в этом процессе, которое занимают ранние сутры Праджняпарамиты. В качестве одного из объектов исследования используется праджняпарамитская сутра «Ратна-гуна-самчая-гатха». Д.Л. Родзинским раскрывается бытийственно-небытийственная связь сознания человека с высшей реальностью, которая в Упанишадах называется Брахманом-Атманом. В.В. Останиным, И.В. Черданцевой и др. исследуется широко применяемая практика вознесения краткосложных молитв в традиции гаудия-вайшнавизма на примере употребления так называемой маха-мантры («великой мантры»). Анализируются текстовые источники появления указанной практики, прежде всего упанишады, такие как «Калисантарана-упанишада» и «Чайтанья-упанишада». А.А. Ефремовым, Н.А. Смирновым рассматриваются этические принципы упанишад, которые раскрывают проблемные вопросы сознания человека.
Цель исследования – изучить гносеологию и особенности этики упанишад.
Объект исследования – этические учения упанишад.
Предмет исследования – гносеология и особенности этики упанишад.
Методы исследования: анализ научных источников, методы классификации и сопоставления, синтез и обобщение; историко-логический и сопоставительные методы исследования.
Методологической основой исследования являются религиозно-философский подход (В.Ю. Васечко, С.П. Пургин и др.), раскрывающий происхождение, основные принципы этики упанишад. Системно-аналитический подход, включающий исследование диалектики (Н.В. Донцов, В.В. Останин, Н.Н. Трубникова и др.), предусматривающий взаимодействие различных аспектов содержания философских категорий и динамики изменения этого содержания. В ходе написания работы использован опирающийся на структурный анализ комплексный подход (Е.Н. Абовян, Д.А. Григорян, В.К. Шохин и др.).
Структура исследования: введение, две главы, заключение, библиографический список.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Постижение Брахмана означает познание человеком самого себя. Однако Атман (он же Брахман) не может быть познан ни чувственно, ни интеллектуально. Он не воспринимается органами чувств, поскольку отличен от тела и недоступен для интеллекта, пребывающего в мире множества и всегда тяготеющего к анализу – разделению целого на части. Вообще говоря, Атман отличен от всего, что может быть объективировано как предикат («я чувствую», «я мыслю», «я ощущаю» и т.д.). Он – абсолютный субъект всех психических состояний и одновременно пассивный созерцатель психической жизни.
Иллюзия майи не в том, что ограниченных вещей не существует; иллюзия майи скорее в том, что ограниченное, хоть оно и реально, не является реальностью реальности. Поскольку всё сущее возникает из Брахмана, то майа являет собой акт самосокрытия божественного начала. Упанишады не задаются вопросом, зачем Богу нужно прятать Своё лицо за этим покровом; они удовлетворяются утверждением, что всё сущее обнаруживает сияние божественного, в то же время скрывая подлинную суть этой славы. Если мерить по мерке абсолютного совершенства, то всё, что не является Брахманом, оказывается ущербным и потому называется майа, то есть тень и иллюзия. У майи есть бытие, но она содержит в себе и небытие. Погоня за иллюзиями – например, желание богатства, власти или наслаждений – ведёт к тому, что человек запутывается в сетях майи. Считать своё собственное эго отдельным от других – это тоже майа. Предпочтя изменчивое и конечное вечному и непреходящему, человек пребывает в неведении и страдании.
Упанишады определяют основные моменты философского исследования и намечают линии последующих философских дискуссий. Помимо указаний на другие теории, упанишады, как мы видели, содержат элементы истинного философского идеализма, настаивающего на относительной реальности мира, на единстве и целостности духа и на необходимости этической и религиозной жизни. Хотя представленный в упанишадах философский синтез с его основной идеей единства сознания я, с началом, связывающим все вещи, и составляет силу упанишад, но их слабость в том, что этот синтез достигается не столько ясным разумом, сколько интуицией. Он не предлагает логического примирения различных элементов, которые он приводит вместе, хотя и твердо придерживается центральной идеи всякой истинной философии.
Над мыслителями упанишад довлели верования ведийских религий. Хотя мыслители упанишад без колебаний подвергают их критике, но вместе с тем это наследие прошлого им мешало. Они пытались быть защитниками будущего прогресса и приверженцами прошлого величия. Судя по результатам, это была тяжелая задача. Религия упанишад, проповедуя чистую и духовную доктрину, не имевшую специфических форм богослужения, не требовавшую церковной иерархии, тем не менее, терпела эти вещи и даже признавала их.



1. Абовян, Е.Н. Йога как достижение осознанности человека / Е.Н. Абовян // В сборнике: Проблемы современного антропосоциального познания. сборник научных статей. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Брянский государственный технический университет; Брянское отделение Российского философского общества. – Брянск, 2021. – С. 169-172.
2. Аникеева, Е.Н. Источники индийского теизма в предфилософии: веды и упанишады / Е.Н. Аникеева // Религиоведение. – 2013. – № 3. – С. 113-122.
3. Васечко В. Ю., Пургин С. П. Древняя и средневековая восточная философия: учеб. пособие; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 196 с.
4. Григорян Д. А. Философия Древней Индии // Вестник науки. – 2022. – Т. 2. – № 6 (51). – С. 210-216.
5. Донцов Н. В. Особенности философии Древней Индии и Китая Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2017. – № 5-6 (66-67). – С. 72-77.
6. Ефремова А. А. Философия сознания в учении ранних упанишад // В сборнике: ЛОМОНОСОВ-2020. Материалы Международного молодежного научного форума. Ответственные редакторы: И. А. Алешковский, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. – 2020. – С. 263-265.
7. Жигота В. Э. Культура самосознания и философия живой этики // Труды Объединенного научного центра проблем космического мышления. – 2009. – Т. 2. – С. 354-374.
8. Канаков Д. В. К вопросу о типологическом родстве концепции освобождения в упанишадах и у Платона // Позиция. Философские проблемы науки и техники. – 2018. – № 12. – С. 132-137.
9. Карпицкий Н. Н. Априорные основания древнеиндийской картины мира // В сборнике: Научный поиск. Cборник научных статей. – 2015. – С. 42-47.
10. Лепехов С. Ю. Представления о татхате и шуньяте в 2ратна-гуна-самчая-гатхе» // Культура Центральной Азии: письменные источники. – 2020. – № 13. – С. 3-31.
11. Нижников С. А. Духовное познание в культурах Запада и Востока // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. –2016. – № 4 (52). – С. 12-16.
12. Останин В. В. Упанишады и почитание маха-мантры в традиции гаудия-вайшнавизма // Ориенталистика. – 2020. – Т. 3. – № 4. – С. 1055-1067.
13. Родзинский Д. Л. Природа сознания в индийской философии: концепция сознания в упанишадах // Философия хозяйства. –2009. – № 5 (65). – С. 221-230.
14. Скороходова Т. Г. Этический монотеизм versus индуистский политеизм: интерпретация иша-упанишады в религиозной мысли Раммохана Рая // Вопросы философии. – 2016. – № 4. – С. 129-139.
15. Смирнов Н. А. Сокровенное (себя и своё в прочтении брихадараньяка упанишады) // В сборнике: VIII Садыковские чтения. XXI век: вариативность человеческого. Материалы Международной научно-образовательной конференции. – Казань, 2021. – С. 168-175.
16. Трубникова Н. Н. Этическая мысль Востока и Запада в современных компаративных исследованиях // Вопросы философии. – 2003. – № 3. – С. 62-73.
17. Упанишады веданты, шиваизма и шактизма. Антология избранных упанишад / Перевод с санскрита С. В. Лобанова, С. С. Фёдорова. – М.: Старклайт, 2009. – 224 с.
18. Упанишады. Сборник. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.advayta.org/binaries/file/news/f_3353.pdf (Дата обращения: 12.12.2023 г.).
19. Шохин В. К. Индуистские и античные добродетели в компаративной перспективе // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. – 2023. – № 105. – С. 49-68.
20. Черданцева И. В. Учение об атмане как сущности человека в философии упанишад // В сборнике: Философские дескрипты. Мельников А. Н., Черданцева И. В. сборник научных статей. под редакцией А.Н. Мельникова. – Барнаул, 2014. – С. 145-161.
21. Яцуценко Ю. В. Модель становления субъекта религиозной этики в раннем буддизме: опыт предварительной реконструкции // В сборнике: Актуальные вопросы социологической науки: теория, методология, практика. материалы ежегодной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под редакцией Н. П. Нарбута, Т. И. Лариной. – 2015. – С. 13-22.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ