Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерная самоидентификация женщин молодого возраста (клинико-психологический метод)

Работа №130506

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Ключевые понятия и их определения 6
Введение 7
ГЛАВА 1. Изучение гендерной самоидентификации качественными
методами исследования 10
1.1 Различные подходы к пониманию гендерной самоидентификации 10 ....
1.1.1 Происхождение понятия. Первые идеи. Идентичность.
Самоидентификация 10
1.1.2 Идентификация в психоанализе 10
1.1.3. Идентификация в социальной психологии 11 ...................................
1.1.4.Основные подходы к понятию идентификации в социальном
конструктивизме 12
1.1.5. Идентичность в нарративной психологии 14 ....................................
1.2. Гендер. Гендерная Идентичность 16
1.3. Нарратив 17
1.3.1. Нарратив общее понятие 17
1.3.2. Нарратив и идентичность 18
1.3.3 Нарратив и гендер 21
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 24 ..........................................
2.1 Описание выборки исследования 25
2.2 Методы исследования 26
2.3 Метод рассказывания и слушания персональных историй «Narativ»..
2.3.1. История создания метода «Narativ» 26 ..............................
2.3.2 Процедура исследования. Описание тренинга 28 ............
2.4. Пост-тренинговые полуструктурированные интервью 28 ..................
2.5 Сбор и обработка данных 29
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 31 ................................
3.1 Анализ 4-х минутных историй про становление женственности из
тренинга 31
3.1.1 Основные темы 4-х минутных историй 32 .........................................
Q43.1.2 Обсуждение результатов 4-х минутных историй 41 ..........................
3.2. Анализ данных обратной связи про тренинг 44 ........................................
3.2.1 Анализ обратной связи о методе рассказывания историй 44 ............
3.2.2 Анализ обратной связи про аспект слушания (себя и других) 46 ....
3.2.3 Анализ обратной связи содержательного блока тренинга (гендер
и женственность) 47
3.2.4 Технические аспекты 50
3.2.5 Обсуждение анализов обратной связи о тренинге 51 ........................
3.3 Анализ данных о гендерной самоидентификации, женственности из
интервью
3.3.1 Темы из интервью про гендер и женственность
3.3.2. Истории матерей
Выводы .......
Заключение
Список источников литературы
Приложение №1 75
Приложение №2

Испокон веков человека интересовал вопрос «Кто я?». Особенно остро этот вопрос встает на этапах взросления. В поисках ответов мы пытаемся найти баланс между тем, кто мы есть, кем мы хотим быть и какими видят нас другие.
В нарративной психологии считается, что мы постоянно ведем повествование
нашей жизни. В нашу персональную историю мы включаем события из жизни, их интерпретацию, наш опыт для ощущения целостности и последовательности жизни и себя в ней. В этой персональный истории мы передаем информацию о том кто я самому себе и другим людям. Рассказывание историй является основным инструментом передачи и осмысления информации.

В данной работе меня интересует гендерная самоидентификация. В гендерной психологии в рамках нарративной психологии, гендер чаще рассматривается через призму половых различий и недостаточное место выделяется смысловому аспекту гендера. Моя цель рассмотреть гендерную самоидентификацию с содержательной, смысловой стороны. Я использую термин самоидентификация так как в нарративном подходе меня интересует момент не идентичности, а процесс структурирования и формирования женственности. Мне интересно как происходит процесс идентификации с определенным гендером и как женщины начинают идентифицировать себя. В последнее время тема о месте женщины в обществе становится актуальной.
Положение женщины в обществе меняется, и женщины и мужчины пытаются понять в каком направлении эти изменения двигаются, и сформировать свое отношение к происходящим переменам.
Одним из лучших способов конструирования и осмысления реальности является метод рассказывания персональных историй. В нарративном подходе то, кто мы есть, наша идентичность — это та история, которую мы рассказываем себе. Для изучения гендерной самоидентификации женщин в своей работе я использую метод нарративной психологии.
Главный вопрос, который меня интересует: это какие события из своей жизни женщины выбирают как те, которые дают возможность идентифицировать себя как женщину? Какие истории составляют карту этой части идентичности женщины?
Значительное место в моей работе отводится следующим вопросам: Где начинается гендерная идентичность человека в его жизненной истории? Когда и в каких ситуациях женщина идентифицирует себя как женщина? Какую часть гендерная идентичность занимает в само-идентичности в целом и в жизненной истории человека? Какие события женщины определяют главными для включения в свою историю об идентификации себя как женщины, а какие события считает неважными?
Объектом исследования являются автобиографические истории (нарративы) женщин, которые респонденты определяют как истории о «вхождении в женственность». В качестве предмета исследования выступает гендерная самоидентификация в этих историях.
Цель работы — изучение гендерной самоидентификации российских женщин через анализ личных историй (нарративов).
Данная работа включает в себя литературный обзор в рамках заявленной темы и представление результатов проведенного исследования с их обсуждением.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить представленность конструкций гендера в жизненном опыте женщин и их особенности в жизненных нарративах респондентов (структура жизненных историй, особенности и динамика переживаний, место и роль гендера в контексте всей жизни)
2) Проанализировать сходство, различия, повторы в историях дочерей и матерей.
3) Изучить возможные изменения самоидентификации гендера в ходе слушания истории от матери или в ходе работы над собственной истории и рассказе группе. Для этого будут проведены интервью пост-тренинга.
4) Изучение потенциала нарратива как возможной формы активного действия женщин, способа осмысления своего жизненного опыта.
5) Перевести и апробировать метод тренинга рассказывания и слушания историй «Narativ», как исследовательского и терапевтического инструмента.
В рамках данного исследования рассматривались следующие предположения/содержательные гипотезы:
Гипотеза 1. Гендерная самоидентификация интегрирована в жизненную историю и занимает значительное пространство в повествовании личной истории.
Гипотеза 2. Образ матери играет значительную роль в формировании представления о собственном гендере Гипотеза 3. Рассказывание и слушание историй (нарративов) может оказывать значительное влияние на представления о себе человека, так как этот метод позволяет рефлексировать прошлый опыт и предоставляет возможности определения наиболее желательного течения будущей жизни

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании осуществлялась попытка изучения гендерной самоидентификации молодых женщин. В качестве основного метода использовался метод рассказывания и слушания историй «Narativ», позволяющий обучить участников определенному методу рассказывания историй. Используя этот метод, мы смогли оценить какие события молодые женщины определяют, как события, в которых они могут себя оценить, как представителя определенного гендера. Тренинг послужил основой для дальнейшего раскрытия этого вопроса в пост-тренинговые интервью. Также, мы оценили эффективность этого метода для работы с данной тематикой и в качестве инструмента для исследовательских целей.

Качественный анализ материалов позволил выделить основные темы и тенденции гендерной самоидентификации. Как показало исследование, гендер занимает значительное место в идентичности человека и определяет его отношения к самому себе и к другим людям. Он строится на балансе между собственными нуждами и желаниями, и ожиданиями от взаимодействия с другими людьми. Мы проследили, что большинство молодых женщин проходят схожие этапы становления себя как женщин. Этот процесс имеет общие тенденции: от (а) существования без гендерных различий; (б) утрированное и экстернализированное проявление стереотипов гендера или их активного противостояния; (в) и интериоризация, гармонизация внутренних и внешних желаний и убеждений. Эти этапы не обязательно проходят последовательно и могут пересекаться или повторяться.
В нашем исследовании мы увидели, что конструирование нарративов хороший инструмент для формирования последовательного и смыслообразующего представления о себе. В частности, метод «Narativ» зарекомендовал себя как подходящий, инновационный, эффективный метод рассказывания и слушания. В дальнейшем, его можно использовать и корректировать для работы с разными темами (например, для создания альтернативных и оптимальных историй). В ходе данной работы, мы подтвердили, что этот метод имеет психотерапевтический эффект, и может использоваться как психотерапевтический и как исследовательский инструмент


1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в
интерпретативную социологию 2000.СПб.: Алетей. 272с.
2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная
литература. 1975. 502 с.
3. Бахтин М.М. Человек у зеркала // Бахтин М.М. Автор и герой. К
философским основам гуманитарных наук. СПБ.: Азбука. 2000. 240 с.
4. Белинская Е.П. Исследования личности: традиции и перспективы//
Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс. 2002. С.
42-61.
5. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М.:
Прогресс. 1991. 176 с.
6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: АСТ. Харвест. 1998.
976 с.
7. Давыдов Д. Социальная идентичность: теория рационального выбора как
альтернативный подход к концептуализации // Социологическое
обозрение. Т.2. №2. 2012. С. 131-142.
8. Зайцева Ю.Е. Модель нарративного анализа стиля идентичности //
Вестник Санкт-Петербургского университета. 2016. Сер. 16. Вып. 4. С.
6-22.
9. Здравомыслова Е, Темкина А (1999). Социальное конструирование
гендера как феминистская теория //Женщина. Гендер. Культура. Москва.
Ред. Хоткина 3., Пушкарева Н.,Трофимова Е. СС. 46-65; (1998).
Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. N 3-4
СС.171-182.
10. Клецина И.С. Гендерная идентично сть и права человека:
психологический аспект // Права человека и проблемы идентичности в
России и в современном мире. Материалы международного научнопрактического симпозиума. СПб.: Норма. 2005. С. 167-184.
Q6911. Милюска Й. Идентичность женщин и мужчин в жизненном цикле //
Социология. Серия 11, 1999. № 4. с. 102-114.
12. Никифоров Г.С. Здоровая личность. СПб: Речь. 2013. 400 с.
13. Тернер Джон. Социальное влияние. СПб.:Питер. 2003. 256 с.
14. Фрейд З. Введение в психоанализ..Лекции.М.:Наука,1991. 456 с.
15. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого "Я". М.:
Академический проект. 2014. 120 с.
16. Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: Истории
и рассказы как терапия. М.: Независимая фирма «Класс». 2001.
17. Фуко М. История сексуальности. М.: Рефл-бук. 1998. 282 с.
18. Ходырева Н.В. Гендер и здоровье // Психология здоровья. Под ред. Г.С.
Никифорова. СПб. 2003.
19. Ходырева Н.В. Гендер в психологии: история, подходы, проблемы //
Вестник Санкт-Петербургского университета. 1998. Сер. 6. Вып. 2. С.
73-84.
20. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ИТД «Летний сад» 2000. 416 с.
21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс. 1996. 344 с.
22. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. М.: Институт
социологии РАН. 1993. 167 с.
23. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе//
Социологический журнал. 1994. Т. 0. № 1. С. 35-52.
24. Araujo N. Engendering cosmopolitanism: Gendered narratives of instability
and agency // Women's Studies International Forum. 2018. Vol. 67. P.
102-109.
25. Auerbach C.,Silverstein LB. Qualitative data: an introduction to coding and
analysis. NYU press, 2003
26. Bartky, S. L. (1997). Foucault, femininity, and the modernization of
patriarchal power (pp. pp-61).
Q7027. Bateson G. Steps to an Ecology of Mind: Collected Essays in Anthropology,
Psychiatry, Evolution, and Epistemology. University of Chicago Press. 2000
28. Billig M. Ideologies and opinions. London: Sage. 1991.
29.Butler J. Trouble G. Feminism and the Subversion of Identity. N.Y.:
Roudledge. 1990.
30. Chen E. Schreier H.M. Socioeconomic status and the health of youth: a
multilevel, multidomain approach to conceptualizing pathways //
Psychological bulletin. 2012. № 139(3). P. 606-54.
31. Cohen D, Crabtree B. "Qualitative Research Guidelines Project." July 2006.
[http://www.qualres.org/HomeSamp-3702.html]
32. Combs G.,Freedman J. Narrative, Poststructuralism, and Social Justice
Current Practices in Narrative Therapy // The Counseling Psychologist. 2012.
№ 26. P. 1033-1060.
33. Crossley M.L. Formulating Narrative Psychology: The Limitations of
Contemporary Social Constructionism // Narrative Inquiry. 2003. № 13(2). P.
287-300.
34. Crossley M.L. Narrative Psychology, Trauma and the Study of Self/Identity //
Theory & Psychology. 2000. Vol. 10. I. 4. P. 527 - 546.
35. DeLamater J.D. Hyde J.S. Essentialism vs. social constructionism in the study
of human sexuality // The Journal of Sex Research. 2010. № 35 (1). P. 10-18.
36. Edwards D. Potter J. Discursive psychology. London: SAGE Publ. 1992.
37. Gergen K.J. The saturated self. Dilemmas of identity in contemporary life.
N.Y.: Basic books. 1991.
38. Giddens A. Modernity and self-identity. Self and society in the late modern
age. Polity Press. 1991.
39. Gordon L.E. Abbott S.A. 2002 A Social Constructionist Essential Guide to
Sex // Sexual Lives: Theories and Realities of Human Sexualities. N.Y.:
McGraw-Hill. 2002.
Q7140. Habermas T. de Silveira C. The development of global coherence in life
narratives across adolescence: Temporal, causal and thematic aspects //
Developmental Psychology. 2008. № 44. P. 707-721.
41. Henriques J. Hollway W. Urwin C. Venn C. Walkerdine V. Changing the
subject: Psychology, social regulation and subjectivity. London: Routledge.
1998.
42. Holstein J.A. Gubrium J.F. The self we live by: Narrative identity in a
postmodern world. N.Y.:Oxford University Press. 2000.
43. Hunter S.V. Analysing and representing narrative data: The long and winding
road // Current Narratives. 2010. №. 2. P. 44-54.
44.Jaggar A.M. Bordo S. Gender/body/knowledge: Feminist reconstructions of
being and knowing. Rutgers University Press. 1989.
45. Kang M. Lessard D. Heston L. Nordmarken S. Introduction to Women,
Gender, Sexuality Studies. N.Y.: Amherst Libraries. 2017.
46. Leaper C. Friedman C.K. The Socialization of Gender. In J. E. Grusec & P. D.
Hastings (Eds.), Handbook of socialization: Theory and research. 2007. P.
561-587.
47. Marcia J.E. Waterman A.S. Matteson D.R. Archer S.L. Orlofsky J.L. Ego
Identity. A Handbook for Psychosocial Research. 1993. NY: Springer.
48. Markova L. Kapalkova S. Fenton J. Narrative abilities in early successive
bilingual Slovak–English children: A cross-language comparison // Applied
Psycholinguistics. 2006. Vol. 37. I. 1. P. 145-164
49. Martin C.L. Ruble D.N. Szkrybalo J. Cognitive theories of early gender
development // Psychological bulletin. 2002. № 128(6). P. 903-933.
50. McAdams D.P. Kate C. McLean K.C. Narrative Identity // Current Directions
in Psychological Science. 2013. Vol 22. I. 3. P. 233-238.
51. McLean K.C. Breen A.V. Processes and content of narrative identity
development in adolescence: gender and well-being // Developmental
Psychology. 2009. № 45(3). P. 702-710.
Q7252. McLean K.C. Breen A.V. Fournier M.A. Constructing the self in early,
middle, and late adolescent boys: Narrative identity, individuation, and wellbeing // Journal of Research on Adolescence. 2010. № 20(1). P. 166-187.
53. McLean K. Pasupathi M. Narrative development in adolescence. Creating the
stories self. N.Y.: Springer. 2010.
54. McLean K.C. Pasupathi M. L. Pals J.L. Selves Creating Stories Creating
Selves: A Process Model of Self-Development // Personality and Social
Psychology Review. 2007. Vol. 11. I. 3. P. 262-278.
55. McLean K. Pasupathi M. Pratt M.W. Life’s little (and big) lessons: Identity
statuses and meaning-making in the turning point narratives of emerging
adults // Developmental Psychology. № 42. P. 714-722.
56. McLean K.C. Shucard H. Syed M. Applying the Master Narrative Framework
to Gender Identity Development in Emerging Adulthood // Emerging
Adulthood. 2016. Vol. 5. I. 2. P. 93-105.
57.Minh-Ha, T. T. Not you/like you: Postcolonial women and the interlocking
questions of identity and difference // Cultural Politics. 1997. №11. P.415-419.
58. Neimeyer, R. A.. Searching for the meaning of meaning: Grief therapy and the
process of reconstruction// Death studies. 2000. 24(6), 541-558.
59.Nossel M. Powered by Storytelling: Excavate, Craft, and Present Stories to
Transform Business Communication. McGraw Hill, 2018
60. Oxford Dictionary of English (3 ed.) Oxford University Press. 2010.
61. Pasupathi M. Wainryb C. Developing moral agency through Narrative //
Human Development. 2010. №53. P. 55-80.
62. Polkinghorne D.E. Narrative Knowing and the Human Sciences // American
Journal of Sociology. 1988. Vol. 95. №. 1. P. 258-260.
63. Reese E. Jack F. White N. Origins of adolescents’ autobiographical
memories // Cognitive Development. 2010. № 16(4). P. 352-367.
Q7364. Salgado J.Hermans H.J.M. The Return of Subjectivity: From a Multiplicity of
Selves to the Dialogical Self // Journal of Applied Psychology: Clinical
section. 2005. № 1(1). P. 3-13.
65. Smith J.A. Osborn M. Interpretative phenomenological analysis // Doing
social psychology research. 2004. P. 229-254.
66. Shotter J. Conversational Realities: The construction of life through language.
Newbury Park: Sage. 1993.
67. Shotter J.The social construction of our inner selves // Journal of
Constructivist Psychology. 1997. № 10. P. 7-24.
68. Subramaniam M. Social Movements: Local, National, and Transnational
Contexts. N.Y.: Cambridge University Press. 2010.
69. Tajfel Henry. Human Groups and Social Categories: Studies in Social
Psychology. 1981. Cambridge University Press. 384 p.
70. White M. Epston D. Narrative means to therapeutic end N.Y.: Norton. 1990.
71. White M. Narratives of therapists’ lives. Adelaide, Australia: Dulwich Centre
Publications. 1997.
72. Wilkinson. Feminist psychology. Critical psychology. Buckingham: Open
University. 1997.
73. Wood W. Eagly A.H. Biosocial construction of sex differences and similarities
in behavior // Advances in Experimental Social Psychology. 2012. № 46. P.
55-123.
74. Yekenkurul. S. Broken Narratives in the Immigrant Folktale // Current
Narratives. 2011. Vol. 1 (3). P. 54-63

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ