Введение 3
Глава 1. Социальная проблема и готовность к ее решению 7
1.1 Социальная проблема 7
1.2 Структура социальной проблемы 10
1.3 Решение социальной проблемы 12
1.4. Готовность к решению социальных проблем 14
1.5 Формирование готовности к решению социальных проблем в процессе социализации 18
Глава 2. Анализ опыта участия россиян в решении социальных проблем 21
2.1. Типология социальных проблем 21
2.2. Анализ участия россиян в решении социальных проблем различного типа 22
2.3. Анализ используемых россиянами методов решения социальных проблем 29
2.4. Анализ условий участия россиян в решении социальных проблем 35
2.5. Протестная активность и деятельность по решению социальных проблем 44
Глава 3. Анализ формирования готовности современных россиян к решению социальных проблем 49
3.1. СМИ и медиа как агенты формирования готовности к решению социальных проблем 49
3.2. Роль государства в формировании готовности к решению социальных проблем 59
3.3. Социальная реклама и формирование готовности к решению социальных проблем 66
3.4. Роль трудовых коллективов и КСО в формировании готовности россиян к решению социальных проблем 68
3.5. Образование в России и формирование готовности к решению социальных проблем 73
3.6. Семья и формирование готовности россиян к решению социальных проблем 77
Заключение 79
Список литературы и источников 83
Приложения 92
Актуальность выбранной темы обусловлена, во-первых, тем, что в социологии не создана полноценная концепция, которая бы описывала и объясняла феномен готовности к решению социальных проблем, а также факторы и способы ее формирования, хотя такое знание обладает объяснительным и прогностическим потенциалом и позволяет вырабатывать практически значимые рекомендации. Кроме того, уровень готовности к решению социальных проблем определяет способность сообщества преодолевать трудности и кризисы, неизбежно возникающие в процессе его существования.
Во-вторых, тема работы актуальна, поскольку Россия на данный момент находится в состоянии политического и экономического кризиса. Государственный аппарат не справляется с вызовами, возникающими в современном российском обществе. Ответственность за судьбы сирот, ВИЧ-инфицированных, пенсионеров, жертв катастроф и других уязвимых групп населения в большой мере ложится на трудоспособное население страны. Готовность россиян к решению социальных проблем становится одной из основных надежд на положительные преобразования в российском обществе.
Данное исследование, по нашему мнению, должно стать первым шагом на пути к преодолению описанной проблемы Его целью является анализ формирования готовности современных россиян к решению социальных проблем.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть концепции социальных проблем и концепции их решения.
2. Рассмотреть возможность применения для анализа процессов формирование готовности россиян к решению социальных проблем основных положений:
a. теории человеческого потенциала
b. теории социализации.
3. Рассмотреть возможность применения основных положений концепций готовности к участвующим деятельностям.
4. Проанализировать готовность и формирование готовности современных россиян к решению социальных проблем на основании вторичного анализа данных.
Объект нашего исследования - современные россияне.
Предмет исследования - формирование готовности россиян к решению социальных проблем.
Теоретическую базу работы составили в первую очередь концепция человеческого потенциала и теория социализации, изложенные в работах О.И. Иванова1. Мы также использовали диалектический подход в социологии социальных проблем, описанный в работах О.И. Иванова1 2 и Т.М. Симоновой3. Для определения готовности к деятельности мы воспользовались подходами О. И. Иванова, Б. Д. Парыгина4 и М. И. Дьяченко5. Работа «Мотивация и мотивы» Ильина Е. П. легла в основу нашего понимания потребностей и мотивации6. А при анализе влияния СМИ на формирование готовности к решению социальных проблем, мы опирались на концепцию agenda-setting М. Маккоумза и Д.Шоу7.
Эмпирическая часть работы заключается во вторичном анализе данных социологических исследований. Было проанализировано более 80 социологических статей, отчетов и монографий по теме волонтерства и благотворительности в России. Большую ценность для исследования составили отчеты Левада-Центра, фондов КАФ и ФОМ, а также исследования М. В. Певной, О. Н. Яницкого, И. Г. Ясавеева, Краснопольской И. И. и других. В работе также рассматриваются официальные документы: приказы, проекты, планы и утвержденные основы политики, опубликованные на сайте правительства РФ.
Структуру работы составляют введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Участию россиян в решении социальных проблем уже посвящен ряд исследований современных социологов. Общественная палата Российской Федерации ежегодно составляет отчет, посвященный тенденциям и знаковым событиям российского гражданского общества. Фонд поддержки и развития филантропии регулярно исследует частные пожертвования в России, а Фонд общественное мнение (ФОМ) проводит опросы, посвященные различным проблемам и методам их решения. ФОМ также провел крупное исследование «Ресурс добровольческого движения авангардных групп для российской модернизации» (2012 год)1, целью которого являлась характеристика групп социально активного населения. В 2014 году Левада-Центр провел исследование «Потенциал гражданского участия в решении социальных проблем» 8 9, раскрывающий основные тенденции развития общественной сферы в России. М. В. Певная посвятила волонтерству монографию «Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики», где выделяет и обозначает принципы и признаки волонтерства характеризующие его сущностную природу как социальной системы, социального института, общности и деятельности, а также проблематизирует современное состояние волонтерства в России10. Кроме того существует немало исследований, посвященных конкретным случаям решения социальных проблем или включенности в решение проблем групп на локальном уровне.
Косвенно связаны с нашей темой и работы, посвященные развитию гражданского общества в России. Была исследована активность различных социальных движений: торговых объединений11, организаций по защите прав человека12 и других. Исследователи задавались вопросами о том, каково влияние НКО на развитие гражданского общества13, способствует ли этому их структура14, зарубежное финансирование, а также есть ли у самих групп способность и желание участвовать в гражданской активности. Однако результаты данных исследований необходимо систематизировать, чтобы охарактеризовать ситуацию с готовностью к решению социальных проблем.
Зарубежные статьи в основном посвящены отдельным проблемам участия в решении социальных проблем. Социологи и психологи изучали, например, факторы, которые повышают вероятность «помогающего» поведения. Зачастую в них даже не упоминается сам термин «социальная проблема». В XX веке проводилось множество экспериментов и исследований, посвященных по данной теме. К примеру, James C. Hackler, Kwai-Yiu Ho and Carol Urquhart- Ross обнаружили, что более частые взаимодействия внутри общности ведут к большей готовности к интервенции во время кризиса1. J. H. Brayan и M. A. Test с помощью экспериментального метода открыли, что наличие положительного примера повышает вероятность «помогающего» поведения (helping behavior)2.
Современные исследования в большей степени проводятся в отношении отдельных социальных проблем, беспокоящих исследователей. Так, например, было выявлено, что информационные материалы, в которых убедительно раскрывается сущность проблемы изменения климата, повышают готовность студентов к изменению сложившийся ситуации3. Значительное внимание в исследованиях уделяется активности этнополитических групп4, вопросам социального предпринимательства5, участию в феминистских движениях6, военной гуманитарной помощи7. Такие исследования, к сожалению, не дают комплексного представления о процессах включения в граждан в решение социальных проблем и редко основаны на данных, собранных в России.
Целью данной работы являлся анализ формирования готовности современных россиян к решению социальных проблем. Для этого в теоретической части исследования мы рассмотрели основные подходы к социальной проблеме и ее решению и установили, что наиболее перспективным с точки зрения решения социальных проблем является диалектический подход. Кроме того мы дали определение готовности к решению социальных проблем как одной из компонент человеческого потенциала. Мы также выявили, что готовность к решению социальных проблем формируется в процессе социализации. Эти положения представляются наиболее эффективными теоретическими инструментами для анализа готовности россиян к решению социальных проблем и последующей выработки мер по её повышению.
В эмпирической части исследования мы изучили опыт участия россиян в решении социальных проблем и участие различных акторов в формировании готовности к решению социальных проблем. Главный вывод следующий: состояние готовности россиян к решению социальных проблем и ее формирования неудовлетворительно, хотя наблюдается тенденция медленного роста благотворительной активности.
На включенность россиян в решение социальных проблем влияют следующие факторы: уровень образования, дохода, социального доверия, информированность, включенность в социальное взаимодействие, семейный и детский опыт волонтерской деятельности, а также внутренняя мотивация граждан (защита своих интересов, профессиональный рост, расширение социальных связей, альтруистические мотивы). Наиболее сильно снижает готовность россиян к решению социальных проблем низкий уровень жизни, а также плохая информированность о деятельности благотворительных организаций, что значительно снижает уровень доверия. Нельзя, тем не менее, не отметить, что уровень социального доверия россиян постепенно увеличивается, хотя его состояние всё ещё неудовлетворительно.
Несколько сглаживает влияние неразвитых факторов личная мотивация россиян, стремящихся к расширению социальных контактов или решению собственных проблем посредством волонтерской активности, которая всё же нуждается в дополнительной стимуляции. Так, реальное увеличение влияния волонтерского опыта на трудоустройство могло бы еще сильнее способствовать волонтерской активности россиян. Было бы также полезно ввести в школах и досуговых учреждениях для детей организованную внеклассную благотворительную деятельность, в которую был бы включен максимально возможный процент учеников.
Обнаружено, что россияне обеспокоены в большей степени проблемами экономического и социального характера и отправляют пожертвования в основном на решение проблем второго типа. Государственные фонды также в основном поддерживают благотворительность в социальной сфере. При этом крупные благотворители в первую очередь жертвуют большие суммы денег на образование, культуру, защиту окружающей среды и в последнюю очередь на социальную сферу.
Анализ методов решения социальных проблем, предпочитаемых россиянами, показал, что приоритетными способами помощи на данный момент являются пожертвования (денежные и вещественные) нуждающимся напрямую или реже - через благотворительные организации. При этом используются в большей мере наиболее простые и удобные способы - например, пожертвования с помощью смс. Популярным способом также является сбор средств на улицах или в торговых центрах. В организованных инициативах граждане принимают участие в основном для решения собственных проблем в связи с вопросами хозяйства. Волонтерская деятельность является самым непопулярным способом вмешательства в социальные проблемы. Однако при решении насущных, актуальных проблем, возникающих в результате катастроф и стихийных бедствий, россияне способны оперативно консолидировать ресурсы для быстрого устранения последствий негативных событий.
На основе изученных материалов мы также сделали вывод, что готовность к решению социальных проблем россиян стабильно находится на более высоком уровне, чем готовность к протестной активности. Устойчивой связи между этими явлениями не обнаруживается, хотя их пики и спады приходятся на одни периоды. Это может объясняться тем, что обострение или напротив снижение остроты социальной ситуации вызывает увеличение уровней различных видов социальной и политической активности. Также нельзя сказать, что падение уровня протестной активности увеличивает включенность в решение социальных проблем. Это значит, что на включение в эти виды активности воздействуют разные факторы. Так, например, уровень доверия для включения в волонтерскую деятельность предположительно должен быть выше, чем для протеста.
Охарактеризовав готовность россиян к решению социальных проблем, мы приступили к анализу деятельности акторов в направлении его формирования. Формирование готовности к решению социальных проблем в России носит несистемный и противоречивый характер.
СМИ и социальная реклама воздействуют на формирование готовности к решению лишь определенного спектра проблем, который был отобран финансирующими структурами. Оба института не способствуют формированию готовности к активным действиям. Основным субъектом, наделяемым ответственностью за решение социальных проблем, в СМИ выступает государство. Социальная реклама при этом направлена в основном информирование о проблемах или на профилактику их возникновения. Институт социальной рекламы, кроме того, нуждается в оценке эффективности, более широком использовании и финансировании.
Не способствует формированию готовности к решению социальных проблем и недостаточное освещение в СМИ некоммерческих организаций. Более того, закон об иностранных агентах и последовавшие за ним меры негативно сказываются на доверии бизнеса и граждан к НКО.
Государственные органы РФ в целом ведут политику в направлении формирования готовности к решению социальных проблем и активизации гражданского общества, однако они до сих пор не создали и не используют специальные механизмы активизации и мобилизации человеческого потенциала для участия граждан в решении различных социальных проблем. В частности, не развиты практики корпоративного, семейного, школьного и молодежного волонтерства, которые на данном этапе не оказывают значительного положительного влияния на готовность к решению социальных проблем.
Такое положение объясняется отчасти тем, что власти заинтересованы исключительно в активных гражданах, поддерживающих их. В результате они скорее ведут идеологическую пропаганду, чем воспитывают в гражданах чувство социальной ответственности. Отдельно стоит обратить внимание на экономический упадок, который препятствует включению широких слоев населения в благотворительную деятельность. Тем не менее, нельзя не отметить в перспективе положительное воздействие на готовность к решению социальных проблем налоговых льгот и поддержки социально ориентированных НКО.
Важным недочетом является невнимательность исследователей к некоторым вопросам формирования готовности к решению социальных проблем. В более подробном исследовании нуждаются факторы, вызывающие протестную активность, в сравнении с условиями участия в решении социальных проблем. И протестная и благотворительная активность характерна для одной группы населения, значит, предположительно протестный потенциал можно переключить в русло решения социальных проблем. Также необходимо изучить способы определения россиянами ситуаций как проблематичных, что позволит лучше понять, как воздействовать на мотивацию граждан участвовать в решении определённых социальных проблем. Перспективным направлением исследования является также изучение практик россиян в решении проблем различного типа и изучение групп, которым свойственны те или иные практики решения проблем. Необходимо также изучить возможности вовлечения бизнеса и домохозяйств в благотворительную деятельность. В результате должна быть сформулирована концепция готовности к решению социальных проблем, с помощью которой можно было бы выработать рекомендации по воздействию на готовность россиян к решению социальных проблем.
На основании проведенного исследования мы можем предложить следующие меры для повышения уровня включенности граждан в социально полезную деятельность:
1. Поддерживать социальную рекламу, направленную на формирование готовности к решению социальных проблем (информирующую о возможностях вмешательства в социальные проблемы).
2. В повестке дня больше внимания уделять внутренним социальным проблемам, благотворительной активности и способам, с помощью которых россияне могут участвовать в решении социальных проблем.
3. Пересмотреть отношение к финансированию НКО из зарубежных фондов и не приписывать статус иностранного агента организациям без достаточных на то оснований.
4. Активно поощрять коммерческие компании за благотворительную активность.
5. Вести просветительскую деятельность в отношении КСО и волонтерской активности в целом.
6. Создать механизм вовлечения всех школьников и студентов в волонтерскую деятельность, например, посредством учреждения некоммерческих организаций при школах, училищах и университетах.
7. Создать условия для вовлечения семей в волонтерскую деятельность: проводить благотворительные мероприятия, предполагающие интересные и комфортные условия для совмещения семейного досуга и волонтерской деятельности.
8. Вести мониторинг готовности россиян к решению социальных проблем и включенности корпораций, домохозяйств и учащихся в благотворительную активность.
1. Азарова Е. С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: автореф. днс... канд. психол. наук: 19.00.01 / Азарова Елена Станиславовна. — Хабаровск: 2008. — 20 с.
2. Амиридзе С. П. Молодежное волонтерство как школа социального действия // Научные исследования в образовании. 2010. №7. — Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/molodyozhnoe-volontyorstvo-kak-shkola-sotsialnogo-deystviya.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М., 2001. • 384 с. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Andr/17.php
4. Базы данных результатов опросов ВЦИОМ — Режим доступа: URL:https://wciom.ru/
5. Бараш Р. Э. Интернет как средство самоактуализации и революционной самоорганизации // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2012. — 3. • с. 100-108.
6. Белова Людмила Ивановна Конструирование образа бедности современными СМИ (социологический аспект) // Вестник ЧелГУ. — 2015. — 5. — с. 58-64.
7. Беневоленский В.Б., Шмулевич Е.О. Государственная поддержка социально ориентированных НКО: зарубежный опыт // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2013. — 3. — с. 150-175.
8. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. — СПб.: 2010. — 272 с.
9. Благотворительность в российских региона: сводный отчет о реализации проекта / Исследовательская группа Циркон. — М.: 2013. — 90 с. — Режим доступа: http://www.zircon.ru/upload/iblock/366/Blagotvoritelnost v rossijskih regionah.pdf
10. Блумер Г., Социальные проблемы как коллективное поведение// Социальные проблемы. Конструкционистское прочтение. Сост. И.Г.Ясавеев. — Казань: 2007. — 276 с.
11. Вилло С. В. Институционализированное невежество: невосприимчивость российской нефтяной компании к экологической безопасности // Экономическая социология. — 2018. • 1. — с. 92-115.
12. Волков Д., Гончаров С. Потенциал гражданского участия в решении социальных проблем. Сводный аналитический отчет // ЛЕВАДА-ЦЕНТР. — 2014. — 58 с. — Режим доступа: https://www.levada.ru/2014/11/18/potentsial-grazhdanskogo-uchastiya-v-reshenii-sotsialnyh- problem-2014/.
13. Воробьева И. В. Противоречия и парадоксы политических ориентаций в структуре жизненного мира россиян // Социологические исследования. — 2016. — 1. — с. 17-26
14. Голкова М. Л. Образы благотворительности в современном информационном поле // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2013. — 162. — с. 150-155.
15. Голуб О. Ю. Реклама, статусное потребление и стиль жизни // Потребление как коммуникация - 2009: материалы V международной конференции (26-27 июня 2009 г.). СПб.: 2009. — с. 55-58.
...