Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феномен “пацана” в отечественном кинематографе с 1983 по 2015 годы: культурологический анализ

Работа №130398

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Анализ репрезентации «пацанской» субкультуры в кинематографе 13
1.1. Кинематограф как объект культурологического исследования 13
1.2. Возникновение и развитие субкультуры «пацанов» 20
1.3. Выявление и определение феномена «пацана» в отечественном кино . 29
2. Трансформация образа «пацана» в отечественном кинематографе с 1983 по 2015 годы 33
2.1. Возникновение феномена «пацана» в советском и постсоветском кинематографе 34
2.2. Формирование и становление «пацанского кинематографа» 46
2.3. Образа «пацана» в российском кинематографе после 2003 года: вариативные модели 54
3. Типологический анализ образа «пацана» в отечественном кинематографе 60
3.1. Фильмы о «пацанах»: характерные черты и сюжетные линии 60
3.2. Основные маркеры образа «пацана» 64
3.3. Маскулинные характеристики и установки в образе «пацана» 70
Заключение 76
Список источников и использованной литературы 80

Актуальность исследования
Появившись в восьмидесятых годах двадцатого века в кино, феномен «пацана» приобрел культовое значение для 2000-х годов, подарив российскому зрителю персонажей, которые до сих пор цитируются и бытуют в различном качестве в современном кинематографе. Собирательные персонажи героев «пацанов» воплотили в себе черты поколения кризисного времени, специфической субкультуры и культурные и гендерные стереотипы российского общества.
Вопросы и тенденции, обозначенные в данных фильмах, актуальны для современной гуманитарной науки, в особенности для отечественной, по нескольким причинам:
Кинематограф и телевидение являются важными трансляторами образцов и ценностей современности, причем оба указанных средства как участвуют в формировании реальности, так и отображают социокультурную действительность. Анализ фильмов о «пацанах» позволит зафиксировать, некоторые идеалы и ценности, которые актуальны для российской повседневности, и проследить их историческую трансформацию.
Исследуемые фильмы представляют собой целый пласт отечественного кинематографа, который обладает устойчивыми чертами, бытующими из фильма в фильм. Некоторые фильмы из списка являются культовыми и имели огромную зрительскую аудиторию. Исследование специфики данного пласта кинематографа может внести вклад в изучение еще малоизученного советского и российского кинематографа.
В выбранных фильмах отражена субкультура «пацанов», которая в определенное время была одной из доминирующих субкультур российского социума. Некоторые ценности и нормы данной субкультуры до сих воспроизводятся как внутри субкультуры, так и за ее пределами. Субкультура «пацанов» стала изучаться только с 90-х годов и нуждается в дополнительных исследованиях.
Методология культурологического и аналитического анализа кинематографа нуждается в осмыслении и практике. В западной науке давно развиваются различные направления изучения кино при помощи инструментария гуманитарных наук, в России же изучение кино носит более описательный и киноведческий характер, но не культурологический.
Фильмы о «пацанах» отражают не только специфические черты субкультуры, но и понимание «мужского» в российской культуре, поскольку исследуемые фильмы, прежде всего, о мужских сообществах и для зрителей- мужчин. Большинство фильмов содержат яркие и знаковые мужские персонажи, которые были и являются образцом поведения для молодых людей. Изучение собирательных и культовых героев фильмов позволит выяснить то, как понимают «мужское и не мужское» российские зрители.
Некоторые фильмы претендуют на образ «национального кино» и воспринимаются зрителями, прежде всего, как фильмы о «русских», что может поспособствовать изучение «национальной идентичности» в российском обществе.
Фильмы о «пацанах» содержат интересные культурологические и философские темы, которые нуждаются в осмыслении. Это такие темы как «притягательность отрицательного героя», «культовость персонажа», «свое- чужое».
Изучение выбранных фильмов поможет понять сложное переходное российское время (90-е годы), которое было недавно и еще мало изучено. Большинство фильмов претендуют на «реальность» отражения прошлого времени, что позволит увидеть, каким образом зрители и режиссеры видят происходящие события в России недавнего времени.
Можно сделать вывод, что изучение феномена «пацанов» в российском кинематографе актуальная тема для исследования, поскольку затрагивает проблемы: подходы культурологического исследования кино, существования и бытования субкультуры «пацанов», национальных и гендерных стереотипов в отечественной культуре.
Степень изученности проблемы
Тема данного исследования является междисциплинарной, поэтому изучалась разными учеными в различных областях. Существуют социологические, антропологические, культурологические исследования феномена «пацанов», и тесно связанной с ним темы - «криминальные сообщества». Также существуют культурологические, киноведческие и социологические исследования фильмов, относящихся к теме данного исследования.
В ходе данного исследования было изучено социологическое и антропологическое понимание феномена «пацана», а также культурологические, философские и публицистические работы о фильмах про «пацанов».
Преимущественно изучением феномена «пацана» занимаются социологи, применяя социологические методы: глубинного интервью, наблюдения, фокус-группы, анкетирования.
Одним из ярких современных исследователей феномена «пацана» является доктор исторических наук Д. В. Громов. Ученый занимается исследованием уличных молодежных субкультур, в том числе и «пацанских». Д. В. Громов исследует историческое развитие «пацанской среды»1, современное ее существование и образы «пацанов», созданные пользователями интернета. Ученый анализирует причины возникновения подобных субкультур. Преимущественно Громов изучает уличные молодежные группировки с 1960 - 1980 годы.
Д. В. Громов пишет, что с 1950-х годов на улицах разных городов Советского Союза появляется пацанская среда. Это компании молодых людей, которые занимаются хулиганством и мелким грабежом. На создание пацанской среды оказали влияние следующие факторы: крестьянские традиции, криминальная среда, отчасти фронтовые традиции и традиции советского спорта. С 80-хх подобные группы молодых людей стали называть себя пацанами. В 80-90е годы появляются «братки» или «бригады». «Они строились по принципам, которые уже были известны их участникам из пацанской среды».2
Социолог И.В. Костерина сравнивает молодежные культуры гопников и скинхедов, и находит между ними много общего. В своем исследовании молодежной субкультуры гопников, ученый выяснила, что до сих пор для многих подростков, социализирующихся «во дворе», фильмы «Бумер», «Бригада» и «Брат» пользуются огромной популярностью у молодежи, а их герои становятся для них культовыми. 3
Валерия Гаврилюк изучает молодежные движения, в том числе и «пацанские», с социологической точки зрения. Она считает, что включение в молодежные уличные движения является способом социализации молодых людей в возрасте примерно от 14 до 20 лет.
Светлана Стивенсон социолог, преподаватель факультета гуманитарных и социальных наук London Metropolitan University, как и Дмитрий Громов, тоже долгое время занимается изучением «пацанов», однако ее исследования больше направлены на изучение именно криминальных субкультур 90-х годов и настоящего времени. Она занимается исследованием норм поведения российских криминальных субкультур «понятий».
Юлия Юсупова, как и Светлана Стивенсон, является социологом и изучает российские криминальные субкультуры, но она рассматривает их не через призму нормативных установок, а через гендерную проблематику. Исследователь считает, что на современное представление «мужественности» оказали большое влияние ценности и установки криминальных субкультур 90-х годов и тюремная культура. Юлия проводила глубинные интервью с жителями Самары мужского пола. В этом исследовании ученый наткнулась на то, что, когда респонденты исследования затрагивали темы мужественности и гомосексуальности, они обращались именно к криминальным установкам. Часть опрошенных респондентов идеализируют преступников и их строгий свод правил, другие же высмеивают их, но при этом же все упоминают их в разговоре о мужественности. Даже противопоставляя себе образ «криминального авторитета», респонденты значительное внимание уделяют данной культуре. Подобные отсылки не зависят от социального и культурного положения респондентов, как утверждает автор. «Понятия» и «пацанские правила» важны в понимании мужественности даже для тех мужчин, кто не погружен в данную культуру4.
Юлия Юсупова утверждает, что проблемы маскулинности и влияния криминальных и тюремных культур в России, мало исследованы, и нуждаются в изучении.
Социолог В.В. Волков не занимается на прямую исследованиями «пацанской среды», но изучает характерную деятельность киногероев «пацанов» 90-х годов - «силовое предпринимательство» и «рэкет».5
Можно сделать вывод о том, что исследования молодежных пацанских субкультур тесно связаны с такими темами как криминальные, молодежные и тюремные субкультуры и определения маскулинности. Поэтому изучение подобных тем, является очень полезным для понимания феномена «пацана».
Все исследователи, которые затрагивают тему данной работы сходятся на том, что феномен «пацана» и близкие с ним темы не до конца исследованы, в особенности это связано с тем, что изучать данные проблемы начали только в 90-х годах.
Большинство исследований фильмов о пацанах представляют собой кинокритику данных кинопродуктов. Но, тем не менее, есть и киноведческие, культурологические анализы фильмов. Преимущественно анализируются фильмы «Бумер» П. В. Буслова, «Брат» и «Брат 2» А. О. Балабанова.
Преимущественно феномен «пацанского кино» осмысляется публицистическими изданиями и авторами. Н. Корнацкий называет кино о пацанах неродившемся жанром «бандитского боевика». 6Он, как и Федор Разаков, считает, что на становление криминальных фильмов о «пацанах» 90-х годов оказали влияние гангстерские фильмы об американской мафии времен «Великой депрессии». 7Журнал «Афиша» в 2013 году включил фильмы «Бумер» и «Брат» в сто главных российских фильмов с 1992 года.
К культурологическим исследования фильмам о пацанах можно отнести работы В. А. Куренного и П. В. Романов. В. А. Куренного в своей книге «Философия фильма: упражнение в анализе» анализирует русские боевики на примере русского фильма «Брат» и «Брат 2». Он причисляет данные фильмы к типу «национальных боевиков» и выявляет сходства и различия данных фильмов с типичными американскими боевиками.8 9
Иной подход к анализу фильму «Брат» применяет П. В. Романов Автор анализирует фильмы про «Брата», но уже с позиции маскулинных установок в фильме. Ученый называет главного героя Данилу Багрова «фланером» и обуславливает мотивы поступков героя социокультурной ситуацией в 9 стране.
Рассмотрев литературу о предмете данной исследовательской работы, можно заключить, что о проблеме «пацана» и фильмах о «пацанах» в российской культуре, существует ряд интересных и полезных исследований, но общей научной литературы, соединяющей оба понятия, не было замечено.
Методология магистерского исследования определяется ее междисциплинарным характером. К основным методам можно отнести типологический метод, позволяющий выявить основания и выстроить типологический анализ, факторный анализ, благодаря которому можно обнаружить совокупность социокультурных явлений, обуславливающих формировании пацанской субкультуры, генетический, позволяющий рассмотреть становление, формирование феномена «пацана» в отечественной культуре, дескриптивный анализ, применимый к описанию кинофильмов и позволяющий выделить характерные черты и особенности «пацанского кинематографа, а также ряд других методов современного культурологического знания.
Основными источниками исследования являются фильмы с 1983 по 2015 годы, в которых главными персонажами являются «пацаны». Выборка фильмов опирается на самоидентификационные определения героев себя как «пацанов» или на присутствие в фильмах «пацанских» ценностей или моделей поведения. Так же на выбор фильмов повлиял контент из интернета (группы в социальных сетях, отзывы на сайтах о кино, википедия), где данные фильмы обсуждались и презентовались как фильмы о «пацанх».
Цель магистерского исследования: культурологический анализ феномена «пацана» и его реактуализации в российской культуре. Цель определяет следующие задачи:
• зафиксировать и определить образ «пацана» в советском и российском кино,
• выделить его культурные особенности,
• рассмотреть его как один из типов маскулинности в современной российской культуре,
• выявить причины реатуализации феномена «пацана» в отечественном кинематографе,
• сформулировать перспективы существования данного феномена в будущем.
Предмет исследования: феномен «пацана» в российской культуре на материалах советского и российского кинематографа с 1983 по 2015 годы.
Объектом исследования являются российские фильмы с 1983 года по 2015 год, репрезентирующие ценности и нормы «пацанской субкультуры».
Научная новизна
В данном исследовании впервые был осуществлен культурологический анализ феномена «пацана» в отечественном кинематографе. При всем многообразии работ о пацанской субкультуре и кинематографе, кульутурологических исследований данной проблематики нет. Феномен «пацана» изучался преимущественно эмпирическими социологическими методами, на данный момент почти не существует исследований, в которых был бы представлен анализ самого феномена «пацана» и его репрезентации в отечественном кинематографе, отображение данного феномена в культуре.
Положения, выносимые на защиту:
1. Образ «пацана» может рассматриваться как сисемообразующий элемент определенной субкультуры, сложившейся в советской и постсоветской культуре, так и легко узнаваемый персонаж, типаж с устойчивыми характеристиками в отечественном кинематографе.
2. В кинематографе образ «пацана» претерпел определенную трансформацию, явившись основанием ряда образов, обладающих сходными чертами.
3. Фильмы о «пацанах» отражают не только специфические черты субкультуры, но и понимание «мужского» в российской культуре. На определенном этапе развития современной культуры данный образ стал одним из доминирующих типов маскулинности, который до сих воспроизводится, реактуализируется и опирается на традиционные представления о маскулинности.
4. Ряд анализируемых фильмов претендует на образ «национального кино» и воспринимаются зрителями, прежде всего, как фильмы о «русских», что может способствовать изучению «национальной идентичности» в российском обществе.
5. Анализ фильмов о «пацанах» позволяет выявить и проанализировать идеалы и ценности, актуализирующиеся в российской повседневности, проследить их трансформацию. Изучение данных фильмов поможет понять сложное переходное, кризисное время (90-е годы), осмыслить его с точки зрения культурных трансформаций.
Апробация
Предварительные тезисы данной диссертации были представлены в форме доклада под названием «Актуальность пацанской субкультуры в современной России» на Международной научной конференции «Механизмы формирования зон культурного отчуждения и пограничья в XIX-XX вв.» (2015 г.). Методология, использованная в данной работе, была представлена в форме доклада под названием «Спящая красавица: трансформация образа женщины» на Международной научно-теоретической конференции «Философский опыт детской литературы: Муми-тролли и другие» (2014 г.) и на XXII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», после которой тезисы были опубликованы в одноименном сборнике.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Феномен «пацана» в российской культуре появился в восьмидесятых годах прошлого века, впоследствии модели поведения данной общности стали доминирующими в постсоветском пространстве, отражая культурные трансформации переходного времени в России. На протяжении всего существования пацанской среды данный феномен был представлен и осмыслен отечественным кинематографом. В какой-то момент вместе с возрастанием популярности данной субкультуры, фильмы о них стали культовыми, поскольку в них был запечатлен дух своего времени. С изменением социокультурной среды востребованность данного мужского образа исчезает, но «пацаны» как субкультура остаются, претерпевая определенные изменения. Эти трансформации образа отразились в кино, но при сохранении основных маркеров «пацанского кинематографа», сложившихся еще в 90-е годы, они продолжают существовать в киношных пацанах как моделях и стереотипах мужского поведения.
Фильмы о пацанах не только отобразили определенные тенденции и проблемы, существующие в отечественном социокультурном пространстве, но и создали собирательный персонаж «пацанского кинематографа». Параллельно с конструированием новой идентичности в постсоветском пространстве, был создан персонаж, наделенный гиперболизированными маскулинными характеристиками, в основе которого лежал культ «мужского товарищества». Впоследствии данный образ стал легко узнаваемым и нашел множество подражателей.
Феномен «пацанского кино» - это феномен конца 90-х и первых пяти лет двухтысячных. Последующие фильмы берут за основу образцы героев или их характерные черты. До 1997 года складываются характерные черты «пацанского кинематографа», а после 2005 года «пацанское кино» уходит в подражание репрезентативным чертам культовых фильмов.
Фильмы о пацанах зафиксировали определённый тип маскулинности и понимание «мужского» в российской культуре. В фильмах про девяностые годы образ «пацана» стал одним из доминирующих типов маскулинности, который до сих воспроизводится, реактуализируется.
«Пацаны» - герои кризисного времени, их появление и становление связано с системным кризисом в обществе. Особенно это просматривается в фильмах: «Бригада», «Бумер», «Брат», «Меня зовут Арлекино».
Первоначально этот кризис заключался в несостыковке двух систем государственного строя и кризиса в социальных сферах, позже эти герои перекочевали в нецентральные районы России, где кризис еще оставался актуальным.
Образ «пацана» трансформировался в кинематографе на протяжении всего своего существования. Преимущественно «пацан» был представлен либо как юноша, который мог быть сложным подростком или шутливым персонажем, тяготеющим к образу «гопника», либо как криминальный герой, наделенный ярко выраженными маскулинными чертами. Нередко оба эти персонажа могли пересекаться в одном фильме.
Несмотря на свою вариативность, образ «пацана» обладает устойчивыми характеристиками и ценностными установками, бытующими из фильма в фильм.
После 2010-х годов и до настоящего времени образ «пацана» переживает реактуализацию по нескольким причинам:
1. Интерпретации «мужского» гендера представлены в разных образах в отечественной культуре последних десятилетий. Одним из таких образов и является образ «пацана», появившийся в российском кинематографе еще в 80-ые годы XX века. Маскулинный герой «пацана», появившийся в период кризисного времени, собранный из традиционных маркеров мужественности с добавлением национального и патриотического контекста, сформировал один из немногих образов «мужчины», существующих в русском медиа-пространстве.
2. Ностальгия по прошлому и свойственная ей романтизация играют немалую роль в реактуализации образов «пацана». Поколение, выросшее или даже родившееся в девяностые годы, придает этому времени свои черты и оценки, когда фильмы про «братьев» воспринимаются всего лишь как фильмы о «русском мужике, который может решить любую проблему». В некотором роде это были их отцы, которые на тот момент казались им героями. Для многих это время ассоциируется со свободой, что даёт еще больше повода для идеализации некоторых принципов прошлого.
Преимущественно образ «пацана» популярен среди подростков, которые чаще всего представляют социально маргинальную среду и которым как раз близко состояние конфликта.
3. В сериале 2015 года «Законы каменных джунглей» зритель видит вновь подростков, которые обуславливают свои поступки непониманием их со стороны родителей. Эта же тема была обозначена режиссерами восьмидесятых годов. Поэтому феномен «сложных подростков» будет существовать как минимум, пока есть проблема взаимоотношения взрослых и детей, а также социальной поддержки семьи.
4. Если обратиться к последним тенденциям мирового массового кино, то в нем распространен феномен «отрицательного» героя. Зрители сопереживают и сочувствуют подобным героям. Эта же тенденция существует и в отечественном кино, которое, по всей видимости, либо не столь богато на привлекательных отрицательных героев (в американском кино таким героем может стать как гангстер из мафии, так и ученый), либо режиссёры идут по легкому пути и используют уже готовых «парней- плохишей».
5. Чем острее конфликт, тем пацаны актуальнее для своего времени. В 90-е годы «пацан» с его маскулинными и властными установками был необходим как определенный мужской тип, ищущий себя в мире, потерявшем опору. После 2000-х он утрачивает свою актуальность, поскольку потребность в таком герое отпадает. Но проблемы социального и экономического характера остаются, поэтому этот герой не исчезает, он трансформируется, приобретая черты, свойственные его времени.
Одной из перспектив будущего исследования может быть анализ потребностей современного общества в «пацанском» герое, выяснении, какие черты могут быть вновь актуализированы, какие ценностные установки, нравственные стереотипы могут воспроизводиться в современном кинематографе.
Можно сказать, что феномен «пацана» не только отобразился в отечественном кинематографе, но и создал определенный тип маскулинности и образы героев с характерными чертами и жизненными установками. Образ «пацана» и его характерные черты переживают в настоящее время реактуализацию в кинематографе и до сих пор оказывают влияние на современное общество.


1. Аванесов С.С. Мужское и человеческое // Мужское и мужественное в современной культуре: Научные доклады и сообщения. СПб.: Изд-во Факультета философии и Политологии СПбГУ.2009. С. 5-6.
2. Американка/ КиноПоиск. Режим доступа: http://www.kinopoisk.ru/film/40994/(дата обращения: 01.05.2016)
3. Асанова Динара Кулдашевна//Журнал о кино «Чтобы помнили». Режим доступа: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=197. (дата обращения: 02.03.2016)
4. Блатной словарь «воровского жаргона» и сленговых выражений. Режим доступа: http://aprioru.narod.ru/slovar.html. (дата обращения: 03.03.2016)
5. Боссарт А. Сон на поражение // Журнал «Сеанс» №16. Режим доступа: http://seance.ru/n/16/rfc/son_na_porazheniye/. (дата обращения: 07.12.2015)
6. Брат / КиноПоиск. Режим доступа: http://www.kinopoisk.ru/film/41519/. (дата обращения: 14.10.2015)
7. Брат 2 / КиноПоиск. Режим доступа: http://www.kinopoisk.ru/film/41520/ (дата обращения: 02.05.2016)
8. Бригада / КиноПоиск. Режим доступа: http://www.kinopoisk.ru/film/77039/. (дата обращения: 12.10.2015)
9. Бригада: Наследник / КиноПоиск. Режим доступа: http://www.kinopoisk.ru/film/408915/. (дата обращения: 08.10.2015)
10. Бумер / КиноПоиск. Режим доступа: http://www.kinopoisk.ru/film/57166/. (дата обращения: 01.10.2016)
11. Бумер: Фильм второй / КиноПоиск. Режим доступа: http://www.kinopoisk.ru/film/79883/ (дата обращения: 17.04.2016)
12. Волков В.В. Силовое предпринимательство в современной России/В. В. Волков. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/166/896/1217/00-2_volkov.pdf. (дата обращения: 10.05.2016)
13. Гаврилюк В. В. Гопники как феномен среди молодежи // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 126-131 Режим доступа:http://ecsocman.hse.ru/data/2010/06/21/1212535452/Gavrilyuk_13.pdf. (дата обращения: 11.05.2016)
14. Гаврилюк В. В. Маскулинность в социализации городских подростков / В. В. Гаврилюк // Социологические исследования. М., 2004. С. 98-104
15. Гоп-стоп/ КиноПоиск. Режим доступа: http://www.kinopoisk.ru/film/468217/ (дата обращения: 12.02.2016).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ