ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОНЕЙРОГРАФИЧЕСКОГО
ПРОСТРАНСТВА В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ РУСЛЕ .
1.1 Психоанализ и искусство. Обоснование подхода .
1.2. «Толкование сновидений» Зигмунда Фрейда. Ключевые понятия.... 19
1.3.Исследования онейрического пространства в свете философских
концепций
1.3.1Коллективная онейрореальность и капитализм..
1.3.2 Сновидение и экзистенция (Людвиг Бинсвангер и Мишель Фуко). 35
1.3.3Онейрическое пространство и лингвистическое (Людвиг
Витгенштейн и Норман Малькольм)
ГЛАВА 2. МУЗЕЙ СНОВИДЕНИЙ ФРЕЙДА –ТОТАЛЬНАЯ
ОНЕЙРОГРАФИЧЕСКАЯ ИНСТАЛЛЯЦИЯ
2.1. Анализ основной кураторской концепции Музея сновидений Фрейда.
2.2 Музей сновидений как работа отрицания, смещения и сгущения ..... 51
2.3 Музей нематериального
2.4. Сновидение врывается в сновидение. Временные выставки в Музее
сновидений Фрейда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тема данного исследования раскрывает стратегии использования тематики сновидений в современном искусстве, связанное с осмыслением и концептуализацией образов сновидений, созданием онейрографического
пространства в рамках кураторской практики на примере Музея сновидений Фрейда.
Многозначность концепта «сновидение» обуславливает существование различных способов его описания. Сегодня наметилась явная тенденция к
изучению феномена сновидения как междисциплинарного объекта, путем синтеза результатов его исследования представителями как
естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин. Именно в момент осмысления сновидения культурой с точки зрения междисциплинарности
получает второе рождение термин «онейрология». Онейрографическое пространство мы определяем, как «область, описывающая и исследующая сновидное».
Актуальность
Одной из предпосылок к выбору заявленной темы послужило недостаточное освещение данной проблематики в рамках кураторских
исследований. Несмотря на то, что сновидения часто выступают одной из самых часто используемых тем среди художников, осмысление в рамках
кураторской практики достаточно редок. Существует достаточно большое количество исследований темы онейрографической реальности в литературе,
также вопрос функционирования онейрографической реальности часто
поднимается в рамках исследования кино. На настоящий момент раскрытие темы сновидения в современном визуальном искусстве так и не произошло
полностью. Само понятие «онейрографическая реальность» до сих пор достаточно редко используется в западном дискурсе. Что касается российских4
реалий тема онейрографической реальности активно разрабатывается психоаналитиком Виктором Ароновичем Мазиным, куратором и создателем
Музея сновидений Фрейда. Для анализа функционирования онейрографической реальности мы останавливаемся именно на музее Фрейда. Актуальность
выбранной темы обосновывается тем, что кураторская концепция Музея сновидений Фрейда уникальна в силу репрезентации идеи психоанализа и их непосредственного функционирования на выставочной площадке, однако она все еще теоретически не осмыслена.
Цель исследования
Настоящая диссертация ставит своей целью анализ кураторских концепций работы с онейрографическим пространством в современном искусстве на примере Музея сновидений Фрейда в Санкт-Петербурге
Задачи
1. Осмысление функционирования психоаналитического дискурса в
современном искусстве, так как термин «онейрографическое пространство» был актуализирован именно в рамках теории психоанализа. Это позволяет
выяснить базовые стратегии взаимодействия искусства и психоанализа, и в анализе работы куратора с данной темой часто отталкивать на основании этих стратегий.
2. Рассмотреть философские концепции, осмысляющие работу сновидения в культуре и искусстве
3. Провести анализ кураторских стратегий в работе со сновидениями на примере Музея сновидений Фрейда в Санкт-Петербурге. Это подразумевает их
описание, изучение и систематизацию, а также интерпретация конкретных
примеров работы художника и куратора как демонстрация основных моментов предлагаемого ракурса исследования.5
Предмет исследования
Предмет настоящего исследования – онейрографическое пространство в современном искусстве, рассматриваемые с точки зрения современной
философской и психоаналитической рефлексии, а также методологические проблемы, возникающие в связи с появлением и развитием данной темы.
Объект исследования
Объектом исследования являются современные концепции философии, психоанализа и гуманитарных наук в целом, затрагивающие проблематику онейрографического, а также проясняющие ее материалы культуры.
Структура работы
Представленная диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе пояснены цели, задачи исследования, дано обоснования выбранных теоретических трудов по данной тематике. Глава посвящена
осмыслению феномена онейрического пространства. За основу анализа онейрографической реальности с точки зрения теории был взят труд
«Толкование сновидений» Зигмунда Фрейда. Фрейд как «основатель дискурсивности»1 своими работами спровоцировавший развитие исследования сновидений в русле гуманитарного знания. Также мы рассматриваем философские концепции, в большинстве случаев проблематизирующие
Во второй главе, служащей практическим полем применения концепций, раскрытых в первой главе, мы избираем интроспективный способ изучения кураторской концепции и останавливается на детальном анализе концепции
Музея сновидений Фрейда, особое внимание уделяется кураторской стратегии в
создании онейрографического пространства. Мы не вдаемся в проблемы физиологии сна и восприятия сновидений, одной из реперных точек становится проблема репрезентации сновидений в современном искусстве и культуре в
целом. Фрейд подчеркивал, что сон, воспринимаясь преимущественно зрительно, легче всего так и выражается.
Теоретическая база
Основные положения теории работы онейрографического пространства: Зигмунд Фрейд
Искусство и психоанализ: Тьерри де Дюв, Хэл Фостер, Фрэнсис Боудри
Коллективные сновидения и капитализм: Вальтер Беньямин, Ги Дебор
Осмысление сновидения в экзистенциальной философии: Людвиг Бинсвангер, Мишель Фуко
Работа онейрографического пространства и лингвистического: Людвиг
Витгенштейн, Норман Малькольм. Соломон Резник Новые формы музеев: Гейнор Кавана, Шелдон Аннис
Психоанализ и кураторская практика: Виктор Мазин, Лидия Маринелли, Элизабет Рудинеску, Николетта Мислер Близкие нашему исследованию темы репрезентации феномена онейрографической реальности раскрываются в журнале «Кабинет Ж»,
созданный на основе серии мероприятий «Искусство сновидений», проведенных Британским Советом и Музеем сновидений Фрейда, «Кабинет Д»,
приуроченный к открытию Музея сновидений Фрейда, а также авторами сборника «Сон - семиотическое окно», вышедшего по итогам одноименной конференции в Москве. Помимо выше обозначенных работ важнейшим источником для исследования стали фотодокументами выставок, пресс-релизы, статьи в прессе. Также были использованы материалы личных бесед с художниками.
Таким образом, выводы, полученные в настоящей диссертации, могут оказаться полезными для раскрытия и нового осмысления подхода к экспонированию и раскрытию темы сновидений, для разработки более общих вопросов взаимодействия кураторства и психоаналитических теории в рамках современного искусства.
Искусство переводит язык снов в поле представлений. Таким образом, можно утверждать, что искусство - это посредник. Поле искусства может представлять и ту самую роль снотолкователя, перекладывающего
умозрительные образы на язык искусства. Куратор в данном случае выступает своеобразным переводчиком языка сновидений в поле лингвистического, а затем визуального
Взаимодействие искусства и психоанализа может принимать различный характер. мы можем утверждать, что размышления в актуальных философских концепциях базируются базируются на психоаналитической проблематизации
феномена сновидения. «Толкование сновидений» Зигмунда Фрейда совершило
определенную революцию, основав новое поле для осмысления проблематики сновидения. Сновидения вышли за рамки сонников и значимость их проблематизации было признано на уровне академического дискурса. Вплоть до нынешнего момента Фрейд не теряет статуса «основателя дискурсивности».
Практически все современные измышления о психоанализе либо базируются на
идеях Зигмунда Фрейда, либо рассматривают как базис для отрицания. Однако
философская мысль пошла дальше и проблематизировала понятие онейрографического с разных сторон – индивидуальной и коллективной реальности, взаимоотношений между оптикой сновидений и лингвистическом полем.
Таким образом, мы видим, как создание онейрографического пространства куратором требует, а вместе с тем создает множество подходов как к его восприятию, так и анализа самой кураторской концепции. Музей сновидений Фрейда можно считать в своем роде уникальным местом именно за
счет подхода к музеефикации нематериального явления – каким является
сновидное пространство. Чтобы наиболее полно раскрыть проблематику репрезентации онейрографического пространства в кураторской практике73 требуется именно междисциплинарный подход. В кураторской концепции конструирования онейрической реальности в Музее сновидений Фрейда мы прослеживаем ее функционирования, начиная от уровня внешних образов вплоть до работы сновидения на практике в стенах музея. Музей сновидений Фрейда пересматривает функцию музейного объекта и реконструирует классическую логику построения экспозиции. Формально будучи вписанным в музейное сообщество, он остается в авангарде музейного подхода, что можно даже назвать критикой традиционных форматов музейной экспозиции. Музей сновидений Фрейда, включая в свою экспозицию
Подводя итог, можно сказать, что онейрографическая реальность в Музее Фрейда существует по законам психоанализа. Это не просто набор концепций, а работа сновидения в пространстве сновидения. Обращаясь к первой главе, в которой рассматривались базисные понятия в работе сновидений, можно утверждать, что эти же понятия логично использовать и для анализа концепций
Музея сновидений Фрейда. Более того, для полноценного раскрытия и концептуального функционирования понятия «онейрографическая реальность» необходимо применение терминов психоанализа. Понимание кураторской концепции относительно создания онейрической реальности и необходимость осмысления психоаналитической дидактики обоснована в современной кураторской практике. Это не противоречит кураторскому дискурсу, а наоборот такой путь оказывается логически интериоризирован в теорию кураторства с ее имманентной междисциплинарностью
1. Адорно Т. Музей Валери-Пруста //Художественный журнал
[Электронный ресурс ] URL: http://moscowartmagazine.com/issue/9/article/112
(дата обращения 11.05.18)
2. Беньямин В. Автор как производитель // Логос № 4, 2010
[Электронный ресурс ] URL:http://www.intelros.ru/readroom/logos/logos-4-77-
2010/9542-avtor-kakproizvoditel.html (дата обращения 11.05.18)
3. Беньямин В. Провинциальный музей [Электронный ресурс ] URL:
https://syg.ma/@sygma/valtier-bieniamin-provintsialnyi-muziei (дата обращения
11.05.18)
4. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической
воспроизводимости / пер. с немецкого С. А. Ромашко. М.: Медиум, 1996.239 с.
5. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. М.,1999.
6. Боудри Ф., Очерк о методе в прикладном психоанализе/ Ф. Боудри
// Russian Imago 2001: Исследования по психоанализу культуры. СПб.: Алетейя,
2002. 367 с.
7. Витгенштейн JI. Философские работы. Ч. 1. / Пер. с
немецкого М.С. Козловой, Ю.А. Асеева. - М.: Гнозис, 1994. - 612 с.
8. Дебор Г. Общество спектакля / пер. с французского С. Офертас и М.
Якубович. - М.: Логос, 2000. - 184 с.
9. Детковская О. Краткая аннотация работ Зигмунда Фрейда: учебнометодическое пособие// СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа,
2009. 65 С.
10. Деготь Е., Сон - семиотическое окно. XXVI-e Випперовские чтения
(Москва, 1993г.). Милан, 1994. – 65-74 с.
11. Дюв Т. Де Живописный номинализм. Марсель Дюшан, живопись и
современность. Пер с фр. А. Шестакова — М.: Изд. Института Гайдара, 2012 —
368 С.75
12. Де Дюв Т. Именем искусства. К археологии современности. М.:
Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 192 с.
13. Жижек С. Вещь из внутреннего пространства // Художественный
журнал № 32. [Электронный ресурс] URL:
http://www.guelman.ru/xz/362/xx32/xx3225.htm (дата обращения 11.05.18)
14. Кабинет сновидений доктора Фрейда : [Сборник] / Под
ред.В.Мазина. - СПб. : ИНАПресс : Музей сновидений доктора Фрейда, 1999. -
201 с. : ил. (Кабинет: Серия Д).
15. Кабинет глубоких переживаний / В.Мазин, П.Пепперштейн. СПб.
: ИНАПресс, 2000. - 141 с. : ил. (Кабинет: Серия Е) (Психо / Техно). Библиогр.:
с.136-139
16. Кримп Д. На руинах музея. М.: V-A-C press, 2015. 432 c.
17. Кузнецова Ю., Культурологические исследования сновидений в
системе наук о человеке (теории сновидений в доиндустриальную эпоху)
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.16, №2 (3),
2014. с.746 -757
18. Краус Р., «Путешествие по северному морю»: искусство в эпоху
постмедиальности. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 104 с.
19. Лакан Ж. Тревога (Семинар, Книга Х (1962/63) М.:
Логос/Гнозис,2010. 424 с
20. Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа (Семинары: кн.
XI) / пер. с французского А. Черноглазова.М.: Логос, 2004. 304 с.
21. Лейбин В. Фрейд, психоанлиз и современная западная
философия.— М.: Политиздат, 1990. — 397 с.
22. Лиотар Ж-Ф. Состояние Пост-модерна. СПб.: Алетейя, 2015. 160 с.
23. Лотман Ю.М. Сон - семиотическое окно //Культура и взрыв. -
М.:Гнозис, 1992.-С. 157-17876
24. Мислер Н. «Два несуществующих музея Лос-Анджелес – СанктПетербург. Близнецы-Химеры»//материалы конференции «Музей и общество»,
М.: 2007
25. Мазин В. Введение в Лакана // гл.ред. С.Г. Уварова,
ред.Т.С.Ромашова. – 2-е изд., дополн. Нежин: ООО ≪Видавнитцтво ≪АспектПолiграф≫,2010
26. Мазин В, Онейрография: Призраки и Сновидения. Нежин: ООО
«Видавництво «Аспект-Полiграф», 2008. 304 с.
27. Мазин В.А, Онейрокритика Лакана. СПб.: Алетейа, 2013 — 148 с.
— (Лакановские тетради)
28. Мазин В., Пробуждение музея сновидений Фрейда // Manifesta
Journal Reader: избранные статьи по кураторству//СПб., Издательство «Арка»,
2014 — 37 -69 с.
29. Мазин В. Экспонировать психоанализ// Кабинет Ж, СПб.: Скифия,
2002. 295 – 321 с.
30. Мазин В., Пепперштейн П. Толкование сновидений. — М.,: Новое
литературное обозрение, 2005 .712 с.
31. Малькольм Н. Состояние сна. М.,1993
32. Маринелли Л. Музей отрицания// Кабинет сновидений доктора
Фрейда, СПб.: Инапресс, 1999, с. 20-27
33. В.А. Моржухин Психоаналитическая проблематика Жака Лакана в
прозе Павла Пепперштейна// материалы международной конференции «Чтения
Ушинского» факультета русской филологии и культуры. Ярославский
государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского; Под
редакцией М.Ю. Егорова. 2013. С. 175-185
34. Ромашко С. Три родовые травмы новоевропейского музея //
Художественный журнал .2014. № 4 (88). С. 17-22
35. Робертс Дж. Куратор как производитель: эстетический разум,
неэстетический разум и безграничная идеация // The Manifesta Journal Reader:77
избранные статьи по кураторству. СПб.: Издательство ≪Арка≫, 2014. С. 174-
182.
36. Смит Т. Осмысляя современное кураторство. М.: Ад Маргинем
Пресс, 2015. 272 с.
37. Фостер Х., Краусс Р., Буа И., . Бухло Б., Джослит Д. «Искусство с
1990 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм» M.,: Ад Маргинем,
2016. 816 с.
38. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: «Наука», 1900. -
456 с.
39. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк
истории психоанализа: Сборник. СПб., "Алетейя", 1998. / Фрейд З. Положение
о двух принципах психической деятельности. С 98 - 107.
40. Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений/
Сос., М.Г. Ярошевский. —М.: Просвещение, 1989. — 448 с.
41. Фрейд З. Толкование сновидений, пер. с нем. Я. Когана— СПб.:
Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. 9
42. Фрейд З. Художник и фантазирование, пер. с нем. К. М. Долгова —
М.: Республика, 1995.
43. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ад
Маргинем, 2015. 416 с.
44. Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине. М.: Касталь,
1996.
45. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с
французского В. П. Визгина и Н. С. Автономовой. СПб.: А-сас1, 1994. 406 C.
46. Фуко М. Психическая болезнь и личность / пер. с французского
О.А. Власовой.— Изд.2-е, стереотип.— СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия»,
2010. - 406 C.78
47. Художник Иван Разумов. Биография [Электронный ресурс] Сайт
галереи «Риджина», URL https://www.reginagallery.com/ru/artists/ivanrazumov/
(дата обращения 11.05.18)
48. Шуберт К. Удел куратора. Концепция музея от Великой
французской революции до наших дней// М.: АдМаргинем Пресс, 2016. (Garage
Pro). 224 c.
49. Юран А., Лакан и Космос //Айтен Юран, Владимир Рисков, Виктор
Мазин, Александр Черноглазов; под ред. В. Мазина и Г. Рогоняна.172 с.
(Серия «Лакановские тетради»)
50. Alexander E. P., Alexander M. Museum in Motion -2nd edition//New
York: AltaMira Press, 2008. — 352 p/
51. Annis S.The museum as starting ground for symbolic action // Museum/
№ 151
52. Benjamin W. The Arcades Project [Электронный ресурс] URL
https://monoskop.org/images/e/e4/Benjamin_Walter_The_Arcades_Project.pdf (дата
обращения 11.06.18)
53. Benjamin W. Das Passagen-Werk. Bd. 1. - Frankfurt, 1982. - S. 507
54. Buck-Morss S. Dreamworld and Catastrophe: The Passing of Mass
Utopia in East and West// Massachusetts: The MIT Press, 2002. 386 p.
55. Buck-Morss S. The Origin of Negative Dialectics. Theodor W. Adorno,
Walter Benjamin and The Frankfurt Institute. New York, 1977. [Электронный
ресурс] URL https://monoskop.org/images/8/81/BuckMorss_Susan_The_Origin_of_Negative_Dialectics_Theodor_W_Adorno_Walter_Be
njamin_and_The_Frankfurt_Institute.pdf (дата обращения 11.06.18)
56. Dreisbach C., «Dreams in the History of Philosophy» [Электронный
ресурс] URL: https://link.springer.com/article/10.1023/A:1009451707067 (дата
обращения 11.05.18)
57. Gelley A. Benjamin’s Passages. Dreaming, Awakening. New York:
Fordham UP, 2014. 232 pp.79
57. International Dictionary of Psychoanalysis// Edit. Alan de Mijola New York:
Macmilan Reference USA2005. 2196 p.
58. Kavanagh G. Dream Spases: Memory and the Museum. //Leicester Univ. Press,
2000
59. Kavanagh G. Making Histories, Making Memories// Making Histories in
Museums. Ed. by G. Kavanagh. — Leicester Univ. Press, 2000
60. Lacan, J. The Split between the Eye and the Gaze, 1964//In The Four
Fundamental Concepts of Psychoanalysis. Trans. Alan Sheridan. New York: Norton,
1978
61. Malcolm, Norman Dreaming and Skepticism //The Philosophical Review 65:
14-37. [Электронный ресурс] URL: https://philpapers.org/rec/MALDAS (дата
обращения 11.05.18)
62. Malcolm, N. Ludwig Wittgenstein: Purity and Passion, The Horizon Book of
Makers of Modern Thought, New York: American Heritage (1972) [Электронный
ресурс] URL: http://www.iep.utm.edu/malcolm/ (дата обращения 11.05.18)
63. Menninghaus W., On the Vital Significance of Kitch: Walter Benjamin’s
Politics of «Bad Taste». //Walter Benjamin and the Architwcture of Modernity. Ed.
by Andrew Benjamin and Charles Rice. Melbourne, 2009. P.53
64. Mitchell W.J.T. The Are No Visual Media, [Электронный ресурс] URL:
http://www.mediaarthistory.org/refresh/Programmatic%20key%20texts/pdfs/mitchell
.pdf (дата обращения 11.05.18)
65. Nixon M. Dream Dust OCTOBER 116, Spring 2006, p 63-86
66. O’Neill P. The Curatorial Turn: From Practice to Discourse // Issues in
Curating Contemporary Art and Performance. Bristol: Intellect Ltd, 2007. P. 13-28
67. Perkins M.,The Meaning of Dream Books History Workshop Journal, No. 48
(Autumn, 1999), pp. 102-113 Oxford University Press [Электронный ресурс]
URL: http://www.jstor.org/stable/4289636 (дата обращения 17.10.17)
68. Resnik S. The Theater of the Dream. L., N.Y.: Travistock Publications80
69. Foucault M, Binswanger L., Dream and Existance, Review of Existential
Psychology & Psychiatry, 1986