Оглавление 1
Введение 3
Глава I. Концепция эмпатии в религиоведении 7
1.1 Эмпатия. Определение термина 7
1.2. Эмпатия в философии: от феноменологической философии к теологии и религиоведению 11
1.3. Концепция эмпатии в феноменологии религии 15
1.4. Категория эмпатии в антропологии и социологии религии 22
1.5. Категория эмпатии в психологии религии 28
Глава II. Роль эмпатии в становлении и развитии религии согласно новейшим научным исследованием 38
2.1 Эволюционные трактовки эмпатии 38
2.2. Когнитивные теории эмпатии 41
2.3. Религиозность, эмпатия и альтруизм согласно эволюционным и когнитивным исследованиям 43
2.4. Эмпатия в становлении религии 46
2.4.1. Связь морали и эмпатии в развитии религии 46
2.4.2. Эмпатия и религиозный ритуал 54
2.4.3. Эмпатия и религиозный опыт 58
Заключение 62
Список использованной литературы: 63
Актуальность исследования
Вопрос места и роли категории эмпатии в рамках религиоведения представляется важной темой для исследования. Наиболее полно использование данной категории проявляет себя в двух дисциплинах: психологии и феноменологии религии. Современная психологическая наука активно занимается познанием данного феномена, в связи с необходимостью актуализировать проблему человеческого взаимопонимания в современном обществе. Особенную актуальность изучение категории эмпатии приобрело в связи с изучением альтруизма и просоциального поведения в целом, что демонстрирует тенденцию современной психологии находить биологические основания психических феноменов.
Данная тенденция отражается и в психологии религии, а именно в изучении религиозной просоциальности, что отчасти проистекает из до сих пор актуальных споров об источнике человеческой добродетели. Психологию религии также интересует зависимость между эмпатическими чертами личности и ее религиозностью, влияние религиозных идей и верований на внутренний и внешний мир человека: его отношениям с самим собой и окружающим миром. Это направление представляет особый интерес, так как влияние именно религиозных институтов на проявление и подкрепление эмпатии является открытым полем для исследований. Особую ценность, по всей видимости, представляют междисциплинарные подходы, в которых можно найти более широкий контекст для понимания категории эмпатии. Представляется актуальным рассмотреть данную категорию в рамках феноменологии и психологии религии, проследив ее развитие и основные черты в двух совершенно разных подходах.
С другой стороны, на протяжении последних ста лет, категория эмпатии использовалась как одна из ключевых методологических категорий феноменологического религиоведения.
Степень исследованности и новизна темы курсовой работы
Современная отечественная психология религии уделяет не так много внимания месту и роли эмпатии в религиозном комплексе. Бесспорно, существует множество исследований, направленных на изучение эмпатии, как отдельного феномена, не только в контексте психологии, но также и эволюционной биологии, и когнитивистики. В рамках психологии религии в основном исследования направлены на сопоставление эмпатических характеристик с различными религиозными ориентациями.1 Существуют несколько работ, направленных на изучение места и роли эмпатии в архаическом религиозном ритуале2, а также в контексте религиозных психотехник и измененных состояний сознания.3
Следует также отметить, что наибольшей популярностью в западной литературе обладают исследования направленные на изучение взаимосвязи эмпатии и религиозной просоциальности и альтруизма.4
Новизна темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что подобного комплексного исследования категории эмпатии в рамках религиоведческих дисциплин еще не было проведено ни на русском, ни на английском языке. Подобное комплексное исследование кажется необходимым, поскольку эмпатия является ключевой религиоведческой категорией.
Цели и задачи исследования
Ключевая цель данной выпускной квалификационной работы - доказать значение категории эмпатии для религиоведения и определить специфику ее понимания в рамках религиоведческих дисциплин.
Подобная цель обусловила постановку следующих задач:
• представить, как трактовалась категории эмпатии в феноменологической философии;
• провести анализ эмпатии как ключевой методологической категории феноменологии религии;
• проанализировать теории эмпатии, разработанные в психологии религии;
• исследовать использование категории эмпатии в антропологи и социологии религии;
• рассмотреть, как трактует современная наука влияние эмпатии на формирование и функционирование религии эмпатии (в первую очередь, эволюционная психология и когнитивное религиоведение)
• провести параллели и различия в понимании эмпатии в различных религиоведческих дисциплинах, выявить специфику каждого из подходов.
Методология исследования
Предметом изучения в данной работе является категория эмпатии и то, какое значение она имеет для науки о религии. Источниками исследования послужили классические религиоведческие работы, в первую очередь феноменологов и психологов религии, для анализа которых использовались текстологический и сравнительный методы. Анализ многочисленной научной литературы, рассматривающей эмпатию, позволил провести комплексный анализ этого явления и его значения для религиозности.
Выводы выносимые на защиту
В ходе исследования было установлено, что
1) Категория эмпатии в религиоведении имеет двойственный характер, с одной стороны она используется как методологический принцип, с другой как фактор формирования религиозности и становления религии в целом.
2) В качестве методологического приема, использование категории эмпатии вызывает сомнение, поскольку она не верифицируема, вследствие чего результаты исследований могут быть субъективными. Подобная методология характерна для феноменологии религии, которая работает на стыке науки и религии, что часто именуется теологизмом.
3) Современные научные исследования в рамках эволюционной психологии и когнитивного религиоведения позволяют по-новому посмотреть на роль эмпатии в развитии религии: она имеет важное значение в появлении религиозных верований и функционировании религии в целом.
Апробация исследования
Результаты научного исследования были частично представлены в статье «Категория эмпатии в научном познании религии»5 и научных докладах «Эмпатия как религиоведческая категория», «Альтруизм и эмпатия в научном познании религии» и «П.А. Кропоткин о религии», представленных на научных конференциях.
В исследовании было продемонстрировано какую значительную роль категория эмпатии сыграла в изучении религии. В религиоведческих дисциплинах она раскрывается, с о одной стороны как методологический принцип, с другой как важный фактор зарождения и формирования религии и религиозности как таковой.
Эмпатия как методологическая категория наиболее полно воплотилась в феноменологии религии и антропологическом методе «включенного наблюдения», тем не менее подобные методы не являются строго научными. Как было выявлено, без эмпатии было бы невозможно существование множества элементов религиозного комплекса: веры в сверхъестественных существ, религиозных ритуалов, практик и религиозного опыта.
Тенденция рассматривать религиозные феномены в контексте эволюционной психологии и когнитивного религиоведения дает основание рассматривать эмпатию как принадлежащий природе человека (и некоторых социальных животных) механизм, на основе которого строится его взаимодействие с миром. Эмпатия является тем важным условием, которое помогает религии как социокультурному фактору становления человека в его позитивных, альтруистических качествах.
В современных исследованиях религии и религиозности эмпатия носит междисциплинарный характер, ее изучение зачастую строится на стыке научных и околонаучных дисциплин и подходов, что с одной стороны дает более широкий контекст для ее понимания, но с другой уводит ее исследование в русло теологизма.
1. Буайе П. Объясняя религию: Природа религиозного мышления. Альпина Паблишер, 2016. 496 с.
2. Гуссерль Э. Избранные работы / Оост. В.А. Куренной. М.: «Территория будущего» 2005. 464 с.
3. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М.: Канон. 1998. Т. 432 с.
4. Мосс М. Очерк о даре // Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / пер с фр. А.Б. Гофмана. М.: КДУ. 2011. 416 с.
5. Олпорт Г. Личность в психологии / пер. И.Ю. Авидон. СПб. 1998. 345 с.
6. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. С. 94-142.
7. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. М.: Азбука, 2012. 318 с.
8. Фрейд З. Тотем и табу / З. Фрейд. СПб.: Азбука-классика, 2005. 221 с.
9. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. M. 1990. С. 73-116
10. Шеллер М. Избранные произведения. пер. с нем. А. Денежкина, А. Малинкина, А. Филлипова // М.: Гносис. 1994. 490 с.
11. Штайн Э. Наука Креста. Исследование о святом Хуане де ла Крусе / Пер. с нем. Н. Бакша. Москва. 2008. 288 с.
12. Allport G.W, Ross J.M. Personal Religious Orientation and Prejudice // Journal of Personality and Social Psychology, 1967. V. 5, № 4. Pp. 432-443.
13. Geertz C. «From the native's point of view»: On the nature of anthropological understanding //Bulletin of the American Academy of Arts and Sciences. 1974. Pp. 26-45.
14. Geertz C. On the Nature of Anthropological Understanding: Not extraordinary empathy but readily observable symbolic forms enable the anthropologist to grasp the unarticulated concepts that inform the lives and cultures of other people //American scientist. 1975. V. 63. №. 1. P. 47
15. Heiler F. Prayer: A study in the history and psychology of religion. Oxford University Press, 1932. V. 16. 408 p.
...