Введение 3
Глава 1. Зарубежный опыт создания музеев моды и костюма 9
1.1. Институциональная история вопроса
1.2. Музейное дело в области моды и костюма за рубежом 13
Глава 2. Костюм и мода в отечественной музейной практике 20
2.1. Коллекции костюма
2.2. Экспозиции костюма 28
2.3. Выставки моды и костюма 35
2.4. Выставки «модных картинок» 42
2.5. Образовательная деятельность российских институций 46
Глава 3. Музеология моды 52
3.1. Специфика модного знания
3.2. Проблемы музейного дела в области моды и костюма 59
3.3. Экспертные оценки современной ситуации 64
Заключение 70
Список источников и литературы 75
Приложения 87
Приложение №1. Выставки моды и костюма к. XX - н. XXI века в России и мире
Приложение №2. Тексты интервью 100
Приложение №3. Иллюстрации 143
В ХХ веке мода как механизм трансляции культурного опыта, ценностей и норм и как часть повседневности становится предметом музеефикации, чаще всего в форме тематической выставки, посвящённой тому или иному феномену1. Столь масштабное в сфере практики явление, безусловно, требует всестороннего теоретического осмысления.
Актуальность работы обусловлена противоречием между высоким качеством отечественных коллекций костюма, большим количеством выставок моды и проблемой создания профильного музея костюма и моды в России. Кроме того, вопросы соприкосновения модной и музейной действительности непосредственно связаны с дискуссией о статусе моды в современной науке и искусстве.
В качестве объекта исследования рассматривается отечественная практика комплектования и презентации костюма и моды на современном этапе развития музейного дела. Предмет представляет собой историю и современные тенденции отечественного и зарубежного музейного строительства, а также концептуальные основы музеологии моды.
В этой связи представляется особенно необходимым рассмотреть вопрос о специфике профильного музея костюма и моды в России и за рубежом, проблему его генезиса и динамического развития.
Хронологические рамки исследования обусловлены акцентом на современном этапе музейного строительства и простираются с середины 1990-х годов до настоящего времени. Географические рамки включают, прежде всего, российские города Москву и Санкт-Петербург, поскольку ограничены связью профильной специфики рассмотренных примеров с темой моды и костюма.
Цель и основные задачи исследования. Цель работы - провести анализ отечественной традиции коллекционирования костюма и современных тенденций его экспонирования. В процессе исследования предполагается решение следующих задач:
√ Изучить особенности зарубежной практики комплектования и демонстрации костюма, а также создания профильных музеев.
√ Обобщить опыт отечественного музейного дела в сфере моды и костюма.
√ Определить образовательный и просветительный потенциал российских институций.
√ Проанализировать специфику музеологического знания относительно моды и костюма, проследить терминологическую традицию.
√ Очертить круг проблем, связанных с созданием профильной институции.
√ Собрать точки зрения экспертов по обозначенным проблемам.
√ Получить целостную картину специфики развития данного направления музеологии.
Для выполнения поставленной цели были использованы следующие общенаучные методы:
1) Эмпирические: сравнение, описание.
2) Эмпирические и теоретические: анализ и синтез (систематизация).
3) Теоретические: обобщение, индукция и дедукция.
В основе методики исследования - комплексный подход к проблеме, предполагающий музеологический анализ. Концептуальное осмысление предмета предполагает теоретический анализ истории коллекционирования и принципов экспонирования, благодаря чему была выявлена специфика и динамика исторического развития музеев моды и костюма.
Поскольку музей является системой культуры, правомерно применение метода системного анализа. Использование методов культурноисторического и историко-типологического анализа позволило проследить генезис музеев моды и костюма. Логический метод способствует рассмотрению этого процесса в связи с внешними и внутренними условиями. Для исследования специфики употребления названий «музей костюма» и «музей моды» проведён терминологический анализ.
Применение интервью можно интерпретировать как использование метода «устной истории», довольно прочно укоренившегося в музейном деле, особенно в странах запада. К диалогу были приглашены коллекционеры, исследователи, музейные и общественные деятели, неравнодушные к проблеме исследования. С согласия респондентов была осуществлена диктофонная запись, впоследствии расшифрованная в виде текста и представленная в приложении.
Для решения поставленных задач была проведена работа с литературой и источниками. В ходе разработки темы было осуществлено знакомство с постоянными экспозициями и временными выставками музеев Москвы и Санкт-Петербурга, результаты которого даны в приложении. В качестве основного источника исследования были рассмотрены каталоги выставок, а также интернет-сайты как электронные представительства институций, сочетающие в себе историческую справку и наиболее актуальную информацию о текущих проектах.
Обозначенные хронологические рамки позволили привлечь устные источники в виде серии интервью с 7 героями-экспертами, в которую вошли беседы с коллекционером Н. А. Баландиной, сотрудниками музеев Н. М. Вершининой, Н. М. Калашниковой, Г. И. Погодиной, М. В. Тереховой, теоретиками С. Тютелевой и М. В. Яковлевой. Принципы интервьюирования были соблюдены в полной мере, таким образом, тексты интервью легли в основу источниковой базы исследования.
При подготовке данного исследования использовались работы российских и зарубежных авторов -современников, написанные, в основном, с середины 1990-х годов до настоящего времени. Представляется возможным разделить весь пласт названных публикаций на несколько тематических категорий:
1) История костюма и история моды как научные дисциплины;
2) Костюм и мода в музее;
3) Опыт отечественного и зарубежного музейного дела;
4) Жанр модной иллюстрации;
5) Иностранная литература по проблеме «Мода в музее».
К первой группе относятся статьи К. Бруарда «История костюма в контексте культуры», Е. А. Шипиловой «Костюм как инструмент изучения культуры», О. С. Наумкиной «Феномен моды и его культурные связи», а также пользующиеся большим авторитетом труды А. Б. Гофмана «Мода и люди: новая теория моды и модного поведения», Э. Уилсон «Облачённые в мечты: мода и современность» и др.
Теме осмысления статуса костюма и моды в музее посвящены работы Н. А. Валевской «Костюм как предмет коллекции» и «Обоснование необходимости создания первого музея моды и костюма в России», Л.С. Ильичевой «Исторический костюм в музее: к проблеме выставочной интерпретации», А. Палмер «Руками не трогать: создание эмоционального и информационного содержания музейных экспозиций костюма и текстиля», Л.А. Климовой, В.Ю. Маковецкой «Костюм как объект музейного и выставочного пространства», Д.А. Сердюковой «Народный традиционный костюм как музейный экспонат», В. Стил «Музейное качество: мода на выставке», Н. Ефимовой «Мода в музее: история и стратегии репрезентации», А.В. Коневой «Музеи моды: историческое знание или каноны искусства?», М. Костриц, «Мода вне подиума», М. В. Пановой, О. И. Косенко «Обоснование концепции проекта виртуального музея регионального костюма» и С.В. Азархи «Размышления о концепции Санкт- Петербургского музея костюма».
В третью группу входят труды теоретиков К. Бордэриу, К. Дельхэй Э. Бергвельт и практиков музейного дела, таких как Н. М. Вершинина Ю. Демиденко, Л. Ефимова, Н. И. Тарасова, М. В. Терехова, А. Фукаи, Э. Чернуха и др. Многие из представленных статей опубликованы в журнале «Теория моды: одежда, тело, культура», который уже более 10 лет активно занимается повышением статуса моды в академическом сообществе. Большим подспорьем явился журнал «Museum» под эгидой ЮНЕСКО, объединяющий исследования представителей Международного комитета музеев и коллекций костюмов ИКОМ. О жанре модной иллюстрации и её презентации существуют научные работы П. Джоблинг, О. Лагоды, Н. А. Лапик, В. Уильямс и П. Хилл.
Что касается иностранной литературы, зарубежных исследователей, прежде всего, интересует вопрос взаимоотношения моды с искусством и её статус в музее. На эту тему изданы труды F. J. Blanco «Fashion at the museum: successful experiences with student curators», S. Bruzzi Church, P. Gibson «Fashion Cultures: Theories, Explorations and Analysis», E. Kroening «From Runway to Museum: Creating Successful Exhibitions Showing the Interrelationship between Fashion and Art», M. R. Melchior «Fashion and Museums: Theory and Practice», P. Mc Neil «“We're Not in the Fashion Business”: Fashion in the Museum and the Academy», S. Skjulstad «Exhibiting Fashion: Museums as myth in contemporary branding and media culture».
Растущее число теоретических изысканий указывает на то, что проблема моды и костюма в музее является актуальной не только в России, но и за рубежом. Историографический обзор привел к выводу о необходимости данного исследования, поскольку ещё не существует работ, объединяющих все вышеназванные темы. Кроме того, данные музеологические проблемы в большинстве своём освещаются в жанре научной статьи, обобщающих монографий и диссертаций среди отечественных публикаций не выявлено.
Таким образом, отдельные аспекты, связанные с темой научной работы, и ранее служили предметом рассмотрения специалистов, однако не были в полной мере разработаны вопросы специфики и своеобразия музейных коллекций костюма, недостаточно проанализированы факторы музейного строительства. Научная новизна исследования заключается в сочетании анализа исторического контекста и современной музейной практики, а также проблем «модной музеологии» на всех этапах развития и становления.
Апробация результатов работы. Положения, выносимые на защиту, были частично отражены в докладе «Свидетели эпохи «Русских Сезонов»: фотографии и костюмы как материальные источники и предметы коллекции» на научной конференции «К юбилею И.Ф. Стравинского: искусство в пространстве повседневности» в музее «XX лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг.» и в одноимённой статье сборника «Искусство и диалог культур». Помимо прочего, значимость проведённого исследования выражается в возможности использования полученных результатов для расширения информационного поля теории и истории культуры, музеологии, в современной практике музейного дела.
«Предметы костюма и в самом деле могут рассказать нам историю человечества»1. Действительно, костюм как предмет материальной культуры, даёт некие представления об историческом развитии человечества, способствует понимаю его природы. Материалы исследователей истории костюма могут оказаться полезны историкам, искусствоведам и многим другим специалистам. Итогом академических штудий может стать их реализация в творчестве современных дизайнеров2.
В первой главе «Зарубежный опыт создания музеев моды и костюма» был осуществлён анализ зарубежных тенденций. Что касается западной музеологии, костюм и мода нашли своего исследователя не сразу, появлению профильной дисциплины предшествовало включение в раздел декоративно-прикладного искусства. На практике большой интерес всегда представляли костюмы, имеющие этнографическую или мемориальную ценность. Следовательно, коллекционирование происходило в музеях истории и этнографии, при этом мода экспонировалась как в качестве объекта декоративно-прикладного искусства, так и в виде традиционного костюмного комплекса.
Сегодня, в Европе и Америке демонстрация моды происходит и в художественных, и в специализированных музеях. Необходимо отметить, что большую роль в генезисе профильных музеев зачастую играла частная инициатива.
Во второй главе «Костюм и мода в отечественной музейной практике» были освящены такие вопросы как комплектование коллекций и существующие экспозиции костюма, выставки моды и костюма, а также «модных картинок» и образовательная деятельность в России.
Отечественные коллекции народного и городского костюма ценятся как в среде профессионалов, так и среди современных дизайнеров, обращающихся к ним за вдохновением. Предметы исторического костюма хранят Оружейная палата, Государственный исторический музей в Москве, Музей истории Санкт-Петербурга, Российский этнографический музей, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Российский государственный академический театр драмы им. А.С.Пушкина и киностудия «Ленфильм». По мнению экспертов, на протяжении ХХ века в музейной практике нашей страны сложилась тенденция, при которой светскому костюму было уделено недостаточно внимания, в то время как традиционный костюм успешно комплектовался.
Если говорить о типах формирования собраний, то в Оружейную палату и ГИМ предметы, в основном, передавались на высшем государственном уровне, что отразилось на специфике коллекций, в основе которых императорские и мемориальные костюмы. Как и ГИМ, РЭМ собрал большое количество народных костюмов, главным образом, благодаря экспедиционной деятельности. Коллекция Музея истории Санкт-Петербурга, отличающаяся представительным собранием городского костюма XIX-XX веков, пополнялась, в том числе, благодаря активности закупочной комиссии. Тип комплектования Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства определяется спецификой собрания, театральные костюмы зачастую были получены напрямую из костюмерных или подарены прославленными артистами.
На сегодняшний день в Петербурге функционируют 3 профильных музея/подразделения, посвящённых истории моды: «Музей военного костюма», экспозиция «Музей костюма» государственного музея- заповедника «Павловск» и «Галерея костюма» в Реставрационно- хранительском центре Государственного Эрмитажа «Старая Деревня». В Москве изучением и популяризацией моды занимаются 2 институции: Российский музей истории моды в помещениях Гостиного двора, и Центр моды и дизайна D3 Всероссийского музея декоративно -прикладного и народного искусства. К особенностям российских постоянных экспозиций можно отнести построение по хронологическому принципу, а также стремление реконструировать стиль той или иной исторической эпохи, связывая между собой произведения разных видов искусства. Возможно, на эту тенденцию повлияла традиция проведения комплексных выставок.
Таким образом, начало XXI века отмечено интенсификацией музейного строительства в области костюма и моды, причём, всплеск творческой активности происходит примерно раз в 10 лет. В 2000 году по частной инициативе был создан «Музей военного костюма», в 2007 году - Российский музей истории моды, государственная поддержка проявилась в 2006 году на появлении постоянной экспозиции «Музей костюма» ГМЗ «Павловск» и в 2017 году с открытием Центра моды и дизайна D3. Нельзя не отметить тот факт, что петербургская традиция сложилась в пользу термина «музей костюма», а московские коллеги предпочитают название «музей моды».
Многие исследователи, включая В. Стил, А. В. Коневу, Н. Ефимову и Л. С. Ильичеву, концептуально осмысляют феномен «модных выставок» и статус моды в музее. В этой связи можно трактовать обращение к модной иллюстрации как формирование некого архива модной индустрии, необходимого для приобретения последней статуса искусства.
Кроме того, на сегодняшний день история моды и костюма входит в образовательные программы крупнейших ВУЗов, таких как СПбГУ, СПбГИК, СПбГУПТиД. Публичные лекции проходят в Государственном Эрмитаже, Государственном русском музее, Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, Музее Фаберже, Фонде художника Михаила Шемякина, на Новой сцене Александринского театра и в школе «Masters». С московскими профильными ВУЗами сотрудничает Центр моды и дизайна D3 во Всероссийском музее народного искусства, просветительные мероприятия организует МВЦ «Музей моды». Следовательно, положение науки о костюме в академических кругах представляется весьма прочным, а благодаря активной просветительской деятельности мода всё прочнее входит в сознание широких кругов населения.
Третья глава «Музеология моды» посвящена специфике модного знания. Сегодня история костюма и моды является предметом изучения таких дисциплин как теория и история культуры, этнография, эстетика, семиотика, психология, социология, экономика. Культурологический блок исследований посвящён взаимоотношению этой сферы с массовой культурой, социологи рассматривают соотношение в ней национального и глобального. Музейных специалистов интересует потенциал костюма как источника и взаимоотношения моды с искусством, что непосредственно связано с вопросом о статусе моды в музее, в результате сформировалось направление новой музеологии, под названием «модная музеология» Мари Риджельс Мельхиор.
Кроме того, был определён следующий круг проблем отечественного музейного дела:
• технические сложности экспонирования исторического костюма;
• особые требования к условиям хранения;
• большие финансовые затраты;
• спонсорство и вопрос институциональной этики;
• профессиональная подготовка специалистов;
• гендерные стереотипы;
• необходимость подготовительной исследовательской и организаторской работы;
• использование ресурсов, которые могли быть затрачены на научную работу;
• проблемы комплектования;
• проблема достоверности репрезентации.
Проанализированы взгляды современных исследователей: А. В. Коневой, Н. А. Валевской, С. В. Азархи, - по вопросу создания музея костюма. Коллекционер Н. А. Баландина, сотрудники музеев Н. М. Вершинина, Н. М. Калашникова, Г. И. Погодина, М. В. Терехова, теоретики С. Тютелева и М. В. Яковлева были опрошены в ходе интервью. Отвечая на вопросы о популярности модных выставок среди посетителей, актуальности западного опыта в этой сфере, респонденты были, в целом, единодушны, однако полярные мнения были высказаны относительно потенциала российских институций и перспективности уже существующих проектов, а также прослеживается различие в понимании терминов «музей костюма» и «музей моды». Представляет интерес тот факт, что в российской действительности не реализуются международные контакты в рамках международного комитета костюма ИКОМ.
Итак, несмотря на большое количество трудностей, несомненно, существует перспектива развития музейного строительства и специализации музеев моды и костюма в нашей стране, что подтверждает востребованность коллекций данного типа как в кругу профессионалов, так и среди широкой аудитории посетителей. Как бы то ни было, Т. Ю. Грудинская утверждает, что костюм - это не только утилитарный предмет и не столько произведение искусства, сколько «фактор самосознания» и «морально-нравственный стержень». По её мнению, музей моды необходим как проводник вкуса, центр эстетического образования, поскольку хороший вкус напрямую влияет на физическое самочувствие, душевный комфорт и нравственное здоровье человека, посредством чего формируется высокая культура потребностей, представление о моде как явлении3. Все вышеназванные факторы безусловно позволяют судить о потенциале музея моды и костюма выполнять высокую миссию социо-культурного института.
1) Шарая Н. М., Моисеенко Е. Ю. Костюм в России XVIII - начала ХХ вв. Из фондов музея: каталог выставки. - Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1962. - 49 с.
2) Костюм серебряного века в России, 1890-1914: каталог выставки из фондов Государственного Эрмитажа. - СПб.: Славия; М.: Интербук, 1993. - 55 с.
3) Русский придворный костюм от Петра I до Николая II из собрания Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург / Министерство культуры Российской Федерации. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственный Эрмитаж. - М., 1999. - 143 с.
4) Галерея драгоценностей Эрмитажа. - М.: Художник и книга, 2006. - 174 с.
5) Гранд-маскарад. Инсталляция стиля: альбом выставки / Комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга. Центральный выставочный зал «Манеж». - СПб.: Манеж, 2008. - 152 с.
6) Два века британской моды: из собрания Музея Виктории и Альберта, Лондон / Министерство культуры Российской Федерации. Федеральное государственное учреждение культуры «Государственный историко - культурный музей-заповедник "Московский Кремль"», Музей Виктории и Альберта. - М.: Музеи Московского Кремля, 2008. - 216 с.
7) Русский костюм в фотографиях. Метаморфозы. - М.: Слово/Slovo, 2009. - 320 с.
8) Ирина Чередникова. Театральный костюм / Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина. - М., 2011. - 36 с.
9) Калашникова Н. М. «Шубы, шубки, казакины...»: коллекция верхней одежды из собрания Российского этнографического музея. - М.: Северный паломник, 2012. - 136 с.
10) Мода в зеркале истории XIX-XX века: из коллекции Александра Васильева и МО «Музей Москвы». - М.: СЛОВО/SLOVO, 2013. - 232 с.
11) Российские императрицы. Мода и стиль: конец XVIII - начало XX века. - М.: Кучково поле, 2013. - 511 с.
12) Музей костюма: альбом-путеводитель / Государственный музей - заповедник «Павловск». - СПб.: Информационно-издательское агентство «ЛИК», 2014. - 160 с.
13) «Высочайшего двора служители». Ливрейный костюм конца XIX - начала XX века в собрании Эрмитажа / Государственный Эрмитаж. - СПб., 2014. - 416 с.
14) При Дворе российских императоров. Костюм XVIII - начала XX века в собрании Эрмитажа: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. - СПб., 2014. -
1 т - 264 с.
2 т - 448 с.
15) Мода Петербурга XIX - начала XX века: городской костюм второй половины XIX - начала XX века из коллекции Натальи Костригиной и Московского государственного объединенного музея-заповедника Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино. - М.: Издательский дом Руденцовых, 2014. - 80 с.
...