Проведено экспериментальное исследования.
База исследования: детский сад «Журавушка» (структурное подразделение МКОУ «Канашская средняя общеобразовательная школа» ).
Выборка: 13 дошкольников (5-7 лет).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАСЕКОМЫХ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Сущность представлений об окружающем мире и условий их формирования в дошкольном возрасте ……8
1.2. Психолого-педагогические основы формирования представлений о насекомых в старшем дошкольном возрасте ……18
1.3. Формы и методы формирования представлений о насекомых в старшем дошкольном возрасте……………………… 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАСЕКОМЫХ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности представлений о насекомых в старшем дошкольном возрасте……35
2.2. Методика формирования представления о насекомых у детей дошкольного возраста..43
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы………………………….. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………61
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………... 66
Актуальность исследования. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей. Нормативно-правовая база, на основе которой базируется руководство дошкольными образовательными учреждениями, возводит экологическое образование в разряд первостепенных проблем на государственном уровне. В дошкольный период начинается формироваться личность человека, его ценностные ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания, согласно Федерального государственного стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве [48, с. 17].
В современных условиях работы дошкольных образовательных организаций педагоги ограничены в организации необходимого взаимодействия детей с природой. Эти ограничения связаны в первую очередь с требованиями СанПиН. Не каждый детский сад имеет возможность организовать «Уголок живой природы», а тем более иметь широкий выбор живых экспонатов. Специально организованные формы работы, хотя и являются систематическими, но имеют свои временные рамки. Дети в своей повседневной деятельности сталкиваются с живой и неживой природой неограниченное количество раз. Прогулки в лес, к водоему, наблюдение за пчелами, кружащими над цветами, завораживающим порханием бабочек― все это развивает у детей наблюдательность, внимание, вызывает положительные эмоции, дает богатую пищу для их развития. Именно в этот период детства необходимо сформировать у ребенка представления не только о природе в целом, но и о живой природе, в том числе и о насекомых родного края. Однако, в настоящее время в дошкольных образовательных организациях формированию представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраст уделяется недостаточное внимание в силу отсутствия дидактического обеспечения.
В связи с этим выделяется ряд противоречий между:
- необходимостью создавать условия для достижения успешности в формировании представлений о живой природе у дошкольников, в том числе и о насекомых, и сложившейся системой экологического воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации;
- необходимостью формирования у детей старшего дошкольников возраста представлений о насекомых и неразработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
Данные противоречия обусловили актуальность проблемы исследования заключающейся в теоретическом обосновании и практической реализации методики формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Методика формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста».
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практической апробации методики формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс реализации методики формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – методика формирования представления о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что работа по реализации методики формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста будет успешной, если:
- будет разработана специальная эколого-развивающая среда;
- работа будет выстроена на основе регионального компонента;
- будут использованы в работе с дошкольниками наглядные методы.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить показатели оценки сформированности представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста и подобрать соответствующий диагностический инструментарий.
3. Разработать и апробировать методику формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выполнить анализ и систематизацию результатов опытно-поисковой работы по реализации методики формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическую основу исследования составляют:
- взгляды отечественных педагогов и психологов на проблему экологического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях (С.Н. Николаева, Л.И. Пономарева, Н. Рыжова и др.);
- современные подходы к формированию у дошкольников представлений об окружающем мире на основе регионального компонента (Т.В. Владимирова, О.Л. Зверева, О.В. Крежевских и др.);
- дидактические подходы к разработке методики формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста (Н.Л. Белозерцева, Л.М. Захарова, И.А. Королева и др.).
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение философской, педагогической и психологической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирических (беседа, наблюдение, анкетирование, анализ документов, психодиагностические методы, методы математической статистики и графической обработки результатов).
Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области педагогики с целью выявления теоретических основ и современных тенденций разработки методики формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, уточнялась гипотеза исследования; разрабатывались условия реализации методики формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста; проводился формирующий этап опытно-поисковой работы, а также обработка полученной информации.
На третьем этапе проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.
Практическая база исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась в МКОУ «Канашская СОШ» – структурное подразделение детский сад «Журавушка». В исследовании приняли участие 13 детей 5-7 лет старшего дошкольного возраста.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Уточнено определение понятия «экологические представления» применительно к детям дошкольного возраста, которые рассматриваются как сведения взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; о ценностях природы; об использовании природных богатств..
Конкретизированы условия, обеспечивающие успешность реализации методики формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.
Разработано содержание методики формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста.
Объем и структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (53 источника), приложений.
Дошкольное детство важно для дальнейшего развития ребенка. Именно в первые семь лет жизни происходит формирование личности малыша, непрерывно совершенствуются его психические и физические параметры, происходит становление полноценной личности. В дошкольный период происходит закладывание основ взаимодействия с живым миром. Экологическое образование детей дошкольного возраста подразумевает формирование у них ценности живого мира, эту задачу решает воспитатель детского сада. Наличие правильных реалистичных представлений о природе – есть залог доброго отношения детей к живым существам.
К концу дошкольного детства формируются многие личностные установки и позиции. Даже на примере формирования ведущего типа мотивационной установки к насекомым можно проследить, что тип мотивационной установки в отношении насекомых к концу дошкольного детства является уже сформированным. А с возрастом он просто совершенствуется. Видно, что уже к более взрослому возрасту отношение к насекомым, и ко всем объектам природы остается в своей основе таким, каким было заложено в период самого его формирования. Важным в работе по формированию представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста учитывать познавательные интересы детей, их мотивационные установки и эмоциональное отношение.
Анализ результатов диагностики на констатирующем этапе детей показал недостаточный уровень сформированности представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста и то, что предлагаемые нами условия недостаточно представлены в педагогической практике. В целом у детей старшего дошкольного возраста сформированы представления о насекомых, но имеются существенные проблемы. Уровень сформированности представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста следующий: высокий уровень – 2 дошкольников (15,3%); средний уровень – 9 дошкольников (69,4%); низкий уровень – 2 дошкольников (15,3%).
Формирующий этап исследования был направлен на разработку и реализацию методики формирования представлений о насекомых у детей дошкольного возраста.
После реализации разработанной методики формирования представлений о насекомых у детей дошкольного возраста был проведен контрольный этап исследования. Старших дошкольников с высоким уровнем сформированности представлений о насекомых на контрольном этапе выявлено 4 (30,6%), что на 2 дошкольника больше, чем на констатирующем этапе; со средним уровнем сформированности представлений о насекомых выявлено 9 детей (69,4%); с низким уровнем сформированности представлений о насекомых детей старшего дошкольного возраста не выявлено. Сказанное, позволяет заключить, что реализация методики формирования представлений о насекомых у детей дошкольного возраста эффективна и оказывает положительное воздействие на старших дошкольников, значительно расширяя их представления о насекомых.
Таким образом, в процессе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алешина. – Москва: Инфра-М, 2014. – 541 с.
2. Баклагина, Г.В. Формирование представлений об окружающем мире у дошкольника через дидактическую игру [Текст] / Г.В. Баклагина // Молодой ученый. –2018. – № 13 (199). – С. 113-114.
3. Белозерцева, Н.В. Экологическое воспитание дошкольников как основа воспитания любви к родине [Текст] / Н.В. Белозерцева // В сборнике: Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Липецк, 2023. – С. 238-242.
4. Белолюбская, С.С. Содержание экологического воспитания дошкольников [Текст] / С.С. Белолюбская // В сборнике: Прорывные научные исследования: актуальные вопросы теории и практики. сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2021. – С. 187-189.
5. Болдырихина, В.Н. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании детей дошкольного возраста [Текст] / В.Н. Болдырихина // В сборнике: Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. Сборник статей по материалам IX международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 25-29.
6. Владимирова, Т.В. Организация естественнонаучного образования дошкольников в условиях ДОУ [Текст] / Т.В. Владимирова // В сборнике: Опыт, инновации и перспективы организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников и учащихся. материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар, 2021. – С. 138-142.
7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. – С.147.
8. Дубовец, Л.Н. Роль педагога в формировании экологических представлений дошкольников [Текст] / Л.Н. Дубовец, З.И. Мустафаева // Наука и образование: новое время. – 2018. – № 5 (28). – С. 689-696.
9. Захарова, Л.М. Применение современных дистанционных технологий и инструментов в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.М. Захарова // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 64-4. – С. 55-58.
10. Зверева, О.Л. Проблемы работы с дошкольниками и их родителями [Текст] / О.Л. Зверева. – Москва: АСТ, 2014. – 784 с.
11. Королева, И.А. Роль экологической тропы в формировании у детей бережного отношения к природе [Текст] / И.А. Королева // Современный детский сад. – 2016. – № 5. – С. 42-44.
12. Коурова, С.И. Развитие экологической культуры дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / С.И. Коурова, Н.И. Яковлева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4 (40). – С. 39-44.
13. Крежевских, О.В. Преемственность в эколого-валеологическом образовании дошкольников и младших школьников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.07 [Текст] / Крежевских Ольга Валерьевна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. – Екатеринбург, 2009. – 23 с.
14. Крежевских, О.В. Специфика разработки региональных программ экологического образования дошкольников (на примере Курганской области) [Текст] / О.В. Крежевских // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2016. – С. 42-46.
15. Кудашова, Н.В. Экологическое воспитание дошкольников как средство формирования бережного отношения к природе [Текст] / Н.В. Кудашова // В сборнике: Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения». сборник научных статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции. – Саранск, 2019. – С. 229-234.
16. Макарова, О.В. Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / О.В. Макарова // Современные исследования социальных проблем. – 2018. – Т. 9. – № 5-2. – С. 95-104.
17. Михалева, Н.С. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.С. Михалева, И.С. Сотова // Мир педагогики и психологии. – 2018. – № 12 (29). – С. 41-48.
18. Николаева, С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / С.Н. Николаева. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 245 с.
19. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учеб.пособие для студ.пед.вузов / С.Н. Николаева. – Москва: Академия, 2012. – 336 с.
20. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. рекомендации [Текст] / под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – Москва: АРКТИ, 2015. – 236 с.
21. Орлова, А.А. Формирование экологической позиции у детей старшего дошкольного возраста в детском саду как условие их разностороннего развития [Текст] / А.А. Орлова // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 52-55
22. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [Текст]. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
23. Пименова, Л.В. Формирование представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Пименова, О.Л. Егорова // В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. – 2019. – С. 264-267.
24. Пономарева, Л.И. Воспитание природолюбия в процессе экологического образования дошкольников: монография [Текст] / Л.И. Пономарева; Междунар. ин-т назависимых пед. исслед. МИНПИ-ЮНЕСКО. – Санкт-Петербург: МИНПИ: Астерион, 2005. – 183 с.
25. Попова, О.Т. Формирование экологического сознания в проектной работе [Текст] / О.Т. Попова // Детский сад от А до Я. – 2012. – №2. – С. 44-45.
26. Программа Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС / Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» [Текст] / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т. И. Гризик и др.; сост. Т.Н. Доронова. – Москва: Просвещение, 2012. – 232 с.
27. Развитие+: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Часть 2. Старший дошкольный возраст [Текст] / Под ред. А.И. Булычёвой – Москва: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2012 г. – 289 с.
28. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия [Текст] / Е.С. Рапацевич. – Москва: Современное слово, 2016. – 720 с.
29. Рыжова, Н. Экологическое образование в детском саду: кн. для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студ. пед. ун-тов и колледжей [Текст] / Н. Рыжова. – Москва: Карапуз, 2015. – 432 с.
30. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – 4-е изд., стер. [Текст] / Т.А. Серебрякова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с.
31. Сидельникова, Е.П. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Е.П. Сидельникова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 8 (35). – С. 20-22.
32. Смирнова, Т.В. Экологическое воспитание в детском саду [Текст] / Т.В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 174 с.
33. Соломенникова, О.А. Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности: прогр. и метод.рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / О.А. Соломенникова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2015. – 104 с.
34. Сухомлинский В.А. О воспитании/ В.А.Сухомлинский; Вступ. очерки С.Соловейчика.-5-е изд.-Москва: Политиздат, 1985. – 270с.
35. Щепина, И.Н. Экологическая тропа в формировании экологического сознания дошкольников [Текст] / И.Н. Щепина // Дошкольная педагогика. – 2020. – № 9 (164). – С. 21-25.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2022. – 50 с.
37. Федорова, Т.Т. Формирование экологического сознания в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Т.Т. Федорова // Современный детский сад. – 2013. – № 3. – С. 19-22.
38. Фокина, Е.П. Особенность формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения экскурсий [Текст] / Е.П. Фокина // Детский сад от А до Я. – 2015. – №1. – С. 17-22
39. Черныш, Н.Г. Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации «Экологической тропы» в условиях детского сада. Социальный аспект [Текст] / Н.Г. Черныш // Концепт. – 2021. – №3. – С. 47-49.
40. Эрнст, О.Д. Экологическое воспитание в детском саду как средство развития дошкольников [Текст] / О.Д. Эрнст. – Москва: Флинта, 2014. – 265 с.