Потребитель в договорных правоотношениях: проблемы теории и практики (Южно-Уральский государственный университет)
|
Есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ В ДОГОВОРНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ 7
1.1 Понятие и сущность правоотношений с участием потребителей 7
1.2 Понятие потребителя в договорных правоотношениях: доктринальное, законодательное и судебное толкование 16
1.3 Правовой статус потребителя в договорных правоотношениях 23
2. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ, УЧАВСТВУЮЩЕГО В ДОГОВОРНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ 34
2.1 Значение и способы защиты прав потребителей в договорных правоотношениях 34
2.2 Претензионный порядок урегулирования споров с участием потребителя 52
2.3 Судебная защита прав потребителей как участников договорных правоотношений 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ В ДОГОВОРНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ 7
1.1 Понятие и сущность правоотношений с участием потребителей 7
1.2 Понятие потребителя в договорных правоотношениях: доктринальное, законодательное и судебное толкование 16
1.3 Правовой статус потребителя в договорных правоотношениях 23
2. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ, УЧАВСТВУЮЩЕГО В ДОГОВОРНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ 34
2.1 Значение и способы защиты прав потребителей в договорных правоотношениях 34
2.2 Претензионный порядок урегулирования споров с участием потребителя 52
2.3 Судебная защита прав потребителей как участников договорных правоотношений 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
Актуальность темы обусловлена следующим. Изучение вопросов защиты прав потребителей в договорных правоотношениях играет колоссальную роль в становлении и развитии рыночной экономики и предпринимательской деятельности. В условиях рыночных отношений вопрос защиты прав и свобод потребителя приобретает особую актуальность. Потребитель, приобретая товары или получая определенные услуги, должен быть уверен в том, что товары будут предоставлены должного уровня качества, услуги будут оказаны в оговоренные сроки. Взаимодействие потребителя и продавца должно быть основано на нормах российского законодательства и должно быть направлено на развитие предпринимательской деятельности.
Актуальность работы обусловлена тем, что количество бытовых и потребительских сделок регулярно увеличивается, соответственно, возрастает и число судебных споров в части защиты прав потребителя. Стремительное развитие дистанционного способа продажи товаров, а также отсутствие должного уровня правового регулирования данного вопроса и защиты прав потребителей при покупке товаров и услуг через Интернет свидетельствуют об актуальности выбранной темы исследования. Изменение формата торговых отношений влечет за собой необходимость совершенствования норм законодательной базы. Достаточно часто потребитель, совершая покупку через Интернет, сталкивается с мошенничеством, покупкой товаров не соответствующего качества и др. Современные нормы права не раскрывают в должной степени вопросы защиты прав потребителей, совершивших покупку товара через Интернет.
Важность и значимость темы исследования обусловлена становлением и развитием рыночной экономики, увеличением числа бытовых и потребительских сделок, развитием Интернет-торговли. Покупатель должен быть уверен, что приобретает товар надлежащего качества, соответственно продавец в случае продажи некачественного товара должен нести ответственность.
Совершенствование законодательства в части защиты прав потребителей способствует развитию рыночной экономики, розничной, оптовой и электронной торговли, минимизирует риски приобретения некачественного товара, развития мошенничества в данной области.
Объект исследования – общественные отношения, определяющие правовое положения потребителя в договорных правоотношениях.
Предмет исследования – составляют правовые нормы, регламентирующие участие потребителя в договорных правоотношениях.
Целью ВКР является выявление особенностей участия потребителя в договорных правоотношениях и определение направлений совершенствования норм гражданского законодательства.
Для реализации поставленной цели требуется решить следующий ряд задач:
1. изучить понятие и сущность правоотношений с участием потребителя;
2. дать понятие «потребитель в договорных правоотношениях»;
3. охарактеризовать правовой статус потребителя в договорных правоотношениях;
4. изучить способы защиты прав потребителей в договорных правоотношениях;
5. исследовать претензионный порядок урегулирования споров с участием потребителей в договорных правоотношениях;
6. проанализировать судебный порядок защиты прав потребителей как участников договорных правоотношений.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили научная литература, монографии по вопросам защиты прав потребителей при его участии в договорных правоотношениях. Также для исследования темы работы были широко изучены статьи, представленные в периодических изданиях. Теоретическую основу для написания магистерской диссертации составили труды Г.А. Гвоздева, Н.Г. Гусельникова, А.А. Диденко, Т.В. Епифанова, И.В. Заикина, В.В. Кириллова, В.М. Кононенко, С.Е. Кулак, А.А. Кузнецов, Я.В. Миловано, Ю.И. Морозов, К.И. Нестеров, В.Х. Нгуен, И.В. Орлова, Е.А. Останина, С.А. Поликарпов, Д.Н. Сараева, Н.И. Серебренникова, Е.А. Талабаева, Д.Ю. Холостых
и другие.
Степень разработанности темы диссертации позволяет установить, что вопросам исследования правовой природы договора с участием потребителя уделялось существенное внимание многими авторами.
Правовая природа договора с участием потребителей представлена в диссертациях следующих исследователей: М.А. Бычко, Н.К. Елина, М.А. Катыс, Э.Г. Корнилов, Е.А. Мищенко, К.Р. Нигматуллин, Е.Ю. Свинцова, С.А. Свирков, М.В. Севостьянов, А.В. Чибис и др.
Такие исследователи как В.В. Антонов, Н.А. Антонова, А.А. Райлян в своих исследованиях делают акцент о необходимости выделения самостоятельной отрасли потребительского права.
Проблемы защиты прав потребителей в достаточной степени выявлены и исследованы в трудах отечественных цивилистов. Большой вклад в данную область правовой науки в диссертационных и иных научных исследованиях внесли такие авторы, как М.С. Бутенко, Я.С. Мартыненко, А.А. Терехиной, А.В. Демьянюк, И.В. Кирюшиной, В.Б. Левицкий, Т.Л. Левшина, Я.Е. Парций, А.В. Таскаев, М.Ю. Челышев, Б.А. Шабля, А.Е. Шерстобитов, О.В. Шумова и др.
Эмпирическая база исследования представлена материалами судебной практики по вопросам регулирования и защиты прав потребителей в договорных правоотношениях. Эмпирическую базу исследования также составили Конституция РФ, ГК РФ, закон №2300-1 «О защите прав потребителе», федеральный закон от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», федеральный закон № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Методология исследования. При написании настоящей работы был применен диалектический метод научного познания явлений, исходя из взаимосвязи теории и практики. Все положения и выводы, содержащиеся в данной работе, обоснованы путем комплексного применения методик правового анализа и логико-юридического метода. Помимо этого, также применены абстрактно-логический, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленные в выпускной квалификационной работе научные результаты исследования, а также практические рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства могут быть учтены как в законотворческой деятельности, так и могут быть использованы в дальнейших исследованиях института защиты прав потребителей как участника договорных правоотношений. Работа прошла апробацию на двух научно-практических конференциях «Наука и образование: история и современность» 2022 и 2023 г.г.
Научная новизна работы заключается в предложениях по совершенствованию законодательства, в частности, конкретизировано понятие потребитель, определено понятие «потребительский договор», представлено определение несправедливых условий договора, выделено понятие «недобросовестный потребитель», предложены рекомендации по совершенствованию порядка начисления штрафных санкций в случае недобросовестного исполнения обязательств продавцом.
Положения, выносимые на защиту.
1. В настоящий момент понятие «потребитель» требует более тщательной проработки. Понятие должно стать более емким, отображать сущность и признаки данной категории. Полагаем, целесообразно дополнить понятие «потребитель» таким признаком как использование услуг или товаров в личных целях. «Потребитель – дееспособное физическое лицо, действующее в своих интересах или представляющее интересы физического лица в возрасте до 18 лет, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Некорректным является использование термина «гражданин» в определении, применяемом в настоящий момент, так как данный подход противоречит действующим нормам законодательства РФ, а также ряду международных норм. На законодательном уроне не определены возрастные границы потребителя. По определению, представленному в законе РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребителем может являться гражданин любого возраста. Однако уместно отметить, что самостоятельно приобретать товары и услуги, а также вступать в гражданские правоотношения может только дееспособное физическое лицо. Соответственно, в определении можно отразить, что потребителем является дееспособное физическое лицо, действующее в своих интересах или в интересах лица в возрасте до 18 лет. Изменение понятия «гражданин» на термин «физическое лицо» также приблизит российские нормы права к международным стандартам. В международной практике используется термин «любое физическое лицо». Так гласит Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2019/771 от 20 мая 2019 года.
2. В настоящий момент необходимо ввести понятие потребительского договора в нормы гражданского законодательства. Данный договор призван урегулировать взаимоотношения потребителя (физического лица) и хозяйствующего субъекта, реализующего товары или оказывающего услуги. Введение в практику данного понятия позволит исключить спорные ситуации, а также упорядочить взаимодействие сторон. Данный договор должен быть обязательным и стать основанием для урегулирования возможных споров между сторонами. Потребительский договор представляет собой договор, заключенный между потребителем (физическим лицом) и хозяйствующим субъектом, реализующим товары или оказывающим услуги. Договор является возмездным и заключается исключительно в личных, семейных или бытовых целях потребителя. Существенными условиями договора являются предмет и цена.
3. На законодательном уровне закрепить в нормах ГК РФ термин «несправедливые условия договора». Несправедливые условия договора — это условия, которые являются явно обременительными и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон, и появились в договоре оттого, что один из контрагентов при его заключении находился в положении, затрудняющем согласование их иного содержания. В статью 450 ГК РФ «Основания изменения и расторжения договора» рекомендуется включить в качестве основания для расторжения договора наличие несправедливых условий договора. Потребитель признается экономически слабой и незащищенной стороной. Введение понятия «несправедливые условия договора» позволит на законодательном уровне минимизировать вероятность ущемления прав потребителя и возникновения фактов мошенничества.
4. Взаимодействие потребителя и хозяйствующего субъекта предусматривает определение цели приобретения того или иного товара. В том случае, если потребитель изначально сообщает неверную цель приобретения товара, то другая сторона обоснованно может ошибиться в рекомендации того или иного товара. Также в том случае, если потребитель использует приобретенный товар не в целях изначально определенных, то уместно говорить о недобросовестности потребителя. Использование на практике приобретенного товара в целях, противоречащих изначальным, предусматривает, что ответственность в случае наступления неблагоприятных последствий лежит на покупателе. Продавец не несет ответственность за использование приобретенных товаров не по предназначению, если он информировал потребителя о правилах использования того или иного товара. Ч.2 статьи 469 ГК должна быть дополнена содержанием о том, что если товар используется потребителем не в целях, обозначенных изначально при приобретении товара, то ответственность в случае наступления неблагоприятных последствий лежит на потребителе. В данном случае потребитель не имеет права заявить о ненадлежащем качестве товара, так как он использовал его не по предназначению.
5. В качестве рекомендации также предложено ввести обязательный досудебный порядок разрешения споров. Статья 17 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» должна быть дополнена пунктом об обязательном досудебном урегулировании споров между потребителем и продавцом. Основой запуска механизма досудебного урегулирования порядка разрешения спора, является, собственно, составление претензии. Претензия должна быть изложена в письменной форме, содержать четкие требования со стороны покупателя к продавцу, излагать сумму, либо объект задолженности, а также обосновывать неустойку. Данное оформление претензии должно носить общеобязательный характер, так как в случае не разрешения, либо ненадлежащего разрешения спора в досудебном порядке, данная претензия направляется в суд в качестве доказательства наличия попытки досудебного разрешения спора. Введение обязательного претензионного порядка урегулирования споров направлено на снятие материальной и организационной нагрузки с субъектов права, так же значительной нагрузки на судебные органы.
6. Достаточно часто потребитель приобретает товар через посредника, а не производителя, что говорит о невозможности урегулирования споров о качестве приобретаемого товара. Торговля посредством сети Интернет – это огромный блок регулирования взаимоотношений потребителя и продавца, который имеет значительные правовые проблемы. В настоящий момент не создано надлежащей отечественной правовой базы для регулирования электронной торговли, пока она находится в стадии разработки. Это приводит к многочисленным проблемам на практике, связанным, в первую очередь, с привлечением к ответственности недобросовестных продавцов при продаже товаров ненадлежащего качества или предоставлении неполной информации о товаре. Требуется не только принятие специального закона, регулирующего сферу электронной торговли, но и внесение изменений в действующие нормативные акты, такие, как Гражданский кодекс РФ. Так требуется в статью 26.1 ГК РФ внести изменения, касающиеся вопросов возврата потребителем товаров. В настоящий момент в нормах гражданского законодательства не определено, кто несет расходы за возврат товаров и является ли возврат товаров платным. Однако на практике можно проследить на примере одного из известных интернет-магазинов Wildberries, что возврат товаров является платным. Уместно закрепить в ч.4 статьи 26.1 ГК РФ, что возврат товаров ненадлежащего качества должен осуществляться за счет средств продавца. В случае необходимости обмена товаров продавец имеет право взымать плату, включающую оплату транспортных расходов. В нормах ГК РФ статья 26.1 должна быть также дополнена информацией о сроках доставки товаров. Например, может быть добавлен еще один пункт следующего содержания: «обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении». Довольно часто происходит ситуация, когда покупатель заполнил классическую форму заказа, нет договора на руках и на сайте не указан срок доставки. Законодательством в данном случае описано понятие разумного срока, однако, критерии его расчета не определены. Статья 26.1 ГК РФ должна содержать сведения о том, что обязательства при дистанционном способе продаже товаров должны быть исполнены в разумный срок, в случае отсутствия иного срока, определенного договором.
Структура работы определена исходя из поставленных при проведении исследования задач. Работа включает в себя введение, основную часть, разделенную на две главы, заключение и библиографический список.
Актуальность работы обусловлена тем, что количество бытовых и потребительских сделок регулярно увеличивается, соответственно, возрастает и число судебных споров в части защиты прав потребителя. Стремительное развитие дистанционного способа продажи товаров, а также отсутствие должного уровня правового регулирования данного вопроса и защиты прав потребителей при покупке товаров и услуг через Интернет свидетельствуют об актуальности выбранной темы исследования. Изменение формата торговых отношений влечет за собой необходимость совершенствования норм законодательной базы. Достаточно часто потребитель, совершая покупку через Интернет, сталкивается с мошенничеством, покупкой товаров не соответствующего качества и др. Современные нормы права не раскрывают в должной степени вопросы защиты прав потребителей, совершивших покупку товара через Интернет.
Важность и значимость темы исследования обусловлена становлением и развитием рыночной экономики, увеличением числа бытовых и потребительских сделок, развитием Интернет-торговли. Покупатель должен быть уверен, что приобретает товар надлежащего качества, соответственно продавец в случае продажи некачественного товара должен нести ответственность.
Совершенствование законодательства в части защиты прав потребителей способствует развитию рыночной экономики, розничной, оптовой и электронной торговли, минимизирует риски приобретения некачественного товара, развития мошенничества в данной области.
Объект исследования – общественные отношения, определяющие правовое положения потребителя в договорных правоотношениях.
Предмет исследования – составляют правовые нормы, регламентирующие участие потребителя в договорных правоотношениях.
Целью ВКР является выявление особенностей участия потребителя в договорных правоотношениях и определение направлений совершенствования норм гражданского законодательства.
Для реализации поставленной цели требуется решить следующий ряд задач:
1. изучить понятие и сущность правоотношений с участием потребителя;
2. дать понятие «потребитель в договорных правоотношениях»;
3. охарактеризовать правовой статус потребителя в договорных правоотношениях;
4. изучить способы защиты прав потребителей в договорных правоотношениях;
5. исследовать претензионный порядок урегулирования споров с участием потребителей в договорных правоотношениях;
6. проанализировать судебный порядок защиты прав потребителей как участников договорных правоотношений.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили научная литература, монографии по вопросам защиты прав потребителей при его участии в договорных правоотношениях. Также для исследования темы работы были широко изучены статьи, представленные в периодических изданиях. Теоретическую основу для написания магистерской диссертации составили труды Г.А. Гвоздева, Н.Г. Гусельникова, А.А. Диденко, Т.В. Епифанова, И.В. Заикина, В.В. Кириллова, В.М. Кононенко, С.Е. Кулак, А.А. Кузнецов, Я.В. Миловано, Ю.И. Морозов, К.И. Нестеров, В.Х. Нгуен, И.В. Орлова, Е.А. Останина, С.А. Поликарпов, Д.Н. Сараева, Н.И. Серебренникова, Е.А. Талабаева, Д.Ю. Холостых
и другие.
Степень разработанности темы диссертации позволяет установить, что вопросам исследования правовой природы договора с участием потребителя уделялось существенное внимание многими авторами.
Правовая природа договора с участием потребителей представлена в диссертациях следующих исследователей: М.А. Бычко, Н.К. Елина, М.А. Катыс, Э.Г. Корнилов, Е.А. Мищенко, К.Р. Нигматуллин, Е.Ю. Свинцова, С.А. Свирков, М.В. Севостьянов, А.В. Чибис и др.
Такие исследователи как В.В. Антонов, Н.А. Антонова, А.А. Райлян в своих исследованиях делают акцент о необходимости выделения самостоятельной отрасли потребительского права.
Проблемы защиты прав потребителей в достаточной степени выявлены и исследованы в трудах отечественных цивилистов. Большой вклад в данную область правовой науки в диссертационных и иных научных исследованиях внесли такие авторы, как М.С. Бутенко, Я.С. Мартыненко, А.А. Терехиной, А.В. Демьянюк, И.В. Кирюшиной, В.Б. Левицкий, Т.Л. Левшина, Я.Е. Парций, А.В. Таскаев, М.Ю. Челышев, Б.А. Шабля, А.Е. Шерстобитов, О.В. Шумова и др.
Эмпирическая база исследования представлена материалами судебной практики по вопросам регулирования и защиты прав потребителей в договорных правоотношениях. Эмпирическую базу исследования также составили Конституция РФ, ГК РФ, закон №2300-1 «О защите прав потребителе», федеральный закон от 30.12.2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», федеральный закон № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Методология исследования. При написании настоящей работы был применен диалектический метод научного познания явлений, исходя из взаимосвязи теории и практики. Все положения и выводы, содержащиеся в данной работе, обоснованы путем комплексного применения методик правового анализа и логико-юридического метода. Помимо этого, также применены абстрактно-логический, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленные в выпускной квалификационной работе научные результаты исследования, а также практические рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства могут быть учтены как в законотворческой деятельности, так и могут быть использованы в дальнейших исследованиях института защиты прав потребителей как участника договорных правоотношений. Работа прошла апробацию на двух научно-практических конференциях «Наука и образование: история и современность» 2022 и 2023 г.г.
Научная новизна работы заключается в предложениях по совершенствованию законодательства, в частности, конкретизировано понятие потребитель, определено понятие «потребительский договор», представлено определение несправедливых условий договора, выделено понятие «недобросовестный потребитель», предложены рекомендации по совершенствованию порядка начисления штрафных санкций в случае недобросовестного исполнения обязательств продавцом.
Положения, выносимые на защиту.
1. В настоящий момент понятие «потребитель» требует более тщательной проработки. Понятие должно стать более емким, отображать сущность и признаки данной категории. Полагаем, целесообразно дополнить понятие «потребитель» таким признаком как использование услуг или товаров в личных целях. «Потребитель – дееспособное физическое лицо, действующее в своих интересах или представляющее интересы физического лица в возрасте до 18 лет, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Некорректным является использование термина «гражданин» в определении, применяемом в настоящий момент, так как данный подход противоречит действующим нормам законодательства РФ, а также ряду международных норм. На законодательном уроне не определены возрастные границы потребителя. По определению, представленному в законе РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребителем может являться гражданин любого возраста. Однако уместно отметить, что самостоятельно приобретать товары и услуги, а также вступать в гражданские правоотношения может только дееспособное физическое лицо. Соответственно, в определении можно отразить, что потребителем является дееспособное физическое лицо, действующее в своих интересах или в интересах лица в возрасте до 18 лет. Изменение понятия «гражданин» на термин «физическое лицо» также приблизит российские нормы права к международным стандартам. В международной практике используется термин «любое физическое лицо». Так гласит Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2019/771 от 20 мая 2019 года.
2. В настоящий момент необходимо ввести понятие потребительского договора в нормы гражданского законодательства. Данный договор призван урегулировать взаимоотношения потребителя (физического лица) и хозяйствующего субъекта, реализующего товары или оказывающего услуги. Введение в практику данного понятия позволит исключить спорные ситуации, а также упорядочить взаимодействие сторон. Данный договор должен быть обязательным и стать основанием для урегулирования возможных споров между сторонами. Потребительский договор представляет собой договор, заключенный между потребителем (физическим лицом) и хозяйствующим субъектом, реализующим товары или оказывающим услуги. Договор является возмездным и заключается исключительно в личных, семейных или бытовых целях потребителя. Существенными условиями договора являются предмет и цена.
3. На законодательном уровне закрепить в нормах ГК РФ термин «несправедливые условия договора». Несправедливые условия договора — это условия, которые являются явно обременительными и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон, и появились в договоре оттого, что один из контрагентов при его заключении находился в положении, затрудняющем согласование их иного содержания. В статью 450 ГК РФ «Основания изменения и расторжения договора» рекомендуется включить в качестве основания для расторжения договора наличие несправедливых условий договора. Потребитель признается экономически слабой и незащищенной стороной. Введение понятия «несправедливые условия договора» позволит на законодательном уровне минимизировать вероятность ущемления прав потребителя и возникновения фактов мошенничества.
4. Взаимодействие потребителя и хозяйствующего субъекта предусматривает определение цели приобретения того или иного товара. В том случае, если потребитель изначально сообщает неверную цель приобретения товара, то другая сторона обоснованно может ошибиться в рекомендации того или иного товара. Также в том случае, если потребитель использует приобретенный товар не в целях изначально определенных, то уместно говорить о недобросовестности потребителя. Использование на практике приобретенного товара в целях, противоречащих изначальным, предусматривает, что ответственность в случае наступления неблагоприятных последствий лежит на покупателе. Продавец не несет ответственность за использование приобретенных товаров не по предназначению, если он информировал потребителя о правилах использования того или иного товара. Ч.2 статьи 469 ГК должна быть дополнена содержанием о том, что если товар используется потребителем не в целях, обозначенных изначально при приобретении товара, то ответственность в случае наступления неблагоприятных последствий лежит на потребителе. В данном случае потребитель не имеет права заявить о ненадлежащем качестве товара, так как он использовал его не по предназначению.
5. В качестве рекомендации также предложено ввести обязательный досудебный порядок разрешения споров. Статья 17 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» должна быть дополнена пунктом об обязательном досудебном урегулировании споров между потребителем и продавцом. Основой запуска механизма досудебного урегулирования порядка разрешения спора, является, собственно, составление претензии. Претензия должна быть изложена в письменной форме, содержать четкие требования со стороны покупателя к продавцу, излагать сумму, либо объект задолженности, а также обосновывать неустойку. Данное оформление претензии должно носить общеобязательный характер, так как в случае не разрешения, либо ненадлежащего разрешения спора в досудебном порядке, данная претензия направляется в суд в качестве доказательства наличия попытки досудебного разрешения спора. Введение обязательного претензионного порядка урегулирования споров направлено на снятие материальной и организационной нагрузки с субъектов права, так же значительной нагрузки на судебные органы.
6. Достаточно часто потребитель приобретает товар через посредника, а не производителя, что говорит о невозможности урегулирования споров о качестве приобретаемого товара. Торговля посредством сети Интернет – это огромный блок регулирования взаимоотношений потребителя и продавца, который имеет значительные правовые проблемы. В настоящий момент не создано надлежащей отечественной правовой базы для регулирования электронной торговли, пока она находится в стадии разработки. Это приводит к многочисленным проблемам на практике, связанным, в первую очередь, с привлечением к ответственности недобросовестных продавцов при продаже товаров ненадлежащего качества или предоставлении неполной информации о товаре. Требуется не только принятие специального закона, регулирующего сферу электронной торговли, но и внесение изменений в действующие нормативные акты, такие, как Гражданский кодекс РФ. Так требуется в статью 26.1 ГК РФ внести изменения, касающиеся вопросов возврата потребителем товаров. В настоящий момент в нормах гражданского законодательства не определено, кто несет расходы за возврат товаров и является ли возврат товаров платным. Однако на практике можно проследить на примере одного из известных интернет-магазинов Wildberries, что возврат товаров является платным. Уместно закрепить в ч.4 статьи 26.1 ГК РФ, что возврат товаров ненадлежащего качества должен осуществляться за счет средств продавца. В случае необходимости обмена товаров продавец имеет право взымать плату, включающую оплату транспортных расходов. В нормах ГК РФ статья 26.1 должна быть также дополнена информацией о сроках доставки товаров. Например, может быть добавлен еще один пункт следующего содержания: «обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении». Довольно часто происходит ситуация, когда покупатель заполнил классическую форму заказа, нет договора на руках и на сайте не указан срок доставки. Законодательством в данном случае описано понятие разумного срока, однако, критерии его расчета не определены. Статья 26.1 ГК РФ должна содержать сведения о том, что обязательства при дистанционном способе продаже товаров должны быть исполнены в разумный срок, в случае отсутствия иного срока, определенного договором.
Структура работы определена исходя из поставленных при проведении исследования задач. Работа включает в себя введение, основную часть, разделенную на две главы, заключение и библиографический список.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Обобщая изучение теоретических основ участия потребителя в договорных правоотношениях следует сделать вывод о том, что появление и развитие рыночной экономики способствовало увеличению бытовых и потребительских сделок. Развитие данного института потребовало введения понятия потребитель, в также определения правового статуса потребителя. Под потребителем понимают непосредственно физическое лицо, которое приобретает товары или получает какие-либо услуги для собственных нужд. Одним из важнейших критериев понятия «потребитель» является тот факт, что гражданин использует приобретенные товары исключительно в личных целях, исключается предпринимательская деятельность.
Для устранения терминологической проблемы необходимо ввести в нормы ГК РФ понятия «правовой статус потребителя» и «потребительско-предпринимательской договор». Понятие «потребитель» должно быть более широким, отображать сущность и признаки.
Механизм процедуры претензионного порядка рассмотрения споров, является недостаточно доработанным, так как отсутствует единая правовая регламентация к содержанию и оформлению претензии, так же необходимо отметить достаточные сложности дальнейшего рассмотрения претензии судебными органами в случае невозможности разрешения спора в досудебном порядке. Недостаточная разработанность порядка принятия претензии судом и направления ее ответчику, так же стало причиной порождения противоречий в правоприменительной практике, что так же негативным образом сказывается на интересах граждан, чьи права были нарушены. Следовательно, необходимым является унификация механизма претензионного разрешения споров, а так единая же правовая регламентация порядка оформления и содержания претензии.
Обобщая изучение механизма судебной защиты прав потребителя как участника договорных правоотношений, следует сделать вывод, что потребитель в случае отказа продавцом (производителем) в устранении выявленных недостатков приобретенного товара или полученных услуг, имеет право на обращение в суд. В данном случае потребитель составляет исковое заявление, прикладывает необходимый пакет документов, подтверждающих нарушение его прав, передает сведения в суд. Данные споры рассматривают суды общей юрисдикции или мировые судьи. В отдельных случаях суд имеет право отказать в принятии искового заявления. Изучение судебного порядка урегулирования споров позволило выделить ряд проблем. Во-первых, уместно говорить о проблеме информирования потребителя о свойствах товара или оказываемой услуги. Достаточно часто информационная проблема служит основой для возникновения судебных споров, с требованием о возврате товаров. Во-вторых, информационная проблема тесно переплетается с низким уровнем правовой культуры населения. Так незнание норм законодательства, своих прав и обязанностей влечет за собой факт подписания договора без детального изучения его содержательной части. Оказываемое давление со стороны продавца достаточно часто рассматривается потребителем как мошеннические действия. Однако суды приходят к выводу о том, что наличие подписи потребителя и отсутствие доказательств о том, что подписи были поставлены под давлением, вынуждает суд признать действия продавца законными и отказать в возврате денежных средств и возмещении морального вреда. Третья проблема гражданского законодательства заключается в отсутствии конкретных критериев определения размера морального ущерба. Суды достаточно часто формально подходят к определению величины морального ущерба, который необходимо возместить потребителю продавцом. Также несовершенство законодательства проявляется в недостатках смежных правовых актах (например, в сфере медицины отсутствуют критерии качества оказания медицинских услуг). Также имеются проблемы в части защиты прав потребителей при приобретении товара через Интернет. Достаточно часто потребитель приобретает товар через посредника, а не производителя, что говорит о невозможности урегулирования споров о качестве приобретаемого товара. Торговля посредством сети Интернет – это огромный блок регулирования взаимоотношений потребителя и продавца, который имеет значительные правовые проблемы. В настоящий момент не создано надлежащей отечественной правовой базы для регулирования электронной торговли, пока она находится в стадии разработки. Это приводит к многочисленным проблемам на практике, связанным, в первую очередь, с привлечением к ответственности недобросовестных продавцов при продаже товаров ненадлежащего качества или предоставлении неполной информации о товаре. Требуется не только принятие специального закона, регулирующего сферу электронной торговли, но и внесение изменений в действующие нормативные акты, такие, как Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Закон об электронной подписи и другие.
В качестве актуального направления совершенствования участия потребителя в договорных правоотношениях можно отметить необходимость совершенствования законодательного регулирования электронной торговли. Актуальность данного направления обусловлена тем, что институт электронной торговли достаточно молод и правовая база регулирования еще недостаточно сформирована. Мошенничество в сети Интернет до настоящего момента остается актуальной проблемой и требует пристального внимания со стороны исследователей и правоведов. Законодательно порядок защиты прав потребителей, приобретающих товары посредством сети Интернет, регулируется нормами гражданского законодательства, которые предусмотрены в целом для отрасли торговли, для регулирования споров с участием потребителем. Однако вопросы взаимодействия покупателя и продавца посредством Интернет имеют ряд нюансов, которые должны быть отражены в нормах законодательства и которые должны снизить вероятность возникновения мошенничества, укрепить правовой статус потребителя в договорных правоотношениях.
Предложенная система рекомендации позволит усовершенствовать порядок участия потребителя в договорных правоотношениях и минимизирует число споров в данной области.
Обобщая изучение теоретических основ участия потребителя в договорных правоотношениях следует сделать вывод о том, что появление и развитие рыночной экономики способствовало увеличению бытовых и потребительских сделок. Развитие данного института потребовало введения понятия потребитель, в также определения правового статуса потребителя. Под потребителем понимают непосредственно физическое лицо, которое приобретает товары или получает какие-либо услуги для собственных нужд. Одним из важнейших критериев понятия «потребитель» является тот факт, что гражданин использует приобретенные товары исключительно в личных целях, исключается предпринимательская деятельность.
Для устранения терминологической проблемы необходимо ввести в нормы ГК РФ понятия «правовой статус потребителя» и «потребительско-предпринимательской договор». Понятие «потребитель» должно быть более широким, отображать сущность и признаки.
Механизм процедуры претензионного порядка рассмотрения споров, является недостаточно доработанным, так как отсутствует единая правовая регламентация к содержанию и оформлению претензии, так же необходимо отметить достаточные сложности дальнейшего рассмотрения претензии судебными органами в случае невозможности разрешения спора в досудебном порядке. Недостаточная разработанность порядка принятия претензии судом и направления ее ответчику, так же стало причиной порождения противоречий в правоприменительной практике, что так же негативным образом сказывается на интересах граждан, чьи права были нарушены. Следовательно, необходимым является унификация механизма претензионного разрешения споров, а так единая же правовая регламентация порядка оформления и содержания претензии.
Обобщая изучение механизма судебной защиты прав потребителя как участника договорных правоотношений, следует сделать вывод, что потребитель в случае отказа продавцом (производителем) в устранении выявленных недостатков приобретенного товара или полученных услуг, имеет право на обращение в суд. В данном случае потребитель составляет исковое заявление, прикладывает необходимый пакет документов, подтверждающих нарушение его прав, передает сведения в суд. Данные споры рассматривают суды общей юрисдикции или мировые судьи. В отдельных случаях суд имеет право отказать в принятии искового заявления. Изучение судебного порядка урегулирования споров позволило выделить ряд проблем. Во-первых, уместно говорить о проблеме информирования потребителя о свойствах товара или оказываемой услуги. Достаточно часто информационная проблема служит основой для возникновения судебных споров, с требованием о возврате товаров. Во-вторых, информационная проблема тесно переплетается с низким уровнем правовой культуры населения. Так незнание норм законодательства, своих прав и обязанностей влечет за собой факт подписания договора без детального изучения его содержательной части. Оказываемое давление со стороны продавца достаточно часто рассматривается потребителем как мошеннические действия. Однако суды приходят к выводу о том, что наличие подписи потребителя и отсутствие доказательств о том, что подписи были поставлены под давлением, вынуждает суд признать действия продавца законными и отказать в возврате денежных средств и возмещении морального вреда. Третья проблема гражданского законодательства заключается в отсутствии конкретных критериев определения размера морального ущерба. Суды достаточно часто формально подходят к определению величины морального ущерба, который необходимо возместить потребителю продавцом. Также несовершенство законодательства проявляется в недостатках смежных правовых актах (например, в сфере медицины отсутствуют критерии качества оказания медицинских услуг). Также имеются проблемы в части защиты прав потребителей при приобретении товара через Интернет. Достаточно часто потребитель приобретает товар через посредника, а не производителя, что говорит о невозможности урегулирования споров о качестве приобретаемого товара. Торговля посредством сети Интернет – это огромный блок регулирования взаимоотношений потребителя и продавца, который имеет значительные правовые проблемы. В настоящий момент не создано надлежащей отечественной правовой базы для регулирования электронной торговли, пока она находится в стадии разработки. Это приводит к многочисленным проблемам на практике, связанным, в первую очередь, с привлечением к ответственности недобросовестных продавцов при продаже товаров ненадлежащего качества или предоставлении неполной информации о товаре. Требуется не только принятие специального закона, регулирующего сферу электронной торговли, но и внесение изменений в действующие нормативные акты, такие, как Гражданский кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Закон об электронной подписи и другие.
В качестве актуального направления совершенствования участия потребителя в договорных правоотношениях можно отметить необходимость совершенствования законодательного регулирования электронной торговли. Актуальность данного направления обусловлена тем, что институт электронной торговли достаточно молод и правовая база регулирования еще недостаточно сформирована. Мошенничество в сети Интернет до настоящего момента остается актуальной проблемой и требует пристального внимания со стороны исследователей и правоведов. Законодательно порядок защиты прав потребителей, приобретающих товары посредством сети Интернет, регулируется нормами гражданского законодательства, которые предусмотрены в целом для отрасли торговли, для регулирования споров с участием потребителем. Однако вопросы взаимодействия покупателя и продавца посредством Интернет имеют ряд нюансов, которые должны быть отражены в нормах законодательства и которые должны снизить вероятность возникновения мошенничества, укрепить правовой статус потребителя в договорных правоотношениях.
Предложенная система рекомендации позволит усовершенствовать порядок участия потребителя в договорных правоотношениях и минимизирует число споров в данной области.
Подобные работы
- Потребитель в договорных правоотношениях (Южно-Уральский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Теоретические аспекты договорных правоотношений с участием потребителя (Актуальные проблемы гражданского права, Южно-Уральский Государственный Университет)
Контрольные работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Отчет по производственной практике (Южно-Уральский государственный университет, Филиал ЮУрГУ в г. Нижневартовск)
Отчеты по практике, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Правовое регулирование деятельности электронных торговых площадок
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СТРАХОВЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - ДАРЕНИЕ И ЗАВЕЩАНИЕ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СДЕЛОК
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Договор хранения: понятие, содержание, особенности
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Гражданско-правовое регулирование кредитных отношений (Российская таможенная академия)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024



