Индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у студентов (Алтайский государственный педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Алтайский государственный педагогический университет.
Выборка: 146 студентов-психологов (1-4 курсов.)
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости у студентов 8
1.1 Подходы к понятию «стрессоустойчивость» в зарубежной и отечественной психологии 8
1.2 Возрастные особенности студентов 16
1.3 Индивидуально-личностные качества студентов 23
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости у студентов 37
2.1 Описание процедуры и методики исследования 37
2.2 Анализ результатов исследования 42
2.3 Рекомендации по повышению стрессоустойчивости у студентов 53
Выводы по второй главе 60
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 64
Приложения 72
База исследования: Алтайский государственный педагогический университет.
Выборка: 146 студентов-психологов (1-4 курсов.)
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости у студентов 8
1.1 Подходы к понятию «стрессоустойчивость» в зарубежной и отечественной психологии 8
1.2 Возрастные особенности студентов 16
1.3 Индивидуально-личностные качества студентов 23
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Эмпирическое исследование индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости у студентов 37
2.1 Описание процедуры и методики исследования 37
2.2 Анализ результатов исследования 42
2.3 Рекомендации по повышению стрессоустойчивости у студентов 53
Выводы по второй главе 60
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 64
Приложения 72
Актуальность исследования. Стрессоустойчивость является важнейшей характеристикой личности, обеспечивающей адаптивные и регулятивные функции поведения. В условиях социального напряжения, неопределенности будущего, размытости морально-этических и нравственных ориентиров современный человек испытывает колоссальную стрессовую нагрузку, и его психическая резистентность подвергается жесткому давлению среды. В такой ситуации представляется актуальным исследование различных аспектов стрессоустойчивости, создание психологических мобильных скрининговых инструментов для оценки ее уровня в различной социальной аудитории, в том числе и для студентов.
Стресс, обусловленный жизненно значимыми проблемами, способен нарушить хрупкий психический баланс и снизить резистентность. В молодом возрасте поведенческие модели совладания со стрессом, приобретаемые в жизненном опыте, только начинают формироваться. Поэтому основная нагрузка ложится на психофизиологический потенциал человека и определяет его ресурсность в напряженных ситуациях. В условиях получения высшего образования становится крайне актуальным изучение такого потенциала, особенно на начальном этапе, когда обучающиеся проходят адаптацию к новому этапу жизни. Именно этот период крайне опасен рисками психогенных расстройств у молодых людей. Сказанное актуализирует изучение проблемы стрессоустойчивости у студенческой молодежи через призму индивидуально-личностных предикторов.
Степень изученности темы исследования. Концепция стресса впервые была предложена Г. Селье, которая стала революционной в науке середины ХХ века. Именно он впервые объединил все известные к тому знания из области медицины, психологии, социологии, биологии и указал, что стресс (сначала он называет это как «общий адаптационный синдром») – это неспецифическая, универсальная или общая реакция организма на внешние воздействия. В дальнейшем исследованием стресса занимались и другие ученые, такие как А. Ф. Ануфриев, В. А. Бодров, С. А. Игумнов, В. А. Жебентяев и другие. По стрессоустойчивости студентов в психологической литературе посвящены работы многих ученых, таких как А. Н. Завьялова, Н. П. Казаченко, А. В. Либина и других исследователей. Возрастные особенности студентов раскрыты в научных трудах Л. И. Божович, М. Г. Гинзбурга, И. А. Зимней и др. Индивидуальные и личностные особенности студентов определены в трудах М. В. Кондратьевой, В.А. Лагуновского и др.
Цель исследования – изучить индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у студентов.
Объект исследования – индивидуально-личностные предикторы.
Предмет исследования – индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у студентов.
Гипотеза исследования: предполагается, что индивидуально-личностные предикторы студентов, обуславливающие высокую чувствительность к стресс-факторам, существуют и связаны:
- с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности;
- с неумением гибко подходить к решению проблемы, с недостаточным уровнем самоуважения и самопринятия;
- с информационными перегрузками и дефицитом времени.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «стрессоустойчивость» в отечественной и зарубежной психологии.
2. Охарактеризовать возрастные особенности студентов.
3. Проанализировать индивидуальные и личностные особенности студентов.
4. Выявить в эмпирическом исследовании особенности индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости у студентов.
5. Разработать рекомендации по повышению стрессоустойчивости студентов.
Теоретико-методологические основы исследования:
- концепции стресса – А. А. Реан, Г. Селье, А. М. Столяренко и др.;
- подходы к понятию «стрессоустойчивости» личности – В. А. Бодров, М. В. Зотов, Е. В. Рева и др.
- подходы к описанию возрастных и индивидуальных особенностей личности студента – Л. И. Божович. Е. И. Зимняя, Е. С. Макарова и др.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: теоретические методы – анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение документов, сравнение и обобщение научных данных; эмпирические методы – анкетирование математические методы: (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Методики исследования:
1) Тест на исследование уровня тревожности (Опросник Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина).
2) Опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) Е. В. Распопина.
3) Самоактуализационный тест. САТ.
Методы обработки данных: Обработка результатов производилась в программе IBM SPSS Statistics Base Campus Edition (Лицензионный договор с ЗАО «Прогностические решения» №22211004-1 от 04.10.2021). Для определения взаимосвязи личностной и ситуативной тревожности был применен корреляционный анализ методом Спирмена. Для определения на нормальность распределения эмпирических данных по был применен критерий Колмогорова-Смирнова. Для определения особенностей индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости студентов-психологов применялся факторный анализ.
Выборка: В исследовании приняло участие 146 студентов-психологов 1-4 курсов.
База исследования: АлтГПУ (г. Барнаул).
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели определения индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости у студентов. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что определены особенности индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости у студентов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера, направленных на повышение стрессоустойчивости студентов.
Положения, выносимые на защиту:
1) Стрессоустойчивость – это интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, обеспечивающих оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Стрессоустойчивость обеспечивает индивидууму возможность выдерживать значительные умственные, физические, волевые и эмоциональные нагрузки, сохраняя при этом эффективность функционирования.
2) В ходе эмпирического исследования было установлено, что на стрессоустойчивость студентов-психологов оказывают влияние такие индивидуально-личностные предикторы, как: негативная самооценка и негативная социальная оценка; длительность и повторяемость стрессора; ситуативная тревожность, ситуация конкретной угрозы; гибкость поведения, контактность, неопределенность, изоляция; ориентация во времени, дефицит времени; самопринятие, креативность; информационные перегрузки, повседневные стрессоры, принятие агрессии.
3) Результаты исследования свидетельствуют о наличии связи стрессоустойчивости студентов-психологов с их индивидуально-личностными характеристиками (предикторами). Следовательно, целенаправленное их развитие будет способствовать повышению стойкости в стрессовых ситуациях, то есть стрессоустойчивости. В качестве рекомендаций была разработана тренинговая программа «Путь к себе» по повышению самооценки и формированию стрессоустойчивости у студентов-психологов. Структурно тренинговая программа представлена 11 занятиями.
Достоверность и обоснованность результатов подтверждается результатами эмпирического исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования (перечислить конференции).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Стресс, обусловленный жизненно значимыми проблемами, способен нарушить хрупкий психический баланс и снизить резистентность. В молодом возрасте поведенческие модели совладания со стрессом, приобретаемые в жизненном опыте, только начинают формироваться. Поэтому основная нагрузка ложится на психофизиологический потенциал человека и определяет его ресурсность в напряженных ситуациях. В условиях получения высшего образования становится крайне актуальным изучение такого потенциала, особенно на начальном этапе, когда обучающиеся проходят адаптацию к новому этапу жизни. Именно этот период крайне опасен рисками психогенных расстройств у молодых людей. Сказанное актуализирует изучение проблемы стрессоустойчивости у студенческой молодежи через призму индивидуально-личностных предикторов.
Степень изученности темы исследования. Концепция стресса впервые была предложена Г. Селье, которая стала революционной в науке середины ХХ века. Именно он впервые объединил все известные к тому знания из области медицины, психологии, социологии, биологии и указал, что стресс (сначала он называет это как «общий адаптационный синдром») – это неспецифическая, универсальная или общая реакция организма на внешние воздействия. В дальнейшем исследованием стресса занимались и другие ученые, такие как А. Ф. Ануфриев, В. А. Бодров, С. А. Игумнов, В. А. Жебентяев и другие. По стрессоустойчивости студентов в психологической литературе посвящены работы многих ученых, таких как А. Н. Завьялова, Н. П. Казаченко, А. В. Либина и других исследователей. Возрастные особенности студентов раскрыты в научных трудах Л. И. Божович, М. Г. Гинзбурга, И. А. Зимней и др. Индивидуальные и личностные особенности студентов определены в трудах М. В. Кондратьевой, В.А. Лагуновского и др.
Цель исследования – изучить индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у студентов.
Объект исследования – индивидуально-личностные предикторы.
Предмет исследования – индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у студентов.
Гипотеза исследования: предполагается, что индивидуально-личностные предикторы студентов, обуславливающие высокую чувствительность к стресс-факторам, существуют и связаны:
- с высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности;
- с неумением гибко подходить к решению проблемы, с недостаточным уровнем самоуважения и самопринятия;
- с информационными перегрузками и дефицитом времени.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «стрессоустойчивость» в отечественной и зарубежной психологии.
2. Охарактеризовать возрастные особенности студентов.
3. Проанализировать индивидуальные и личностные особенности студентов.
4. Выявить в эмпирическом исследовании особенности индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости у студентов.
5. Разработать рекомендации по повышению стрессоустойчивости студентов.
Теоретико-методологические основы исследования:
- концепции стресса – А. А. Реан, Г. Селье, А. М. Столяренко и др.;
- подходы к понятию «стрессоустойчивости» личности – В. А. Бодров, М. В. Зотов, Е. В. Рева и др.
- подходы к описанию возрастных и индивидуальных особенностей личности студента – Л. И. Божович. Е. И. Зимняя, Е. С. Макарова и др.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: теоретические методы – анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение документов, сравнение и обобщение научных данных; эмпирические методы – анкетирование математические методы: (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Методики исследования:
1) Тест на исследование уровня тревожности (Опросник Ч. Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина).
2) Опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) Е. В. Распопина.
3) Самоактуализационный тест. САТ.
Методы обработки данных: Обработка результатов производилась в программе IBM SPSS Statistics Base Campus Edition (Лицензионный договор с ЗАО «Прогностические решения» №22211004-1 от 04.10.2021). Для определения взаимосвязи личностной и ситуативной тревожности был применен корреляционный анализ методом Спирмена. Для определения на нормальность распределения эмпирических данных по был применен критерий Колмогорова-Смирнова. Для определения особенностей индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости студентов-психологов применялся факторный анализ.
Выборка: В исследовании приняло участие 146 студентов-психологов 1-4 курсов.
База исследования: АлтГПУ (г. Барнаул).
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели определения индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости у студентов. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что определены особенности индивидуально-личностных предикторов стрессоустойчивости у студентов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций прикладного характера, направленных на повышение стрессоустойчивости студентов.
Положения, выносимые на защиту:
1) Стрессоустойчивость – это интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, обеспечивающих оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Стрессоустойчивость обеспечивает индивидууму возможность выдерживать значительные умственные, физические, волевые и эмоциональные нагрузки, сохраняя при этом эффективность функционирования.
2) В ходе эмпирического исследования было установлено, что на стрессоустойчивость студентов-психологов оказывают влияние такие индивидуально-личностные предикторы, как: негативная самооценка и негативная социальная оценка; длительность и повторяемость стрессора; ситуативная тревожность, ситуация конкретной угрозы; гибкость поведения, контактность, неопределенность, изоляция; ориентация во времени, дефицит времени; самопринятие, креативность; информационные перегрузки, повседневные стрессоры, принятие агрессии.
3) Результаты исследования свидетельствуют о наличии связи стрессоустойчивости студентов-психологов с их индивидуально-личностными характеристиками (предикторами). Следовательно, целенаправленное их развитие будет способствовать повышению стойкости в стрессовых ситуациях, то есть стрессоустойчивости. В качестве рекомендаций была разработана тренинговая программа «Путь к себе» по повышению самооценки и формированию стрессоустойчивости у студентов-психологов. Структурно тренинговая программа представлена 11 занятиями.
Достоверность и обоснованность результатов подтверждается результатами эмпирического исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования (перечислить конференции).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Обоснование актуальности исследования, выдвинутая гипотеза, позволили выдвинуть положения, выносимые на защиту, доказательство которых осуществлялось посредством решения ряда исследовательских задач.
Сталкиваясь в повседневной жизни с разнообразными стрессорами, человек оценивает их и собственные копинг-ресурсы, изменяет что-то во внешней реальности или в ее репрезентации в собственном сознании, регулирует свое поведение. При этом сила проявления поведенческих реакций и их вектор в значительной степени обусловлены индивидуально-личностными предикторами стрессоустойчивости личности.
В современной психологической литературе стрессоустойчивость рассматривается как структурно-функциональное, динамическое, интегративное свойство личности, как результат трансактного процесса столкновения индивида со стрессогенным фактором, вмещающим процесс саморегуляции, когнитивную репрезентацию, объективную характеристику ситуации и требования к личности. Это также мера приверженности человека стрессам, основа его успешного социального взаимодействия, которому свойственны эмоциональная стабильность, низкий уровень тревожности, высокий уровень саморегуляции, психологическая готовность к стрессу.
Стрессоустойчивость – это интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, обеспечивающих оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Стрессоустойчивость обеспечивает индивидууму возможность выдерживать значительные умственные, физические, волевые и эмоциональные нагрузки, сохраняя при этом эффективность функционирования.
На основе анализа научной литературы по проблеме изучения психологических особенностей студентов как социальной группы можно охарактеризовать через ведущую деятельность, мотивы учебно-профессиональной деятельности, новообразование возраста, сензитивность, движущие силы развития, психологические трудности и кризисы, которые переживает человек в этом возрасте. В этом возрасте вырабатываются устойчивые свойства личности, стабилизируются все психические процессы, человек приобретает устойчивый характер.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что на стрессоустойчивость студентов-психологов оказывают влияние такие индивидуально-личностные предикторы, как: негативная самооценка и негативная социальная оценка; длительность и повторяемость стрессора; ситуативная тревожность, ситуация конкретной угрозы; гибкость поведения, контактность, неопределенность, изоляция; ориентация во времени, дефицит времени; самопринятие, креативность; информационные перегрузки, повседневные стрессоры, принятие агрессии.
Результаты исследования свидетельствуют о наличии связи стрессоустойчивости студентов-психологов с их индивидуально-личностными характеристиками (предикторами). Следовательно, целенаправленное их развитие будет способствовать повышению стойкости в стрессовых ситуациях, то есть стрессоустойчивости. В качестве рекомендаций была разработана тренинговая программа «Путь к себе» по повышению самооценки и формированию стрессоустойчивости у студентов-психологов. Структурно тренинговая программа представлена 11 занятиями.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Сталкиваясь в повседневной жизни с разнообразными стрессорами, человек оценивает их и собственные копинг-ресурсы, изменяет что-то во внешней реальности или в ее репрезентации в собственном сознании, регулирует свое поведение. При этом сила проявления поведенческих реакций и их вектор в значительной степени обусловлены индивидуально-личностными предикторами стрессоустойчивости личности.
В современной психологической литературе стрессоустойчивость рассматривается как структурно-функциональное, динамическое, интегративное свойство личности, как результат трансактного процесса столкновения индивида со стрессогенным фактором, вмещающим процесс саморегуляции, когнитивную репрезентацию, объективную характеристику ситуации и требования к личности. Это также мера приверженности человека стрессам, основа его успешного социального взаимодействия, которому свойственны эмоциональная стабильность, низкий уровень тревожности, высокий уровень саморегуляции, психологическая готовность к стрессу.
Стрессоустойчивость – это интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, обеспечивающих оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Стрессоустойчивость обеспечивает индивидууму возможность выдерживать значительные умственные, физические, волевые и эмоциональные нагрузки, сохраняя при этом эффективность функционирования.
На основе анализа научной литературы по проблеме изучения психологических особенностей студентов как социальной группы можно охарактеризовать через ведущую деятельность, мотивы учебно-профессиональной деятельности, новообразование возраста, сензитивность, движущие силы развития, психологические трудности и кризисы, которые переживает человек в этом возрасте. В этом возрасте вырабатываются устойчивые свойства личности, стабилизируются все психические процессы, человек приобретает устойчивый характер.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что на стрессоустойчивость студентов-психологов оказывают влияние такие индивидуально-личностные предикторы, как: негативная самооценка и негативная социальная оценка; длительность и повторяемость стрессора; ситуативная тревожность, ситуация конкретной угрозы; гибкость поведения, контактность, неопределенность, изоляция; ориентация во времени, дефицит времени; самопринятие, креативность; информационные перегрузки, повседневные стрессоры, принятие агрессии.
Результаты исследования свидетельствуют о наличии связи стрессоустойчивости студентов-психологов с их индивидуально-личностными характеристиками (предикторами). Следовательно, целенаправленное их развитие будет способствовать повышению стойкости в стрессовых ситуациях, то есть стрессоустойчивости. В качестве рекомендаций была разработана тренинговая программа «Путь к себе» по повышению самооценки и формированию стрессоустойчивости у студентов-психологов. Структурно тренинговая программа представлена 11 занятиями.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Взаимосвязь тревожности, самоактуализации и стрессоустойчивости у студентов (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Индивидуально-личностные предикторы стрессоустойчивости у студентов (Отчёт по производственной практике, Алтайский государственный педагогический университет)
Отчеты по практике, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Развитие стрессоустойчивости у старшеклассников, находящихся в трудной жизненной ситуации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЦ С РАЗНЫМ ТИПОМ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2021 - Адаптационные возможности человека в кризисных ситуациях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2020



