Территориальные диспропорции в обеспеченности налоговыми доходами местных бюджетов в Санкт-Петербургской агломерации
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические и методические основы исследований
территориального распределения налоговых доходов в Российской Федерации 7
1.1. Бюджетно-налоговый федерализм 7
1.2. Критерии устойчивости местных бюджетов и источники их наполнения 12
1.3. Методика исследования территориальных диспропорций бюджетной
обеспеченности 23
Глава 2. Территориальные различия в обеспеченности налоговыми доходами местных бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербургской агломерации 26
2.1. Особенности формирования налоговых доходов местных бюджетов
муниципальных образований Ленинградской области 26
2.2. Особенности формирования налоговых доходов местных бюджетов
муниципальных образований Санкт-Петербурга 49
2.3. Сходства и различия в формировании налоговой базы муниципальных
образований Санкт-Петербурга и Ленинградской области 61
Глава 3. Современные подходы к выравниванию бюджетной обеспеченности
местных бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербургской агломерации 63
3.1. Механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных
образований Ленинградской области 63
3.2. Механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных
образований Санкт-Петербурга 72
3.3. Сходства и различия механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности
муниципальных образований Санкт-Петербурга и Ленинградской области 86
Заключение 90
Список используемых источников 92
Приложение №1 98
Приложение №2 108
Приложение №3 113
Глава 1. Теоретические и методические основы исследований
территориального распределения налоговых доходов в Российской Федерации 7
1.1. Бюджетно-налоговый федерализм 7
1.2. Критерии устойчивости местных бюджетов и источники их наполнения 12
1.3. Методика исследования территориальных диспропорций бюджетной
обеспеченности 23
Глава 2. Территориальные различия в обеспеченности налоговыми доходами местных бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербургской агломерации 26
2.1. Особенности формирования налоговых доходов местных бюджетов
муниципальных образований Ленинградской области 26
2.2. Особенности формирования налоговых доходов местных бюджетов
муниципальных образований Санкт-Петербурга 49
2.3. Сходства и различия в формировании налоговой базы муниципальных
образований Санкт-Петербурга и Ленинградской области 61
Глава 3. Современные подходы к выравниванию бюджетной обеспеченности
местных бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербургской агломерации 63
3.1. Механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных
образований Ленинградской области 63
3.2. Механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных
образований Санкт-Петербурга 72
3.3. Сходства и различия механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности
муниципальных образований Санкт-Петербурга и Ленинградской области 86
Заключение 90
Список используемых источников 92
Приложение №1 98
Приложение №2 108
Приложение №3 113
Нынешний период бюджетных и налоговых реформ в Российской Федерации отличается высокой активностью. За период реформ приняты многочисленные поправки и совершенствования по отдельным видам налогов согласно Налоговому кодексу РФ (НК РФ), активно реализуется общая концепция развития налоговой и бюджетной системы, направленные на создания рациональной системы налогообложения и межбюджетных отношений [24].
Насущность проблемы построения эффективной модели бюджетно-налогового федерализма в России обусловлены двумя причинами:
• во-первых, необходимостью сбалансирования бюджетной
нагрузки между субъектами бюджетных отношений,
характеризующихся как реципиенты и доноры;
• во-вторых, оптимизацией и рациональной децентрализацией налоговых прав субъектов федерации и местных органов самоуправления.
Тема межбюджетных отношений всегда была актуальной для Российской Федерации. Большое внимание уделялось региональному уровню, вопросам его зависимости от федерального центра (данная проблема рассматривалась такими авторами как Михайлова А.А., Климанов В.В., Сафина А.И., Коротких А.М., Зубаревич Н.В. и др.). Местному же уровню до последнего времени было уделено гораздо меньше внимания, несмотря на его непосредственную «близость» к гражданам страны. На него обращают своё внимание такие авторы как: Татаркин А.И., Михайлова А.А., Виноградова Н.А., Морозова Е.А. и другие.
Местным органам власти необходимо иметь достаточные объёмы финансовых средств, для осуществления предоставленных им законодательством полномочий, касающихся вопросов социально-экономического развития муниципалитетов, качества жизни проживающего на его территории населения и ряда других вопросов.
Санкт-Петербург является одним из трех городов Российской Федерации, обладающих статусом городов федерального значения. Система управления ресурсами и налоговой базой в данных городах имеет свои значительные особенности в правовом аспекте управления. В связи с этим, полигоном исследования была определена территория
Санкт-Петербурга, а также прилегающие муниципалитеты Ленинградской области. Санкт-Петербургская агломерация на сегодняшний день является второй по численности населения (около 6,3 млн. человек) в Российской Федерации. Агломерацию нельзя назвать окончательно сформировавшейся, так как её развитие все ещё активно продолжается. Что повышает необходимость эффективного функционирования не только региональных властей, но и местного уровня власти, для решений возникающих перед агломерацией вызовов. Устойчивое развитие муниципальных образований невозможно без стабильного, прогнозируемого бюджета.
Так, главной целью данной работы является выявление территориальных закономерностей обеспечения налоговыми доходами местных бюджетов муниципальных образований в Санкт-Петербургской агломерации.
Объектом исследования являются налоговые доходы местных бюджетов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также их безвозмездные поступления.
Предметом исследования являются территориальные диспропорции в обеспеченности налоговыми доходами и безвозмездными поступлениями местных бюджетов в Санкт-Петербургской агломерации.
В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом исследования, перед автором были определены задачи, которые необходимо было решить в рамках данной работы:
• Выявить сходства и различия в формировании налоговой базы местных бюджетов соседствующих субъектов РФ.
• Выявить территориальные диспропорции налоговых доходов местных
бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербурга,
прилегающих к нему муниципалитетов Ленинградской области, и Ленинградской области в целом.
• Рассмотреть территориальные особенности механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности.
• Установить структуру местных бюджетов для Санкт-Петербурга, Ленинградской области и муниципалитетов Ленинградской области, относящихся к агломерации.
Хотелось бы выразить отдельную благодарность Шендрику Александру Владимировичу, ассистенту кафедры экономической и социальной географии, за помощь на всех этапах выполнения исследовательской работы.
Насущность проблемы построения эффективной модели бюджетно-налогового федерализма в России обусловлены двумя причинами:
• во-первых, необходимостью сбалансирования бюджетной
нагрузки между субъектами бюджетных отношений,
характеризующихся как реципиенты и доноры;
• во-вторых, оптимизацией и рациональной децентрализацией налоговых прав субъектов федерации и местных органов самоуправления.
Тема межбюджетных отношений всегда была актуальной для Российской Федерации. Большое внимание уделялось региональному уровню, вопросам его зависимости от федерального центра (данная проблема рассматривалась такими авторами как Михайлова А.А., Климанов В.В., Сафина А.И., Коротких А.М., Зубаревич Н.В. и др.). Местному же уровню до последнего времени было уделено гораздо меньше внимания, несмотря на его непосредственную «близость» к гражданам страны. На него обращают своё внимание такие авторы как: Татаркин А.И., Михайлова А.А., Виноградова Н.А., Морозова Е.А. и другие.
Местным органам власти необходимо иметь достаточные объёмы финансовых средств, для осуществления предоставленных им законодательством полномочий, касающихся вопросов социально-экономического развития муниципалитетов, качества жизни проживающего на его территории населения и ряда других вопросов.
Санкт-Петербург является одним из трех городов Российской Федерации, обладающих статусом городов федерального значения. Система управления ресурсами и налоговой базой в данных городах имеет свои значительные особенности в правовом аспекте управления. В связи с этим, полигоном исследования была определена территория
Санкт-Петербурга, а также прилегающие муниципалитеты Ленинградской области. Санкт-Петербургская агломерация на сегодняшний день является второй по численности населения (около 6,3 млн. человек) в Российской Федерации. Агломерацию нельзя назвать окончательно сформировавшейся, так как её развитие все ещё активно продолжается. Что повышает необходимость эффективного функционирования не только региональных властей, но и местного уровня власти, для решений возникающих перед агломерацией вызовов. Устойчивое развитие муниципальных образований невозможно без стабильного, прогнозируемого бюджета.
Так, главной целью данной работы является выявление территориальных закономерностей обеспечения налоговыми доходами местных бюджетов муниципальных образований в Санкт-Петербургской агломерации.
Объектом исследования являются налоговые доходы местных бюджетов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также их безвозмездные поступления.
Предметом исследования являются территориальные диспропорции в обеспеченности налоговыми доходами и безвозмездными поступлениями местных бюджетов в Санкт-Петербургской агломерации.
В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом исследования, перед автором были определены задачи, которые необходимо было решить в рамках данной работы:
• Выявить сходства и различия в формировании налоговой базы местных бюджетов соседствующих субъектов РФ.
• Выявить территориальные диспропорции налоговых доходов местных
бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербурга,
прилегающих к нему муниципалитетов Ленинградской области, и Ленинградской области в целом.
• Рассмотреть территориальные особенности механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности.
• Установить структуру местных бюджетов для Санкт-Петербурга, Ленинградской области и муниципалитетов Ленинградской области, относящихся к агломерации.
Хотелось бы выразить отдельную благодарность Шендрику Александру Владимировичу, ассистенту кафедры экономической и социальной географии, за помощь на всех этапах выполнения исследовательской работы.
В ходе проведённого исследования были разобраны налоговые доходы и безвозмездные поступления муниципалитетов Ленинградской области и города Санкт-Петербург, источники и структура налоговых поступлений, а также влияние и удельный вес безвозмездных поступлений.
Решены определённые задачи:
• Выявлены сходства и различия в формировании налоговой базы местных бюджетов соседствующих субъектов РФ.
• Выявлены территориальные диспропорции налоговых доходов местных бюджетов
• Рассмотрены территориальные особенности механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности
• Установлена структура местных бюджетов для Санкт- Петербурга, Ленинградской области и муниципалитетов Ленинградской области, относящейся к агломерации.
На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1) Каждый из субъектов имеет свои источники налоговых поступлений. Для обоих субъектов налоговые доходы играют ведущую роль в структуре местных бюджетов.
2) Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в основном реализуется распределением безвозмездных поступлений. В Санкт-Петербурге дополнительно действует дифференцированный процент от УСН.
3) Обращая внимание на структуру и душевые показатели местных бюджетов, можно сделать вывод о положительном влиянии агломерации на входящие в её состав муниципалитеты Ленинградской области. Таким примером может служить рассмотренная территория Всеволожского района.
4) Наблюдается разительный разрыв в суммах, которыми располагают местные бюджеты соседних регионов. Так разница в механизмах бюджетообразования приводит к разрыву в 7,5 раз, в пользу областных муниципалитетов, несмотря на большие объёмы экономики Санкт- Петербурга. Что наталкивает на мысль о неэффективном использовании исключительных прав города федерального значения.
Подобное распределение средств может свидетельствовать о централизации власти на уровне субъекта, в нашем случае городских властей, и для увеличения лояльности, со стороны зависимого с финансовой точки зрения, местного уровня власти.
5) Не приходится говорить о финансовой самодостаточности
муниципалитетов. Если душевые показатели бюджетов в
Ленинградской области и Всеволожском районе позволяют в какой-то степени проводить некоторые самостоятельные действия для решения локальных наиболее острых проблем, то в случае с Санкт-Петербургом эта возможность ещё более ограничена.
Решены определённые задачи:
• Выявлены сходства и различия в формировании налоговой базы местных бюджетов соседствующих субъектов РФ.
• Выявлены территориальные диспропорции налоговых доходов местных бюджетов
• Рассмотрены территориальные особенности механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности
• Установлена структура местных бюджетов для Санкт- Петербурга, Ленинградской области и муниципалитетов Ленинградской области, относящейся к агломерации.
На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1) Каждый из субъектов имеет свои источники налоговых поступлений. Для обоих субъектов налоговые доходы играют ведущую роль в структуре местных бюджетов.
2) Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в основном реализуется распределением безвозмездных поступлений. В Санкт-Петербурге дополнительно действует дифференцированный процент от УСН.
3) Обращая внимание на структуру и душевые показатели местных бюджетов, можно сделать вывод о положительном влиянии агломерации на входящие в её состав муниципалитеты Ленинградской области. Таким примером может служить рассмотренная территория Всеволожского района.
4) Наблюдается разительный разрыв в суммах, которыми располагают местные бюджеты соседних регионов. Так разница в механизмах бюджетообразования приводит к разрыву в 7,5 раз, в пользу областных муниципалитетов, несмотря на большие объёмы экономики Санкт- Петербурга. Что наталкивает на мысль о неэффективном использовании исключительных прав города федерального значения.
Подобное распределение средств может свидетельствовать о централизации власти на уровне субъекта, в нашем случае городских властей, и для увеличения лояльности, со стороны зависимого с финансовой точки зрения, местного уровня власти.
5) Не приходится говорить о финансовой самодостаточности
муниципалитетов. Если душевые показатели бюджетов в
Ленинградской области и Всеволожском районе позволяют в какой-то степени проводить некоторые самостоятельные действия для решения локальных наиболее острых проблем, то в случае с Санкт-Петербургом эта возможность ещё более ограничена.
Содержание магистерской диссертации – Территориальные диспропорции в обеспеченности налоговыми доходами местных бюджетов в Санкт-Петербургской агломерации
Выдержки из магистерской диссертации – Территориальные диспропорции в обеспеченности налоговыми доходами местных бюджетов в Санкт-Петербургской агломерации
Подобные работы
- Территориальные диспропорции в обеспеченности налоговыми доходами местных бюджетов в Санкт-Петербургской агломерации
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2019 - Экономико-географическая оценка современной региональной политики Республики Татарстан
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



