Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание культуры потребления у дошкольников в проектной деятельности

Работа №130281

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2023
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МКДОУ «Калиновский Детский Сад» (Свердловская область, Камышловский район, село Калиновское).
Выборка: Экспериментальная выборка составила 20 детей старшего дошкольного возраста: 9 мальчиков и 11 девочек (возраст - от 5 лет 1-го месяца до 6 лет 8-ми месяцев).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Воспитание культуры потребления детей как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Сущность проектного подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста 14
1.3. Потенциал проектной деятельности в воспитании культуры потребления дошкольников 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Выявления уровня и особенностей формирования культуры потребления у дошкольников 32
2.2. Реализация потенциала проектной деятельности в воспитании культуры потребления у дошкольников 41
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69

Актуальность исследования. Среди значимых условий успешного воспитания и обучения в сфере дошкольного образования можно выделить формирование культуры потребления, которая представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, знаний, образцов и норм потребительского поведения, социально значимых и реализуемых в практической деятельности. Потребительская культура играет большую роль в общей культуре личности и оказывает влияние на развитие всех ее компонентов (знания, качества, ценностные ориентации и др.), преломляясь через теорию потребительского поведения. Без знаний о потреблении ребенок не сможет оценить труд других людей, он не будет знать, какое действие ему доверено, он будет равнодушен к таким социальным понятиям, как настойчивость, совесть, экономия, трудолюбие, удовлетворение и удовольствие от труда. В результате становится трудно воспитать активного человека, который по своему образу и подобию способен эффективно жить и работать в соответствии с моральными и правовыми нормами. Однако решение столь сложной и многогранной проблемы невозможно без применения эффективных методов и технологий обучения, включая проектный подход.
В связи с этим выделяется ряд противоречий между:
 необходимостью создавать условия для достижения успешности в работе с каждым дошкольником и сложившейся системой дошкольного образования, ориентированной зачастую на традиционную модель обучения;
 необходимостью развивать у дошкольников групповые взаимодействия и неразработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
Данные противоречия обусловили актуальность проблемы исследования заключающейся в теоретическом обосновании и практической реализации педагогических возможностей воспитания культуры потребления у дошкольников в проектной деятельности.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования «Воспитание культуры потребления у дошкольников в проектной деятельности».
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практической апробации возможностей воспитания у детей культуры потребления в рамках проектного подхода.
Объект исследования – культура потребления дошкольников.
Предмет исследования – проектная деятельность как основа формирования культуры потребления дошкольников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что реализация проектной деятельности будет способствовать более успешному воспитанию культуры потребления у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть воспитание культуры потребления детей как психолого-педагогическую проблему.
2. Раскрыть сущность проектного подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
3. Оценить потенциал проектной деятельности в воспитании культуры потребления дошкольников.
4. Провести работу по выявлению уровня и особенностей формирования культуры потребления у дошкольников
5. Предложить рекомендации по реализации потенциала проектной деятельности в воспитании культуры потребления у дошкольников
Теоретическую основу исследования составляют:
 взгляды зарубежных и отечественных педагогов и психологов на проблему потребления (З. Бауман, Ж. Бодийяр, Т. Веблен, К.В. Игаева, Д.А. Кузнецов, В.Ю. Пластун, А.А. Раренко, Э. Фромм и др.);
 исследования, касающиеся особенностей личностного развития детей в дошкольном возрасте (Л.И. Божович, Г.А. Урунтаева и др.);
 современные подходы к пониманию проектной деятельности дошкольников (Н.А. Виноградова, Е.И. Курбацкая, Н.Ф. Яковлева и др.).
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретических (литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирических (беседа, наблюдение, психодиагностические методы, методы математической статистики и графической обработки результатов).
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования. На втором этапе определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, уточнялась гипотеза исследования; разрабатывались условия формирования группового взаимодействия в процессе обучения дошкольников; проводился формирующий этап опытно-поисковой работы, а также обработка полученной информации. На третьем этапе проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.
Практическая база исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась в МКДОУ «Калиновский детский сад» (Свердловская область).
Теоретическая и практическая значимость исследования.
 уточнено определение понятий «потребление» и «культура потребления», в том числе в сфере педагогического воздействия;
 конкретизированы условия, обеспечивающие успешность формирования культуры потребления дошкольников, касающиеся, прежде всего, реализации проектной деятельности и применения игровых технологий;
 разработано содержание педагогической деятельности, направленной на воспитание культуры поведения дошкольников в рамках проектного подхода.
Объем и структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Понятие «культура потребления» понимается как определенный уровень стремления личности к объективному и рациональному использованию общественного (совокупного) продукта (товаров, услуг) с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей.
Губительное отношение к природе, такое как: загрязнение водоемов, полей, загрязнение и вырубка лесов, нарушение баланса экосистемы – носит повсеместный характер и грозит в будущем большими экологическими проблемами для всего человечества. Во избежание экологических проблем, потребительского отношения к природным ресурсам, мы должны на ступени дошкольного образования дать ребенку четкие ориентиры: знания и образец правильного отношения к природе, понимание того, что мы являемся частью этого мира, а не его хозяином. В совокупности – это послужит формированием культуры потребления дошкольников природных ресурсов.
Одним из методов воспитания культуры потребления у детей дошкольного возраста является метод проектов. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей. Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Формирование ответственности происходит подсознательно: дошкольник стремится доказать, в первую очередь самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности.
С целью воспитанию у детей старшего дошкольного возраста культуры потребления была организована и проведена опытно-поисковая работа.
Констатирующий этап показал недостаточный уровень сформированности у старших дошкольников культуры потребления относительно природных ресурсов. Это послужило основой для разработки и проведения формирующего этапа опытно-поисковой работы. Для реализации потенциала проектной деятельности в воспитании культуры потребления у дошкольников была разработана система воспитания основ культуры потребления у детей старшего дошкольного возраста, охватывающая этапы (информационно-мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-презентационный), организаций участников образовательного процесса и педагогические условия. Всего за период формирующего этапа с дошкольниками было реализовано 6 проектов на экологическую тематику, также на каждом этапе работы применялись мини-проекты, на которой решались исследовательские и проектные задачи.
На этапе контрольного эксперимента в результате применения трех субтестов диагностической методики была получена положительная динамика: старшие дошкольники демонстрируют высокий (6 детей – 30%) и средний (14 детей – 70%) уровень культуры потребления у старших дошкольников относительно природной среды. Изменилось в положительную сторону и отношение родителей к проблеме воспитания культуры потребления у старших дошкольников относительно природной среды. За время проведения формирующего этапа 20% родителей изменили свое отношение к данной проблеме. 60% родителей отметили, что в условиях семьи уделяют внимание воспитанию культуры потребления у старших дошкольников относительно природной среды, на констатирующем этапе таких родителей было только 25%. 40% родителей по-прежнему, ссылаются на нехватку времени.
Проведенное исследование не исчерпывает все аспекты проблемы воспитания основ культуры потребления у детей старшего дошкольного возраста. Перспективу дальнейшего научного поиска мы видим в разработке единой программы и методического обеспечения к ней с учетом принципа преемственности в воспитании основ культуры потребления детей старшего дошкольного.
Таким образом, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://consultant.ru.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/.
3. Аматьева, Е.П. К проблеме формирования культуры потребления у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.П. Аматьева, С.А. Иванчук // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – №6. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15372
4. Андреева, А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях [Текст] / А.Д. Андреева // Вестник Мининского университета. – 2018. – №2. – С. 5-20.
5. Бауман, З. Текучая современность [Текст] / З. Бауман. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
6. Бодрийяр, Ж. Общество потребления [Текст] / Ж. Бодийяр. – Пер. с фр. Е.А. Самарской. – М.: АСТ, 2020. – 384 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском обществе (психологические исследования) / Л.И. Божович. – М.: Академия, 2020. – 446 с.
8. Бороздина, Н.В. Метод проектов как педагогическая технология [Электронный ресурс] / Н.В. Бороздина // Воспитатель детского сада. – 22.12.2018. – Режим доступа: https://www.vospitatelds.ru/conference_notes/146
9. Веблен, Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций [Текст] / Т. Веблен. – Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1984. – 368 с.
10. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2019. – 208 с.
11. Гончарова, И.И. Использование технологии «Теория решения изобретательских задач» в формировании культуры потребления у детей дошкольного возраста [Текст] / И.И. Гончарова, М.И. Васильева // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – №3 (82). – С. 31-33.
12. Дементьева, О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе [Электронный ресурс] / О.М. Дементьева // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – №2. – Режим доступа: https://science-education.ru/article/view?id=26179
13. Ермаков, С.С., Юркевич В.С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения [Текст] / С.С. Ермаков, В.С. Юркевич // Современная зарубежная психология. – 2019. – Том 2. – № 2. – С. 87-100.
14. Журина, Т.Е. Исследовательская деятельность как один из аспектов познавательного развития дошкольников [Текст] / Т.Е. Журина, С.Д. Кириенко // Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования: материалы XV Международной научно-практической конференции, г. Челябинск, 16-17 марта 2017 г. – Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2018. – С. 193-196.
15. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики [Текст] / В.П. Зинченко. – М.: Гардарики, 2019. – 431 с.
16. Игаева, К.В. Трансформация культуры общества потребления в работах З. Баумана [Текст] / К.В. Игаева // Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. – 2022. – С. 120-126.
17. Исаева, Л.А. Роль государства в формировании культуры потребления [Текст] / Л.А. Исаева, Е.В. Неяскина // Фундаментальные исследования. – 2019. – № 7-2. – С. 362-365.
18. Кузнецов, Д.А. Человек в обществе потребления: социально-философский анализ [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Д.А. Кузнецов. – М., 2010. – 24 с.
19. Курбацкая, Е.И. Проектная деятельность дошкольников [Электронный ресурс] / Е.И. Курбацкая // Воспитатель детского сада. – 22.12.2018. – Режим доступа: https://www.vospitatelds.ru/conference_notes/121
20. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. – М.: Академия, 2018. – 336 с.
21. Печкуров, И.В. Демонстративное потребление в современном российском обществе: к методологии исследования в широком историко-культурном контексте [Текст] / И.В. Печкуров // Гуманитарий Юга России. – 2022. – Том 11 (54). – №2. – С. 58-67.
22. Пластун, В.Ю. Потребление: онтологическая сущность или культурно-историческое явление [Текст] / В.Ю. Пластун // Вестник ОмГПУ. Гуманитарные исследования. – 2022. – №2 (35). – С. 36-40.
23. Раренко, А.А. От образа жизни к культуре потребления: социологический аспект [Текст] / А.А. Раренко // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11: Социология: Реферативный журнал. – 2022. – №1. – С. 87-97.
24. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2019. – 368 с.
25. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2018. – 672 с.
26. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. [Текст]. –Воро¬неж: НПО «МОДЭК», 2019. – Т. 1. – 568 с.
27. Фромм, Э. Иметь или быть? [Текст] / Э Фромм . – Пер. с англ. Э.М. Телятниковой. – М.: АСТ, 2020. – 320 с.
28. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://sociologyniv.rU/doc/encyclopedia/socio/fc/slovar-207-2.htm#zag-2953.
29. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Текст]: учебное пособие / Н.Ф. Яковлева. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 144 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ