Особенности личностных смысловых образований у студентов младших и старших курсов педагогического университета (Алтайский государственный педагогический университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул).
Выборка исследования: 172 студентов, обучающихся на первом и четвертом курсах (возраст студентов – от 17 до 24 лет).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования смысловых образований личности 9
1.1 Исследование ценностно-смысловой сферы личности в отечественной и зарубежной психологии 9
1.2 Смысловые образования как базовые составляющие личности 17
1.3 Развитие и особенности смысловых образований личности в юношеском возрасте 26
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей смысловых образований личности студентов младших и старших курсов 35
2.1 Выбор и обоснование методов исследования 35
2.2 Описание и анализ результатов исследования 40
2.3 Рекомендации по развитию смысловых образований личности у студентов 53
Выводы по второй главе 63
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 67
Приложения 76
Актуальность исследования. Современное человекознание характеризуется расширением влияния гуманистической парадигмы, в центре внимания которой находятся вопросы о специфике бытия человека в мире, о природе и внутренних закономерностях человеческой уникальности, целостности и ценности. Такие вопросы находят свое разрешение в синтезе различных областей гуманитарного знания, взаимопроникновении методов познания таких наук, как философия, антропология, культурология, психология, семиотика, лингвистика. Изучение внутреннего мира личности является одной из актуальных проблем современной психологии.
В настоящее время отечественная психология, обретая свободу и плюрализм философско-методологических основ концепций психического, вновь обращается к проблеме личности и её сознания, стремясь преодолеть прежние редукционистские тенденции. Реконструкция целостных систем представлений человека об окружающем мире, других людях, себе самом имеет большое значение в плане теоретического осмысления качественной специфики и структурной организации индивидуального сознания. В плане психокоррекционной работы, психологического консультирования также является важным воссоздать способы осмысления мира другим человеком, увидеть мир «его глазами». При таком подходе человек предстает не как объект психологического воздействия, а как равноправный партнер в диалоге, эксперт собственного жизненного мира. Кроме того, процесс объективации фрагментов собственной картины мира и работы с ними дает человеку возможность перевести в область осознания «проблемные зоны», прочувствовать их и в то же время «разотождествиться» с ними, переструктурировать и осуществить внутреннюю регуляцию своих представлений о действительности, изменить неконструктивные способы поведения.
Жизнедеятельность современного человека осуществляется в постоянно меняющихся условиях. Социально-экономические потрясения привели к тому, что привычные эталоны поведения, традиционные нормы и ценности, регулировавшие деятельность человека, перестали восприниматься молодежью как значимые ориентиры. Студенчество – это особый этап развития личности, на котором осуществляется выбор и реализация дальнейшего жизненного пути. В случае, если прежние нормы и правила кажутся устаревшими, а новые эталоны, соответствующие изменившимся реалиям жизни, ещё не выработаны, у молодых людей может возникать ощущение растерянности, неуверенности в завтрашнем дне и отсутствия перспектив, что ведёт к повышению уровня стресса. В этой связи особую актуальность приобретает изучение смысловых образований у студентов младших и старших курсов, выступающих в качестве опор, помогающих совладать с трудными жизненными ситуациями. Смысловые образования могут выступать ресурсами совладания со стрессом.
Степень изученности темы исследования. Проблема смысловых образований личности раскрыта в научных трудах А. Г. Асмолова, В. В. Байлук, Ф. Перлза, П. П. Фесенко, В. Франкла и др. Понятия «смысл», «смысловые образования» раскрыто в работах К. В. Карпинского, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, В. Э. Чудновского и др. Подходы к смысловому образованию личности раскрыты в работах Н. С. Гилевой, И. Н. Данилиной, Е. А. Лукиной, Е. В. Клочко, С. И. Кудинова и др. Особенности структуры смысловых образований студентов определена М. Ю. Галуцкой, Д. В. Головатенко, Е. В. Жилкиной, А. В. Корнеевой, О. В. Лобза и др.
Цель исследования – выявить отличия личностных смысловых образований у студентов младших и старших курсов педагогического университета.
Объект исследования – смысловые образования личности.
Предмет исследования – особенности личностных смысловых образований, их свойств и видов, у студентов младших и старших курсов педагогического университета.
Гипотеза исследования: предполагается, что смысловые образования личности по таким характеристикам как социальные смыслы, групповые смыслы, семейные смыслы, локус контроля – Я и т.д. отличаются у студентов младших и старших курсов.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать смысловые образования как базовые составляющие личности.
2. Раскрыть понятие и компоненты смысловых образований личности в трудах отечественных и зарубежных психологов.
3. Охарактеризовать развитие и особенности смысловых образований личности в юношеском возрасте.
4. Выявить в эмпирическом исследовании особенности личностных смысловых образований у студентов младших и старших курсов педагогического университета.
5. Разработать рекомендации по формированию личностных смысловых образований у студентов младших и старших курсов педагогического университета.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психологической литературы, сравнение научных позиций);
- эмпирические (тестирование);
- статистические: U - Манна – Уитни.
Методики исследования:
1) «Система жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова.
2) «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А.Леонтьева.
3) «Опросник смысложизненного кризиса» К.В. Карпинского.
4) «Анкета смысла жизни» В.Э. Чудновского.
Выборка исследования: 172 студента, обучающихся на первом и четвертом курсах АлтГПУ. Возраст студентов – от 17 до 24 лет.
База исследования: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет» (г. Барнаул).
Подготовительный этап: постановка проблемы, выбор темы с аргументированным обоснованием ее актуальности, определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач, выбор необходимой методологии для проведения исследования, разработка плана, анализ литературных источников.
Основной этап: проведение исследования, направленного на решение поставленной проблемы; обработка полученных результатов и их описание, подготовка общих выводов по проделанной работе.
Заключительный этап: оформление текста в соответствии с требованиями ГОСТ, подготовка рекомендаций, презентации результатов исследования, публикация итогов работы.
Научная новизна диссертационного исследования: выявлены отличия смысловых образований личности у студентов младших и старших курсов; разработаны рекомендации, позволяющие создать условия для развития смысловых образований личности у студентов.
Теоретическая значимость: углублено и уточнено психологическое содержание понятий «ценностно-смысловая сфера», «смысловые образования», «смысложизненные ориентации»; расширены представления об особенностях личностных смысловых образованиях в юношеском возрасте; обоснованы отличия смысловых образований личности студентов первого и четвертого курсов педагогического университета на примере АлтГПУ (г. Барнаул).
Практическая значимость: данная работа может быть полезна как руководителям и преподавателям вузов; так и студентам, с целью оптимизации уровня смысловых образований личности.
Положения, выносимые на защиту:
1) В ходе исследования выдвинута гипотеза: предполагается, что смысловые образования личности по таким характеристикам как социальные смыслы, групповые смыслы, семейные смыслы, локус контроля – Я и т.д. отличаются у студентов младших и старших курсов. Гипотеза была доказана эмпирически, посредством проведения выборочной оценки смысловых образований личности студентов двух эмпирических групп: студентов младших и старших курсов.
2) В ходе исследования было установлено, что смыссложизненный кризис студентами младших и старших курсов переживается одинаково, что обуславливается незначительной разницей в возрасте и жизненном опыте испытуемых. Качественные отличия в смысловых образованиях студентов младших и старших курсов заключаются в следующем: студентам младших курсов более характерно на уровне статистической значимости экзистенциональные смыслы, коммуникативные смыслы. Студентам старших курсов более характерно на уровне статистической значимости статусные смыслы, семейные. Общий показатель осмысленности жизни выше у студентов младших, чем у студентов старших курсов, показатели по шкале «Локус контроля – жизнь» выше у студентов старших курсов. Группа социальных смыслов у студентов старших курсов на уровне статистической значимости имеет качественные различия – наполнена большими смыслами, чем у студентов младших курсов.
3) В качестве рекомендаций на основе результатов эмпирического исследования была разработана и частично реализована программа тренинга для студентов педагогического вуза «Жизненные перспективы». Отметим, что проектирование и проживание студентами жизненных проектов активизирует их экзистенциально. Осознавая и проживая в реальности влияние своей жизнедеятельности на жизнепроектирование других людей, личность одновременно переживает ответственность за самоорганизацию своей жизни перед всеми людьми. Поэтому реализация данной программы в группах студентов педагогических вузов будет усиливать потребность молодых людей в смысловых образованиях и планированию жизненной перспективы.
Надежность и достоверность исследования обеспечена: общей логикой построения исследования и целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; использованием комплекса проверенных стандартизированных диагностических методик и корректной организацией опытно-экспериментальной работы; статистическими методами обработки полученных данных; практическим подтверждением гипотезы исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, изложены в двух научных работах, опубликованных в периодически изданиях, а также в научных докладах на кафедре психологии Алтайского государственного педагогического университета (2023).
Результаты работы обсуждены и одобрены на кафедре психологии Алтайского государственного педагогического университета (2023).
Диссертационная работа состоит из: введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы (82 источника) и приложений. Объем работы составляет 75 страниц.
Развитие личностных смысловых образований представляет собой процесс экзистенциально-субъектного воплощения интенций жизни в личностных и социальных измерениях, направленный на создание личностью проекта своего будущего. Стержневой интенцией смысловых образований является смысложизненный поиск. В поисках смысла существования человек переосмысливает свою жизнь в пространственно-временном и ценностно-смысловом континууме. Осознавая высокую ценность собственной жизни как проекта потенциальных возможностей, личность принимает на себя ответственность за ее реализацию и становится субъектом собственной жизни.
Развитие экзистенциального «Я» личности юношеского возраста способствует конкретизации процессов развития смысловых образований в смысложизненных ориентациях. Указанные образования в юности и ранней молодости активизируют и направляют жизненную энергию человека на реализацию собственных эталонов в конкретных векторах жизнедеятельности. Такими векторами являются личностная, профессиональная, этническая и духовная линии жизнепроектирования. В ранней юности, на этапе субъектно-экзистенциального проектирования жизненного пути, личность автономно образует способы управления своей жизнедеятельностью в настоящем. Личности поздней юности свойственна устремленность в будущее, стремление создать его идеальный проект и привлечь ресурсы для его реализации. В этом возрасте преобладание экзистенциальных процессов жизнепроектирования над субъектными характеризует этап экзистенциально-субъектного проектирования жизненного пути человека.
В ходе исследования выдвинута гипотеза: предполагается, что смысловые образования личности отличаются у студентов младших и старших курсов. Гипотеза была доказана эмпирически, посредством проведения выборочной оценки смысловых образований личности студентов двух эмпирических групп: студентов младших и старших курсов. При этом, по результатам проведенного эмпирического исследования выявлено, что конструирование линий жизненного пути и смысловые образования у большинства студентов младших и старщих курсов педагогического вуза детерминировано не только альтруистическими, но и эгоцентрическими жизненными ориентациями, социально-стереотипными смысловыми когнициями. Качественные показатели результатов исследования отражают стремление студентов младших и старших курсов к успешной профессиональной самореализации и карьерным достижениям, при этом, ими выбираются стереотипные и пассивные средства профессионального саморазвития. Была обнаружена направленность студентов младших и старших курсов на саморазвитие духовного потенциала как для альтруистического содействия жизнепроектированию всех других людей, так и самопозиционирования в неформальных взаимоотношениях (социальные и индивидуальные смыслы).
В ходе исследования было установлено, что смыссложизненный кризис студентами младших и старших курсов переживается одинаково, что обуславливается незначительной разницей в возрасте и жизненном опыте испытуемых. Качественные отличия в смысловых образования студентов младших и старших курсов заключаются в следующем: студентам младших курсов более характерно на уровне статистической значимости экзистенциональные смыслы, коммуникативные смыслы. Студентам старших курсов более характерно на уровне статистической значимости статусные смыслы, семейные. Общий показатель осмысленности жизни выше у студентов младших, чем у студентов старших курсов, показатели по шкале «Локус контроля – жизнь» выше у студентов старших курсов. Группа общественных смыслов у студентов старших курсов на уровне статистической значимости имеет качественные различия – наполнена большими смыслами, чем у студентов младших курсов.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подверждена.
1. Абульханова-Славская, К. А. Проблема определения субъекта в психологии / К. А. Абульханова-Славская // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 58-63.
2. Агафонов, А. Б. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологичесой теории смысла / А. Б. Агафонов. – Самара : Издательский дом «Бахрах-М», 2000. – 336 с.
3. Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии / А. Альфред. – Москва : Когито-Центр, 2014. – 202 c.
4. Ананьев, Б. Г. Избраные психологические труды : в 2-х т. / В. Г. Ананьев. – Москва : Мысль, 1980. – 407 с.
5. Анисимова, Е. В. Социально-психологическая модель структуры ценностно-смысловых ориентаций личности / Е. В. Анисимова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2020. – Т. 9. – № 1-1. – С. 150-163.
6. Антилогова, Л. Н. Психологические аспекты становления личности в образовании / Л. Н. Антилогова // В сборнике : Горизонты образования. материалы I Международной научно-практической конференции. – Омск, 2020. – С. 106-108.
7. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 458 с.
8. Асмолов, А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Смысл : Издательский центр «Академия», 2007. – 528 с.
9. Байлук, В. В. Человекознание : В 3 кн. Кн. 3. Самореализация личности. 33 закона успеха и 33 причины неудач / В. В. Байлук. – Екатеринбург : Изд-во Дома учителя, 2011. – 268 с.
10. Бардин, И. Д. Психологическое благополучие студентов / И. Д. Бардин // В сборнике : Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества. Сборник статей по материалам XV Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей: в 2-х частях. Мининский университет. – 2020. – С. 13-15.
11. Братусь, Б. С. К проблеме человека в психологии / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. – 1997. – №5. – С. 3–20.
12. Вайзер, Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека / Г. А. Вайзер // Психологический журнал. – 1998. – Т. 19. – №5. – С. 3–14.
13. Василюк, Ф. Е. Психология переживания : Анализ преодоления критич. ситуаций / Ф. Е. Василюк; [Предисл. В. П. Зинченко]. – Москва : Изд-во МГУ, 1984. – 200 с.
14. Василевская, Е. А. Психологическое обоснование субъектной модели гражданского самосознания личности / Е. А. Василевская // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – № 4 (25). – С. 289-292.
15. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика, 1982. Т. 1. – 487 с.
16. Гаджиева, У. Б. Психологические аспекты построения жизненной перспективы студенческой молодежи / У. Б. Гаджиева // International Journal of Medicine and Psychology. – 2019. – Т. 2. – № 4. – С. 163-168.
17. Галажинский, Э. В. Системная детерминация самореализации личности : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.01 / Э. В. Галажинский. – Барнаул. гос. пед. ун-т. – Барнаул, 2002. – 43 с.
18. Гайдай, С. Н. Ценностно-смысловые ориентации в современном образовании / С. Н. Гайдай // Образование и право. – 2019. – № 4. – С. 267-272.
19. Галуцкая, М. Ю. Проблема психодиагностики личностного саморазвития в юношеском возрасте / М. Ю. Галуцкая // Психология, социология и педагогика. – Белгород, 2015. – С. 163-169.
20. Гилева, Н. С. Ценностно-смысловая сфера как основа регуляции жизнедеятельности / Н. С. Гилева // В сборнике : Наука и общество : проблемы современных исследований. Сборник статей в 2 частях. – 2016. – С. 178-182.
21. Головатенко, Д. В. Психологические модели формирования посттравматической жизненной перспективы личности / Д. В. Головатенко // Психология и педагогика в Крыму : пути развития. – 2022. – № 3. – С. 29-40.
22. Головаха, Е. И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности / Е. И. Головаха // Вопросы психологии. – 2002. – №3. – С. 74-77.
23. Гольдштейн, К. Психология индивидуальности / К. Гольдштейн. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с.
24. Данилина, И. Н. Развитие ценностно-смысловых образований в структуре личности студента-первокурсника / И. Н. Данилина // В сборнике : Новые технологии науки, техники, педагогики высшей школы. материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 330-332.
25. Драгомир, В. И. Влияние ценностно-смысловых ориентаций на развитие внутреннего потенциала личности студента / В. И. Драгомир // В сборнике : Психология и педагогика : актуальные проблемы и тенденции развития. Материалы II международной научно-практической конференции (очно-заочной). Ответственный редактор Е. В. Сахарова. – 2016. – С. 129-132.
26. Жилкина, Е. В. Исследование особенностей смысловых образований и психологической зрелости студентов / Е. В. Жилкина // В сборнике : Личность как объект психологического и педагогического воздействия. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 85-88.
27. Ибрагимова, А. М. Проблематика изучения ценностно-смысловых ориентаций в работах зарубежных и отечественных авторов / А. М. Ибрагимова // В сборнике : Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам LIII студенческой международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 99-103.
28. Кайгородов, Б. В. Структурно-динамические характеристики самопонимания в характеристике и развитии Я-концепции в юношеском возрасте / Б. В. Кайгородов // Мир психологии. – 2002. – №2. – С. 117-126.
29. Калугин, А. Ю. Ценностная направленность личности студентов-гуманитариев / А. Ю. Калугин, А. А. Волочков // Вопросы психологии. – 2016. – № 4. – С. 28-42.
30. Карев, Е. И. Жизненные планы и перспективы молодежи за пределами мегаполисов / Е. И. Карев // В сборнике : Общество, политика, финансы. Материалы Российской научно-технической конференции. – 2019. – С. 86-89.
31. Карпинский, К. В. Источники смысла жизни : новый метод психодиагностики личности : моногр. / К. В. Карпинский. – Гродно : ГрГУ, 2021. – 219 с.
32. Карпинский, К. В. Смысложизненные задачи и состояния в развитии личности как субъекта жизни / К. В. Карпинский // Сибирский психологический журнал. – 2019. – №71. – С. 79-106.
33. Карпинский, К. В. Смысложизненный кризис в развитии личности : анализ концепций отечественной и зарубежной психологии : монография / К. В. Карпинский. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2015. – 319 с.
34. Корнеева, А. В. Ценностно-смысловой аспект профессиональной самореализации личности / А. В. Корнеева, Т. А. Косачева, О. А. Крюкова, Ю. А. Бахмутская // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 7. – С. 121-123.
35. Коростылёва, Л. А. Психология самореализации личности : затруднения в профессиональной сфере / Л. А. Коростылёва. – Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 222 с.
36. Клочко, В. Е. Саморазвитие и благополучие в психологических системах : проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ) / В. Е. Клочко. – Томск : Томский государственный университет, 2015. – 174 с.
37. Клочко, В. Е. Самореализация личности : системный взгляд / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский ; под ред. Г. В. Залевского. – Томск : Изд-во Томского ун-та, 1999. – 154 с
38. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности / И. С. Кон. – Москва : Ювента, 1976. – 175 с.
39. Коркмазов, А. В. Многомерности смысловых образований и их влияния на поведение личности в целом / А. В. Коркмазов // В сборнике : Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 55-57.
40. Кубарев, В. С. Проблема развития в культурно-исторической психологии: от деятельности к сознанию / В. С. Кубарев // Культурно-историческая психология. – 2013. – № 2. – C. 2–9.
41. Кудинов, С. И. Методологические проблемы исследования самореализации личности / С. И. Кудинов // Вестник Башкирского университета. – 2015. – Т. 20. – № 2. – С. 696-699.
42. Кудинов, С. И. Системный подход в исследовании самореализации личности / С. И. Кудинов // Российский научный журнал. – 2015. – № 2 (45). – С. 138-143.
43. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. / А. Н. Леонтьев. – Москва : Политиздат, 1977. – 304 с.
44. Леонтьев, Д. А. Личностная автономия как составляющая личностного потенциала / Д. А. Леонтьев, О. Е. Дергачева / Личностный потенциал : структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. – Москва : Смысл, 2011. — C. 210-240.
45. Лобза, О. В. Ценностные ориентации и их взаимосвязь с личностными особенностями студентов / О. В. Лобза // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2022. – Т. 11. – № 2-1. – С. 180-191.
46. Лукина, Е. А. Особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук : специальность / Е. А. Лукина. – Санкт-Петербург, 2006. – 26 с.
47. Лупей, С. В. Происхождение понятия «личностный смысл» в контексте психолого-педагогических поисков XX века / С. В. Лупей // В сборнике : Непрерывное образование: теория и практика реализации. Материалы Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 73-77.
48. Лэнгле, А. Жизнь, наполненная смыслом : прикладная логотерапия : перевод с немецкого / Альфрид Лэнгле. – 2-е изд. – Москва : Генезис, 2004. – 127 с.
49. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – Москва : Инфра-М, 2014. – 263 с.
50. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности : содержание, структура, механизмы формирования : Монография / А. В. Микляева [и др.]. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – С. 8-47.
51. Нарахно, К. Гештальт–терапия : Отношение и Практика атеоретического эмпиризма / К. Нарахно. – Воронеж : НПО МОДЭК, 1995. – 304 с.
52. Олпорт, Г. В. Становление личности : Избранные труды / Г. В. Олпорт. – Москва : Смысл, 2002. – 462 с.
53. Парфенова, Н. Б. Роль ценностно-смысловых образований в структуре личности / Н. Б. Парфенова // В сборнике : Актуальные проблемы развития личности в современном обществе. Материалы Международной научно-практической конференции. Посвящается 115-летию со дня рождения А. Н. Леонтьева. Под редакцией Д. Я. Грибановой. – 2018. – С. 44-51.
54. Перелыгина, И. В. Психологические условия становления ценностно-смысловых установок студентов в процессе самопроектирования жизненной позиции: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Перелыгина Ирина Владимировна. – Москва : МГУ, 2008. – 235 с.
55. Прадчук, О. И. Ценностное самоопределение как основа жизненной перспективы преподавателя и студента / О. И. Прадчук // Шаг в науку. – 2018. –№ 1. – С. 125-127.
56. Ральникова, И. А. Психологическое здоровье и жизненные перспективы личности / И. А. Ральникова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – № 4 (15). – С. 121-126.
57. Роджерс, К. Психология личности / К. Роджерс. – Москва : Академия, 2017. – 359 с.
58. Рокич, М. Методика «Ценностные ориентации» / М. Рокич / авт.-сост. А. А. Карелин. – Москва : Эксмо, 2009. – С. 26-28.
59. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Академия, 2013. – 524 с.
60. Савченко, Н. А. Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Савченко Наталья Алексеевна. – Ростов-на-Дону, 2008. – 184 с.
61. Семиков, В. А. Психолого-акмеологические особенности развития смысложизненных ценностей студентов гуманитарного профиля: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Семиков Владимир Алексеевич. – Тамбов, 2009. – 263 с.
62. Серый, А. В. Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие / А. В. Серый, М. С. Яницкий. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999 – 92 с.
63. Сладкомедова, М. Ю. Динамика смысловых установок студентов в процессе обучения в вузе: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Сладкомедова Марина Юрьевна. – Москва : МГУ, 2007. – 167 с.
64. Старовойтенко, Е. Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений / Е. Б. Старовойтенко. – Москва : Трикста, 2004. – С. 80-81.
65. Столярская, Е. В. Самоактуализация личности : свобода развития вместо стремления к идеалу / Е. В. Столярская // Образование и повышение квалификации непрерывного образования. Вып.11 – Минск, 2016. – С. 122-129.
66. Толкач, И. Ф. Особенности ценностных ориентаций студентов технических специальностей / И. Ф. Толкач // Научный альманах. Психологические науки – 2016. – № 4-4(18). – С. 122-125.
67. Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 416 с.
68. Шамионов, Р. М Субъектное благополучие и ценностно-смысловые образования личности в профессиональной сфере / Р. М. Шамионов // Известия Саратовского университета. – 2006. – Т. 6. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып.1/2. – С. 106.
69. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь. – Москва : Феникс, 2009. – 816 c.
70. Федорова, С. И. Ценностно-смысловая направленность личности студентов в свете новых подходов к высшему образованию / С. И. Федорова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2021. – № 2 (77). – С. 66-71.
71. Фесенко, П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ) / П. П. Фесенко. – Москва, 2005. – 24 с.
72. Франкл, В. Доктор и душа : Логотерапия и экзистенциальный анализ / Виктор Франкл ; Пер. с нем. – Москва : Альпина нон-фикшн, 2017. – 338 с.
73. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 159 c.
74. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм /Пер. с англ. А. Лактионова. – Москва :АСТ:АСТ МОСКВА, 2009. – 245 с.
75. Чудновский, В. Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни / В. Э. Чудновский // Мир психологии. – 2001. – № 2. – С. 82-89.
76. Чудновский, В. Э. Смысложизненный аспект современного процесса образования / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. – 2009. – №4. – С. 50-60.
77. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни : Избранные труды / В. Э. Чудновский. – Москва : Изд-во МСПИ, 2006 – 768 с.
78. Явон, С. В. Ценностные аспекты жизнедеятельности современной молодежи / С В. Явон // Социально-гуманитарные знания. – 2010. – № 3. – С. 154-156.
79. Diener, E. The science of well-being: the collected works / E. Diener. – New York: Springer. – 274 p.
80. Pittman, K. Addressing spiritual development in youth development programs and practices: opportunities and challenges / K. Pittman, P. Gazza, N. Yohalem, S. Artman // New directions for youth development. – 2008. – № 118. – P. 29–44.
81. Ryff, C. The Structure of Psychological Well-Being Revisited / C. Ryff, C. L. M. Keyes // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – Vol. 69. – № 4. – P. 719-727.
82. Zhang, K. C. Personal spiritual values and quality of life: evidence from Chinese college students / K. C. Zhang, C. H. Hui, J. Lam, E. Y. Lau, S. F. Cheung, D. S. Mok // Journal of Religion and Health. – 2014. – Vol. 53. – Is. 4. – P. 986–1002.