Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дневник А. В. Никитенко как источник по истории Санкт-Петербургского университета

Работа №130258

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ............................................................................................................................... 3
Глава I. Профессорская карьера А. В. Никитенко и ее отражение в
«Дневнике» и других источниках .................................................................................... 19
§ 1. Юность А. В. Никитенко и становление личности ................................................. 19
§ 2. А. В. Никитенко – студент ........................................................................................ 27
§ 3. Путь к профессуре: 1828-1849 гг. ............................................................................. 32
§ 4. А. В. Никитенко как тип профессора ....................................................................... 42
Глава II. Столичный университет и университетские отношения
глазами университетского профессора ........................................................................... 46
§ 1. Взаимоотношение университетской среды и администраторов
просвещения....................................................................................................................... 46
§ 2. Социальный облик, корпоративная культура и
учебно-профессиональная деятельность профессоров столичного
университета ..................................................................................................................... 54
§ 3. Путь к профессуре: 1828-1849 гг. ............................................................................. 60
§ 4. А. В. Никитенко как тип профессора ...................................................................... 67
Заключение ........................................................................................................................ 81
Список использованных источников и литературы ...................................................... 86

Актуальность исследования. Использование документов личного
происхождения в исторических исследованиях становится все более
распространенной практикой в связи с усилением интереса исследователей к
социальной и антропологически ориентированной истории1. Современная
историческая наука расставляет новые акценты в восприятии «эго-документов»:
наравне с фактами и деталями произошедших событий, которые могут быть
обнаружены, перед историком предстает фигура самого автора – его
мировосприятие, ценности, переживания и размышления2. Субъективность
автора и его интерпретация событий прошлого позволяют рассмотреть
социально-психологические аспекты исторических событий.
Дневник профессора Санкт-Петербургского университета А. В. Никитенко,
затрагивающий обширный период истории университета (30-60-ые гг. XIX в.),
позволяет не только реконструировать конкретные события, произошедшие в
стенах здания Двенадцати коллегий, но и проникнуть в так называемый
«внутренний мир университета» и Петербурга в целом, его научно-культурное
пространство. Данный источник дает возможность реконструировать детали
взаимоотношений внутри университетской корпорации, подробности работы
системы образования, управления университетом, его связей с
внеуниверситетским миром столицы, включенность в общественные и идейные
течения своего времени.
«Дневник» А. В. Никитенко, как исторический источник по Санкт-
Петербургскому университету и как объект самостоятельного исследования,
остается недооцененным историками университетов, и его изучение является
актуальной темой в современной исторической дискуссии о формировании
университетских сообществ.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Санкт-Петербургский Императорский университет во второй трети XIX в.
претерпевал значительные изменения, которые позволили ему уже в
последующие десятилетия, после кризиса 1861-1863 гг., приобрести огромное
влияние в общественной жизни Российской империи, а также занять свое место
среди университетов мирового уровня. Успехи Санкт-Петербургского
университета были подготовлены в значительной степени реформаторской
деятельностью С. С. Уварова в 1830-40-х гг., которая и обуславливала
успешный переход к национальной модели университета.
«Дневник» А. В. Никитенко, охватывающий данный переходный период,
позволяет увидеть становление и преобразование «университетского мира»
«русского университета» не через официальное делопроизводство, статистику и
сухие факты, а глазами внимательного наблюдателя, включенного в этот
процесс. Источник позволяет рассмотреть состояние профессорской
корпорации, корпорации студентов, взаимодействие между университетом и
администраторами просвещения, рассмотреть интеграцию университета в
общественную жизнь.
Стержневым сюжетом «Дневника», как показано в данной работе, является
отражение истории столичного университета и образа университета, которые
следует рассматривать в контексте взглядов А. В. Никитенко, особенностей его
личности, биографии и профессионального пути.
Опыт социальной неполноценности и зависимости, испытанный А. В.
Никитенко в юности, накладывал определённой отпечаток на восприятие
событий и людей и, в конечном счете, на тот образ университета, который
предстает на страницах его «Дневника». Закономерно, что тема общественного
устройства является лейтмотивом ко всем дневниковым записям. В свою
очередь, одним из важнейших сюжетов «Дневника» в 20-60-ые гг. XIX в.
является тема образования. Понятия ценности и значимости образования
сформировались у А. В. Никитенко под влиянием его отца и острожского
окружения, что во многом определило последующие позиции А. В. Никитенко,
заключающиеся, главным образом, в понятиях гражданской свободы,
просвещенного гуманизма, представлениях об автономности университетской
корпорации и свободе научной деятельности. В основу своей жизненной
философии А. В. Никитенко ставил идею служения науке как возможности
исполнения общественного долга, а всю действительность он стремился
подчинить «законам разума» и понятиям о чести и справедливости. Таким
образом, А. В. Никитенко представляет собой тип прагматика-идеалиста.
Путь А. В. Никитенко в университет был нетипичен, однако и не
уникален272. Высокая социальная мобильность и доступность университетского
образования вкупе с покровительством А. Н. Голицына, Я. И. Ростовцева, К. Ф.
Рылеева привели А. В. Никитенко на университетскую скамью. Его обучения
на протяжении всего периода протекало успешно и плодотворно. Однако
начало карьерного пути А. В. Никитенко в университете было омрачено
последствиями «дела профессоров» 1821 г., в результате которого ректорство
было отдано А. А. Дегурову, принципиально обходившего А. В. Никитенко при
решении вопроса о включении в штат преподавателей. Но вскоре наступил
новый этап в системе высшего образования, ознаменовавшийся
реформаторской деятельностью С. С. Уварова, что было с большим
воодушевлением встречено А. В. Никитенко.
Настоящим ударом для А. В. Никитенко стала политика просвещения
эпохи «мрачного семилетия» (1849-1855 гг.), что отражается в самом
определении этого периода, принадлежавшем А. В. Никитенко (т. 1, с. 247). Он
болезненно переживал устанавливающийся полицейско-охранительный режим
в университете. Общее настроение записей А. В. Никитенко от года к году
становилось все более мрачным и угрюмым. Контрреформы этого периода
получили в интерпретации А. В. Никитенко определение: «крестового похода
против науки»273. Кроме того, его карьера в университете была отягощена 16-
летним пребыванием в должности экстраординарного профессора и,
соответственно, скрытым конфликтом с П. А. Плетневым, обходившего А. В.
Никитенко не только по службе в университете, но и по службе в
Петербургском цензурном комитете и канцелярии Министерства народного
просвещения. Эти обстоятельства биографии и профессионального пути А. В.
Никитенко накладывали определенный отпечаток на его мировосприятие, в
последующем и определившее его крайне негативное отношение к
студенческим волнениям 1861 г. – центральному событию истории
дореформенного университета274.
Студенческие волнения являлись следствием процесса обретения
самосознания университетской корпорацией, протекающего в условиях кризиса
всей системы высшего образования в Российской империи. Студенческие
протесты привели к закрытию университета, а в знак солидарности с
универсантами подали в отставку профессора К. Д. Кавелнн, А. Н. Пыпин, В. Д.
Спасович, Б. И. Утин. А. В. Никитенко болезненно переживал кризис
университетской системы, и в студенческом движении 1861 г. он видел лишь
обострение и без того шаткого положения университета и девальвацию
авторитета науки. Романтизация и идеализация А. В. Никитенко окружающего
мира сменилась скептицизмом и озлоблением. Его неоправдавшиеся ожидания
от университетской карьеры, научной и общественной деятельности усиливали
неприятие происходивших событий. Тогда А. В. Никитенко уже был не в
состоянии понять сущность и значение студенческих протестов, приведших к
утверждению автономности университетской корпорации, чего сам он когда-то желал.
Содержание «Дневника» А. В. Никитенко во многом определяется
мотивацией автора. Мотивация в ведении дневниковых записей А. В.
Никитенко, в первую очередь, обуславливалась его стремлением к
публичности. «Дневник» являлся для А. В. Никитенко своеобразным посланием
для потомков, сообщавших о реалиях жизни Российской империи в
Николаевское время. Данный вывод обуславливается рядом наблюдений:
постоянными обращениями А. В. Никитенко к будущим поколениям,
отсутствием записей относительно частной и семейной жизни и переживаний с
ней связанных, самим фактом подробного ведения «Дневника»,
фиксировавшего детали и сюжеты общественной университетской жизни. По
завещанию А. В. Никитенко его дочерям вменялось поступить с его записями
согласно «общественному долгу». Старшая дочь Софья практически сразу
после кончины отца занялась поиском журнала для публикации дневника отца
и приведением его записей «в порядок». Большинство редакторов печатных
изданий не заинтересовались «Дневником», поскольку в последние годы своей
жизни его автор перестал быть публичным человеком и о нем попросту забыли.
Только через одиннадцать лет после смерти А. В. Никитенко его «Дневник»
начал публиковаться в журнале «Русская старина» редактора М. И. Семевского275.
Значение «Дневника» А. В. Никитенко трудно переоценить. Его автор
хроникально точно и обстоятельно характеризовал то время, в котором ему
пришлось жить, и те события, свидетелем которых он являлся. А. В. Никитенко
записывал сведения о произошедших событиях каждый день на протяжении
пятидесяти лет, причем в некоторые дни он садился за «Дневник» по несколько
раз. «Дневник» содержит множество персональных характеристик, являющихся
знаковыми в отечественной истории: влиятельных сановников и министров (С.
С. Уваров, М. Н. Мусин-Пушкин, А. Х. Бенкендорф, А. В. Норов, Я. И.
Ростовцев, Е. П. Ковалевский, Е. В. Путятин), членов императорской фамилии
и царедворцев, знаменитых деятелей из университетской и академической
среды, литераторов: А. С. Пушкина и Ф. В. Булгарина, Н. И. Греча и О. И.
Сенковского, М. П. Погодина и М. Н. Каткова, Н. Г. Чернышевского и А. И.
Герцена. Стоит отметить и активное участие А. В. Никитенко в общественной
жизни, его работу в различных ведомствах Министерства народного
просвещения, близость к высокопоставленным чиновникам, что безусловно
обогащает содержание дневниковых записей. Таким образом, несомненна
высокая информативность «Дневника» как источника и проницательность его
автора как наблюдателя.
Из всего массива свидетельств, приводимых А. В. Никитенко, выделяются
блоки, отражающие динамику социальных и профессиональных отношений в
университете, портреты профессоров и администраторов просвещения,
изменения в студенческой среде, формах преподавания и обучения.
Образ Санкт-петербургского университета, представленный на страницах
«Дневника» А. В. Никитенко, – многоплановый, обстоятельный, некоторые
сообщения о жизни столичного университета и его сообщества являются
единственными в своем роде. Поэтому «Дневник» А. В. Никитенко остается
уникальным историческим источником, позволяя достаточно полно воссоздать
общественные отношения, правительственные проекты в отношении
просвещения и их реализацию, проблему крепостное права, место науки и
образования в обществе, роль цензуры и ее границы. Но главное – данный
источник позволяет реконструировать историю развития университетской
корпорации, ее взаимодействие с различными общественными и
политическими институтами.


Источники:
1.1. Неопубликованные источники:
1. Центральный Государственный Исторический Архив Санкт-Петербурга
(ЦГИА СПб). Ф. 14. Оп. 1 Д. 4619: Служба профессора Никитенки, 1843 г.
2. Центральный Государственный Исторический Архив Санкт-Петербурга. Ф.
14. Оп. 3 Д. 5592: О возложении наблюдения за практическими упражнениями
казенных студентов на ординарных профессоров Шульгина, Чижова, Грефе и
Никитенко, 1836 г.
1.2. Опубликованные источники:
1. Анненков П. В. Литературные воспоминания / Редкол. сер.: В. Э. Вацуро и
др. М.: Худож. лит., 1983. — 712 с.
2. Дондуков-Корсаков А. М. Мои воспоминания. Спб.: тип. М. Стасюлевича, 1902. — 36 с.
3. Модзалевский Л. Н. Из педагогической автобиографии. Русская Школа. Т.3.
1897. No3. С.15-29.
4. Никитенко A. B. Дневник. Т. 1: 1826-1855. М.: Гослитиздат, 1955. — 543 с.
5. Никитенко A. B. Дневник. Т.2: 1856-1864. М.: Гослитиздат, 1955. — 653 с.
6. Общий Устав Императорских Российских университетов // Сборник
постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 2. Отд. 1. Спб.: Тип.
В. С. Балашева, 1855. Стлб. 969-995.
7. Пантелеев Л. Ф. Воспоминания: в 2 т. Т.1. М.: Гослитиздат, 1958. — 875 с.
8. Писарев Д. И. Наша университетская наука. Спб.: Изд-во Ф. Павленкова,
1863. — 54 с.
9. Полевой П. Н. Век нынешний и век минувший // Исторический Вестник.
Т.28. 1887. С.169-187.
10. Пыпин А. Н. Мои заметки. Вестник Европы. 1905. No3. С. 5-59.
11. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т.2.
(Ч.1, 2): 1825-1855. Спб.: Тип. В. С. Балашева, 1875. Стлб.1628. Т.3: 1855-1864.
СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1876. — 1528 стлб.
12. Семенов-Тян-Шанский П. П. Санкт-Петербургский университете (1845-
1848 гг.) // Ленинградский университет в воспоминаниях современников: в 3 т. /
под ред. В. В. Мавродина Т.1. Л.: ЛГУ, 1963. С.41-44.
13. Скабичевский А. М. Очерки по истории русской цензуры 1700-
1863 гг. СПб: Изд-во Ф. Павленкова, 1892. — 499 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ