ВВЕДЕНИЕ............................................................................3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ КОНТЕНТ В НОВЫХ МЕДИА
КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ЭРУ КЛИПОВОГО
МЫШЛЕНИЯ.........................................................................7
1.1 Научно-популярный контент в новых медиа как образовательный
ресурс...................................................................................7
1.2 Исследование нового формата цифровых медиа - мультимедийного
лонгрида...............................................................................18
1.3 Эра «клипового мышления»: особенности потребления информации
в современном обществе...........................................................27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЛОНГРИДОВ В
КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАНИЯ...................................................34
2.1 Контент-анализ научно-популярных лонгридов в новых медиа.....34
2.2 Опыт использования мультимедийных лонгридов в образовательной
деятельности подростков..........................................................45
ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС ПО СОЗДАНИЮ ЛОНГРИДОВ:
«МНОГАБУКАФ, ИЛИ КАК ЗАСТАВИТЬ ДОЧИТАТЬ ВАШ ТЕКСТ ДО
КОНЦА»..............................................................................59
3.1. Программа образовательного курса........................................59
3.2. Материалы к программе курса..............................................66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.....76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1....................................................................81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2....................................................................85
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях
нарастающей информатизации общества, современная личность гораздо
эффективнее воспринимает и усваивает сложную информацию при
помощи инструментов новых медиа. Данная тенденция связана с тем,
что в современном обществе клиповое мышление стало доминирующим
типом восприятия информации. Таким образом, в современном
российском образовательном пространстве появилась потребность в
поиске новых форм организации педагогического процесса. В нашей
работе мы предлагаем использовать научно-популярный контент в новых
медиа как пример успешной образовательной коммуникации. Очевидно
увеличившаяся в последние годы популярность научно-популярных
проектов (Sience slam, TED конференция, ПостНаука, Arzamas, Научпок
и др.) показывает, что формат и технологии, которые используют
современные популяризаторы науки востребованы российским
обществом. Тем не менее инструменты новых медиа не имеют массовой
практики в обычных российских школах, а значит существует
потребность в апробации данного формата и анализе уже существующих
немногочисленных практик. Кроме того, уже сейчас новые медиа
претендуют на роль полноценных образовательных площадок (онлайн-
университет Arzamas, Универсариум и т.д.), что в перспективе может
вытеснить современные образовательные институты, повлиять на их
популярность и общественную ценность. Именно поэтому современной
школе необходимо интегрировать формат новых медиа в свой
образовательный процесс.
Объектом исследования являет ся научно-популярный
(образовательный) контент, представленный в новых медиа.
Предметом исследования является эффективность использования
приемов новых медиа в образовательной деятельности школьников.
Выдвигается следующая гипотеза: использование приемов
изложения и подачи информации по примеру научно-популярного
контента в новых медиа способно повысить эффективность обучения за
счет повышения интереса к образовательному процессу и учета
особенностей усвоения информации современной личностью.
Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировав
особенности клипового мышления и изучив структуру научно-
популярных лонгридов, проверить образовательную эффективность
инструментов новых медиа.
Задачи исследования :
1. Дать определение ключевым понятиям исследования: клиповое
мышление, новые медиа, мультимедийный лонгрид.
2. Провести контент-анализ мультимедийных лонгридов научно-
популярного (образовательного) характера.
3. Проанализировать опыт мастерской литературного творчества
«Цифровой сторителлинг» в образовательном центре «Сириус».
4. На основе полученных исследовательских результатов разработать
образовательный курс по созданию мультимедийных лонгридов,
предназначенный для школьников старшей возрастной группы.
База исследования :
Исследованиям популяризации научного знания в России
занимались Э.А Лазаревич, Е.Е Макарова, Р.П Баканов, А.Г Ваганов, Н.В
Дивеева, А.И. Журба.
Феномен клипового мышления, а также когнитивные и другие
особенности информационного общества изучали Э. Тоффлер, М.
Маклюен, К.Г. Фрумкин, Р. С. Аткинсон, С. В. Докука, А. Зорин, А.
Моль, А.В Микляева. Клиповое мышление в контексте синдрома
дефицита внимания изучалии Э.М. Хэлловэлл и Д. Рэйти.
В вопросе новых медиа и интернет-журналистики мы опирались на
концепции разработанные Л. Мановичем, А. И Акоповым, М.М
Лукиной. Статьи О.С. Рогалева, Т.В. Шкайдерова. Исследованием
формата лонгрид занимались следующие авторы: Д.Ю Кульчицкая, А.А
Амин, А.В Колесниченко, Н. Н Лосева, М.Г Лукина, D. Dowling, T. Vogan.
Изучением языка новых медиа в контексте образования занимались
Р. Д Фрэнсис, Г.П Бакулева, Е. И Казакова, С. В Манухина, Т.Г. Галактионова.
Методология исследования:
В теоретической главе для изучения характеристик современного
типа мышления и формата новых медиа мы использовали
феноменологический и культурологический подходы. Далее во второй
главе для решения поставленных нами задач мы обратились к
следующим методам: контент-анализ новых медиа, наблюдение за
учениками, а также опрос с открытым типом вопросов.
Э м п и р и ч е с к у ю б а з у и с с л е д о в а н и я с о с т а в и л и 4 0
профессиональных научно-популярных мультимедийных лонгрида и 2
лонгрида, созданных школьниками в рамках мастерской литературного
творчества «Цифровой сторителлинг».
Положения выносимые на защиту:
1. Ключевыми понятиями в нашем исследовании являются термины:
Новые медиа, клиповое мышление, мультимедийный лонгрид. Мы даем
им следующие определения:
Новые медиа - интерактивные электронные медиа, представленные
в сети Интернет. Новые медиа отвечают следующем критериям:
числовое представление (наличие цифрового носителя),
мультимедийность, модульность, автоматизация и изменчивость.
Клиповое мышление - распространенный в современном обществе
тип мышления для которого предпочтительно фрагментарное и
визуальное потребление информации. Обладает следующими функциями
для своего носителя:
- защита от перегруженности современной информационной среды
- продуктивность в условиях многозадачности.
Мультимедийный лонгрид - это формат новых медиа для которого
характерно использование длинного текста, преимущественно линейная
подача материала, а также наличие нескольких мультимедийных
элементов. Уточним, что особенностью лонгридов является глубокое
погружение читателя в тему при помощи метода сторителлинга и
проведение авторами предварительной исследовательской работы по
выбранной теме с использованием большого количества источников информации.
2. В работе опровергнуто суждение о клиповом мышлении как о
негативном воздействии информационной среды.
3. Обосновано, что мультимедийный лонгрид способствует
эффективному усвоению и запоминанию информации и может
использоваться в качестве проектной деятельности школьников
4. Подготовлен актуальный образовательны курс для школьников
старшего возраста по созданию лонгридов «Многабукаф, или как
заставить дочитать ваш текст до конца».
Наше исследование было посвящено изучению эффективности
использования приемов новых медиа в образовательной деятельности
школьников. В частности исследование фокусировалось на изучении
мультимедийных лонгридов и их образовательного потенциала.
В первой главе исследования нами был изучен феномен
популярности новых медиа научно-популярной тематики. Для этого
мы рассмотрели исторические этапы популяризации науки в России и
пришли к следующим выводам:
1. С появлением всемирной паутины и новых медиа простые
пользователи стали сами производить новости и другой контент, тем
самым создавая конкуренцию для СМИ. Это привело к тому, что СМИ
постепенно стали осваивать инструменты новых медиа и переходить в
онлайн режим для того, чтобы приобретать новую аудиторию и
оставаться актуальными для своих постоянных читателей.
2.Новые медиа, благодаря своей мультимедийности, стали
идеальной площадкой для популяризации научного знания в
современном мире, во многом упрощая задачу перед своими авторами.
Если раньше в арсенале журналистов-популяризаторов были лишь
иллюстрации и текст, то сейчас для них появились огромные
возможности для творческой реализации.
3. Новые медиа привносят элемент развлечения в процесс познания.
В своей работе мы дали следующее рабочее определение новым медиа:
Новые медиа - интерактивные электронные медиа, представленные
в сети интернет. Новые медиа отвечают следующем критериям: числовое
представление(наличие цифрового носителя), мультимедийность,
модульность, автоматизация и изменчивость.
Рассмотрев отечественные и зарубежные труды, посвященные
изучению формата лонгридов, мы смогли описать его качества, которые
эффективно влияют на восприятие информации. К этим качествам
относятся: насыщенный аудио-визуальный ряд, наличие уникального
дизайна, а также построение нарратива при помощи метода
сторителлинга. Вс е эти каче ства влияют на активизацию
послепроизвольного внимания и способствуют созданию ярких
визуальных образов, которые легче запоминаются современным
человеком, склонным к клиповому типу мышления.
Далее мы решили рассмотреть понятие «клиповое мышление» с
точки зрения его исторической эволюции и анализа тех качеств, которые
ему свойственны. Нам удалось выяснить, что клиповое мышление - это
полноценный тип мышления, который имеет свои сильные и слабые
стороны. Клиповое мышление является проявлением адаптации
человека в условиях современной информационной действительности,
позволяет эффективнее обрабатывать информацию в условиях
информационной перегруженности. Мы предложили следующее
определение этому понятию:
Клиповое мышление - тип мышления, сформировавшийся под
воздействием условий современной информационной среды, для
которого предпочтительно фрагментарное и визуальное
потребление информации. Клиповое мышление обладает следующими
функциями относительно своих носителей:
- защита мозга от загруженности современной информационной среды
- продуктивность в условиях многозадачности
На основе вышеперечисленных выводов, мы установили, что
популярность новых медиа научно-популярной тематики связана с
современными процессами происходящими в информационной среде, в
частности с потребностью современной личности в восприятии
определенной формы информации. Это дало нам основания
предположить, что именно эти причины могут стать обоснованием
нашей гипотезы. Однако, для того, чтобы проверить актуальную на
сегодняшний день картину, нам потребовалось провести диагностику
ряда российских мультимедийных лонгридов, а также существующей
образовательной практики во 2 главе исследования.
Цель второй главы заключалась в том, чтобы оценить
образовательный потенциал мультимедийных лонгридов, путем анализа
их контента и наблюдения за учениками мастерской по созданию
собственных мультимедийных лонгридов.
Для того, чтобы сформировать более точное понимание структуры и
с о д е р ж а н и я м у л ь т и м е д и й н ы х л о н г р и д о в в р о с с и й с ко й
действительности, мы провели контент-анализ 40 профессиональных
мультимедийных лонгридов научно-популярной тематики. Результаты
показали, что российские мультимедийные лонгриды не захватывают
весь тематический пласт научных дисциплин. Больше всего было
выявлено материалов, посвященных гуманитарным наукам. В 70%
лонгридов (См. Приложение 1) присутствовало экспертное мнение, что
говорит о степени проработанности материалов и достоверности
научных знаний, которые отражены в российских лонгридах. Исходное
предположение о наличии уникального дизайна подтвердилось, хотя
анализ репрезентативности мультимедийных элементов и показал, что в
российских лонгридах используется далеко не весь спектр аудио-видео
возможностей. Как и предполагалось, обнаружилось значительное
присутствие статичных визуальных элементов.
Следующим шагом было наблюдение за учениками мастерской по
созданию лонгридов «Цифровой сторителлинг» в образовательном
центре «Сириус». Анализ мастерской выявил ряд навыков и
компетенций, которые приобретают ученики при работе над созданием
лонгрида. Мультимедийные лонгриды, в качестве образовательной
деятельности, помогают развивать навык работы в команде, учат
производить самостоятельные исследования, визуализировать свои
мысли, а также дают возможность овладеть широким спектром
журналистских компетенций от фотографирования до написания
текстов. Опрос участников мастерской подтвердил нашу гипотезу о том,
что формат лонгридов повышает интерес к образовательному процессу, а
также способствует лучшему усвоению информации.
На основе теоретических знаний, а также полученного опыта по
итогам 2 главы, мы разработали современный образовательный курс для
школьников старшей возрастной группы «Многабукаф: или как
заставить дочитать ваш текст до конца». Программа включила в себя 7
учебных блоков, нацеленных на освоение технологии создания
мультимедийных лонгридов в конструкторе Tilda. Мы предлагаем ввести
этот образовательный курс во внеурочную деятельность школьников
старшей возрастной группы. Актуальность курса для школ
обуславливается тем, что после прохождения программы, школьники
могут создавать лонгриды в качестве проектной деятельности для
других школьных дисциплин.
1. Barkley R. A. Defiant children. A clinician’s Manuel for assessment and
Parent training. – NY.: The Guilford press, 2009. – 270 p.
2. Campbell D. Visual Storytelling in the Age of Post-Industrialist
Journalism // World Press Photo, 2013. Доступно из: https://www.david-
campbell.org/multimedia/world-press-photo-multimedia-research/ (8.04.2018).
3. Greenfield R. What the New York Times's 'Snow Fall' Means to Online
Journalism's Future // The Atllantic. 2012. Доступно из: https://
www.theatlantic.com/technology/archive/2012/12/new-york-times-snow-
fall-feature/320253/ (10.04.2018).
4. John Branch. Snow Fall. The Avalanche at Tunnel Creek // The New York
Times. 2012. Доступно из: http://www.nytimes.com/projects/2012/snow-
fall/index.html#/?part=tunnel-creek. (13.04.2018).
5. Manovich L. The Language of New Media. Cambridge: MIT Press, 2001.
6. Oxford Dictionaries. Доступно из: https://en.oxforddictionaries.com/
definition/long-form (8.04.2018).
7. Stevens J. Multimedia Storytelling: Learn The Secrets From Experts, 2013.
Доступно из: https://multimedia.journalism.berkeley.edu/tutorials/
starttofinish/ (12.04.2018).
8. Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория,
проблемы. Доступно из: http://window.edu.ru/resource/185/51185/files/
akopov_questions.pdf (05.11.2018).
9. Байгозин Д. Жутко быстро, запредельно много: что такое клиповое
мышление // Доаступно из: https://mel.fm/blog/denis-baygozin/52840-
z h u t k o - b y s t r o - z a p r e d e l n o - m n o g o - c h t o - t a k o y e - k l i p o v o y e -
myshleniye#comments (17.02.2018)
10.Баринова Е.Е. Научно -популярная литература в классификации
жанров (теоретический и исторический аспекты) // Сибирский
филологиче ский журнал, 2012. No3. До ступно из: http://
www.philology.nsc.ru/journals/spj/pdf/2012_3/2012_3_Barinova.pdf (12.12.2018).
11.Браташ В.С Педагогические условия приобщения подросктов к
живописи: ВКР по направлению «Искусства и гум. науки». – СПб., 2016, 65 с.
12.Булаева М. Н. Мульмедийный лонгрид как новый журналистский
формат // Журналистский ежегодник. 2015. No4 Доступно из: https://
cyberleninka.ru/article/v/multimediynyy-longrid-kak-novyy-zhurnalistskiy-
format (20.04.2018)
13.Бьюзен Т., Бьюзен Б. Интеллект-карты. Практическое руководство. -
Минск: Попурри, 2010. – 203 с.
14.Галустян А., Кульчицкая Д. Мультимедийные лонгриды как новый
формат онлайн журналистики // Как новые медиа изменили
журналистику. Доступно из: http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/
mul-timedijny-e-longridy-kak-novy-j-format-onlajn-zhurnalistiki/ (10.04.2018).
15. Герман Г., Соломон А. Игра в бисер. – М.: Правда, 1992. – С. 294.
...