Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теоретико-методологические основы исследования особенностей пенсионного возраста…

Работа №13022

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

прочее

Объем работы37
Год сдачи2018
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
810
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования особенностей пенсионного возраста………………………………………………………………..5
1.1. Пенсионный возраст как междисциплинарная проблема……………………5
1.2. Особенности эмоционального состояния человека в связи с выходом на пенсию………………………………………………………………………………13
Глава 2. Эмпирический анализ исследования эмоционального состояния человека в связи с выходом на пенсию…………………………………………...21
2.1. Организация и методы исследования………………………………………...21
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования………………………..22
2.3. Формы выхода из стрессовых ситуаций……………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………….34
Список используемой литературы…………………


Актуальность исследования. МВФ рекомендовал российскому правительству повысить пенсионный возраст, объяснив, что это позволит «смягчить воздействие негативных демографических трендов в экономике». Это сообщение было воспринято достаточно негативно, как и все другие новости о повышении пенсионного возраста. Значительная часть населения и политиков относится к этой идее крайне отрицательно. Давайте разберемся, почему так происходит и что мешает положительно воспринять идею более позднего выхода на пенсию.
Если спросить россиян, чего они боятся больше – старости (пенсии) или смерти, то, думаю, большинство опрошенных ответит, что старости. Этот период жизни у нас ассоциируется с отсутствием денег, бедностью, немощью, болезнями. Основная пенсионная стратегия граждан, согласно исследованиям фонда «Общественное мнение», - «работать до смерти». Возможно, именно такое негативное ожидание будущего и является причиной отрицательного отношения к вопросу повышения пенсионного возраста. Фактически он в России воспринимается как рубеж: вот здесь ты работаешь, а здесь – уже пенсионер, и участие в активной социальной жизни для тебя закрыто. Масла в огонь подливает низкий размер государственной пенсии.
Объект исследования – психосоциальная характеристика лиц пенсионного возраста.
Предмет исследования – стресс, тревожность и психологическое благополучие лиц пенсионного возраста.
Гипотеза исследования:
1. Насильственное и неожиданное увольнение с работы, даже в ожидаемом пенсионном возрасте, может являться сильным стрессогенным фактором, повышающим ситуативную тревожность и снижающим чувство психологического благополучия.
2. Добровольное принятие решения о выходе на пенсию также может порождать высокий уровень стресса.
Цель исследования - изучить особенности эмоционального состояния и чувство психологического благополучия у лиц пенсионного возраста и разработать пути выхода из стрессовых ситуаций, возникающих в связи с выходом указанных лиц на пенсию.
Задачи исследования:
1) рассмотреть пенсионный возраст как междисциплинарную проблему;
2) охарактеризовать особенности эмоционального состояния человека в связи с выходом на пенсию;
3) провести эмпирический анализ исследования эмоционального состояния человека в связи с выходом на пенсию;
4) разработать формы выхода из стрессовых ситуаций.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА
1.1. Пенсионный возраст как междисциплинарная проблема



Люди пенсионного возраста – это большая социально-демографическая группа лиц, выделяемая по возрастному критерию (от 55 лет – женщины, от 60 лет – мужчины), имеющая право на пенсионное обеспечение, включенная в систему социальных процессов, и взаимодействующая с социальными институтами и группами . Поскольку вступление в старость сопряжено с изменениями внутреннего и внешнего мира личности, связанными с различного рода физиологическими изменениями организма, а также с изменениями социальной роли человека и его места в системе общественных отношений, данной проблеме посвящены десятки исследований в области права, в области экономики, социологии, демографии, геронтологии и, конечно, психологии.
В области права исследования посвящены правовым аспектам пенсионеров. Существующие работы посвящены, как правило, проблеме реформы пенсионного обеспечения, которая проводится уже много лет и государство никак не найдет адекватного решения данной проблемы (А.В. Верховцев, В.П. Галаганов, С.Г. Ерошенко и др.). В данных работах речь, как правило, идет о социальном обеспечении граждан пенсионного возраста. Авторами предлагаются различные модели, которые основываются на отечественном и зарубежном опыте (Е.Г. Азарова, З.Д. Виноградова, А.Р. Далимов, С.Г. Ерошенко и др.). Изучаются также вопросы законодательства в сфере пенсионного законодательства (В.Н. Лисицина).
Существует также значительное количество работ, посвященных экономическим проблемам пенсионного обеспечения пенсионеров. В рамках экономической науки, большинство исследований посвящено двум основным экономическим проблемам, связанных с пенсионерами. Во-первых, это проблема старения населения, которая имеет место не только в России, но и характерна для многих других, в особенности, развитых стран (Е.Ш. Гонтмахер, В.Д. Роик и др.). Другая проблема, которая активно исследуется представителями экономической науки – это проблема, связанная с занятостью лиц пенсионного возраста. Здесь в основном лица пенсионного возраста рассматриваются в качества важного потенциала экономического развития государства (Д.Г. Владимиров, С.Л. Жаркова, Т.В. Смирнова, Е.В. Щанина и др.). Еще один аспект, рассматриваемый в рамках экономической науки – это региональные различия старения населения и экономические проблемы, связанные с социальным обеспечением пенсионеров в различных регионах страны (Г.Л. Сафарова, Е.М. Ильин, Н.Г. Косолапенко и др.).
В связи с последним направлением исследований, значительное количество работ посвящено демографическим аспектам старения населения. Основные усилия исследователей, работающих в этом направлении посвящены изучению демографической структуры населения России и изучению последствий старения как в России, так и в зарубежных странах (А.Г. Вишневский, А.Г. Волков, Н.Н. Пономарева, Г.Л. Сафарова и др.). В данных работах изучается проблема демографического старения и отсутствие в этой связи достаточного воспроизводства населения, а также социально-экономические проблемы и перспективы государства, порожденные старением населения страны. Однако, самое большое количество исследований, связанных с проблемой пенсионеров, выполнено в рамках социологической науки.
С позиций социологической науки старшее поколение изучается через призму социальной и социально-экономической структуры общества на основе системной теории, теории структурного функционализма, экономической теории и теории мотивации . Большое распространение в социологии получил так называемый поколенческий подход, который отражен в работах В.Г. Доброхлеб, К. Мангейма, Ю.А. Левады, В.В. Семеновой. Социальная группа, объединяющая пожилых людей, исследуется в рамках теории социальной стратификации (М. Андерсон, Г. Мердок), концепции социализации и жизненного цикла (Д. Гласе, Е. Кюблер-Росс, С.Л Рубинштейн, Э. Эриксон), теории социального неравенства, групп и организаций (Р. Таунсенд), теории семьи (Л. Стоун, У. Гуд, Я. Туровски, П. Стейн), теории народонаселения (Е. Голдсмит, Г. Карт, М. Райли, Т. Шалер, М. Янг). Из исследований отечественных авторов советского времени, посвященных жизненному пути человека, пожилых людей, не потеря-ли своей актуальности публикации Л.Н. Когана и И.С. Кона.
В рамках отечественной социологии, в основном, рассматриваются социальные проблемы лиц пожилого возраста, связанные с тем, что старение населения несет проблемы, которые в первую очередь, связываются с нарастанием иждивенческой нагрузки как на экономику в целом, так и семью (О.В. Николаева, А.Г. Сонини др.). Ряд работ посвящен изучению помощи и социальной поддержки пожилых людей (А.В. Дмитриев, Н.П. Щукина и др.) Также изучался образ пенсионера как особого социокультурного типа в социальной структуре Российского общества (В.П. Козырьков, Н.Ф. Шахматов, А.В. Писарев и др.). Авторы, в частности, указывают, что лица пенсионного возраста – это особый потенциал и ресурс страны, и потому очень остро стоит вопрос овладения новыми специальностями и профессиональными умениями людей пенсионного возраста (О.Г. Николаева), которым необходимо адаптироваться к относительно новым для них рыночным отношениям работы и обрести занятость в новых условиях (Д.Г. Владимиров, В.П. Козырьков, А.В. Писарев и др.).
Еще одна, относительно новая область исследования лиц пенсионного возраста – геронтология. В рамках данной области существует три основных направления исследований, среди которых выделяются медико-биологические проблемы геронтологии, демографические вопросы и психологические проблемы лиц пожилого и старческого возраста. Следует отметить, что медико-биологические проблемы геронтологии – сфера интересов медицинских работников, а также ученых, работающих в фундаментальных областях теоретической геронтологии: биологи, химики, генетики и многих других . Благодаря этому процесс старения населения, неуклонно снижает темпы в большинстве стран Европы, в том числе в России. К наиболее известным работам в этой области можно отнести работу В.В. Фролькиса «Старение и увеличение продолжительности жизни», которая посвящена обсуждению фундаментальных механизмов старения и поиску путей продления жизни, а также работу Д.Ф. Чеботарева «Долголетие».
Демографические проблемы геронтологии связаны, с так называемой социальной геронтологией, которая изучает общественные последствия человеческого старения. Имеются в виду проблемы влияния человеческого старения на экономику, общественное благосостояние, медицинские и иные услуги.
К социальным аспектам геронтологии относятся изучение места и положения в обществе пожилых людей , индивидуальные переживания пожилых людей (Н.Г. Ковалева), а также особенности социальной политики государства относительно старых и пожилых людей. Последнее включает также социальную работу, куда включаются проблемы предоставления практической помощи пожилым и старым людям, с низким уровнем достатка и нарушенными социальными контактами; проблемы социальной реабилитации пожилых и старых людей, проблемы повышения качества жизни старых людей, организация такой жизни, в которой бы нашлось достойное место для старых людей (Е.В. Харитонова, Е.И. Холостова, В.Д. Шапиро, Р.С. Яцемирская и др.).
Таким образом, социальная геронтология изучает старость в социальном контексте по таким направлениям как индивидуальные переживания пожилого человека, место пожилого человека в обществе, проблемы старости и их разрешение на уровне социальной политики.
В психологической науке также появляется все больше исследований, посвященных изучению психологических особенностей и психологических проблем лиц пенсионного возраста. Характеристика основных психологических особенностей пожилых и старых людей не входит в задачи нашего исследования, поэтому мы ограничимся перечислением только основных особенностей данной возрастной группы людей (О.В. Краснова, А.Г. Лидерс, С.Г. Максимова, Т.Д. Марцинковска). Старение в психологических исследованиях принято рассматривать как закономерный этап жизненного пути, в котором в возрастной психологии выделяют два периода: пожилой возраст (61-74 года и старческий возраст от 75 лет). При этом в разные периоды жизни и в разных странах начало старости может несколько колебаться . При изучении психологических особенностей данной группы людей обычно изучаются возрастные кризисы пожилого и старческого возраста. Здесь особо следует отметить, что выход на пенсию в отечественной психологии рассматривается как кризисный период, связанный с резким изменением образа жизни. При этом, практически, все авторы сходятся в мнении, что выход на пенсию – важный и сложный шаг в жизни человека, который требует перестройки, как образа жизни, так и сознания. Как правило, пожилые люди в нашей стране выходят на пенсию психологически не подготовленными к новому периоду жизни, что негативно сказывается на процессе их социальной адаптации и личной удовлетворенности. Последний возрастной кризис – кризис старости, по мнению психологов и геронтологов, не имеет возрастных рамок, так как исследователями давно установлено, что психическое и физическое старение во многом зависит от личностных особенностей человека и от содержания прожитой жизни. Так, немецкий психолог Г. Руффин выделил три типа старости: «счастливую», «несчастную» и «психопатологическую» . Как известно, Э. Эриксон в своей концепции психосоциальной идентичности, также большое значение придавал позднему возрасту старости и считал, что счастье этого периода жизни зависит от того, как человек прожил предшествующие периоды жизни. Считается общепринятым мнение, что несчастливая старость имеет место у лиц с чертами мнительности, подозрительности, что сопровождается утратой смысла жизни, чувством одиночества и беспомощности.
Многие авторы также отмечают, что пожилой и старческий возраст часто сопровождается многочисленными стрессами. Поэтому ряд авторов в своих исследованиях выделяют различные факторы риска или стрессоры, характерные для данного возрастного периода. Наиболее известен перечень стрессоров, характерных для пожилого и старческого возраста, предложенный М.В. Гамезо и В.С. Герасимовой : отсутствие четкого жизненного ритма; резкое сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром «отпущения гнезда»; ощущение дискомфорта и замкнутого пространства; одиночество.
Существуют и другие, как правило, более расширенные перечни, однако, у всех есть общий пункт – прекращение трудовой деятельности (Т.И. Безнадежная).
Итак, в последнее время в психологии большое внимание уделяется изучению различных факторов риска (стрессоров), воздействующих на личность в тот или иной жизненный период. Одним из таких факторов риска, влияющих на соматическое, физическое и социальное здоровье людей является вхождение в пенсионный возраст, сопровождающийся внешними и внутренними изменениями. Вхождение в пенсионный возраст предполагает скорый выход на пенсию, что влечет за собой изменение ритма жизни, привычек, круга общения, социального положения и т.п. Таким образом, вхождение в пенсионный возраст практически всегда сопровождается возникновением различного рода и уровня выраженности психологических проблем, связанных с переживанием стрессов, тревоги, депрессий, вплоть до суицидальных состояний.
Вместе с тем, как отмечает Г. Крайг, «конкретные варианты выхода на пенсию и приспособления к новой жизни определяются действием многих факторов: физического здоровья, экономического положения, отношение окружающих и потребности в удовлетворении, даваемом работой» . Однако, при всем многообразии факторов, влияющих на принятие решения о выходе на пенсию лицами пенсионного возраста, ясно одно, чем выше профессиональная идентичность, тем травматичнее принятие соответствующего решения.
В психологической литературе авторами выделяется несколько вариантов вхождения в пенсионный возраст . Во-первых, несмотря на достижение пенсионного возраста, часть людей продолжает заниматься своей прежней профессиональной деятельностью. Причем, желание продолжать работать, вовсе не всегда связано с материальными соображениями, оно может быть про-диктовано желанием сохранить свое социальное положение и оставаться в профессии. Это, как правило, относится к специалистам, добившимся высокого уровня профессионализма и определенной, связанной с этим репутации.
Во-вторых, этап вхождения в пенсионный возраст может сопровождаться принудительным, вынужденным увольнением по возрасту, несмотря на то, что профессиональная деятельность для них была главным смыслом жизни. Такая ситуация сопровождается большой нагрузкой на человека и может повлечь за собой различного рода нервно-психические и невротические нарушения. Естественно, что такой резкий и часто неожиданный переход от активной профессиональной деятельности к полной невостребованности является одним из самых стрессогенных факторов для людей, достигших пенсионного возраста. Такое развитие событий некоторые авторы классифицируют как «пенсионный стресс», который, как правило, сопровождается пагубными последствиями, связанными с резким ухудшением соматического и физического здоровья, обуславливающим ускорение процессов старения и дряхления. Известно, что мужчины значительно болезненнее переживают вынужденный выход на пенсию, нежели женщины, так как для них всегда профессиональная деятельность более важна, чем для женщин, а карьера более взаимосвязана со смыслом жизни. Как показывают некоторые данные, риск развития стресса, депрессий или болезней увеличивается в четыре раза среди тех мужчин, которые перестают работать по причине внезапного увольнения. К этой же группе можно отнести и расставание с профессией по возрасту или состоянию здоровья, что является не менее травматичным.
В-третьих, часть лиц, по достижению пенсионного возраста не желают продолжать трудиться и добровольно уходят из профессиональной деятельности. Эта часть людей, как правило, с выходом на пенсию не испытывает психологического и эмоционального дискомфорта и в состоянии легко переключить свою профессиональную занятость на другие виды деятельности, например, общественную работу.
И, наконец, в четвертых, совсем немалая часть людей, достигших пенсионного возраста, уйдя на заслуженный отдых, не испытывают потребности в каком-либо занятии, связанном с их интересами. Как правило, эта часть пенсионеров не испытывает стресса, в связи с выходом на пенсию, но она все равно попадает в группу риска, так как лишает себя полноценной социальной жизни, что может сопровождаться реальной угрозой для здоровья.
Таким образом, вхождение в пенсионный возраст может сопровождаться различными жизненными сценариями, связанными с разными вариантами дальнейшего жизнеосуществления. Однако, этот возраст практически всегда, в особенности, в связи с прекращением профессиональной деятельности, связан со значительной жизненной перестройкой, подчас сопровождающейся стрессовыми состояниями. Поэтому, данный период жизни человека является одним из стрессогенных периодов.
Проведенный анализ позволяет сделать некоторые обобщения. Во-первых, выход на пенсию – это важное жизненное событие пожилого человека, которое требует от него большой мобилизации сил для адаптации к новому образу жизни. Во-вторых, выход на пенсию всегда связан со стрессом, разрушающим физическое, психологическое и социальное здоровье человека. В-третьих, к выходу на пенсию человеку необходимо готовиться. В-четвертых, при выходе на пенсию человек может испытывать стресс разной интенсивноcти, и это может зависеть от сложившейся ситуации при выходе на пенсию.
Главную роль здесь играет желательность выхода на пенсию или выход на пенcию является насильственным. В-четвертых, люди пенсионного возраста, продолжающие работать, меньше подвергнуты стрессам, лучше сохраняют здоровье, и, как правило, дольше живут. Таким образом, основным негативным источником для людей, вышедших на пенсию, является стресс.

1.2. Особенности эмоционального состояния человека в связи с выходом на пенсию



На сегодняшний день считается, что среди трудных психологических состояний лучше всего изучен стресс (stress). Современный психологический словарь дает его определение как «состояние психического напряжения», возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях повседневной жизни и при особых обстоятельствах .
Само слово «стресс» иностранного происхождения, однако, считается, что оно пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и первоначально произносилось как «дистресс». Затем, первый слог постепенно исчез из-за его «смазывания или «проглатывания» .
Еще в 1920-е годы американский физиолог У. Кэннон, разрабатывая теорию эмоций, назвал стресс «реакцией борьбы или бегства». В 1926 г. врач, эндокринолог, биолог, патофизиолог Г. Селье впервые столкнулся с проблемой стереотипного ответа организма на любую серьезную нагрузку. Он является основоположником учения о стрессе, описавшим физиологические и изменения, которые происходят в организме в результате стресса, а его теория, объясняющая процесс адаптации человека к новым условиям жизнедеятельности.
Теория под названием «Общий адаптационный синдром» (ОАС) на сегодняшний день является самой общепринятой и распространенной теорией. Ее родоначальником был Г. Селье, который рассматривал процесс адаптации человек к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни, в качестве ответа организма на любое, предъявленное ему требование, которое заключается в приспособлении в соответствии с новыми требованиями. Согласно концепции ОАС, стресс является агентом этих приспособительных реакций организма, это сигнал о воздействии неблагоприятного характера, вызывающего мобилизацию всех резервных возможностей организма, с целью перестройки его функционирования в новых условиях и обстоятельствах жизни. Переживание состояния стресса сопровождается тревогой, сильным возбуждением которые являются естественной реакцией в возникшей ситуации.
Вторая фаза – фаза сопротивления. Организм адаптируется к стрессовому воздействию и начинает функционировать, опираясь на мобилизационные ресурсы организма.
Третья фаза связана с наступившим истощением, которое влечет за собой нарушение деятельности всех систем организма и порождает состояние дезадаптации.
Переход гражданина в группу пожилых зачастую сопряжен со стрессом, так как меняется его роль в обществе, его цели в жизни и ценностные ориентиры, меняется его мировоззрение в целом. Из-за того, что раньше пожилые люди были связаны с обществом через активную трудовую деятельность, производство и общественную деятельность, то сейчас, зачастую, они утрачивают эти связи в том объеме, в котором они имели их. Выход на пенсию в основном весьма болезненно воспринимают те, чей труд высоко ценился в прошлом, но сейчас потерял прежнюю значимость. Опыт показывает, что разрыв с трудовой деятельностью отрицательно сказывается на состоянии здоровья граждан, их психике и жизненном тонусе. Это логично, так как труд в достаточном объеме является полезным для здоровья человека, как психического, так и физического.
Другими словами, выход на пенсию – важное, большей частью травмирующее жизненное событие, однако в литературе по возрастной психологии, это событие рассматривается преимущественно как переходный этап от одного возрастного периода жизни к другому и его травмирующему эффекту придается недостаточное значение. Так, например, как указывают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев , центральным моментом ситуации развития в период старости является выход на пенсию.
Вместе с тем, выход на пенсию связан с коренной ломкой социальных и поведенческих стереотипов, которые складываются у человека десятилетиями, а потому он так травматичен. Далеко не каждый человек, несмотря на пошатнувшееся к этому возрасту здоровье и накопившуюся усталость, может легко принять такое решение и также легко кардинально перестроить свое сознание и свою жизнь. Многие авторы считают, что такая перестройка может оказаться долговременной и носить весьма травматичный характер. Так, один из исследователей людей пенсионного возраста Е.С. Авербух также отмечает, что роль психической травмы при выходе на пенсию, которая дополнительно детерминируется падением его социальной значимости, престижа, а в результате самооценки и самоуважения. От себя добавим, что если он оказывается не в состоянии компенсировать новый образ жизни осмысленными занятиям, он начинает чувствовать себя отсталым и ненужным.
По мнению Ю.М. Губачева, чем раньше человек выйдет на пенсию, тем быстрее станет физически, духовно и умственно мало подвижным, что может негативно сказаться на его личности .
Как показано в ряде исследований, по своей значимости для жизни человека, это событие может сравниться только с выбором профессии или вступлением в брак . Авторы также выдвигают, на наш взгляд, весьма спорное положение о том, что перестройка сознания и «примеривание» роли пенсионера начинается задолго до принятия решения о выходе на пенсию. Нам представляется, что чем сильнее человек включен в свою профессиональную деятельость, чем больше в ней заложено личностного смысла, тем меньше внимания он уделяет мыслям о скором выходе на пенсию. Мысли о выходе на пенсию, посещают только тех лиц пенсионного и предпенсионного возраста, у которых личностные смыслы и профессиональная деятельность взаимосвязаны в малой степени. Та же часть лиц предпенсионного возраста, которая задолго до выхода на пенсию, начинает мечтать о пенсии, действительно, психологически готовит себя к этому событию, во многом перестраивая свое сознание и поведение еще до факта выхода на пенсию.
Событие, связанное с выходом на пенсию, это изменение ситуации еще и для тех, кто окружает новоиспеченного пенсионера, поэтому процесс приспособления проходят и пенсионер, и его близкие. Человек встает перед выбором нового рода занятий. Именно здесь большую роль для пенсионера играет его семья. Именно здесь человек может восполнить пробелы в общении.
Практически все отечественные и зарубежные психологи, и исследователи других гуманитарных наук, изучающие данную проблему, солидарны с мнением, что осознание последствий выхода на пенсию, делает процесс принятия данного решения для большинства людей предпенсионного и пенсионного возраста очень трудным.
Так, например, интересное, и весьма адекватное мнение по этому поводу высказано Н.Ф. Шахматовым . С его точки зрения, к данному возрасту стареющего человека все чаще начинают посещать мысли о том, что его знания и опыт уже не так значимы для общества, чем активность и напор молодых профессионалов. А общество, в свою очередь, уже не хочет считаться с его устаревшими привычками, образом жизни и образом мыслей. По мнению данного автора, с точки зрения стареющего человека, активная роль стареющего человека к этому возрасту может только быть нравственным примером для молодых.
Есть и другая точка зрения, согласно которой, выход на пенсию, называют «шоком отставки», связанным, как уже было отмечено, с потерей социального статуса и отделением от референтной группы сослуживцев.
Р.С. Эшли в своем исследовании выделяет шесть фаз пенсионного процесса:
1. Предпенсионная фаза. В это время выход на пенсию осознается как отдаленная перспектива, но иногда человек уже испытывает тревогу по этому поводу.
2. Фаза «Медового месяца», которая наступает сразу после выхода на пенсию. Она характеризуется повышенным настроением и эйфорией от факта приобретения свободы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ позволяет сделать некоторые обобщения. Во-первых, выход на пенсию – это важное жизненное событие пожилого человека, которое требует от него большой мобилизации сил для адаптации к новому образу жизни. Во-вторых, выход на пенсию всегда связан со стрессом, разрушающим физическое, психологическое и социальное здоровье человека. В-третьих, к выходу на пенсию человеку необходимо готовиться. В-четвертых, при выходе на пенсию человек может испытывать стресс разной интенсивноcти, и это может зависеть от сложившейся ситуации при выходе на пенсию.
Главную роль здесь играет желательность выхода на пенсию или выход на пенcию является насильственным. В-четвертых, люди пенсионного возраста, продолжающие работать, меньше подвергнуты стрессам, лучше сохраняют здоровье, и, как правило, дольше живут. Таким образом, основным негативным источником для людей, вышедших на пенсию, является стресс.
Как показал анализ, наиболее характерными психическими особенностями человека в данный период являются: «уход» во внутренний мир, стратегическая ценностная переориентация, критическая переоценка ранее принятых ценностей, умиротворенность и успокоенность, умудренность жизненным опытом. В этой связи, ряд автором считает, что основным новообразованием этого возраста как раз и является возникновение Мудрости, связанное с изменением отношения к собственной жизни и к собственной смерти.
Автором было организовано эмпирическое исследование эмоционального состояния человека в связи с выходом на пенсию.
Цель исследования – изучить особенности эмоционального состояния и чувство психологического благополучия у лиц пенсионного возраста и разработать пути выхода из стрессовых ситуаций, возникающих в связи с выходом указанных лиц на пенсию.



1. Авербух Е.С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте / Е.С. Авербух. – Л., 1976. – 159 с.
2. Брук Е. Потеря работы: мужчины и женщины / Е. Брук // Управление персоналом. – 2000. – № 12. – С. 42-45.
3. Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом / К. Вильямс. – М.: Изд- во «Эксмо», 2002. – 272 с
4. Гамезо М.В., Герасимова, В.С. Возрастная психология: личность от молодости до старости: учебное пособие / М.В. Гомезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. – М.: Изд-ий дом «Ноосфера», 1999. – 272 с.
5. Геронтология: учебное пособие / Под ред. С.Г. Никифорова. – СПб., 2007
6. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. СПб.: Изд-во «Питер», 2002. – 495 с.
7. Ковалева Е.А. Психологическая трансформация личности в пенсионном возрасте: Автореф. дисс. …канд. психол. наук / Е.А. Ковалева. – Сочи, 2010.
8. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. 867 с.
9. Краснова О.В. «Мы» и «Они»: эйджизм и самосознание пожилых людей / О.В. Краснова / Психология зрелости и старения. – 2000. – № 3 (11). – С. 18-36.
10. Крикштопайтис М.И. Проблемы физиологических основ предупреждения раннего старения человека / М.И. Крикштопайтис // Физиология человека. – 1993. – Т. 16. – № 5. – С. 161-167.
11. Никифоров Г.С. Завершение профессионального пути / Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
12. Николаева О.В. Пенсионеры современной России Региональные модели стиля жизни: Автореф. дисс. …канд. социол. наук / О.В. Николаева. – Казань, 2011.
13. Руководство по геронтологии и гериатрии: Клиническая гериатрия / Под ред. В.Н. Ярыгина, А.С. Мелентьева. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 523 с.
14. Руководство по медико-социальной работе в геронтологии / Под ред. Р.В. Банниковой. – Архангельск, 2000. – 290 с.
15. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 1979. – 68 с.
16. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.
17. Суэми В., Фернхем, А. Психология красоты и привлекательности / В. Суэми, А. Фернхем. – СПб: Изд-во «Питер», 2009.
18. Шапиро В.Д. Человек на пенсии: Социальные проблемы и образ жизни / В.Д. Шапиро. – М.: Мысль, 1980. – 208 с.
19. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное / Н.Ф. Шахматов. – М.: Медицина, 1996. – 303 с.
20. Шахматов Н.Ф. Старение – время личного познания вечных вопросов и истинных ценностей / Н.Ф. Шахматов / Психология старости и старения: хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003. – С. 67- 72.
21. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с
22. Ruffin H.D. Das Alternunddie Psychiatrists Seniors / H.D. Ruffin // Psychiatr. Gegenwart. – 1960. – № 2. – Рр. 1088-1161.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ