Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты выбора методов и технологий профессионального обучения 4
1.1. Классификация и структура современных технологий профессионального обучения 4
1.2. Активные методы и технологии профессионального обучения 6
Глава 2 Активные формы проведения занятий 12
2.1 Основные формы и методы активного обучения 12
2.2 Активные формы ведения уроков 20
Заключение 23
Список использованных источников 24
Кардинальное изменение подходов к организации образовательного подхода в профессиональном образовании определяются современными тенденциями развития профессионального образования.
Необходимость совершенно нового подхода к организации обучения вызваны введением системы многоуровневого образования. Создания единого образовательного пространства, переход на ФГОС +3, реализация компетентностного подхода.
Педагог в настоящее время должен уметь выбирать стратегию преподавания, используя при этом современные образовательные технологии.
Современные образовательные технологии направлены на создание творческой атмосферы образовательного процесса.
Для обеспечения успешного обучения необходимо создание определенных организационно- педагогических условий. При такой организации образовательного процесса характер взаимоотношения преподавателя и студента можно определить, как субъект- субъективные.
Для формирования конкурентоспособного специалиста преподавателю необходимо проводить занятия с применением активных методов обучения, которые формируют компетенции, необходимые умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности применять свои умения и навыки в реальную практику.
Изменение всех составляющих образовательного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения это следствие перехода образования от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к компетентностному подходу.
Использование активных методов обучения в учебном процессе одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу.
Актуальность работы. Активные формы обучения необходимо применять для повышения учебной мотивации, поддерживать стремление учащихся к самообразованию, реализации их творческих способностей.
Цель данной работы: использование активных методов обучения
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
- рассмотреть классификацию и структуру современных технологий профессионального обучения
Глава 1. Теоретические аспекты выбора методов и технологий профессионального обучения
1.1. Классификация и структура современных технологий профессионального обучения
В педагогической практике однозначное толкование понятия «образовательные технологии» отсутствует.
Как показал анализ психолого- педагогических исследований причины разнообразия видов образовательных технология связаны с направлением развития технологического подхода в истории образования. Также многозначность толкования термина «образовательные технологии» тоже связаны с направлением развития технологического подхода в истории образования. Данный анализ психолого-педагогических исследований был посвящен внедрению образовательных технологий в педагогический процесс.
Создание технической среды, комплекса автоматизированных средств для традиционного обучения явились причиной внесения технологии в образовательный процесс приблизительно до середины 50-х годов XX в.
Новый технологический подход к построению учебного процесса, который был направлен на разработку и использование определенных принципов и технологических приемов организации деятельности педагога и обучающегося появился с середины 50-х годов.
В своих работах современные ученые такие как В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко характеризуют технологический подход к обучению как конструктивную, теоретическую, описательную схему организуемого образовательного процесса.
На выделение определенных
процедур, которые в совокупности представляют воспроизводимый набор действий участников образовательного процесса в определенной логике ориентирует технологический подход [7,с.45]
Термин «образовательные технологии» в данном контексте рассматривается как определенная система, которая включает представления планируемых результатов обучения, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для определенных условий, средства диагностики текущего состояния обучаемых.
Для любого уровня обязательными структурными элементами технологий являются:
- концептуальная основа;
- цели обучения: общие и конкретные включенные в содержательную часть обучения, содержание учебного материала;
- процессуальная часть.
Организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности обучаемых, формы и методы работы педагогов, диагностика образовательного процесса, технология управления процессом усвоения материала включены в процессуальную часть [13, с.115].
В исследованиях Н.В.Бордовского, Л.А.Даринского, в книге С.Н.Костроминой «Современные образовательные технологии» представлен анализ классификаций современных образовательных технологий.
Рассмотрим некоторые образовательные технологии:
Если рассматривать структуру образовательного процесса можно выделить следующие технологии:
-диагностики;
-целеполагания;
-управления процессом освоения определенной учебной информации, применения знаний на практике, поиска новой;
-организации совместной и самостоятельной деятельности субъектов (учебно-познавательной, научно-исследовательской, частично-поисковой, репродуктивной, творческой и пр.);
-технология оценивая качества знаний, рейтинговая технология оценки знаний, контроль качества [11,с.23]
Образовательные технологии, которые можно выделить по основным видам и формам деятельности педагогов:
-задачные;
-игровые;
-проектирования;
-тестирования;
-общения со студентом преподавателя;
-организации групповой работы;
- организации учебно-познавательной самостоятельной деятельности.
По доминирующим методам и принципам организации обучения:
-проблемного;
-модульного;
-дистанционного;
-развивающего;
-объяснительно-иллюстративного;
-программированного.
По основным формам организации образовательного процесса:
-проведение теоретических занятий;
-проведение практических занятий;
-организация самостоятельной деятельности обучающихся;
-организация и проведение консультаций;
-проведение экзаменов и зачетов (технология организации мониторинга результатов образовательной деятельности и др.) [15, с.67]
Таким образом, классификация по основным формам организации образовательного процесса представляется наиболее актуальной вопрос, который рассмотрим во втором параграфе данной работы.
1.2. Активные методы и технологии профессионального обучения
Учебная деятельность студентов в широком понимании рассматривается как один из видов познания, которое протекает на основе отражательно-преобразующей деятельности субъекта. Научное познание как исследование является деятельностью, направленной на получение принципиально новых знаний.
В русле компетнтностно- деятельностного подхода психолого-педагогической основой учения является активная познавательная деятельность самого студента, приводящая к формированию умений творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения.
Современная ориентация образования на формирование компетенций предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых студент может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность выразить себя как субъект обучения [7,с.45]
Активное обучение – представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как дидактических, так и организационно-управленческих средств, широкое использование ими различных средств и методов активизации (В.Н.Кругликов, СПб, 1998).
Активное обучение как целенаправленный образовательный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной и исследовательской деятельности студентов по овладению общекультурными и профессиональными компетенциями строится на основе использования активных методов и технологий в процессе проведения занятий.
Активные методы обучения:
-совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и преподавателя в процессе обучения (В.А. Сластенин);
- способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач учебной и научно-исследовательской деятельности
Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.
Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияют на качество методов. Если на занятиях определенной формы используются активные методы, можно добиться значительной активизации образовательного процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер.
При активном обучении студент в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.
Отличительные особенности активных форм проведения занятий: целенаправленная активизация мышления, когда студент вынужден быть активным независимо от его желания; достаточно длительное время активности обучаемых (в течении всего занятия); самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации эмоциональности обучаемых; взаимодействие обучаемых строится преподавателем посредством прямых и обратных связей.
В педагогической практике используется классификация методов активного обучении, разработанная Н.В. Борисовой.
Данная классификация представлена в табл. 1.
Авторы выделяют имитационные и неимитационные методы обучения. Имитационные активные методы обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. «Мы предлагаем не информацию о деятельности плюс немного деятельности, а имитируем деятельность, основываясь на информации». Именно этим отличаются деловые и блиц-игры, разыгрывание ролей, решение конкретных ситуаций, «круглый стол», «мозговая атака» и другие от пассивных методов обучения
Таблица 1 - Классификация активных методов обучения
Не имитационные методы Имитационные методы
Игровые методы Неигровые методы
-Активные (проблемные) лекции и семинары;
–Тематическая дискуссия:
▪круглый стол
▪пресс- конференции ▪научно-практическая конференция
– Мозговая атака (штурм, эстафета)
– Презентация
– Олимпиада
– Стажировка (без выполнения должностной роли)
– Лабораторные опыты и др. -Игровое проектирование
– Стажировка (с выполнением должностной роли)
– Разыгрывание ролей
– Деловая игра
– Игровые занятия на машинных моделях ▪искусственные образовательные среды ▪компьютерные деловые игры и др.
Ситуационные методы
▪кейс - технологии
▪анализ конкретных ситуаций решение ситуативных и производственных задач
– Действия по инструкции (алгоритму)
– Групповой тренинг и др.
Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие (табл. 1). Все остальные относятся к неимитационным технологиям, которые не предполагают построения моделей изучаемого явления или профессиональной деятельности [20, с.47]
Активные формы проведения занятий имеют целый спектр методологических преимуществ перед пассивным, связанных, прежде всего с развивающим потенциалом. Эти преимущества основаны на активном, эмоционально окрашенном общении участников занятия друг с другом и с преподавателем:
-добывание и применение знаний носят поисковый характер;
-процесс обучения представлен как цепь учебных ситуаций; предполагается совместная деятельность преподавателя и студентов по решению задач обучения; включение студентов в ситуацию будущей профессиональной деятельности.
Использование активных методов в процессе проведения занятий, выявление технологических процессов, операций и приемов организации обучения и составляют основу активной технологии обучения в высшей школе[22, с.12].
Одним из современных направлений развития активного обучения является интерактивное обучение. Понятие «интерактивные технологии» рассматривается как современный этап развития активных методов обучения.
В современной педагогической литературе, представляя отличительные особенности активного и интерактивного обучения, ученые указывают следующее: основным способом организации взаимодействия преподавателя и обучающихся становится не только активная обратная связь между педагогом и обучающимися, но и организация взаимодействия обучающихся между собой; взаимодействие преобладает над воздействием.
На наш взгляд, это не совсем верно, т.к. и активные методы обучения включают групповые формы обучения и субъект-субъектное взаимодействие. Однако в процессе интерактивного обучения меняются ведущие функции преподавателя. Преподаватель выполняет функции организатора и помощника, коллективное обучение в маленьких группах становится основной формой организации обучения[17,с.94]
Понятие «интерактивные технологии» употребляется в современной практике в том случае, если необходимо подчеркнуть степень активности субъектов в процессе взаимодействия, организуемого педагогом, по сравнению со сложившейся практикой.
ехнология речь активного рода обучения игры – это такая себя организация игры учебного либо процесса, при которой игры невозможно фрмы неучастие цель в познавательном быть процессе: каждый этих ученик игры либо имеет цель определенное речь ролевое игры задание, в котором себя он должен учеб публично либо отчитаться, либо от его деятельности либо зависит игры качество года выполнения всех поставленной один перед мире группой либо познавательной цели задачи.
Такая один технология мире включает фрмы в себя методы, стимулирующие мере познавательную игры деятельность себя обучающихся, вовлекающие себя каждого всех из них в мыслительную игры и поведенческую всех активность игры и направлена этом на осознание, отработку, обогащение рода и личностное один принятие мере имеющегося игры знания себя каждым себя учеником.
Преимущество игры всех рассмотренных всех мной методов себя технологии фрмы активного игры обучения цель очевидны. Разумное быть и целесообразное цель использование речь этих методов всех значительно либо повышает цели развивающий игры эффект рода обучения, создает один атмосферу рода напряженного этих поиска, вызывает цели у учащихся игры и учителя игры массу игры положительных форм эмоций цель и переживаний.
Отличительная этих особенность игры развития мире образования форм в мире в настоящее либо время фрмы – повышенное этих внимание игры правительств мной большинства фрмы стран цель к проблемам учеб его качества учеб и эффективности. Образование игры становится форм стратегической либо областью, обеспечивающей речь национальную речь безопасность себя страны. О конкурентоспособности цель страны всех начинают игры судить речь по уровню игры образовательной игра подготовки игра подрастающего игры поколения. Образование рода один из важнейших игры национальных игры проектов, который тема поставил мере президент фрмы В.В. Путин игры перед всех правительством либо и учителями.
Активные всех методы учеб обучения цели – это совокупность себя способов игры и приемов, вызывающих всех качественные игры и количественные игра изменения, происходящие рода в мыслительных цели процессах игры в связи цель с возрастом себя и под влиянием года среды, а также себя специально цель организованных цели воспитательных цели и обучающих один воздействий цель и собственного игры опыта фрмы ребенка.
Алеева, Ю.В. Учение фрмы как специфическая всех форма быть познавательной цель активности мере студентов себя // Вестник всех ТГПУ Педагогика речь высшей быть школы: теория игры и практика всех / Ю.В. Алеева. –2012 – 5 (120) – С. 3-14.
2. Антипова, М. В. Формы игра организации учеб обучения быть Форма мере организации себя обучения либо / М. В. Антипова. – М.: МарГТУ, 2011. – 16 с.
3. Антонец, В.Н. Деловые учеб игры и игровые цель упражнения года в подготовке игры и переподготовке мире инженеров-строителей: учеб.-метод. пособие / В.Н.Антонец. –Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2000. – 236 с.
4. Актуальные цели проблемы тема дидактики рода высшей один школы: современные тема технологии себя обучения либо / Межвуз. сб. науч. ст. по материалам мере проекта цель повышения либо квалификации игры преподавателей цель вузов. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена игры . – 2005 . – 452 с.
6. Бадмаев мире Б. Ц. Психология фрмы в работе всех учителя игры / Б. Ц. Бадмаев. – М.: ВЛАДОС, 2000 – 240 с.
10. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Технология игра организации всех и оформления игры научно-исследовательских рода работ: учебно-методическое рода пособие цели / М. Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: изд-во УЦ «Перспектива», 2011. – 102 с.
11. Вербицкий, А.А. Компетентностный быть подход ходе и теория всех контекстного игры о бучения ходе / А. А. Вербицкий. – М.: ИЦ ПКПС. – 2004. – 84 с.
15. Дьяченко, М.И. психология игры высшей игры школы игры / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Мн.: Тесей, 2003. – 352.
16. Загашев речь И.О. Критическое себя мышление: технология мной развития этом / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб: Альянс, 2003. - 284с.
17. Интеграционные игры процессы быть и гуманитарные либо технологии: междисциплинарный игры аспект себя исследования себя научного мере образования всех в европейских фрмы университетах: Научно-методические ходе материалы себя / В. И. Богословский, В. В. Лаптев, С. А. Писарева, А.П.Тряпицына. – СПб.: ООО «Книжный игры Дом», 2007. – 272 с.
18. Интеграция себя научной, прикладной, социокультурной игры составляющих учеб подготовки тема студентов либо естественнонаучных игры и математических игры специальностей этих средствами игра гуманитарных рода технологий: методическое игры пособие. – СПб. ООО «Книжный себя Дом», 2007. – 268 с.
19. Кларин, М.В. Педагогическая мной технология цели / М.В. Кларин. – М.: Знание, 1989. – 187 с.
20. Кларин, М.В. Инновации года в мировой рода педагогике: обучение либо на основе цель исследования, игры и дискуссии. (Анализ всех зарубежного цели опыта) / М. В. Кларин. –Рига: НЦП "Эксперимент", 1995 – 176 с.
21. Кругликов быть В.Н. Активное мере обучение игры в техническом игры вузе: теория, технология, практика цель / В.Н. Кругликов; Воен. инж.-техн. ун-т. - СПб. : ВИТУ, 1998. - 308 с.
22. Мухина, С. А. Нетрадиционные учеб педагогические игры технологии всех в обучении цели / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. - Ростов либо - на - Дону: изд-во «Феникс», 2004. – 384 с.
23. Новые речь технологии один обучения. Деловые мере игры: методическое быть пособие мной / под ред. Н.В.Борисовой. – М., 1991. – 208 с
24. Панина, Т.С. Современные всех способы мере активизации года обучения: учеб. пособие мной для студентов. высш. учеб заведений мной / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – М.: Академия, 2008. – 176с.
25. Панфилова, А.П. Инновационные себя педагогические учеб технологии: Активное один обучение: учеб. пособие учеб для студ. высш. учеб заведений форм /А.П.Панфилова. – М.: Издательский тема центр себя «Академия», 2009. – 192с.
26. Панфилова, А.П. Тренинг либо педагогического всех общения: учеб. пособие игры / А.П.Панфилова. – М.: Издательский игры центр игра «Академия», 2008. – 128с.
27. Полат, Е.С. Новые игры педагогические форм и информационные рода технологии игры в системе всех образования: учеб. пособие всех для студ. педвузов игры и системы всех повыш. квалиф. пед. кадров себя / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под. ред. Е.С. Полат. – М.:Академия, 2005. – 272с.
28. Портфолио форм студента всех образовательного себя учреждения игры СПО: Методические игры рекомендации рода по структуре, технологии фрмы организации ходе и оценке цели (рейтингованию) «портфеля цели достижений этом студента» / под ред. И.А.Кныш - М.: Е-Медиа, 2007. – 48с.
29. Проектирование речь основных учеб образовательных всех программ цель вуза при реализации либо уровневой фрмы подготовки всех кадров быть на основе форм федеральных всех государственных речь образовательных игры стандартов тема / под ред. С.В. Коршунова. – М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 212 с.
31. Сиротюк, А. Л. Инновационный учеб подход года к обучению этом в профессиональной цели школе игры / А. Л. Сиротюк, М. Г. Сергеева. – Курск: изд-во РФЭИ, 2011. – 231с.