Введение.......................................................................................3
ГЛАВА I. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ..........................................................................9
1.1 Методология исследования социокультурной практики........................9
1.2 История развития фестиваля «Ресторанный день».............................19
1.3 Описание социокультурной практики.............................................27
Выводы по первой главе..................................................................34
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕСТИВАЛЯ........................................36
2.1 «Ресторанный день» в социальных сетях и СМИ...............................36
2.2 Портрет участника «Ресторанного дня». Анализ анкеты.....................39
2.3 Личный опыт участия в фестивале. Опыт посетителя.........................62
2.4 Опыт организации однодневного ресторана: проект «Ресторанный
дом».......................................................................................68
Выводы по второй главе..................................................................71
ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФЕСТИВАЛЯ
«РЕСТОРАННЫЙ ДЕНЬ»...............................................................73
3.1 Образовательные и просветительские проекты на «Ресторанном дне»....73
3.2 Проект «Десертация».................................................................76
Выводы по третьей главе.................................................................80
Заключение..................................................................................81
Литература..................................................................................85
За последние годы в мире возникает множество различных инициатив в
разных сферах. Новые проекты, новые способы воплощения старых идей
отражают тенденцию к объединению методик различных наук и
междисциплинарному подходу. Таков характер процессов, происходящих
сегодня во всех сферах общества. Для их успешного развития, для
возможности их возникновения необходима определенная среда, состояние
общества, необходимость ответственного отношения к своим действиям, а
главное – свобода. Мы заметили, что подобные нестандартные проекты часто
возникают не в рамках регламентированных формальных институтов, а вне их,
или скорее вопреки им, то есть являются ответом на некие проблемы, задачи
или вызовы общества. Они являются более эффективными, яркими и
заметными. Они задумываются своими создателями со стопроцентной
заинтересованностью, и имеют большой потенциал развития. Это
исследование посвящено изучению природы и потенциала одного из таких
проектов, придуманных в Финляндии, который успешно реализуется и
развивается в 73 странах мира, в том числе в России – это кулинарный
фестиваль «Ресторанный день» (Restaurant Day).
Актуальность исследования обусловлена тем, что фестиваль возник в
ответ на некоторые вызовы общества, и до сих пор очень популярен. Внешне
«Ресторанный день» представляет собой любительский гастрономический
фестиваль. «Ресторанный день» - это праздник еды, в центре его внимания
находится еда. Однако «Ресторанный день» это не только развлечение и
очередной способ времяпрепровождения, но и заложенные в нем смыслы и
ценности. Реализация проекта оказалась настолько удачной, что его идея стала
универсальной и широко распространилась в мире. Фестиваль вскрыл
глубокий творческий потенциал людей. Он стал намного больше чем
фестиваль еды, неся в себе демократические ценности. Фестиваль вывел
восприятие еды как посредника в человеческих взаимоотношениях на новый
уровень. Он повысил туристическую привлекательность Финляндии, сделал
увлечение кулинарией частью образа жизни современных городских жителей.
Мы посчитали необходимым исследовать этот феномен, так как
универсальность идеи позволила ей распространиться на страны с совершенно
разной культурой и уровнем свободы в обществе, о чем говорит, тот факт, что
за время существования фестиваля так или иначе в нем приняло участие 73
страны. Санкт-Петербург в России является вторым в мире городом по
масштабности проведения фестиваля, после Хельсинки. При этом фестиваль
всё еще находится за рамками правового поля. За время своего существования
он успел получить около десятка наград, и его значимость была высоко
оценена министерством образования и культуры Финляндии. Администрация
города Хельсинки официально разрешила проведение фестиваля в том виде, в
котором его задумывали создатели. Но Санкт-Петербурге, например,
формально для его проведения необходимо получить согласование с властями,
что сделать практически невозможно. Концепция фестиваля, гласящая, что на
один день любой человека может открыть свой маленький однодневный
«ресторан» в любом месте, не находит возможности поддержки в российском
законодательстве. Научное исследование о проекте может повысить
социальную значимость фестиваля в России.
Что представляет собой «Ресторанный день»? Какие тенденции он
отражает? Каковы перспективы его развития? Задавшись этими вопросами,
мы сформулировали гипотезу исследования следующим образом: Имея
развлекательную форму, фестиваль «Ресторанный день» является
социокультурным феноменом, отражающим тенденции к самоорганизации,
свободе, противостоянии зарегулированности и формализму. Исследуя опыт
этого проекта, мы можем изучить эти тенденции и оценить его социальное и
культурное значение и потенциал его развития. Мы также полагаем, что этот
фестиваль несет в себе потенциал безопасной и психологически комфортной
образовательной площадки для апробации собственного бизнес-, социального
или личного проекта, презентации своих творческих идей посредством
кулинарии, развивает самостоятельность, инициативность и ответственность.
Объект исследования – современные социокультурные практики.
Предмет исследования – практика участия в фестивале «Ресторанный
день» как социокультурная практика.
Целью исследования является оценка значимости участия в фестивале
«Ресторанный день» для социокультурного развития общества.
Задачи: разработать методику исследования проекта; описать проект;
проанализировать вызовы, ответом на которые он стал; спрогнозировать его
дальнейшее развитие; изучить образовательный потенциал проекта.
В соответствии с целью были поставлены следующие научно-
практические задачи:
• Разработать методику исследования фестиваля на основе методологии
социокультурного подхода;
• Проследить динамику развития фестиваля с момента его создания до
настоящего времени;
• На основе разработанной методики описать фестиваль как
социокультурную практику;
• На основании анкетирования составить портрет участника фестиваля и
проанализировать мотивацию и интересы;
• Получить и проанализировать личный опыт участия в фестивале;
• Оценить образовательный потенциал «Ресторанного дня» на основе
созданных в его рамках проектов, а также создания своего проекта,
посвященного образованию.
Методология исследования основана на социокультурном подходе.
Для выяснения интересов участников мы использовали анкету полузакрытого
типа. Также использовались методы наблюдения и проектирования.
Степень научной разработанности темы. Как социально-культурное
явление «Ресторанный день» до сих пор не анализировался в научной
литературе. Нами обнаружены исследования, касающиеся бизнес-модели
«Ресторанного дня»1,2. Обнаружена также научная работа, посвященная
изучению масштабируемости некоммерческих организаций на примере
«Ресторанного дня», то есть тому, как система организации оказывается
способна поддерживать свой рост без существенной поддержки3.
Наблюдается недостаток исследований в данной теме. На настоящий момент
встречающиеся статьи, посвященные Ресторанному дню, не носят научный
характер, но дают представление о значении этого феномена и вызванного им
эффекта. Мы предполагаем, что фестиваль является достаточно новым
социокультурным феноменом, поэтому его важно исследовать при помощи
разных подходов. Таким образом научная новизна исследования состоит в
анализе социокультурного значения предмета исследования.
Теоретическую базу исследования формируют работы, посвященные
методологии исследования социокультурных процессов и явлений. Это
работы российских исследователей о методологии (Ю. М. Резник, С. Г.
Кирдина, А. Л. Темницкий, Н. Черныш, О. Ровенчак), о проблемах
социокультурного подхода (Е. А. Тюгашев), используются элементы
институционального подхода, неотделимого от социокультурного (С. Г.
Кирдина, Н. В. Шарковская, М. Г. Агапов, Р. О. Поплавский, М. С. Черепанов).
Практическая значимость исследования состоит в оценке
возможностей развития фестиваля и возможностям применения идеи
«Ресторанного дня» в образовательной сфере.
Положения, выносимые на защиту:
• Социокультурный подход применим для исследования различных
событий, явлений и практик, где возникает социальное взаимодействие
между индивидами и обществом, при этом возникает некоторый
творческий продукт. Культура неотделима от социального
взаимодействия, потому что возникает во время его осуществления.
План, разработанный для описания конкретной социокультурной
практики участия в «Ресторанном дне» применим для описания других
социокультурных практик.
• За развлекательной кулинарной стороной фестиваля лежат ценности
права на самоорганизацию, свободного и ответственного пользования
общественным пространством города. Это практика, формирующая
чувство причастности к сообществу единомышленников, в которой еда
выступает как средство коммуникации, позволяя рестораторам выразить
себя и пригласить к общению своих посетителей. «Ресторанный день»
призван также повышать ответственность рестораторов за свои
действия, а посетителей – доверие к рестораторам.
• Проведенное анкетирование участников «Ресторанного дня» дало нам
ответы на вопросы об участниках фестиваля, их отношении к нему,
интересах и целях. В среднем это люди 29 лет, к этому возрасту уже
имеющие постоянную работу, не всегда связанную с творчеством,
поэтому ищущие реализации своих творческих способностей.
Стремление к творческой деятельности, созданию реального продукта
своими руками соотносится с интересом участников к «Ресторанному
дню». Интерес к кулинарии есть у большинства участников. Многие
участвуют для того, чтобы продемонстрировать свои способности и заявить о себе.
• Опыт проведения «Ресторанного дня» в Санкт-Петербурге позволил
заявить о себе благотворительным, просветительским, образовательным
организациям. В этом мы видим потенциал развития его идеи на фоне
всё большей коммерциализации фестиваля.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав,
выводам к каждой главе, заключения, списка литературы.
Цель данной работы заключалась в необходимости выявить тенденции в
обществе, которые отражает возникновение фестиваля «Ресторанный день».
Решив поставленные исследовательские задачи, мы сделали следующие выводы.
«Ресторанный день» - это кулинарный фестиваль, представляющий
собой социокультурную практику. Социокультурная практика – это
деятельность человека, имеющая общественное значение, и несущая в себе
творческий, преобразующий смысл. «Ресторанный день» был задуман как
повод преодолеть на короткое время ограничения, налагаемые
законодательством и освободить творческий потенциал городских жителей.
На основе теории социокультурного подхода мы разработали порядок
описания социокультурной практики. Мы решили задачу наиболее полного
охвата всех аспектов описания. В список входят вопросы об истории
возникновения практики и последствий ее появления; вопрос о принципах
устройства практики; вопрос о легитимности практики, или ее места в
институциональной структуре общества; изучили тексты, связанные с
самопрезентацией участников практики, а также тексты, рассказывающие о
практике; мы включили вопрос об изучении участников практики; наконец, о
ценностях, заложенных в идею этой практики.
Нам также удалось проследить динамику развития фестиваля с начала
его существования. История помогла нам проследить рост интереса к этому
явлению, последствия его появления, и влияние на культуру еды. Мы
проследили несколько периодов развития фестиваля, в том числе тот, когда
смена концепции едва не привела к прекращению его существования.
«Ресторанный день» сильно повлиял на повышение интереса к
гастрономической культуре в мире. Еда всё активнее используется как способ
установления отношений на уровне общества, гастрономическое событие
становится одним из наиболее значимых для развития демократических
ценностей, начинает играть экономическую роль в некоторых странах, в
частности в Финляндии, став одной из туристических
достопримечательностей страны. Идея «Ресторанного дня» оказалась
универсальной, и нашла себе место в культурах многих стран и вышла за
пределы Европы. В то же время в России мы заметили некоторые отличия в
реализации идеи фестиваля, которые имеют принципиальное значение не
только для сохранения его идеи, но и как индикатор активности общества.
Идею «Ресторанного дня» в России в ряде случаев используют в коммерческих
целях, что негативно сказывается на тех ценностях, которые он
пропагандирует – они теряются, и остается только форма. В России также есть
тенденция участников подстраиваться под существующие реалии, в то время
как фестиваль задумывался, скорее, как протестный.
«Ресторанный день» с самого начала его существования является
неинституционализированным фестивалем, то есть нелегальным. Его
невозможно согласовать, поэтому он становится формой активности,
неподконтрольной государству, тем самым свободной от государственной идеологии.
В СМИ «Ресторанный день» оценивается в целом положительно. В
Финляндии он стал частью кулинарной культуры страны и кулинарной
культурной стратегии, что повышает международный имидж Финляндии, и
делает ее популярным туристическим направлением. Информационные сайты
туристических агентств и авиакомпаний используют «Ресторанный день» как
рекламу туристического направления в Финляндию. Большая часть
публикаций посвящена обзорам различных однодневных ресторанов, которых
с каждым фестивалем становится больше, и они становятся разнообразнее.
Публикации, которые администраторы групп в социальных сетях пишут для
участников сообщества «Ресторанного дня» усиливают ощущение
сообщества, побуждают принимать активное участие в его жизни. Негативные
комментарии и отзывы чаще всего связаны со скепсисом по отношению к
отсутствию гарантии качества продукции. Негатив также связан с
несоблюдением концепции фестиваля и проявляется в личных разговорах с
участниками и может быть обнаружен в записях, сделанных в социальных сетях.
Мы разработали анкету, и опросили участников «Ресторанного дня»,
который проходит в Санкт-Петербурге. Мы предположили, что участники
«Ресторанного дня» составляют часть городского общества, наиболее
отзывчивого к новым веяниям, идеям и движениям. Полученные нами данные
были проанализированы, и мы пришли к заключению, что восприимчивость
участвующих в фестивале редко выходит за рамки уже имеющихся у них
интересов. Участники в основном не нацелены на преодоление существующих
правил, как это было задумано создателями «Ресторанного дня». Главной
целью участников «Ресторанного дня» в Санкт-Петербурге является
презентация себя и коммерческий интерес.
Тем не менее «Ресторанный день» несет в себе большой творческий
потенциал, и может быть применен в различных целях. Концепция фестиваля
предполагает свободу от коммерческих, политических, религиозных
интересов, но в России мы наблюдаем как некоторые организации с помощью
«Ресторанного дня» привлекают внимание к социальным проблемам.
Фестиваль становится посредником, безопасной площадкой для общения и
встречи разных социальных групп. Комфортно на нем себя чувствуют дети –
ресторанные дни, например, организуют школы и общественные центры в
Санкт-Петербурге. Это еще раз подтверждает культурную и социальную значимость проекта.
Проект «Ресторанный дом», попытка реализации которого была
проведена автором исследования, была использована в рамках
коммуникативной функции фестиваля, как попытка установить отношения с
соседями. Реализация задуманной идеи не удалась в полном объеме, но были
сделаны необходимые выводы. Положительный эффект от попытки вызвать
активность жителей дома состоит в том, что они могут увидеть наличие
социальной и культурной активности в месте, где они живут. В этом видится
потенциал развития соседского сообщества.
Выносимый на защиту проект «Десертация», созданный в рамках
«Ресторанного дня», был задуман и реализован как однодневное эдьютеймент-
кафе. Цель этого проекта – вовлечь посетителя в коммуникацию с
ресторатором на тему высшего образования и научных интересов. Подобное
приглашение к общению имеет образовательную функцию и может
проводиться в форме игры и сочетания кулинарии и образования. Опыт
реализации проекта показал, что предлагаемый формат интересен
посетителям. Были учтены недочеты и доработана концепция проекта.
Рекомендации дальнейшего изучения «Ресторанного дня» состоят в
мониторинге его развития. В мае 2017 года основатели анонсировали
возобновление фестиваля в формате «1 раз в 3 месяца». Дальнейшие
разработки темы могут быть связаны с решением проблем, которые стоят
перед фестивалем – это, в первую очередь, вопрос о легитимности. В Санкт-
Петербурге фестиваль имеет тенденцию к коммерциализации, и путь решения
этой проблемы тоже может стать предметом исследования. По нашему
мнению, коммерциализация приведет к нивелированию идей фестиваля, и в
России с его помощью не удастся ничего изменить, как это произошло в
Финляндии. Также для формирования более полного представления о
фестивале необходимо исследование его экономического потенциала, о
котором в данном исследовании мы упомянули только косвенно.
Мы также считаем, что «Ресторанный день» - это только часть мировой
кулинарной культуры. Целесообразно изучение его влияние на развитие этой
культуры и преобразующее значение для культурной дипломатии, и общества в целом.
Монографии
1. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и
демократия: Последовательность человеческого развития М.: Новое
издательство, 2011. – 464 с.
Научные статьи
2. Агапов М.Г., Поплавский Р.О., Черепанов М.С. Социокультурные
сообщества в условиях (де)модернизации // Вестник археологии,
антропологии и этнографии. 2014. No 3 (26)
3. Вахштайн В.С. К концептуализации сообщества: еще раз о
резидентности или работа над ошибками // Социология власти. 2014. № 3. С. 8–26.
4. Кирдина С.Г. «Социокультурный и институциональный подходы как
основа позитивной социологии в России» Социологические
исследования. 2002. No 12. С. 23-33
5. Никитина Г.В. Социальная практика как педагогическое понятие //
Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. Чита:
Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 33-35.
6. Резник Ю.М. Социокультурный подход как методология исследований.
Вопросы социальной теории. 2008. Том II. Вып. 1(2)
7. Тюгашев Е.А. Социокультурный подход: эпистемологический статус и
содержание // Сборник «Социальные взаимодействия в транзитивном
обществе» // Сборник научных трудов. Выпуск XIII. Новосибирск:
НГУЭУ, 2011. – 338 с.
8. Шугальский С.С. Социальные практики: интерпретация понятия // ЗПУ,
2012. No2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-praktiki-
interpretatsiya-ponyatiya. (дата обращения 05.05.2017)
Учебные пособия
9. Вершловский С.Г. Метод наблюдения в педагогике. СПб: 2011. – 60 с.
10.Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Анкетный опрос в социально-
педагогическом исследовании // Школа молодого исследователя. СПб:
Академия постдипломного педагогического образования, кафедра
педагогики и андрагогики, 2005.
Нормативно правовые акты и документы
11.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
(ред. от 02.06.2016). Статья 20.2. Нарушение установленного порядка
организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации,
шествия или пикетирования (в ред. Федерального закона от 08.06.2012 N 65-ФЗ)
12.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу
с 18.05.2017). Статья 14.1. Осуществление предпринимательской
деятельности без государственной регистрации или без специального
разрешения (лицензии).
13.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998
N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016). Статья 116. Нарушение порядка
постановки на учет в налоговом органе.
14.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред.
от 17.04.2017). Статья 171. Незаконное предпринимательство.
Интернет источники
15.Частная школа Санкт-Петербурга [текст] // Школа Эпиграф [сайт]. URL:
http://epigraph.spb.ru/home/ (дата обращения 7.05.2017)
...