АННОТАЦИЯ 2
Введение ....................................................................................................................... 6
Глава 1. Теоретический анализ особенностей социальной коммуникации в
интернет-среде. Основные идеи и представления, транслируемые в
антифеминистских интернет-сообществах............................................................. 12
1.1. Интернет как особое пространство социального взаимодействия ............... 12
1.2. Антифеминистские интернет-сообщества: характеристика основных идей и
представлений............................................................................................................ 23
Выводы по аналитическому обзору литературы ................................................... 41
Глава 2. Методические походы к изучению социально-психологических
особенностей женщин, состоящих в антифеминистских интернет-сообществах
..................................................................................................................................... 42
2.1. Этапы эмпирического исследования социально-психологических
особенностей женщин, состоящих в антифеминистских интернет-сообществах
..................................................................................................................................... 42
2.2. Программа исследования социально-психологических особенностей
женщин, состоящих в антифеминистских интернет-сообществах ...................... 43
2.3. Организация исследования. Описание выборки ............................................. 45
2.4. Методы исследования ........................................................................................ 49
2.5. Методы статистической обработки результатов ............................................ 60
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение ............................................ 61
3.1. Особенности жизненного пути, объединяющие участниц
антифеминистских интернет-сообществ ................................................................ 61
3.2. Социально-демографические характеристики женщин и степень их
включенности в антифеминистские интернет-сообщества .................................. 65
3.3. Особенности социально-психологической адаптации участниц
антифеминистских интернет-сообществ ................................................................ 70
3.4. Эмоциональное благополучие женщин с точки зрения субъективного
восприятия ими своей фемининности (женственности) ....................................... 73
3.5. Особенности карьерной мотивации участниц антифеминистских интернет-
сообществ ................................................................................................................... 75
3.6. Рекомендации практикующим психологам..................................................... 79
Выводы ....................................................................................................................... 81
Заключение ................................................................................................................ 84
Список использованных источников ...................................................................... 86
Приложение А ........................................................................................................... 97
Приложение Б .......................................................................................................... 102
Приложение В.......................................................................................................... 104
Приложение Г .......................................................................................................... 105
Приложение Д.......................................................................................................... 106
Приложение Ж ......................................................................................................... 107
Приложение К.......................................................................................................... 108
Приложение Л.......................................................................................................... 109
Приложение М ......................................................................................................... 110
Приложение Н ......................................................................................................... 111
Приложение П ......................................................................................................... 112
Приложение Р .......................................................................................................... 113
Приложение С.......................................................................................................... 114
Приложение Т .......................................................................................................... 115
Приложение У ......................................................................................................... 116
Приложение Ф ......................................................................................................... 117
Приложение Х ......................................................................................................... 118
Приложение Ц ......................................................................................................... 119
Приложение Ш ........................................................................................................ 122
В непрерывно меняющемся мире, в котором совершаются постоянные
трансформации культурно-исторических, экономических, политических аспек-
тов жизни, пересмотр гендерных ролей является неизбежным следствием про-
исходящих в обществе процессов.
Иногда это может стать даже вопросом выживания целого народа: трудно
переоценить роль физически и морально сильных женщин-защитниц Родины и
тружениц тыла в истории Первой Мировой войны и Второй Мировой войны;
образ женщины-воительницы и женщины-труженицы активно использовался в
советской военной пропаганде – в частности, на военных плакатах и в лозунгах
(«Родина-мать зовет», «Заменим!», «Отстроим на славу!» и т.п.) [7].
Еще раньше в зарубежной истории в силу многих причин произошел пе-
ресмотр традиционных ролей женщины, что привело к возникновению фено-
мена феминизма в самых разнообразных его проявлениях (движение суфражи-
сток в Великобритании, женское освободительное движение в США и т.д.).
[75]. Последователи американского феминизма утверждали, что стремление
женщины следовать насаждаемым социумом ролям, соответствующим «истин-
ному» женскому предназначению хозяйки, жены и матери, делает ее зависи-
мой, склонной к инфантилизму и нереализованной в своих возможностях.
Женщина подавляет свои социальные возможности, отказываясь от участия в
профессиональной и политической сферах жизни [48, 59].
Феминизм оставил свой след и в российской культуре – стремление мно-
гих женщин не уступать мужчинам на карьерном поприще, быть финансово не-
зависимыми, в определенной мере связано именно с ним.
Однако, в последнее время набирает обороты популярность женских со-
обществ, широко представленных в Интернет-пространстве, которые пропаган-
дируют ценности, кардинально противоположные феминистским воззрениям. В
нашей работе мы используем термины «антифеминистские интернет-
сообщества» и «антифеминистская идеология», подразумевая информационную
среду, в которой транслируются ценности, противоречащие феминистским идеям.
В частности, в одном из самых крупных и самых коммерциализованных
антифеминистских интернет-сообществ представлено движение «Предназначе-
ние быть Женщиной», в идеологии которого основной акцент направлен на
развитие женственности через постижение и осознание значимости традицион-
ных гендерных ролей. На основе материалов, полученных в этом сообществе, и
построено наше исследование.
Проблема и актуальность исследования
На сегодняшний день все больше женщин проникаются идеями, противо-
речащими взглядам не так давно господствовавшего в обществе феминизма.
Эти идеи призывают женщин вернуться к традиционным ценностям – напри-
мер, признать главенство мужчин, уделять больше внимания рождению и вос-
питанию детей, вместо работы заниматься домашним хозяйством, носить пла-
тья и длинные волосы и т.д.
При этом в ряде интернет-сообществ практикуются платные услуги по
«возрождению женственности» – продается специальная литература, проводят-
ся многочисленные семинары, тренинги. Отсюда возникает вопрос – что пред-
ставляет из себя женщина, которая активно поддерживает антифеминистские
идеи и является главным потребителем этих услуг? В нашем исследовании мы
попытаемся ответить на этот вопрос.
Научная новизна исследования заключается в том, что это первая пси-
хологическая работа, стремящаяся обобщить психологические детерминанты
включения женщин в интернет-сообщества, в которых отвергается идеология
феминизма и предпринимаются попытки «возродить»/усилить ценность тради-
ционных гендерных ролей. На основе биографических данных разработана
классификация событий жизненного пути женщин, прошедших путь от феми-
нистского уклада жизни к традиционному.
Практическая значимость заключается в возможности использования
результатов исследования социальными и психологическими службами в рабо-
те с женщинами, которые имеют низкую удовлетворенность жизнью, в семей-
ном консультировании, а так же специалистами, занимающимися карьерным консультированием.
Теоретическая значимость: в настоящий момент существует ряд попу-
лярных источников, в которых тем или иным образом упоминаются антифеми-
нистские идеи, однако отсутствуют строгие научные исследования по этой те-
ме. Наша работа – это научное исследование, изучающее антифеминистские
интернет-движения.
Цель исследования: изучить социально-психологические особенности
женщин, состоящих в антифеминистских интернет-сообществах.
Объект исследования: женщины, которые являются участницами анти-
феминистских интернет-сообществ.
Предмет исследования: социально-психологические особенности жен-
щин, которые являются участницами антифеминистского интернет-сообщества
«Предназначение быть Женщиной».
Основная гипотеза исследования: приверженность женщин к антифе-
министским идеям связана с такими социально-психологическими особенно-
стями, как социальная адаптация, позитивный взгляд на жизнь, особенности
жизненного пути и профессиональная мотивация.
Частные гипотезы:
1) Существует ряд особенностей жизненного пути, который объединяет
женщин, вступивших в антифеминистские интернет-сообщества и разделяю-
щих антифеминистскую идеологию.
2) В жизни женщин, заинтересовавшихся антифеминистскими пред-
ставлениям и идеями, имел место внутриличностный конфликт, выражающийся
в резком несоответствии прошлых ценностей и представлений тем ценностям,
которые женщины впоследствии приняли, вступив в сообщество «Предназна-
чение быть Женщиной».
3) Степень включенности в антифеминистское сообщество связана с
социально-демографическими характеристиками личности: возрастом, уровнем
образования, местом проживания и др.
4) Уровень социально-психологической адаптации ниже у тех участниц
антифеминистского интернет-сообщества, которые вступили в него относи-
тельно недавно, чем у женщин с более длительным участием в нем.
5) Чем более женственной (фемининной) считает себя женщина, тем
выше уровень ее оптимизма и эмоционального комфорта, тем более выражена
ее способность к принятию себя и других людей.
6) Чем более женщины включены в антифеминистское интернет-
сообщество, тем ниже их карьерная мотивация.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ особенностей социальной коммуни-
кации в интернет-среде (в частности – в социальных сетях).
2) Обозначить основные идеи и представления, транслируемые в анти-
феминистских интернет-сообществах.
3) Выявить социально-психологические особенности женщин, всту-
пивших в антифеминистские интернет-сообщества.
4) Выявить особенности жизненного пути, которые объединяют жен-
щин, включенных в антифеминистские интернет-сообщества.
5) Определить у женщин-участниц опроса уровень их включенности в
антифеминистские интернет-сообщества.
6) Изучить уровень и структуру профессиональной мотивации участ-
ниц антифеминистских интернет-сообществ.
7) Определить уровень оптимизма у женщин, включенных в антифеми-
нистские интернет-сообщества.
8) Провести статистический анализ полученных эмпирических данных.
9) Разработать практические рекомендации для психологических
служб, консультирующих женщин с невысокой удовлетворенностью жизнью, а
также для специалистов, занимающихся карьерным консультированием женщин.
Методы и методики исследования:
1) Для определения степени включенности женщин в антифеминист-
ские интернет-сообщества использовался метод анкетирования.
2) Для определения уровня социальной адаптации испытуемых исполь-
зована методика диагностики социально-психологической адаптации К. Род-
жерса и Р. Даймонда («СПА») для взрослых в адаптации А.К. Осницкого.
3) Для измерения уровня оптимизма у испытуемых применена шкала
«РОП» Н.Е. Водопьяновой.
4) Для определения у испытуемых их карьерных ориентаций использо-
вана методика «Якоря карьеры» Э. Шейна.
5) Для анализа особенностей жизненного пути женщин, состоящих в
антифеминистских интернет-сообществах, использован метод контент-анализа
реальных жизненных историй, опубликованных на официальном сайте интер-
нет-сообщества «Предназначение быть Женщиной».
Методы статистической обработки результатов.
Обработка полученных в ходе эмпирического исследования данных про-
водилась в статистическом пакете IBM SPSS Statistics 23, с использованием
следующих методов:
— U-критерий Манна-Уитни;
— однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA);
— корреляционный анализ с применением коэффициента Спирмена;
— анализ нормальности распределения с применением одновыборочно-
го критерия Колмогорова-Смирнова.
В нашем исследовании были выявлены и проанализированы основные
идеологические положения антифеминистских интернет-сообществ. Научная
литература по данной проблематике на сегодняшний день практически отсут-
ствует, что указывает на наличие обширных возможностей для проведения
множества новых научных исследований
Были выделены основные особенности жизненного пути, которые объ-
единяли женщин до того, как они вступили в антифеминистское интернет-
сообщество (проблемы с противоположным полом, приверженность феминист-
ским идеям, подверженность влиянию родительских установок, маскулинные
черты в характере и поведении, наличие проблем в родительской семье).
Обнаружена статистически значимая связь между отдельными характери-
стиками включенности женщины в антифеминистское интернет-сообщество и
такими ее особенностями, как социально-психологическая адаптация и профес-
сиональная мотивация. Кроме того, нами были выявлены различия в семейном
положении между наиболее активными и наименее активными участницами
изучаемого сообщества (среди наиболее активных участниц гораздо больше
замужних женщин). Также была обнаружена значимая связь субъективного
уровня женственности (фемининности) женщины и различных показателей ее
эмоционального благополучия.
Практическая значимость нашего исследования, заключается в том, что
его результаты могут быть интересны психологам, работающим с женщинами,
не удовлетворенными своей жизнью, а также консультантам, занимающимся
вопросами построения карьеры. Для этих специалистов мы разработали от-
дельные рекомендации.
В заключении, нам хотелось бы отметить, что деятельность антифеми-
нистских интернет-сообществ очень разнообразна, ее изучение требует ком-
плексного подхода. Изученный нами аспект – один из множества потенциаль-
ных вариантов направления научных исследований в этой сфере. В дальнейшем
нам хотелось бы провести исследование отношения мужчин к антифеминист-
ским идеям и ценностям, эффективности семейных отношений, в которых су-
пруги придерживаются антифеминистских взглядов, изучить механизмы функ-
ционирования и особенности психологического воздействия на целевую ауди-
торию в антифеминистских интернет-сообществах.
1. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в обще-
нии. // Личность. Общение. Групповые процессы. Современные направления
теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии.: сборник
обзоров. 1991. С. 37–74.
2. Андреева Т. В.. Психология современной семьи. Монография. СПб.:
Речь., 2005. 436 с.
3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в
компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник
Московского университета. 1996. No 4. С. 14–20.
4. Белинская, Е.П. Интернет и идентификационные структуры лично-
сти: материалы международной Интернет-конференции, (01.02.2001 –
01.05.2001) «Социальные и психологические последствия применения инфор-
мационных технологий» / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Моск. обществ.
науч. Фонд, 2001. С. 7–84.
5. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Стратегии самопрезентации в Ин-
тернете и их связь с реальной идентичностью [Электронный ресурс] // 1999.
URL: http://flogiston.ru/projects/articles/strategy (дата обращения: 30.04.2016).
6. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему нера-
венства полов. М.: РОССПЭН, 2004. 336 с.
7. Большакова О.В. История России в гендерном измерении : Совре-
менная зарубежная историография : Аналитический обзор / Отв. ред. – к. и. н.
З. Ю. Метлицкая. М.: РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед., 2010. 122 с.
8. Будовская, Ю. Эгоизм как движущая сила пользовательской актив-
ности в социальных медиа и социальных сетях // Социальная политика и соци-
альное партнерство. 2010. No 11. C. 59–62.
9. Буракова М.В. Интерпретация маскулинности-фемининности
внешнего облика женщины: Автореф. дисс.... канд. психол. наук / Феникс. Ро-
стов-н/Д., 2000. 197 с.
10. Валяева, О.В. – Предназначение быть женщиной. М.: 2013. 496 с.
11. Водопьянова Н.Е., Чесноков В.Б. Стратегии адаптации к экономи-
ческому кризису в зависимости от жизненной позиции субъектов труда [Элек-
тронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Се-
рия 3: Педагогика и психология. 2015. No1. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/strategii-adaptatsii-k-ekonomicheskomu-krizisu-v-
zavisimosti-ot-zhiznennoy-pozitsii-subektov-truda (дата обращения: 21.03.2016).
12. Войскунский, А.Е. Преобразование общения, опосредствованного
компьютером: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 /
МГУ им. М. В. Ломоносова. Москва, 1990. 26 с.
13. Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале.
М.: Изд-во «Институт психологии РАН. 2002. C. 96 – 97.
14. Воловикова М. И., Гренкова Л. Л. Современные представления о
порядочном человеке // Российский менталитет: вопросы психологической тео-
рии и практики. М. 1997. С. 93–111.
15. Воронина О. А., Клименкова Т. А. Гендер и культура // Женщины и
социальная политика (гендерный аспект) / Отв. ред. З. А. Хоткина. М.: Инсти-
тут социально–экономических проблем народонаселения РАН, 1992. С. 10–22.
...