Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ И БЕЖЕНЦЕВ

Работа №130110

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы182
Год сдачи2017
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования социальной
адаптации беженцев и вынужденных переселенцев 8
1.1. Понятие «социальная адаптация» в социологических концепциях 8
1.2. Понятие и виды миграции. Понятия «вынужденный переселенец» и
«беженец» 17
1.3. Стратегии и факторы социальной адаптации вынужденных мигрантов 28
Глава 2. Современная практика социальной адаптации вынужденных
переселенцев и беженцев 40
2.1. Государственная миграционная политика России в области
регулирования вынужденной миграции 40
2.2. Роль негосударственных организаций в осуществлении социальной
адаптации вынужденных переселенцев и беженцев 50
Глава 3. Социальная работа по адаптации вынужденных переселенцев и
беженцев 59
3.1. Формы и методы социальной работы с вынужденными мигрантами 59
3.2. Зарубежный опыт социальной работы с вынужденными мигрантами 67
3.3. Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в Санкт-
Петербурге (по результатам социологического исследования) 76
Заключение 95
Список литературы 99
Приложение 1. Инструментарий социологического исследования 106
Приложение 2. Транскрипты экспертных интервью и фокус-групп 108

Глобальные мировые процессы – военно-политические столкновения, этнические
конфликты, кризисы в экономической системе государств за последние десятилетия
усугубили рост численности вынужденных переселенцев и беженцев, спровоцировали
существенные трансформации в мировоззрении и душевном состоянии людей, в их образе
мыслей, социальном поведении.
Явление вынужденной миграции является сложным и многогранным процессом,
получившим в последние годы, четко выраженные этносоциальные и этнополитические
детерминанты. Вынужденные мигранты, прибывающих в Российскую Федерацию, из
бывших республик Советского Союза и Ближнего Востока, Африканского континента
нуждаются в экономической, социальной и материальной помощи, объем которой
превышает существующие возможности деятельности некоторых регионов Российской
Федерации. Удельный вес вынужденных мигрантов в Россию в совокупной
миграционноймассе значительно увеличился в конце прошлого столетия. Данный факт
обозначил необходимостьизучения социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев.
На сегодняшний день, согласно статистическим данным Главного управления по
вопросам миграции МВД России, на апрель 2016 года, на территории страны
зарегистрировано 9,87 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства. Большая часть
миграционного потока – это трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья
(Таджикистан, Узбекистан, Киргизия), а также украинские беженцы, которые продолжают
прибывать, однако с меньшей скоростью в сравнении с 2015 годом, в территориальных
органах ФМС России получили временное убежище 149,6 тысяч человек (в 2014 году
более 250 тысяч человек)1. Контроль за режимом пребывания иностранных граждан на
территории РФ вследствие упразднения и ликвидации УФМС России осуществляется
Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации. ГУВМ
МВД проводит усиленную работу в отношении многих граждан, приезжающих на
территорию Российской Федерации, в том числе и из регионов, где на государственном
уровне происходит обострение политической и национальной напряженности.
Многосложность предмета социальной адаптации беженцев и вынужденных переселенцев
запрашивает систематизации к своему изучению. На практическом уровне требует
привлечение всех субъектов государственной власти федерального и регионального
значения. Причем, поскольку вынужденные мигранты интегрируются в местное
сообщество, поэтому региональные органы власти несут большую ответственность за
социальную адаптацию беженцев и вынужденных переселенцев. В связи с этим,
проблема социальной адаптации беженцев и вынужденных переселенцев должна
рассматриваться в контексте общей адаптации мигрантов в РФ, сегодня имеющей только
минимальный и явно недостаточный базовый характер, заключающийся в бесплатном
обслуживания в экстренных случаях, бесплатных родах и бесплатном обучению детей
мигрантов в российских школах. Отсутствие серьезных адаптационных мер и программ
отталкивает беженцев и вынужденных переселенцев от принимающего российского
общества, не дает возможности быть полезным для России. Успешная социальная
адаптация вынужденных мигрантов оказывает существенный эффект на развитие
экономической системы страны, общественных отношений, культурной сферы, сохраняет
политическую устойчивость, уменьшает социальное напряжение в обществе, сглаживает
депопулирование местного населения. Концентрация беженцев и вынужденных
переселенцев дифференцирована по субъектам России, однако проблема их социальной
адаптации актуальна для всех регионов страны и всего российского общества. В России
существует множество социальных проблем, порождаемых крупными вынужденными
миграционными потоками. Трансформация социальной среды не всегда в иноэтничную,
но в новую социальную структуру, сопровождается нарушением адаптационных
возможностей вынужденных переселенцев и беженцев, тем самым процесс социальной
адаптации у вынужденных мигрантов осуществляется за пределами их ресурсного
потенциала и не всегда является завершенным. Исследование процесса социальной
адаптации беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации необходимо в
целях совершенствования управления процессом с учетом государственных
характеристик более полного возмещения требований, как гражданина, так и интересов
общества и государства. Актуальность развития новых компетенций и получение
информации, определены ограниченной изученностью явления вынужденной миграции в РФ.
В начале XXI научное сообщество обратило внимание на проблему вынужденных
переселенцев и беженцев, стали появляться научные монографии и статьи. Проблемы
социальной адаптации тщательно исследуются в трудах Л.А. Гордона, Н.А.
Милославовой, Е.М. Авраамовой, Л.В. Корель, М.В. Ромма2.
Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН фокусируется
на изучении трудовыхи нелегальных миграционных потоков, состояния адаптированности
вынужденных мигрантов, образовательной миграции, миграции молодых ученых,
гендерной миграции (Е.С.Кубишин, Е.С. Красинец, Е.В. Тюрюканова) 3 . Лаборатория
анализа и установления прогноза миграционных процессов Института народного
прогнозирования РАН ориентированы на анализ актуальной миграционной обстановки,
выстроенной в период существования Российской Федерации, ее зависимости с
этническими конфликтами, кризисом в экономике страны, социально-экономической
диференцированность постсоветских территорий (В.А. Тихонович, Ж.А. Зайончковская)4.
Центр социальной демографии в Институте социально-политических исследований РАН
рассматривает современные миграционные передвижения населения и их характеристики
как на уровне государства, так и на уровне регионов (А.Г. Гришанова, И.Б. Орлова, Н.В.
Тарасова, Л.Л. Рыбаковский) 5 . Значительное участие в исследовании миграционных
процессов в современной России принимает Московский Центр Карнеги (Фонд Карнеги
за международный мир (Г.С. Витковская) 6 . Центр изучения проблем вынужденной
миграции в СНГ, Независимый исследовательский Совет по миграции стран СНГ и
Балтии (Ж.А. Зайончковская) рассматривают миграционную ситуацию в странах бывшего
Советского Союза 7 . Однако анализ источников по теме магистерского исследования
демонстрирует ограниченность научных данных по вопросу социальной адаптации
вынужденных переселенцев и беженцев, функции и их принадлежности общественной
структуре, что дает понимание малой изученности, в частности, региональных
особенностей процесса. Так же не дифференцированы стадии процесса социальной
адаптации, не определены в должной мере формы и методы работы с беженцами и
вынужденными переселенцами.
Цель магистерского исследования заключается в выявлении специфики
социальной адаптации беженцев и вынужденных переселенцев в современном российском обществе
Объектом магистерского исследования являются вынужденные переселенцы и
беженцы, адаптирующиеся в современном российском обществе.
Предмет магистерского исследования является процесс и характеристики
социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев в современном российском обществе
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- проанализировать понятие «социальная адаптация» в социологических концепциях
- рассмотреть понятия «беженец» и «вынужденный переселенец»;
- определить критерии и факторы процесса социальной адаптации беженцев и
вынужденных переселенцев;
- проанализировать государственную миграционную политику РФ в области
вынужденной миграции;
- оценить роль негосударственных организации в области содействия социальной
адаптации беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ;
- исследовать практический опыт социальной работы с вынужденными мигрантами;
- проанализировать социальную адаптацию вынужденных мигрантов в Санкт-Петербурге.
Для решения поставленных задач в работе используются следующие методы:
анализ нормативно - правовых актов законодательства РФ в сфере миграции, анализ
статических источников по миграционной численности беженцев и лиц, ищущих
убежище (Федеральная служба государственной статистики, статистические данные
Международного общественного движения содействие мигрантам и их объединениями),
анализ документов, в частности законодательство РФ в отношении беженцев и
вынужденных переселенцев, законодательство РФ в области социальной защиты
мигрантов (примечание: его отсутствие), проведение интервью со специалистами в
области миграции, трудовых отношений в РФ, сотрудники неправительственных
организаций, фокус-группы с вынужденными мигрантами.
Гипотеза магистерского исследования
Основным барьером в области регулирования процесса вынужденной миграции
является недостаточная проработанность законодательной системы Российской
Федерации по вопросу принятия представителей вынужденной миграции.
Новизна магистерского исследования представлена следующими
характеристиками:
- относительно исследуемой проблемы рассмотрены понятия: социальная
адаптация, вынужденная миграция, а также различные категории вынужденной миграции
(беженец и вынужденный переселенец);
- проведено обоснование необходимости изучения процесса вынужденной
миграции в Российской Федерации, с целью его эффективного управления;
- подготовлен и апробирован инструментарий социологического исследования
социальной адаптации вынужденных мигрантов в Санкт-Петербурге.
- впервые рассмотрен процесс социальной адаптации вынужденных мигрантов в
рамках применения методов социальной работы.
Эмпирической базой исследования являются Санкт-Петербургское отделение
Российского Красного Креста, негосударственные учреждения, работающие с мигрантами, а также
государственные учреждения социального обслуживания, имеющие на социальном
обслуживание категорию граждан — мигрант.Эмпирическое исследование было проведено при
поддержке проекта Российского научного фонда (16-18-10092) «Социальные риски
международной молодежной миграции в современной России».
Поставленные цель и задачи определяют структуру работы, которая состоит из
введения, трех глав и заключения. Первая глава состоит из трѐх параграфов, вторая
включает в себя два параграфа, третья глава содержит три параграфа.Заключение работы
содержит основные выводы и рекомендации по развитию деятельности государственных
и негосударственных организаций в области социальной адаптации вынужденных
переселенцев и беженцев.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Значительным фактором современной миграционной ситуации и миграционного
регулирования становится социально-политическая стабильность и адаптация населения к
изменившемуся социально-политическому и экономическому положению. На
сегодняшний день, перед государством остро стоит задача применения, имеющихся
адаптационных механизмов с целью скорейшего вхождения новых граждан в российское
общество. Одним из механизмов поддержания стабильности и развития общественной
системы является процесс социальной адаптации еѐ членов. В случае с вынужденной
миграцией объектом адаптации выступают вынужденные переселенцы и беженцы, а
также лица, ищущие убежище. Тем не менее, процесс социальной адаптации принесѐт
положительные результаты при наличии структурированной и актуальной системы
социальной поддержки вынужденных мигрантов, основанной на научно-обоснованном
законодательстве и апробированной правоприменительной практике. Таким образом,
изучение социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев необходимо в
рамках рационализации процесса управления, учитывая этнические, географические и
социально-экономические характеристики региона, с целью сбалансированности
потребностей индивида, общества и государства в целом.
В ходе выполнения исследования в рамках магистерской диссертации была
достигнута основная цель и в соответствии с поставленной целью, были решены основные задачи.
- рассмотрено понятие «социальная адаптация» в рамках социологических
концепций. Так, с точки зрения объекта исследования наиболее приемлемое толкование
социальной адаптации звучит следующим образом - согласование интересов и ожиданий
личности и общественной системы с целью двухстороннего развития. В данном контексте
процесс предполагает взаимодействие по вопросу согласования интересов: с одной
стороны требования общества, воплощѐнные в традициях и ценностях, с другой стороны
потребности индивида, осуществление которых возможно только в обществе при условии
усвоения общественных норм, что соответствует процессу взаимодействия мигранта и
принимающим обществом.
- дана характеристика государственной миграционной политике Российской
Федерации в области вынужденной миграции, проанализировано миграционное
законодательство, в частности Концепция государственной миграционной политики в
Российской Федерации на период до 2025 года. Было выявлено, что главный Документ в
области регулирования миграционных процессов не содержит характеристики
вынужденной миграции и самого понятия «вынужденная миграция». Государственные
меры в области управления вынужденными миграционными потоками характеризуются
несогласованными, дифференцированными действиями для представителей различных
государств. Важными мероприятиями по повышению эффективности государственного
управления вынужденной миграцией являются: осуществление межведомственного
взаимодействия с представителями государственной власти и негосударственного
сектора, этническими объединениями, международными организациями по защите прав
беженцев; подготовка нормативных документов и их общественное обсуждение с
последующим апробированиям .
- определены основные факторы и критерии социальной адаптации вынужденных
мигрантов. Факторы социальной адаптации являются внутренними по отношению к
мигранту и составляют его личностные характеристики: уровень образования,
психофизиологическое состояние, наличие позитивного адаптационного опыта, характер
труда и т.д. Под критериями успешной адаптации мигрантов в новой среде понимаются
заинтересованность в трудовой деятельности, стремление к осуществлению своих планов,
рефлексия собственного поведения.
- выявлено, что в настоящий момент, современной практике социальной работы
присуще классические и неклассический формы оказания помощи вынужденным
мигрантам. Классические формы социальной работы характеризуется
гарантированностью предоставления социальной помощи, носят универсальный характер
и применяются в рамках метода социального сопровождения. Неклассические формы
социальной работы носят междисциплинарный характер – методы социальной
диагностики (библиографический метод, метод анкетирования, интервью),
психологические методы (психологическое консультирование, тесты, тренинги). Тем не
менее, при социальной работе с мигрантом специалист использует индивидуальный
подход, поскольку невозможно унифицировать различные жизненные ситуации и
подобрать единый алгоритм решения.
- рассмотрен практический опыт социальной работы за рубежом с вынужденными
мигрантами. Демонстративным примером выступил скандинавский опыт работы с
беженцами (Финляндия), в рамках которого применение мероприятий по социальной
адаптации вынужденных переселенцев носит комплексный и своевременный характер,
способствует поступательной адаптации, содержит чѐткий план действий, принимая во
внимание индивидуальные характеристики личности. Работа с мигрантом начинается с
первых часов после прибытия на территорию Финляндии специалистами муниципалитета,
к которому закреплѐн гражданин.
- разработаны рекомендации по развитию системы поддержки в области
социальной адаптации вынужденных мигрантов в Санкт-Петербурге: 1. необходимо
принятие миграционной программы развития Санкт-Петербурга; 2. разграничение
мероприятий по социальной адаптации для различных категорий мигрантов; 3.
распределение полномочий по информационной и консультативной помощи; 4.
улучшение информационной доступности существующей социальной поддержки; 5.
ликвидация отсутствия правового поля управления вынужденной миграцией; 6.
формирование положительного отношения местного населения к представителям
миграции; 7. проведение межведомственных встреч с различными представителями
государственных структур, негосударственного сектора, этнических организаций по
вопросу реализации прав и контроля исполнения обязанностей вынужденных мигрантов;
8. реформирование законодательной базы государственного социального обслуживания в
отношении вынужденных мигрантов.
Согласно проведѐнному эмпирическому исследованию можно прийти к выводу о
том, что в настоящий момент социальная адаптация вынужденных мигрантов носит
фрагментарный характер и осуществляется по большей части субъектами
негосударственного сектора. Правовая система в области управления вынужденной
миграции требует четкой дифференциации полномочий между федеральными органами
власти и органами субъектов Федерации. Основными мерами в области социальной
адаптации вынужденных мигрантов в Санкт-Петербурге выступают содействие в
получении официального юридического статуса, помощь в трудоустройстве,
осуществление консультационно-правовой поддержки, обучение русскому языку,
психологическая помощь.
Касательно проводимых мероприятий по социальной адаптации вынужденных
мигрантов в Санкт-Петербурге, необходимо отметить влияние переходного периода ввиду
упразднения органов Федеральной миграционной службы на систему поддержки
мигрантов, что также оказывает воздействие на состояние социальной адаптированности
различных категорий мигрантов. Тем не менее, существующая инфраструктура и
законодательные предпосылки готовы к трансформации системы управления процессами
вынужденной миграции, как на методическом, так и на практическом уровнях.
Исследование было выполнено при поддержке проекта Российского научного фонда (16-18-10092) «Социальные риски международной молодежной миграции в современной России».


1. Закон о занятости населения в Российской Федерации (в редакции Федерального
Закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (с изменениями на 28 декабря 2016 года)
//Российская газета от 3 мая 2017 года. No 7260 (94).
2. Конвенция о статусе беженцев// Международные договоры Российской Федерации по
вопросам миграции (часть первая): сборник документов.
3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на
период до 2025 года I. Общие положения [Электронный ресурс]- URL:
http://kremlin.ru/events/president/news/15635 (дата обращения 20.03.2017 г.)
4. Федеральный закон от 19 февраля 1993 года No 4528-1 ст. 1 «О беженцах» (ред. от
02.07.2013)//Российская газета от 03.06.1997 г.
5. Федеральный закон от 19 февраля 1993 года No 4530-1 «О вынужденных
переселенцах» (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 1995. 25 декабря.
6. Федеральный закон РФ от 25 июля 2002 г. No 115-ФЗ 1 гл. ст.1 « О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 31
июля 2002 г. No 3008
7. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. No 442- ФЗ «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации» // Российская газета от 30 декабря
2013 г. No 6271.
8. Авраамова Е.М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения. – М.,
1998; Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социс. – 1994. - № 8-9.
9. Айрапетов В.С. Социальные проблемы вынужденной миграции: состояние и пути
решения (на материалах современной России): Автореф. дис. канд. социол. наук/ В.С.
Айрапетов. – М.: 1994;
10. Акмалова А.А., Капицын В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами / Отв.
ред. П.Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 2013.
11. Бородкина О.И., Иванова М.М. Миграция и социальная политика: пример
социального обслуживания мигрантов в Санкт-Петербурге. XVII Апрельская
международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества.
В четырех книгах. Отв. ред. Е. Ясин. М.: НИУ ВШЭ, 2017.
12. Бородкина О.И., Соколов Н.В., Тавровский А.В. Социальные риски международной
миграции: по результатам исследования в Санкт-Петербурге. Экономические и
социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Институт социально-
экономического развития территорий РАН (Вологда). 2017. - Т. 11.
13. Бурдье П. Социология политики. – М.: 1993.
14. Вебер М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избранные произведения. М., 1990.
15. Витковская Г. С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы. - М., 2001.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ