Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Форум «Многонациональный Петербург» как репрезентация молодежного этнокультурного движения

Работа №130099

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы142
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ О
МОЛОДЕЖИ...........................................................................14
1.1 Молодежь как социально-политическая, социокультурная и
демографическая группа..............................................................14
1.2. Историко-социологические аспекты изучения молодежи...............25
1.3. Молодёжный общественно-политический активизм......................32
1.4. Этнокультурная идентичность молодежи в современной России......41
ГЛАВА II. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ
МОЛОДЕЖИ..........................................................................48
2.1. Принципы организации молодежи............................................48
2.2. Возможности самоорганизации молодежных групп......................54
2.3. Специфика современных молодежных движений ........................59
2.4. Этнокультурные молодежные движения как новое социокультурное
явление..............................................................................65
ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: СПЕЦИФИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ФОРУМА «МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ
ПЕТЕРБУРГ»..........................................................................74
3.1. Формы организации Форума...................................................74
3.2. Первый и второй Форумы - 2013 .........................................................80
3.3. Второй и третий Форумы - 2014 и 2015......................................82
3.4. Форум «Многонациональный Петербург» как центральное
событие, характеризующее этнокультурное молодежное движение.......94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................104
ПРИЛОЖЕНИЯ:........................................................................112
Приложение 1: Программа проведения молодежного Форума – 2013........112
Приложение 2: Программа проведения молодежного Форума – 2014........115
Приложение 3: Программа проведения молодежного Форума – 2014........119
Приложение 4: Резолюция молодежного Форума – 2015........................129
Приложение 5: Форма заявки на участие – 2013...................................132
Приложение 6: Форма заявки на участие – 2014...................................135
Приложение 7: Форма заявки на участие – 2015...................................137
Приложение 8: Иллюстрации с Форума – 2015.....................................139

Сегодня особое время, в котором живут и одновременно
взаимодействуют более 7 млрд людей в мире. Все вместе они представляют
собой глобальную социальную структуру, которая постоянно
модернизируется и изменяется. В социальной антропологии период,
который начался с 90-х гг. ХХ века и продолжается до сих пор носит
название «глобального», вбирающего в себя концепции «постмодернизма»
и «социального конструктивизма».
Противники глобализации видят в последней «культурную
вестерминизацию» и ограничение политических и экономических
процессов, видя в ней общую модель поведения, которая так близка
западному типу мышления. Безусловно, говоря о глобализации мы должны
принимать во внимание только самый лучший опыт этого перехода,
естественного с нашей точки зрения, однако не забывая о его недостатках -
размывания различий: национальных, культурных, этнических,
исторических. Сегодня глобализируется не только экономика, но и
социальные самочувствия, изменяется форма осознания мира, отношений
между людьми, на первый план выходит концепция «идентичности» и то,
каким образом она формируется.
В соответствии с социологическими концепциями, существует два пути
развития современного общества: расширение границ общества (процессы
глобализации), что неминуемо приведет к кризису идентификации и второй
полюс возможной реакции - возрождение первичных структур
(национальность, семья, клан, товарищество). Именно данный процесс
оказывает сильное влияние на активизацию политики сохранения и
развития локальных культур. Особенно это касается современной России, в
которой существует более 190 народов, говорящие на 150 языках с
собственной историей, победами и значением в жизни всей страны. Процесс
унификации и размывания культур приводит к тому, что естественным
образом происходит обратный процесс по «патриотизации» и углублению
этнических чувств, особенно это касается молодежи, чьи потребности в
идентификации особенно высоки.
Наше исследование посвящено активизации молодежных этнических
организаций России, для которых собственная культура является
важнейшим фактором социализации. На сегодняшний день в стране
насчитываются 20 000 молодежных организаций, среди которых 80
являются массовыми. Часть из общего количества организаций являются
политическими, например, представляющие молодежные отделения
официальных политических партий, однако наши наблюдения
проблематики показывают, что именно этнокультурные объединения
имеют все основания для продолжительного функционирования и, более
того, для непосредственного воздействия на социальную структуру
российского общества. По данным Минюста, в России действует 11991
национально-культурных организаций, при этом, данное число отражает
только зарегистрированные общества, в Санкт-Петербурге находится 130
национально-культурных объединений. Учитывая, что молодежные
этнокультурные организации могут быть как организованными извне, так и
самостоятельными, подсчитать их сейчас затруднительно, однако их рост
уверенно подтверждает, в том числе Форум «Многонациональный Петербург».
Причина такого роста кроется в объединяющем факторе – если для
политических организаций таких факторов множество: продвижение по
службе, реализация амбиций, альтруистические цели или стремление
реализовать политику партии, то фактор в этнокультурных организациях
один и он самый сильный – этническая идентичность, то есть
отождествление себя с социальной группой, которое придает такой группе
внутреннюю сплоченность и вынуждает противопоставлять себя, согласно
конфликтологической концепции И. Гофмана2, другим индивидуумам, не
состоящим в данной группе3.
Таким образом, мы прогнозируем появление нового поля для
исследований, поскольку современные монографии и научные работы
строятся либо на специфике «молодежных движений», которые хорошо
изучены, либо на «этнических общностях и идентичности». Появление и
активизация молодежных этнических объединений требует большего
внимания и рассмотрения целей, функций и достижений этих движений.
Поскольку российская государственная политика активно
поддерживает национальный диалог и выражает тем самым, свое желание
контролировать данный процесс во избежание рисков, то появляются новые
Стратегии государства, официально рекомендующие и поддерживающие
политику гармонизации взаимоотношений всех составных культур.
Государство пробует частично переложить данную ответственность на
внешние структуры, особенно заинтересованные в этом вопросе. В качестве
примера, можем привести Дом национальностей в Санкт-Петербурге,
который берет на себя задачи по работе с диаспорами, проведению
национальных конференций, праздников, консультациям представителей
этносов, координации молодежных союзов и землячеств.
В этом плане государственная поддержка проявляется в материальном
сопровождении основных особо значимых мероприятий. И таким
мероприятием является Форум «Многонациональный Петербург», который
проводится ежегодно с 2013 г. и одновременно привлекает этнические
союзы молодежи. Наше внимание Форум привлек следующими аспектами:
≥ Форум проводился уже 3 раза и официально вышло распоряжение о
проведении его в 2016 году, в четвертый раз;
≥ Он является очень востребованным мероприятием среди молодежных групп;
≥ Если в 2013 году его посетило 150 участников, то в 2015 году свыше 600;
≥ Объединяет представителей многочисленных этносов – по разным
оценкам, от 40 до 60 этносов ежегодно участвуют в 3-х дневном мероприятии;
≥ Форум поддерживается Правительством Санкт-Петербурга,
Комитетами по молодежной политике, культуре и национальным отношениям;
≥ На каждом мероприятии участвует порядка 10 экспертов в области
науки, права, здравоохранения, представителей государственной власти,
национально-культурных объединений;
≥ Форум состоит из разнообразной программы, например, круглого
стола, пленарного заседания, этнической дискотеки, интеллектуальных игр;
≥ Участники могут задавать свои вопросы и получать ответы от
экспертов, что формирует обратную связь;
Научная новизна нашего исследования состоит в том, что до нас
Форум на научном уровне никто не изучал, поэтому мы с особой
ответственность попытаемся дать описание исследовательского поля,
ответив на основные вопросы о его роли в системе межнациональных
отношений. Теоретическая значимость также продиктована тем, что сама
практика существования молодежных этнокультурных объединений только
зарождается, в связи с этим, появляются новые способы интеракции между
государством, молодежными движениями в целом и участниками.
Появление нового исследовательского поля требует дисциплинарного
подхода и наша задача – рассмотреть его в этносоциологическом ракурсе.
Результаты научного анализа могут быть практически задействованы
в подготовке методических пособий по организации структуры
студенческого самоуправления в образовательных учреждениях, а также
при формировании устава общественных молодежных организаций, для
прочих разработок государственных и негосударственных программ,
связанных с консолидацией молодежных групп.
Актуальность исследования состоит в том, что глобализация4 всех
процессов жизни приводит к вытеснению или унификации локальных
культур, что сопровождается потерей культурного кода и практик,
забыванию родного языка и многим другим процессам. В этих условиях,
передача местных особенностей и практик молодым людям является
важнейшим способом сохранения местной культуры. Эта задача
поддерживается сегодня, в первую очередь, за счет первичных агентов
социализации. Так произошло ввиду того, что федеральные органы власти
частично переложили эту ответственность на институты гражданского
общества – НКО и НПО, Дома национальности, а также организации и
объединения для реализации принципа гармоничного сосуществования
культур России и их развития. Ввиду этого, происходит активизация
этнокультурных движений, особенно молодежных, потому что молодежь
обладает повышенным чувством социальной справедливости и амбициями
к преобразованию социального мира. Сейчас у очень многих
национальностей есть свои диаспоры и союзы молодежи. Часть из них
действует официально и имеет развитую структуру, другая часть
представляет собой формирующиеся объединения.
Данный процесс приводит к тому, что активисты подобных
объединений все чаще выходят на довольно высокие общественные
позиции, они создают организации, добиваются официальной протекции,
организовывают форумы, на которых разрешаются самые острые вопросы
и ставят вопрос о социальном партнерстве. Таким образом, они набирают в
обществе определенный политический и социальный «вес». Форум
«Многонациональный Петербург» – один из ярких примеров консолидации
молодежного этнокультурного движения. Особой чертой Форума является
его масштабность и активная поддержка со стороны Правительства и
губернатора Санкт-Петербурга, Комитетов города, Санкт-Петербургского
Дома национальностей и известными специалистами в области политики и
межэтнических отношений.
Поскольку Форум имеет официальный статус и поддерживается
Правительством и государственной политикой, то мы попытались провести
комплексное исследование этого явления в контексте государственной
молодежной политики, целей государства в отношении к обществу. Нас
интересовали условия, при которых активизируется молодежь, в том числе
этнокультурная, для этого мы разобрали тему этнической идентичности,
выявили принципы организации и самоорганизации молодежи, провели
историческую параллель в отношении к «особенной демографической
группе». Изучив эти темы, мы сможем ответить себе на вопрос о том, в чем
специфика Форума как социокультурного явления.
Цель: исследовать Форум «Многонациональный Петербург» как
совокупность общественных, политических и социокультурных практик.
Задачи:
1. Проанализировать жизненный мир и ценности современной
российской молодежи как социальной группы;
2. Рассмотреть принципы организации и саморганизации молодежных групп;
3. Изучить особенности возникновения и функционирования
молодежных этнокультурных движений;
4. Провести анализ организационных практик проведения Форума.
5. Исследовать Форум как поле для взаимодействия государственной
власти, науки и молодежи;
6. Выявить формы репрезентации молодежного этнокультурного
движения в контексте Форума.
Объект изучения: ежегодный молодежный форум «Многонациональный Петербург».
Предмет: культурные, социальные и организационные практики
активности молодежи в ходе Форума.
Теории, лежащие в основе исследования:
Многомерность исследовательского явления заложила в основу
исследования системный подход. Основные теоретические подходы
представлены такими учеными как: Л.М. Дробижева, Е.Л. Омельченко, В.Т.
Лисовский и другими. Социологические основания исследования
базируются на концепциях этносоциологического направления: Л.М.
Дробижева, М.В. Савва, В.И. Чупров.
Использованы основополагающие социологические концепции:
структурный функционализм: Т. Парсонс и Р. Мертон;
конфликтологический анализ Г.Зиммель,
Р. Дарендорф; драматургический подход И. Гофмана; теория обмена П.
Блау; теория стигматизации И. Гофмана; концепция конфликта К. Маркса,
Р. Дарендорфа и Л. Козера; институциональный подход: К. Маркс, Ю.
Хабермаса, М. Фуко, Д. Норт и др.
Эмпирической базой послужил непосредственно Форум
«Многонациональный Петербург» в 2014 и 2015 гг. Большое влияние на
наше видение проблематики оказала научная школа молодежных
исследований Центра Молодежных Исследований Национального
исследовательского университета – Высшей школы экономики в Санкт-
Петербурге. Серьезной практической базой накопления материала
послужили научные статьи, а также материалы российского
законодательства:
≥ Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии
государственной национальной политики Российской Федерации на
период до 2025 г.»;
≥ Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной
поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
≥ Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об
утверждении Основ государственной молодежной политики
Российской Федерации на период до 2025 г.» и другие.
Гипотезами исследования являются предположения:
1. Этнокультурные молодежные объединения формируются под
влиянием социально-политических факторов.
2. Важными факторами, обуславливающими активизацию молодежных
этнокультурных организаций, являются поиск идентичности,
ослабление локальных культур и их унификация.
3. Главной функцией Форума является коммуникативная функция, все
остальные вторичны.
Основные понятия нашего исследования:
Форум — ежегодное (начиная с 2013 г.) мероприятие, проводимое для
обозначения, мониторинга и состояния межнационального
взаимоотношения, патриотизма и этнокультурного потенциала между
народами России, стран СНГ и ближнего зарубежья.
Участники Форма – молодые люди от 18 до 35 лет разных
национальностей, являющиеся членами молодежных этнокультурных
организаций и проявляющие социальную активность.
Молодежь – это молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, имеющие
разнообразные интересы и цели.
Этнокультурная молодежь – это молодежь, смыслы жизни которых
сосредоточены вокруг этничности и культуры, а также вокруг идеи этноса
как политической единицы.
Национально-культурные (этнокультурные) молодежные движения –
официально или неофициальные организованные объединения
этнокультурной молодежи, внимание которых сосредоточено на
поддержании собственной культурной идентичности. В данном случае,
«национальные» означают, этнические, а не государственные.
Этническая культура в официальном дискурсе – это подержание языка,
этнических форм культуры, этнических практик.
Методы исследования нашего исследования будут
преимущественно качественными, потому что нас интересует суть Форума
как социального явления, для этого мы будем использовать следующие методы:
1. Метод прямого наблюдения;
2. Анализ официальных документов и материалов докладчиков и
участников Форума;
3. Дискурс-анализ;
4. Вторичный анализ статей и монографий по проблемам молодежной
среды, молодежных движений, этнической молодежи;
5. Анализ официальных документов и постановлений Законодательства.
Структура диссертации представлена введением, тремя главами,
последовательно раскрывающими суть наблюдаемого, многомерного
социокультурного явления, заключения, списка литературы, 8 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной исследовательской работы мы первыми в научном
сообществе провели анализ многогранного и совершенно нового явления
российской действительности. Этнокультурные объединения насчитывают
несколько десятков лет, однако в том контексте, который они приобрели
сейчас, их никто не изучал. Глобальные трансформации нашего общества
подталкивают к появлению новые социальные формы активности людей.
Этнокультурные молодежные движения – одна из этих форм.
Изначально мы коснулись данного поля несколько лет назад, проведя
групповое интервью с представителями молодежного азербайджанского
союза, через год мы впервые познакомились с Форумом и нас заинтересовал
он как площадка для объединения этнокультурной молодежи. Для научного
изучения мы поставили для себя цель: исследовать Форум
«Многонациональный Петербург» как совокупность общественных,
политических и социокультурных практик. Для нас было первостепенно
определить роль и место Форума в контексте социальных взаимодействий
между крупными акторами, нежели вдаваться в мелкие подробности
символический интеракций участников. Поэтому в качестве
основополагающего социологического метода исследования мы выбрали
именно качественные.
Чтобы подобраться ближе к изучаемому объекту, мы решили выяснить,
в какова роль Форума в контексте государственной и молодежной
политики, какую функцию он выполняет по отношению ко всем
участникам, каково влияние данного мероприятия, является ли Форум
смыслообразующим мероприятием или выполняет государственный заказ,
каковы организационные практики данного культурного события – вот
только малая часть вопросов, на которые мы пробовали найти ответы. Для
этого, мы разработали особенную структуру нашего исследования, которую
образно можно поделить на отдельные темы «молодежь», «государственная
молодежная политика», «этническая идентичность», «этнокультурные
молодежные объединения», «Форум».
Изучив общий молодежный дискурс, мы пришли к таким выводам:
1. Современная молодежь слишком разрозненна, чтобы быть единой
группой, объединяющей концепции, как это было в советское время,
на данный момент, не существует.
2. Данный аспект подталкивает молодых людей искать другие
возможности социальной реализации в конструктивной и
неконструктивной формах. Поскольку молодежный возраст обладает
особым характером, в частности, повышенному желанию найти свое
место в жизни, то наиболее активные из них пробуют найти свое
место в системе социальных отношений.
3. Социальная идентификация молодежи проходит через агенты
социализации: семью, друзей, образовательные, конфессиональные и
этнокультурные институты. К последним относятся этнокультурные
молодежные организации, которые сегодня активно
организовываются как силами диаспор, автономий и национально-
культурных организаций, так и силами самой молодежи.
Самоорганизованные структуры свидетельствуют о высоком уровне
социального сознания.
Поскольку этнокультурные молодежные движения сегодня активно
развиваются, то естественным образом, появляются новые интерактивные
площадки для их взаимодействия. Форум «Многонациональный
Петербург» как пример формы самоорганизации позволяет увидеть новую
грань социального взаимодействия между представителями различных
культур. Форум выполняет важнейшую функцию консолидации молодежи
и это, по нашему мнению, является основой. В этом случае, наша гипотеза
о «коммуникативной функции» не подтвердилась ввиду того, что многие
участники приезжают на Форум постоянно, для некоторых важно найти
своих земляков и поддерживать собственную культуру вместе,
соответственно коммуникативная функция имеет место быть, однако, как
показало наше исследование, она не главная, иначе Форум перестал бы
существовать уже после первого проведения.
Вторым нашим предположением было формирование этнокультурных
молодежных объединений под влиянием социально-политических
факторов. Здесь мы должны учитывать, что поиск идентичности в молодом
возрасте, в соответствии с Концепцией Э. Эриксона, является непременным
условием перехода к следующему жизненного этапу и получению в ходе
преодоления кризиса приобретения – «верности себе». Поскольку это
процесс когнитивного осознания этнической идентичности, то мы можем
опровергнуть данную гипотезу, однако заметив, что социально-
политические факторы играют очень важную роль в формировании
поведения. Мы можем сказать, что скорее это групповой психосоциальный
процесс, с непременным влиянием внешних факторов.
Наконец, третья гипотеза о том, что важными факторами,
обуславливающими активизацию молодежных этнокультурных
организаций, являются поиск идентичности, ослабление локальных культур
и их унификация полностью подтвердилась.
В заключении исследования мы хотим выразить несколько рекомендаций,
касающихся проведения Форума:
1. На сегодняшний момент, на Форуме не были ни разу представлены
русские участники в составе группы – мы считаем, что налаживать
диалог без присутствия представителей доминирующего этноса не верно.
2. На Форуме эксперты из года в год придерживаются достаточно
обтекаемой позиции по отношению к сложным этнокультурным
процессам, проходящим в современной России. Мы считаем, что
обсуждение подобным тем должно быть течь в свободном русле, даже
если оно будет соприкасаться с «острыми углами». Нам кажется
важным избегать клише и штампов о дружбе народов и постараться
более серьезно подходить к этим темам.
3. Также мы обратили внимание на возможные проблемы, которые могут
коснуться этнокультурных молодежных объединений – это
примордиалистская точка зрения на собственное происхождение, рост
консервативного настроения, поиск путей выделиться из общей
молодежной категорией «мы лучше вас», формирование позитивной
этнической идентификации по отношению к своей группе и другим, но
только не к доминирующему этносу, рождение чувств этнической
ущемлённости и стигматизации, позитивной дискриминации и
требований к государству о признании своих прав.
4. Также наше внимание привлекло понятие «гражданской нации», о
котором упоминалось на Форуме. Мы изучили данную тему и задались
вопросом – при каком обстоятельстве возможно формирование такого
феномена и придерживаемся объективной позиции, наряду с
некоторыми, специалистами, что только при условии создания
гражданского общества, когда социальная идентичность «гражданин»
будет использоваться настолько чаще, как и названия этничностей. Это
потребует, на наш взгляд, большого количества времени, потому что
сложно представить, что в ближайшее время этнические меньшинства,
особенно те, у которых очень крепкая идентичность и сплоченная
группа, например, жители Северного Кавказа, вдруг перестанут
подчеркивать свою этничность и вместо нее называться «гражданами».
Для гражданского общества требуется сильная однородность
политических взглядов и стремлений к будущему, к сожалению, в ряде
республик к этому не готовы: мешает огромная пропасть в культурном,
социальном и политическом аспектах.


1. Barth F., Introduction. - In: Ethnic Groups and Boundaries: The Social Organization of
Culture Difference/ Ed. by F. Barth. Bergen Oslo, 1970, p.9-38
2. Berger P. Identity as a Problem in the Sociology of Knowledge. -European Journal of
Sociology, 1966, v.7, No1 ,p. l 11
3. Berger P. and Luckmann Т. The Social Construction of Reality: a Treatise in the Sociology
of Knowledge, 1966
4. Blum, Douglas W., Russian Youth Policy: Shaping the Nation States Future, SAIS
Review, vol. XXVI, no. 2, Summer-Fall 2006, pp. 95–108
5. Coser L.A. The functions of social conflict (Free Press, 1956).
6. Garagozov R. Collective memory and national identity in the globalization era (empirical
studies of the Azeri youth) // The Caucasus & Globalization. 2009. No1 С.104-113.
7. Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. . N.Y.: Prentice-Hall, 1963
8. Khodjiev R. B. ugli The conceptions on developing student youth social activity //
Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. No1-2 С.52-54.
9. Kymlicka W. Contemporary Political Philosophy: Introduction. Clarendon Press, 1990, p.
50—94. © by Beveriey Slopen Literary Agency. Toronto. p. 1-15
10. Latour B. Reassembling the Social. An Introduction to Actor-Network-Theory. New York:
Oxford University Press. 2005
11. Mannheim K. The Problem of Generations // Essays on the Sociology of Knowledge.
London: Routledge and Kenal Paul LTD, 1970. 65. Mead M. Culture and Commitment. A
Study of Generation Gap. London: The Boudly Head, 1970
12. Parsons T. Essays on sociological theory. N.Y., 1964.
13. Parsons, T. Theories of Society: foundations of modern sociological theory, Free Press,
New York, 1961
14. Robinson, William I.: "Beyond Nation-State Paradigms: Globalization, Sociology, and the
Challenge of Transnational Studies" in Sociological Forum, Vol. 13, No 4, pp. 561–594,
New York City, USA, 1998
15. Tajfel H. Social stereotypes and Social groups In: Turner J.C., Giles H. (eds) "Intergroup
behaviour". Oxford, 1981
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ