Введение 3
Постановка задачи 6
Обзор литературы 7
Математическая модель 13
Определение оптимальных размеров партий 21
Анализ параметров на чувствительность 29
Программная реализация 33
Пример 36
Выводы 41
Заключение 42
Таблица обозначений 44
Список литературы 53
Приложения 56
В современном мире одним из важнейших конкурентных преимуществ любой организации является способность своевременно и качественно удовлетворять запросы клиентов. Каждая уважающая себя клиентоориентированная компания стремится не только оправдывать, но и регулярно превосходить ожидания потребителей. При этом любая успешная организация никогда не забывает и о своей прибыли, поэтому кроме сохранения и развития лояльности клиентов, старается по возможности её максимизировать.
Существует несколько способов поддержания своевременного удовлетворения запросов потребителей и увеличения прибыли, одним из которых является уменьшение и оптимизация расходов при производстве и транспортировке. Ценным и эффективным инструментом для достижения этой цели является грамотное моделирование и оптимизация цепей поставок. Именно благодаря этим действиям появляется возможность с наименьшими затратами осуществлять доставку необходимых потребителю товаров в указанное время, в требуемом количестве, в нужное место и высокого качества.
В литературе встречается множество определений логистической цепи поставок, в данной работе под цепью поставок будем понимать взаимосвязанный набор ресурсов, организаций и процессов, начинающийся с получения сырья и простирающийся через доставку продукции или услуг конечному пользователю с помощью транспортных систем. Типичная цепочка поставок может включать в себя различные этапы, в которые входят потребители, предприятия розничной торговли, оптовики, дистрибьюторы, производители, поставщики комплектующих или сырья. Основная цель существования любой цепочки поставок - это удовлетворение потребностей клиентов в процессе получения прибыли. Именно поэтому не стоит недооценивать важность моделирования цепочки поставок и необходимо уделять этому процессу особое внимание.
Под оптимизацией логистической цепи поставок будем понимать нахождение таких параметров цепи, которые будут гарантировать минимальные расходы компании при заданных условиях. Число задач оптимизации в цепях поставок чрезвычайно велико и их состав многообразен. Однако все задачи в конечном итоге направлены на оптимизацию ресурсов, повышение конкурентоспособности компании и уменьшению её расходов. С помощью моделирования и оптимизации цепи поставок организация может существенно сократить свои расходы на всех этапах цепи, ускорить процесс транспортировки, а появившиеся деньги вложить в развитие производства или направить на дивиденды.
В реальной жизни при моделировании цепи поставок мы часто сталкиваемся с различными сложностями. Наглядным примером, является часто встречающееся, сочетание внешних и внутренних неопределенностей, которое существенно препятствует оптимальному распределению ресурсов. Внешние неопределенности могут быть связаны со случайными колебаниями спроса, так как потребительский спрос зачастую оказывается непостоянным. Внутренние же с внезапными отказами оборудования, нехваткой рабочей силы, поставкой некачественного сырья и т.д. Недостаточное внимание к проблемам, постоянно возникающих, неопределенностей при моделировании цепи поставок приводит не только к краткосрочным финансовым потерям, но и к ухудшению общего восприятия цепи поставок рынком, что влечет за собой снижение капитализации компании и негативно отражается на результатах операционной деятельности, а также может привести к оттоку клиентов. Поэтому нельзя обходить эти проблемы стороной. Именно учет всех неопределенностей может помочь существенно повысить надежность функционирования цепи поставок компании, снизить её расходы и максимизировать прибыль.
К сожалению, в современном мире многие компании не уделяют достаточного внимания оптимизации цепи поставок и тем более учету часто возникающих внешних и внутренних неопределенностей, несмотря на то, что именно эти факторы влияют на формирование значительной части растрачиваемых ресурсов. Зачастую организации считают нецелесообразным выделять средства на разработку и оптимизацию цепи поставок, полагая, что это бесполезная трата денег. Как следствие, компании теряют огромные денежные ресурсы на производство, транспортировку и хранение продукции, не успевают вовремя поставлять продукцию и теряют доверие клиентов, увеличивая свои расходы и уменьшая возможную итоговую прибыль.
Опираясь на перечисленные выше факторы можно с уверенностью говорить, что проблема моделирования и оптимизации цепи поставок с учетом неопределенностей очень актуальна на сегодняшний день. Многие организации ежедневно не оптимально распределяют свои ресурсы, тратят большие деньги на транспортировку и хранение продукции и сырья, упуская возможную прибыль. Именно поэтому существует острая необходимость в разработке надежных методов, позволяющих оптимизировать имеющиеся ресурсы, уменьшить расходы и увеличить прибыль компании , учитывая постоянно возникающие внутренние и внешние неопределенности.
К сожалению, на сегодняшний день многие компании до сих пор не уделяют должного внимания моделированию и оптимизации логистических цепей поставок и как следствие несут огромные расходы из-за неоптимизированных процессов на каждом этапе производства и транспортировки.
Даже те компании, которые понимают какую пользу приносит оптимизация процессов зачастую не осознают, что в цепи всегда присутствует фактор неопределенности, связанный со случайностью спроса или прекращению функционирования одного или даже нескольких поставщиков. В результате, организации неправильно рассчитывают размеры заказов, и, как итог, на предприятия и в пункты реализации приходит либо избыточное количество продукции, что несет за собой порой очень значительные дополнительные затраты на хранение, либо недостаточное количество, сопровождающееся появлением недовольных клиентов. А если при этом один из поставщиков неожиданно перестает на время функционировать, потенциальные потери, получающиеся из -за недостатка продукции и неудовлетворенных потребителей, могут достичь очень внушительных величин.
Все вышеперечисленные факторы в очередной раз показывают насколько сложно переоценить роль грамотного моделирования и своевременной оптимизации цепи поставок в жизни любой уважающей себя компании. Именно с помощью моделирования всех этапов цепи организация начинает осознавать, как функционируют все процессы, сколько денег уходит на каждый из этапов и какой из них требует наибольших вложений. Оптимизируя цепочку поставок, компания не только добивается значительного сокращения своих расходов, увеличивая свою прибыль, но и повышает лояльность своих клиентов вовремя удовлетворяя их потребности и привлекая тем самым новых потребителей.
В последнее время вопросам оптимизации стали уделять большее внимание в научной среде, что ещё раз говорит об актуальности исследований в этой области. Многие исследования посвящены оптимизации в условиях неопределенности. В данной работе разработана и оптимизирована математическая модель, которая может стать как основой для ещё более серьезных исследований, так и опорой для оптимизации процессов какой-нибудь компании. Доработав разработанную программу можно получить готовый программный продукт, который сможет автоматизировать оптимизацию любого предприятия. Кроме того программу можно использовать уже сейчас для организаций с одним предприятием - производителем конечной продукции.
1. Гаджинский, А. М. Логистика; 15-е изд., перераб. и доп.: учебник / А. М. Гаджинский. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008.
2. Ковалев М.Н. Моделирование цепей поставок в
промышленности/Вестник Г омельского государственного
технического университета им. П.О. Сухого - 2014. - № 4(56). - С.117124.
3. Куруджи Ю. В. Разработка модели оптимизации плана выпуска и доставки продукции с учетом факторов неопределенности / Ю. В. Куруджи // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. - 2015. - № 4(3). - С. 12-15.
4. Brandimarte, P. Introduction to distribution logistics / P. Brandimarte, G. Zoretti. - NY: Wiley, 2007. - 581 р.
5. Bramel, J. The logic of logistics: theory, algorithms, and applications for logistics management / J. Bramel, D. SimchiLevi. - Berlin: Springer, 1997. - 478 p
6. Morozova, I. V. Dynamic Optimization Model for Planning of Integrated Logistical System Functioning [Text] / I. V. Morozova, M. Ya. Postan, S. N. Dashkovskiy // Proceedings of 3d International Conference “Dynamics in Logistics”, LDIC2012, Bremen, Germany.
7. Postan, M. Ya. Dynamic model for optimization of production and finished products delivery plans in supply chain [Text] / M. Ya. Postan, N. I. Chuhraj, Yu. V. Kurudzhi // Logistyka. - 2014. - Vol. 4. - P. 2345-2352
8. Бочкарев А.А. Теория и методология процессного подхода к моделированию и интегрированному планированию цепи поставок / А.А. Бочкарев // Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами - 2009.
9. Модели и методы теории логистики: учеб, пособие, 2-е над, / Под ред, Б. С, Лу-кинского. СПб.: Питер. 2007.
10. Шапиро Дж. Моделирование цепи поставок / Пер. с англ, под ред. В. С. Лукин-ского. СПб.: Питер, 2006.
11. Лычкина Н.Н. Стратегическое развитие и динамические модели цепей поставок: поиск эффективных модельных конструкций /Инновационные технологии в логистике и управлении цепями поставок//М.: Эс-Си-Эм Консалтинг - 2015. - С.133-144
12. Б 86 Бочкарев А. А. ПЛАНИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕПИ
ПОСТАВОК: Учебно-практическое пособие. — М.: Издательство
«Альфа-Пресс», 2008. — 192 с. ISBN 978-5-94280-307-0
13. Бушуева Л.И. Методы прогнозирования объема продаж / Журнал "Маркетинг в России и за рубежом"/ - 2000.
14. Буре В.М., Парилина Е.М., Свиркин М.В. Математическая статистика: учеб. пособие/ Спб:Соло - 2007.
15. Хлобыст А.А. Особенности прогнозирования спроса на рынке продукции промышленного назначения// Известия Российского Государственного Педогогического Университета им. А.И.Герцена/ - 2007. - №29 т.9 - С.118-122.
16. Самарцева А.И., Гильц Н.Е. Модели управления запасами в условиях изменяющейся потребности/Актуальные проблемы авияцаа и космонавтики/- 2011. - №7 т.2 - С.242-243
17. Тюхтина А.А. Модели управления запасами: учеб. пособие/Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет-2017г. - 84 с.... Всего источников – 28.