Введение..............................................................................................3
Глава 1. Формы социальной работы с пожилыми людьми.................................7
1.1 Социальные и психологические особенности пожилого возраста...................7
1.2 Возможности активизации личностных ресурсов людей пожилого возраста....14
1.3 Социальный театр как средство активизации...........................................21
Глава 2. Возможности театра в активизации ресурсов пожилых людей (на примере
деятельности театральной студии СПб ГБУ «ТЦСО Кировского района»).
Эмпирическое исследование......................................................................36
2.1 Программа исследования.....................................................................36
2.2 Анализ опыта работы театральной студии для пожилых людей в СПб ГБУ
«ТЦСО Кировского района».................................................................38
2.3 Анализ результатов исследования.........................................................40
Заключение..........................................................................................50
Рекомендации.......................................................................................51
Список литературы................................................................................53
Приложение № 1...................................................................................59
Приложение № 2...................................................................................63
Приложение № 3...................................................................................64
Актуальность темы:
Согласно статистическим данным, «доля лиц старше трудоспособного возраста в
общей численности населения Санкт-Петербурга постоянно растёт (23,5% ко всему
населению в 2004 г., 25,6% в 2012 г. и уже 26% в 2015 г., это 1350,2 тыс. человек)»1. Для
Санкт-Петербурга характерен непрекращающийся процесс демографического «старения»
населения2. В этой связи становится наиболее актуальным вопрос социальной работы с
пожилыми людьми.
У людей пожилого возраста отмечаются не только физические проблемы со
здоровьем, но и проблемы психологического характера. А именно – потеря привычных
социальных связей, одиночество, депрессия, неуверенность в своих силах и в будущем,
нехватка общения и дефицит участия в культурных мероприятиях. Организация досуга
позволяет решить эти проблемы.
Одним из таких видов досуга может быть участие в театральной студии.
Театральная студия может рассматриваться как вариант социального театра, который на
сегодняшний день является деятельностью, имеющей терапевтический эффект. Как
следствие, улучшается адаптация пожилых людей к социальным ситуациям. В целом это
может рассматриваться, как психосоциальная реабилитация людей старшего возраста.
Цель работы:
Выявить потенциал театра в повышении социальной активности пожилых.
Задачи работы:
• описать проблемы и потребности людей пожилого возраста;
• рассмотреть формы активизации пожилых людей;
• рассмотреть опыт организации социального театра в России и за рубежом;
• изучить опыт организации социального театра в социально-досуговом отделении
СПб ГБУ «ТЦСО Кировского района».
Объект работы:
Пожилые люди.
Предмет работы:
Потенциал театра в активизации ресурсов пожилых людей.
Гипотеза:
Участие в социальном театре активизирует потенциал пожилых людей, что
способствует снижению остроты психосоциальных проблем данной категории.
Новизна и практическая значимость работы:
Новизна работы заключается в том, что социальный театр рассматривается как
явление, имеющее терапевтический и реабилитирующий эффект для пожилых людей –
актёров такого театра и зрителей – за счёт активизации их личностных ресурсов.
Новая для России технологии организации социального театра уже реализуется в
работе с актуальными проблемами пожилого населения, тем не менее рекомендуем
дополнить эту технологию дискуссией после театрального представления, которая
способствует ещё большему терапевтическому эффекту как для актёров, так и для зрителей.
Теоретико-методологической основой работы выступают:
• Принцип активизации в социальной работе (О.И. Бородкина и В.А. Самойлова).
• Теория социальной изоляции, теория возрастных ценностных асимметрий,
теория стигмы (М.Э. Елютина).
• А также работы в области театрального влияния на личность
(Т.О.Адрианова, В.И. Лыскова и др).
Методическое обеспечение эмпирического исследования:
1. В данном исследовании количественным методом сбора первичной информации
является телефонный опрос. Он используется для быстрого зондажа мнений.
Выбранный метод относится к методу анкетирования, так как используется
открытая анкета с вопросами для респондентов. Телефонный опрос предполагает
краткость беседы, которая не допускает личные и деликатные вопросы. Таким образом,
такой опрос позволяет получать информацию в ограниченных тематических рамках.
Применение данного метода позволило исследовать знания пожилого населения
Санкт-Петербурга о направлениях деятельности социальных служб города по решению
данных психосоциальных проблем пожилых людей, в частности – о социальном театре
для пожилых людей.
Выборка составила 30 человек:
Жители Санкт-Петербурга в возрасте 55-74 лет.
2. Качественный метод – экспертное интервью.
Экспертное интервью является качественным методом сбора первичной информации.
Экспертное интервью — это вид глубинного интервью, главной особенностью
которого является компетентность и статус респондента, выступающего в качестве
опытного участника изучаемой программы. В ходе экспертного интервью предполагается
получение от респондента развёрнутых ответов.
Применение данного метода позволило исследовать мнение экспертов
(специалистов социально-досугового отделения СПб ГБУ "ТЦСО Кировского района") о
проблемах и потребностях пожилых людей (клиентов социально-досугового отделения
социально-досугового отделения СПб ГБУ "ТЦСО Кировского района"), о специфике
работы с данной категорией граждан, а также о влиянии участия в театральной студии на
психоэмоциональное состояние пожилых людей.
Выборка составила 10 человек:
В СПб ГБУ «ТЦСО Кировского района»: заведующая социально-досуговым
отделением, режиссёр театральной студии, помощник режиссёра, психолог, руководитель
секции «Плейстик» (гимнастика), руководитель хорового кружка, руководитель
танцевального кружка.
В СПб ГБУ «КЦСОН Красносельского района»: заведующая социально-досуговым
отделением, руководитель хорового кружка, руководитель изобразительного кружка.
3. Анкетирование участников театральной студии социально-досугового отделения
СПб ГБУ "ТЦСО Кировского района".
Чтобы исследовать влияние театральной деятельности на психосоциальное
состояние людей пожилого возраста, 17 марта 2016 г. был проведен анкетный опрос
участников театральной студии социально-досугового отделения СПб ГБУ «ТЦСО
Кировского района».
Выборка составила 25 человек:
Участники театральной студии социально-досугового отделения СПб ГБУ «ТЦСО
Кировского района» в возрасте от 60 до 78 лет.
Респондентам была предложена анкета с открытыми вопросами.
4. При изучении организации социального театра был использован метод
наблюдения. Он позволил провести непосредственную и целенаправленную фиксацию
событий, отмечая конкретные действия людей и регистрируя в режиме реального времени
развитие такого явления как «социальный театр».
Эмпирическая база исследования:
Базой для проведения эмпирического исследования послужило СПб ГБУ «ТЦСО
Кировского района».
Описание структуры работы:
Данная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются формы
социальной работы с пожилыми людьми. Во второй главе представлен анализ
эмпирического исследования возможностей театра в активизации ресурсов пожилых
людей (на примере деятельности театральной студии СПб ГБУ «ТЦСО Кировского района»).
В заключении приводятся итоговые выводы по работе, исходя из задач,
приведённых во введении.
В самом конце работы написаны рекомендации по усовершенствованию
технологии организации социального театра на базе социально-досуговых отделений
комплексных центров социального обслуживания населения.
В работе имеется 5 рисунков, наглядно демонстрирующих результаты анализа
телефонного опроса, экспертного интервью и анкетирования.
Исходя из задач, указанных в начале работы, можно сделать следующие выводы.
Пожилой возраст характеризуется своими особенностями – сменой социального
статуса вследствие прекращения трудовой деятельности, потерей привычных социальных
связей, дефицитом общения и т.д. Описанные социогеронтологические теории дают
возможность структурировать социальные проблемы пожилых людей, выделить наиболее
острые из них. Данные теории дают объяснение причин возникновения проблем пожилого
возраста, позволяют использовать эти наработки для выделения понятия
активизирующего потенциала, о котором пойдёт речь в последующих параграфах.
Наиболее актуальными для социальной работы являются социальные и психологические
проблемы пожилых людей. Снизить остроту этих проблем можно средствами социальной
работы, в доступных ей сферах. Главная суть социальной работы с гражданами пожилого
возраста — их социальная реабилитация. Она представляет собой восстановление в
привычных функциях, обязанностях, видах деятельности и характере отношений с
людьми. Основная задача для социального работника – перевести пожилого человека из
статуса объекта социальной работы в статус её субъекта.
Существует достаточно много способов активизации ресурсов пожилых людей. К
сожалению, создание геронтологических центров ведётся не так активно, а клубы
пожилых людей есть далеко не в каждом учреждении социальной сферы. Поэтому, на наш
взгляд, необходимо усовершенствовать работу комплексных центров социального
обслуживания населения, а именно – работу социально-досуговых отделений для
пожилых людей.
Под социальным театром понимается театральная активность, которая берёт за
основу социальные проблемы общества. Он обладает всеми характеристиками
репертуарного театра, а также обладает активизирующим потенциалом воздействия на
зрителя и на актёра.
Изучив опыт организации социального театра в социально-досуговом отделении
СПб ГБУ «ТЦСО Кировского района», мы можем сказать, что данный социальный театр
соответствует определению и функциям социального театра, приведённым в
теоретической части работы. Он пользуется популярностью у клиентов социально-
досугового отделения СПб ГБУ «ТЦСО Кировского района». По результатам
эмпирического исследования мы пришли к выводу, что социальный театр обладает
активизирующим потенциалом, имеет терапевтический эффект, а следовательно, может
служить способом социальной реабилитации пожилых людей, дабы снизить остроту
психосоциальных проблем данной категории граждан.
Подводя итог работе, следует сказать, что гипотеза о том, что участие в
социальном театре активизирует потенциал пожилых людей, а это в свою очередь
способствует снижению остроты психосоциальных проблем данной категории, подтвердилась.
Организация социального театра способствует активизации и социальной
реабилитации, решению проблемы одиночества пожилых людей. Следовательно, на
сегодняшний день важно популяризировать организацию социального театра на базе
комплексных центров социального обслуживания населения.
1. «Социальный театр» (искусство театра для людей с ограниченными
возможностями): долгосрочная, многоцелевая социально-культурная программа
// Портал Национальной премии «Гражданская инициатива». – Режим доступа:
http://premiagi.ru/initiative/965. (Дата обращения: 27.07.2015)
2. Fox J. Acts of service: spontaneity, commitment, tradition in the nonscripted theatre.
— NY: Tusitala Publishing, 2004.
3. Mary Elizabeth Anderson and Doug Risner – «Hybrid lives of teaching artists in
dance and theatre arts». – Cambria Press – 2014.
4. Адрианова Т.О. Социальные функции театра. Вестник Челябинского
государственного университета. 2012. No35 (289) // Философия. Социология.
Культурология. Вып. 28. – С. 91–94.
5. Альперович В.Д. Проблемы старения: Демография, психология, социология /
В.Д. Альперович. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство
ACT», 2004. – С. 341.
6. Астраханцева Л.Н. Социальный театр как средство воспитания подрастающего
поколения. – Омутнинск, 2014 г.
7. Атапина Е.А. Клубы общения как одна из форм повышения жизненного
потенциала пожилых людей // Психология зрелости и старения. – 2003. – No 1. – С. 93-98.
8. Бородкина О.И., Самойлова В.А. Активизация в социальной работе с семьёй:
коллективная монография / под ред. О.И. Бородкиной, В.А. Самойловой. –
СПб.: Скифия-принт. – 2013.
9. Бочаров В.В. Антропология возраста: Учебное пособие / В.В. Бочаров. -
СПб.: СПУ, 2001.– 192 с.
10. Василенко Н.Ю. Социальная геронтология: учеб. пособие. Владивосток:
ТИДОТ ДВГУ, 2003. С.110–120.
11. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология:
Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики,
2003.– 512 с.: ил.
12. Волкова Н.Ф. Активный досуг. Панацея от одиночества // Социальная работа. –
2009. – No 5. – С. 49–50.
13. Галанина А.С. «Университет третьего возраста» как средство самореализации
лиц пожилого возраста // Вестник социально-гуманитарного образования и
науки. 2012 No 2. С. 77-84
14. Герасимова Н.В. Социальная адаптация пожилых людей к современным
условиям. Автореф. дис. . кандидата соц. наук / Н.В. Герасимова. Саранск, 2001. 24 с.
15. Глухих С.И., Молчанова Н.В. Социально-психологические особенности
медико-социальной реабилитации пожилых людей / С.И. Глухих, Н.В.
Молчанова // Педагогическое образование в России. 2015 г. No 11. Стр. 89-93.
...