ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 1
ГЛАВА 1. ПОЗДНИЙ И.Е. РЕПИН В ВОСПРИЯТИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
................................................................................................................................. 11
1.1 Проблема стереотипов ................................................................................ 11
1.2 «Дуновение времени» ................................................................................. 16
1.3 Психологические особенности личности Репина .................................... 22
1.4 Медицинский взгляд на старость художника .......................................... 25
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА ПОЗДНЕГО
РЕПИНА ................................................................................................................. 30
2.1 Проблема героев и сюжетов....................................................................... 30
2.2 Эволюция стиля и техники......................................................................... 44
2.3 Развитие колорита ....................................................................................... 52
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗДНЕГО ТВОРЧЕСТВА
ХУДОЖНИКА ....................................................................................................... 58
3.1 Экспериментальные картины как основа переосмысления Репина ...... 58
3.2 Перспективы изучения позднего творчества Репина .............................. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ .................................................................................... 71
ПРИЛОЖЕНИЕ ..................................................................................................... 77
Илья Ефимович Репин является одним из выдающихся художников
своего времени. Всю свою жизнь посвятил искусству, оставив после себя
грандиозное наследство.
В истории искусства Репин является главным образом художником 70-
80-90-х гг. XIX столетия. Прожив долгую жизнь – 86 лет – он ни дня не
проводил без работы. Еще при жизни завоевал себе славу и на сегодняшний
момент трудно найти человека, который бы не знал таких его работ, как:
«Бурлаки на Волге» 1870-1873 гг., «Не ждали» 1884-1888 гг., «Крестный ход
в Курской губернии» 1880-1883 гг., «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября
1581 года» 1885 г. и многие другие. Стоит отметить, что картины эти
относятся к периоду расцвета творчества художников. Слава этих работ
бросает тень на другие работы художника, такие как «Черноморская
вольница» 1906-1908 гг., «Иди за мной, Сатано!» 1901-1903 гг., «Голгофа»
1921-1922 гг., «Какой простор!» 1903 г., «Манифестация 17 октября 1905
года» 1911 г. Они отнесены к позднему периоду творчества, на сегодняшний
момент практически не изученному. Связано это, прежде всего, с его
переездом в нынешнюю Финляндию в 1899 году – поселок Куоккала – где
Репин жил и писал последние свои 30 лет жизни. Множество работ,
созданных в этот период, остались заграницей в частных собраниях и музеях
мира. Его выставки с 1900 по 1930 гг. проходили в Америке, Югославии,
Чехословакии, Финляндии, Швеции, Польши, Румынии и многих других странах.
Вскоре после смерти Репин был канонизирован как образцовый
художник критического реализма. Значительную роль в этом сыграла всем
известная биография Репина, написанная И. Э. Грабарём, уже в то время
обладающим авторитетом в мире искусства. И у Грабаря, и у В. В. Стасова
Репин стал символом передвижничества, прогрессивного течения русской
живописи. Это впоследствии складывалось в некий миф о художнике.
Впервые эту мысль сформулировал В. А. Леняшин в 1994 году:
«Монография эта обладает неоспоримыми достоинствами, но авторитет
Грабаря, наделив ее статусом непогрешимости, загипнотизировал
последующих авторов»1. Для поддержания этого мифа из творчества
художника вычеркивалось все, что не вписывалось в этот реалистический по
исполнению и идеологический по содержанию канон. Под этим я
подразумеваю, что при описании творчества Репина, авторы статей и книг
довольно пренебрежительно упоминали о позднем периоде, начиная с 1890-х
годов, его творческого пути (считается, что на «Заседании государственного
совета» 1903 года Репин заканчивается), либо вообще не рассматривали его в
своих аналитических обзорах.
Даже при жизни Репину было нелегко отстаивать и бороться за свои
взгляды. Выход из Товарищества Передвижных выставок, влияние салона,
знакомство и крепкая дружба с Л. Н. Толстым, постоянные поиски
художественного языка. Все это, так или иначе, влияло на творчество
художника и вызывало красноречивые и контрастные по своему содержанию
статьи его современников. «Ничего, что напоминает прежнего Репина;
мелькают перед глазами полотна, с которых смотрит новый, усталый
Репин... Кисть не та!» - писал Ал. Алтаев2, а К. И. Чуковский подмечал
следующее: «... за двадцать пять лет до его смерти, когда талант его был на ущербе»3.
Этот «Репин после Репина», назовем его так, остается не только
совершенно недостаточно изученным, но и не понятым до конца, и уж тем
более не занявшим подобающего ему места ни в творческой биографии
художника, ни в истории русской и даже мировой живописи первой трети XX века.
Представляется важным, рассмотреть именно этот период его
творческого пути, то есть с 1900-х и до 1930 года. Поскольку этому периоду
уделено недостаточное внимание, и он освещался весьма тенденциозно и
излишне пристрастно. Возможно, это связано с тем, что мы практически не
знакомы с картинами и зарисовками художника этого периода. В
монографии, посвященной Репину, Грабарь пишет: «...живопись Репина
последней, зарубежной поры, 1918-1930 гг. Десяток холстов этого времени,
которые мне довелось увидеть в оригинале, столько же воспроизведений с
других картин рисуют эту манеру как манеру продолжающегося и
углубляющегося упадка. Его общую линию не выравнивают и немногие
счастливые исключения, редкие удачи»4. Из этой цитаты можно сделать два
вывода: современники художника действительно были плохо осведомлены в
поздних работах Репина; и работы 1918-1930 гг. не подвергались
полноценному анализу, а лишь вписывались в уже сложившуюся концепцию
исследователя касательно творчества Ильи Ефимовича.
Плюс ко всему здесь стоит рассмотреть анализ, исходя из сложной
позиции самого творчества Репина. Натура Ильи Ефимовича была
необычайно чувствительна и чутко откликалась на все явления окружающей
его жизни. Он был – идейно – художник минуты. Жизнь запорожцев, сюжеты
евангелия, события революции – все многообразие жизни было в полотнах
художника. Репин страстно увлекался каждой выбранной им темой.
Трактовки этих тем могли меняться с течением времени – работы
неоднократно переписывались.
Все его современники отмечали это. Чуковский писал, что «отношения
Репина к вещам и людям были чрезвычайно изменчивы: об одном и том же
предмете он мог на протяжении самого короткого времени высказывать с
полною искренностью два диаметрально противоположных мнения»5.
Щепкин-Куперник: «Иногда он резко менял свое мнение, и тогда иные
упрекали его в неискренности, забывая, что Репин был впечатлителен,
человек минуты – и ему, как всякому художнику, случалось “сжигать сегодня
то, чему он поклонялся вчера”»6. Это отношение к окружающему миру
сделало Репина поистине «всеядным» и обусловило те художественные
поиски, которые совершенно преобразили его живописную манеру в
последний и весьма продолжительный период его творческой жизни.
Вообще в принципе трудно говорить о манере Репина как о едином
живописном методе. У него всегда их было несколько, по меньшей мере, две:
одна более сдержанная спокойная, другая темпераментная, размашистая. Для
первой категории работ он обычно брал более гладкий холст, для второй —
грубый (так называемую «рогожку»). Образцами первых служат: портреты
Любицкой 1877 г., девочки Нади 1881 г., Стасова 1883 г., Льва Толстого 1887
г. Они деликатны по кладке и писаны на гладких холстах. А в эти же годы со-
всем в противоположной манере писаны такие вещи, как «Протодиакон»
1877 г., портреты Фета 1882 г., Микешина 1888 г. Стиль Репина всегда
развивался, художник не хотел отставать не от своих внутренних проблем
стиля, ни от требований времени.
В последние годы жизни он снова увлекается сюжетами из евангелия и
по-другому их трактует. То, как Репин претворил давно и хорошо известные
всем сюжеты, пожалуй, не имеет прямых аналогий в истории искусства. «Он
искал в библии все то же выражение огромности человеческих чувств»7,
«репинский «Христос» – ужаснул всех, но не обесславил мастера...»8. Эти
поиски и решения были интересны Репину на протяжении всей жизни, и
интересны его времени. Трудно отрицать, что это один из фактов развития
художника, а не его упадка.
И опять-таки эта же причина давала современникам повод
нелицеприятно отзываться в сторону художника. Искусствовед Н. Н.
Врангель описывает Репина следующими словами: «Главной, самой
характерной чертой всей деятельности Репина является его отзывчивость и
слишком поспешное увлечение и подчинение вкусам моды. У Репина не
было своего самобытного, индивидуального миросозерцания. Этот
чрезвычайно даровитый от природы художник был всегда под впечатлением
тех или иных течений»9.
В своей работе я попробую проанализировать феномен позднего
Репина. Является ли это упадком в его творчестве, как об этом говорят
советские исследователи, или логическим продолжением его творческой
мысли и идей? Какие обстоятельства были главными в развитии творческой
натуры художника в последние 30 лет его жизни? Были ли какие-то аналоги
среди художников подобных явлений в искусстве?
Возможно, что нет никакого «Репина после Репина». Во всех поздних
работах есть то, что зародилось при первых его картинках и рисунках, а в
дальнейшем лишь развивалось, все более набирая размах и силу. «<...>
необходимо изучение тех аспектов внутреннего мира Репина, которые
обусловили многочисленные нереализованные творческие намерения
художника»10. Возможно, именно в этом кроется новый подход к анализу
творчества художника. После Репина осталось богатое наследство не только
рисунков и живописных полотен, но и автобиографичной информации:
авторские заметки, статьи, публикации, письма, сборники и записи
выступлений. Илья Ефимович – один из тех редких образцов художников,
чью мысль можно проследить не только в его живописных и графических
работах, но и в эпистолярном жанре.
На сегодняшний момент нет никаких трудов или публикаций,
посвященных позднему Репину. Здесь я подразумеваю обзор и анализ его
работ, начиная с 1910-х годов. При жизни и в советское время внимание
критиков было приковано лишь к его творчеству периоду расцвета
(преимущественно до 1900-х гг.). Все, что выходило за рамки понимания
(или программы власти), обращало на себя нелицеприятные высказывания
представителей русского мира искусства. «Репин существует в координатах
«Бурлаков», и отклонение от обозначенного в них вектора его развития
кажется случайностью, сбоем, даже изменой, воспринимается с безразличием
и недоумением»11. Тогда как зарубежные критики, знакомые с поздними
работами, считали Репина весьма прогрессивным в своем творчестве. Т. П.
Бородина, анализируя финскую прессу посвященной выставке 1927 года, где
были представлены 23 работы позднего Репина, пишет следующее:
«Комментировал эти выставки в газете «Хельсинки Саномат» Эдвард Рихтер.
Он считал, что последние произведения художника, например «маленький
дамский портрет <...> доказывает как у этого необыкновенно
жизнедеятельного человека художественная способность и творческое
рвение еще живы. <...> Репин, раньше – мастер преимущественно
психологии и формы, лишь теперь, во время своего последнего периода,
более серьезно углубляется в композицию красок»12. Бородина
проанализировав большой объем зарубежной критики, среди которых она
рассматривала американскую, итальянскую и финскую прессу, мнение
английских исследователей, скандинавскую точку зрения, приходит к
выводу, что «<...> как бы не менялись художественные вкусы, какие бы
направления не приходили на смену друг другу и не завоевывали ведущее
место в искусстве, работы Репина, судя по высказываниям западных
критиков, всегда воспринимали как своеобразные, неординарные явления»13.
Таким образом, проблема изучения позднего Репина становится все
более насущной. Прежде всего, следует начать с поиска, анализа и
пересмотра работ с позиции самого художника. Вписывать деятельность
художника не только в узкую специфику своего времени, а проследить ее
развитие в общей картине – как внутри самого творчества Репина, так и на
фоне мирового искусства в целом. Впервые об этом задумывается А. В.
Шило в 2004: «Видимо, речь должна идти <...> о длительном и порой
мучительном складывании, возможно, в известной мере стихийном,
изобразительной поэтики, структурно весьма неоднозначной, но при этом
органичной именно Репину – связанной со всеми особенностями его
характера, с одной стороны, и с его исключительным местом в русском
искусстве 2-й половины 19 – начала 20 вв., с другой»14.
В своей работе я опираюсь на литературу, посвященную полному
обзору творческой деятельности Репина. Так как в ней наиболее всего
сформулированы основные идеи, касающиеся творчества художника. Эти
труды исследователей являются совокупностью мыслей современников
художника, анализа его работ и мифологизации Репина.
Следует отметить, что мифология позднего творчества Репина
создавалась именно с двухтомной монографии Грабаря. Впервые она была
издана в 1937 году, явившись образцом анализа творчества художника и его
жизнеописания. Так как труд Грабаря был первым и столь образцовым, он
брался за основу для написания многих статей в советское время. По
существу, во всех работах использовались одни и те же положения, оценки и
цитаты. В результате чего сложился определенный миф Репина как
художника реалиста, ратующего за народ. В дальнейшем же это не
подвергалось какому-либо обсуждению в научном сообществе и стало
некоторого рода аксиомой, не требующей доказательств. Только Леняшин в
1987 намекает об этом: «В общественном мнении он „похоронен“ где-то в
середине 1890-х годов, сразу же после „Запорожцев“ (в лучшем случае — с
упоминанием о „Заседании Государственного Совета“ <...> напрашивается
печальный вывод: более тридцати лет творчества отобрано у Репина и у
русской культуры. Не слишком ли это щедро по отношению к национальной святыне?»15.
Между тем, по оценкам современных исследователей, творчество
Репина требует пересмотра отношения к себе. К их числу можно отнести А.
В. Шило и его монографию о Репине « Репин: очерки поэтики и творческого
метода», 2013 года издания. В книге автор поднимает проблему
переосмысления позиции Репина в искусстве, а также рассматривает
художественный метод, опираясь на особенности мировосприятия художника.
В соответствии со временем ограничивался круг возможных к
описанию и анализу работ. Те же статьи, которые выходили за рамки
дозволенного, непременно имели негативный оттенок описания и
относились авторами статей к «упадническому» периоду.
Этим можно объяснить четкие границы Репина (до 1903 г.,
ознаменованного картиной «Торжественное заседание Государственного
совета»), и притом Репина-реалиста. И последующий скептицизм критиков,
единый в своем мнении, что поздний Репин не стоит и внимания.
На основе этого можно сделать вывод, что в искусствознании
сформировался определенный миф позднего Репина, сложившийся в связи
сложной спецификой своего времени. Впоследствии это на долгие годы
остановило интерес к поздним работам художника. Более того, это является
основополагающей причиной в отрицании специфики позднего Репина. То
есть, рассмотрение творчества художника не только в рамках программы
своего времени. Здесь является интересным анализ поздних работ в качестве
показательных примеров сохранения его мастерства даже во время глубокой
старости, а также внутренней эволюции стиля художника.
На сегодняшний момент главным является пересмотр мнения о
позднем Репине как упадническом. Важно рассмотрение существующего
мифа с таких сторон, как: социально-политические причины - то есть переезд
художника в Финляндию и последующая изоляция от России;
индивидуально-психологические – одиночество в чужой стране и смерть
родных, персональные особенности натуры Репина; медицинские –
физическая старость, болезнь руки, профессиональные проблемы со
здоровьем. После чего необходимо рассмотрение стиля и техники поздних
работ художника.
В связи с этим, в своей работе первая глава посвящена краткому обзору
и анализу причин возникновения мифа позднего Репина. Каждый из разделов
раскрывает одну из причин формирования стереотипа об упадочном
характере поздних работ художника. Среди причин создания мифологизации
позднего Репина я выделила: социально-политическое положение в стране,
специфика времени, индивидуальная характеристика Ильи Ефимовича и
старость художника. Анализ основывается на критическом рассмотрении
литературы о позднем Репине и соотношение ее с биографическими фактами
и спецификой времени и личности художника.
Во второй главе своей работы я попытаюсь проанализировать, каким
образом менялся стиль Репина. Для точной фиксации стадий его
художественного развития – эволюции – будет осуществляться сравнение
картин и рисунков не только одного временного периода, но и самые первые
работы художника, а также периода расцвета творчества Репина. На
рассмотрение берутся такие работы, как: этюды 1900-х годов на
революционную тему в соотношении с «Арестом пропагандиста» 1880-1892
гг. и «Отказом от исповеди» 1879-1885 гг., «Манифестация 17 октября 1905
года» - «Красные похороны» 1905-1906 гг., «Запорожцы» 1880-1891 гг. -
«Черноморская вольница», «Славянские композиторы» 1872 г. - «Финские
знаменитости» 1922 г. и многие другие. Рассмотрение эволюции
религиозных сюжетов в творчестве Репина. Кроме этого попытаюсь
определить, как стилистически происходило развитие художественного
метода на примере работ разных периодов.
Третья глава посвящена проблеме изучения поздних работ художника.
Здесь – попытка анализа картин и эскизов Репина, благодаря которым можно
выявить экспериментальную практику рисования у художника.
Рассмотрению других примеров художников в истории искусства: как
русского, так и зарубежного. А также формированию перспектив
дальнейшего исследования в вопросах позднего творчества художников.
В заключении попытаюсь дать ответ, в каком виде существует
проблема позднего Репина и каковы возможные пути исследования данного вопроса.
На основе исследования, проведенного в данной работе, сделаны
следующие выводы.
1. Недостаточная изученность творчества художника, начиная с 1910-х
годов. До сих пор нет полных каталогов его работ. На сегодняшний
момент известно, что в последние годы жизни Репин занимался
активной выставочной деятельностью в таких странах, как: Америка,
Югославия, Чехословакия, Финляндия, Швеция, Польша, Румыния.
Уверена. Это не полный список. Кроме того художник имел привычку
высылать или дарить разным людям свои наброски или портреты.
Несмотря на то, что трудно найти художника, про которого было бы
написано и сказано больше чем о Репине, тем не менее, одна сторона
его жизни так и остается не до конца изученной и освещенной.
2. Имеющаяся критика в большинстве своем была написана в советские
годы и имеет на себе отпечаток своего времени. Программно фильтруя
подаваемую информацию, критики неосознанно создавали некоторую
«черную дыру» в творческой биографии Репина. Восполняли ее
однозначными суждениями, которые складывались в «Репина после
Репина». Главной особенностью которого была старческая немощь –
как в физиологическом, так и идеологическом смысле. Художник в
свои поздние годы предстает как немощный старик, не способный
более писать, так как увяз в личных семейных проблемах и депрессии,
вызванной политическими обстоятельствами. Все, что было создано
после «Торжественное заседание Государственного Совета» считается упадническим.
3. Поздний Репин – логическая стадия его личной эволюции. Все, что в
советской критике осуждалось и обретает негативный оттенок, имеет
смысл (а в наше время и возможность) пересмотреть с кардинально
другой стороны. Как влияет на художника его окружение?
Погруженный в общественную жизнь он больше пишет работы на
социальные темы. Приближенность к светскому обществу создает
галерею портретов актрис, певиц, балерин и многих других. Поездки на
родину помогают в создании таких работ как «Запорожцы», «Бурлаки
на Волге», а воспоминания об этом рождают «Черноморскую
вольницу», «Гопака». Изоляция от России помогла художнику в
создании образов Христа и новых решений евангельских сюжетов:
«Тайная вечеря», «Иди за мной, Сатано!», «Голгофа», «Неверие
Фомы», «Утро воскресения» и др. Даже незначительный обзор поздних
работ, проделанный в данной диссертации, помогает выявить
творческую эволюцию Репина.
4. Мифология позднего Репина складывается из нескольких факторов:
переоценка Репина как художника – передвижника, характеристика
культурной мысли времени, психологические особенности личности
художника и специфика старости художника. Изучение каждого из
которых сделает свой вклад в реструктурировании мифа и подготовит
базу для дальнейшего изучения.
5. Попытка анализа работ и их соотношение с более ранними картинами
Репина показывает, что уже сейчас возможно проследить линии
развития личной эволюции художника: как идеологической, так и технической.
6. Позднего творчества Репина требует обязательного сотрудничества с
иностранными коллегами и музеями.
7. Глубокое изучение творчества художника в последние его годы
поможет по-новому взглянуть на всю художественную деятельность
Репина, что в конечном результате поможет создать новую историю
художника – цельную и непредвзятую.
8. Формирование методологии изучения и анализа путем «от обратного»,
строящееся на идее, что позднее творчество – результат
предшествующей творческой деятельности, может быть применим и к
другим художникам в истории искусства.
1. Алтаев Ал. [Ямщикова Маргарита Владимировна]. Памятные встречи.
М.–Л., «Искусство», 1946. – 307 с.
2. Аранович, Д. «1905 год» в живописи и графике // Сов. искусство. –
1925. – No 8. – С. 12-14.
3. Бенуа, А. Н. История русской живописи в XIX веке / Сост., вступ.
статья и коммент. В.М. Володарского. — М.: Республика, 1995. – 448 с.
4. Бенуа, А. Н. Александр Бенуа размышляет. М., «Советский художник»,
1968. – 752 с.
5. Бородина, Т. П. И. Е. Репин в немецкой критике конца XIX - начала
XX в // Немцы в России: русско-немецкие научные и культурные связи:
сб. ст. / отв. ред. Г. И. Смагина. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин,
2000. — С. 244—250.
6. Бородина, Т. П. И. Е. Репин в финляндской прессе. 1918-1930 / Т.П.
Бородина // Художественная культура русского зарубежья: 1917-1939.
– Москва : Индрик, 2008. С. 127-134.
7. Бродский, И. А. Репин в Пенатах. – М: Искусство, 1940. – 99 с.
8. Бродский, И. А. К 25-летию со дня смерти И. Е. Репина. Неизвестные
рисунки Репина // Нева. – 1955. – No7. – С. 146 – 147.
9. Бродский, И. А. и Меламуд Ш. Н. Неизвестные работы И. Е. Репина в
Куоккале // Искусство. – 1940. – No5. – С. 23 – 26.
10. Весенние выставки картин // Московские ведомости. – 1901. – 8 мая. – С. 2-3.
11. Грабарь, И. Э. Репин, т. 1– 2. М., Изогиз, 1937. – 664 с.
12. Гинцбург, И. Я. Художники в гостях у Л. Н. Толстого // Голос
минувшего. – 1916. – No 11. – С. 191-197.
13. Глаголь, С. [Голоушев С. С.]. 41-я передвижная // Столичная молва. –
1912. – No 282. – С. 4-5.
14. Головин, А. Я. Встречи и впечатления. Воспоминания художника. Ред.
и комментарии Э. Ф. Голлербаха. Л. – М. : Искусство, 1940. – 180 с.
15. Греч, А. Образ Толстого в русской живописи // Печать и революция. –
1929. – No 6. – С. 149-158.
...