Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Холдинг как субъект создания и продвижения медиа-продукта

Работа №129992

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы137
Год сдачи2016
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
75
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение.......................................................................................3
Глава 1. Особенности медиахолдинга как способа эффективной консолидации
ресурсов для создания и продвижения подконтрольных активов............... 10
1.1. Развитие и характеристики медиахолдинга как эффективной формы
концентрации СМИ .......................................................................10
1.2. Особенности и тенденции развития российских медиахолдингов как
основополагающих игроков информационного
рынка..........................................................................................28
Глава 2. Создание медиапродукта: экономический и технологический аспекты
.................................................................................................43
2.1. Особенности создания новых проектов на российском медиарынке.... 43
2.2. Тенденции и способы создания нового медиапродукта: собственное
производство, покупной контент и адаптации........................................55
Глава 3. Продвижение медиапродукта как функциональный элемент его
конкурентоспособности на рынке: теория и практика..............................81
3.1. Особенности промоушна и продвижения новых проектов................ 81
3.2. Способы онлайн и офлайн продвижения медиапродуктов на примере
российских СМИ...........................................................................96
Заключение.................................................................................119
Список литературы.......................................................................123
Приложения ...............................................................................130

Актуальность темы исследования
Актуальность данной магистерской диссертации определяется
важностью изучения взаимосвязи крупных медиахолдингов и контент-
производителей в рамках их деятельности по созданию и продвижению
медиапродуктов. К медиапродуктам принято относить телепрограммы,
радиопередачи, газеты, журналы и интернет-проекты.
В данном исследовании сформулировано несколько задач, решение
которых позволяет составить целостное представление о процессе развития
медиахолдингов и концентрации СМИ, а также узнать об особенностях их
функционирования в условиях кризиса. Представляется необходимым
рассмотреть этапы развития медиахолдингов, сложившиеся структуры
собственности, проанализировать стратегии и методы, используемым
холдингами для продвижения, а также высказывания и прогнозы топ-
менеджмента ведущих компаний в условиях сложившейся ситуации.
В силу ряда экономических и политических условий – финансовых
кризисов, смены этапов политического взросления страны, перераспределения
капиталов между частной и государственной собственностью, появления
дотационных медиакомпаний и других - создание и продвижение
медиапродуктов, а также история развития и существования медиахолдингов
в современной России имеет ряд своеобразных особенностей – это и особые
подходы к медиаменеджменту, организации социальных коммуникаций,
распределения активов и методам работы в условиях кризиса. Однако
недостаток информации, отсутствие комплексных терминов и профильных
научных трудов тормозит изучение и систематическое развитие данной темы
на теоретическом и практическом уровнях.
В современных непростых условиях кризиса и изменения юридических
особенностей функционирования медиапредприятия особенно подвержены
риску поглощения или вытеснения конкурентами. Для того, чтобы избежать
разрушительного влияния кризиса, медиапредприятиям, российским СМИ и
медиахолдингам приходится взвешенно подходить к производству контенту и
выбирать правильные стратегии их продвижения, а также оптимизировать
собственную деятельность в условиях экономической нестабильности. На
процесс функционирования, создания и продвижения медиапродуктов также
влияет и неоднозначность стратегического вектора развития концентрации
российских СМИ, изучению которого в науке уделяется не так много внимания.
Научная новизна
В магистерской диссертации предпринята одна из первых попыток
взглянуть на особенности развития и продвижения успешных медиапродуктов
и холдингов, а также предприняты попытки определения термина
«медиапродукт». Впервые использованы научные подходы к исследованию
деятельности продакшн-студий, которые сотрудничают с медиахолдингами.
Также в рамках проведенного исследования удалось проследить научную
закономерность в практической деятельности медиахолдингов, а также
предприятий, студий и департаментов, которые создают и продвигают медиапродукты.
Обоснование проблемы исследования
Особенности технологий создания и продвижения медиапродуктов на
предприятиях, входящих в состав медиахолдингов или без привязки к ним,
еще недостаточно изучены. Существует ряд юридических, технологических и
понятийных особенностей, специфика которых не однородна. Если в рамках
практической деятельности процессы функционирования медиахолдингов,
партнерские отношения с продакшн-студиями, стратегии создания и
продвижения медиапродуктов уже достаточно изучены, то в научной сфере
имеются значительные пробелы, касающиеся теоретического осмысления и
определения особенностей данных процессов. Здесь стоит учитывать и
ограниченность эмпирической базы, обусловленная наличием четырех
крупных «медиагигантов» на информационном рынке, отсутствие единого
понятийного аппарата, несовершенство законодательной базы и самое важное
– заметные расхождения между устаревшими материалами научной
литературы и действительностью, которую определяют тенденции развития
современного рынка.
Целью данного исследования является выявление оптимальных путей
производства и продвижения медиапродукта, функционирующего в рамках
медиахолдинга. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда
научно-практических задач:
• составить целостное представление о процессе развития
медиахолдингов и концентрации СМИ на российском информационном рынке;
• выявить финансовые и технические особенности производства
медиапродуктов в рамках сотрудничества медиахолдингов и продакшн-студий;
• проанализировать оптимальные стратегии и методы
медиамаркетинга и продвижения медиапродукта, в частности, в условиях кризиса;
• определить профессиональные проблемы и необходимые условия
для успешного функционирования и развития современного медиапродукта.
Степень научной разработанности темы
В научной литературе отсутствуют специальные исследования по
проблематике создания и продвижения медиапродуктов, в частности, в рамках
медиахолдингов. Однако отдельные исследования по управлению
медиахолдингами и СМИ присутствуют в литературе, связанной с
производством медиапродуктов, менеджментом и маркетингом СМИ
отечественных авторов: Е. Л. Вартановой, С.М. Гуревича, Н.Б. Кирилловой, В.
В. Ворошиловой, Ю. Е. Черешневой, В. В. Смирнова, А. С. Зубок, А.Д.
Евменова, И. Н. Мареева, В. Л. Полукарова и др. Вместе с тем, в работах этих
и других авторов особенности организации финансирования и поиска
стратегий развития масс-медиа, в целом и с учетом специфики современного
положения дел на медиарынке в частности, практически не исследованы.
Более того, в ключевом законе «О средствах массовой информации» нет
даже статей, дающих определения основным терминам, используемых в
современном медиабизнесе - «медиахолдинг», «медиапродукт», «продакшн-
студия» - а также отсутствуют нормы, ограничивающие концентрацию или
монополизацию СМИ. В свою очередь, закон «О защите конкуренции» также
не содержит подробных разъяснений или норм в отношении деятельности
медиахолдингов. Единственное реально существующее юридическое
ограничение касается лишь зарубежного капитала на рынке СМИ.
Таким образом, необходимым основанием теоретического осмысления
вопросов, связанных с темой диссертации, являются работы по общим
проблемам концентрации СМИ, их развития, подходам к управлению
созданием и маркетингом медиапродуктов на примере отечественных и
зарубежных компаний. Также в литературе и исследованиях западных авторов
подробно раскрывается процесс технологического функционирования СМИ и
создания медиапродуктов в условиях ограниченного финансирования или
создания продуктов независимыми студиями. Общетеоретические и
методологические основы менеджмента СМИ и создания медиапродукта
изложены в работах таких зарубежных авторов, как М. Тангейт, Д.
Миллерсона, У. Рома, Р. Гарлена, К. Кэллисон и других.
Исходя из этого, можно констатировать междисциплинарный научный
характер исследования, затрагивающий сферы журналистики, менеджмента,
маркетинга, связей с общественностью, экономики и управления
медиапредприятиями. В тексте научной работы использованы теоретические
основы и современные достижения этих наук и смежных сфер, аналитические
исследования, интервью и комментарии топ-менеджмента медиахолдингов,
владельцев, продюсеров и главных редакторов СМИ.
Медиаэкономические исследования современного информационного
пространства и медиакомпаний России постоянно сталкиваются с одной
системной проблемой – нехваткой достаточной достоверных релевантных
данных о состоянии национальной медиаиндустрии и реальной практической
информацией о функционировании компаний. Конечно, это связано и с
непрозрачностью медиаиндустрии, и с отсутствием методологических
исследований с участием практикующих специалистов, реально работающих
в ведущих СМИ.
Научная апробация
Результаты исследования магистерской диссертации были рассмотрены
в качестве докладов на международных молодежных научных форумах
«ЛОМОНОСОВ-2015» и «ЛОМОНОСОВ-2016»; 14-й международной
конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Медиа в современном
мире. Молодые исследователи»; международном научном форуме «Медиа в
современном мире: 55-е Петербургские чтения и 2-й межвузовской научно-
практическая конференция бакалавров, магистров и аспирантов
«Медиаисследования: теории, практики, исследовательские перспективы», на
которой доклад «Способы выживания россйиских СМИ и медиахолдингов в
условиях кризиса» был признан лучшим в работе секции «Бизнес и/или
выживание: способы поддержания финансового благополучия российских СМИ».
Также по результатам участия в конференциях были опубликованы
тезисы и научные статьи в следующих сборниках по итогам 14-й 15-й
международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Медиа
в современном мире. Молодые исследователи»; международного
молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2015»; международного
научного форума «Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения», а
также готовится публикация научном журнале по итогам 2-й межвузовской
научно-практической конференции «Медиаисследования: теории, практики,
исследовательские перспективы».
Объектом исследования в данной магистерской диссертации является
деятельность российских медиахолдингов («Газпром-медиа», ВГТРК,
«Национальная Медиа Группа», «Дождь», «РБК», «Проф-Медиа» и «СТС
Media») на современном этапе развития.
Предметом исследования является создание и продвижение
медиапродуктов в рамках деятельности российских медиаструктур.
В работе были использованы следующие методы исследования:
• теоретический анализ;
• исторический;
• диалектический;
• аналитический;
• статистический;
• сравнение;
• аналогии;
• обобщение;
• синтез;
• контент – анализ;
• SWOT-анализ.
Результаты эмпирического исследования представлены во всех разделах работы.
Структура магистерской диссертации
Работа состоит из введения, трех глав, в каждой из которых по два
параграфа, заключения, списка литературы и 5 приложений.
Положения, выносимые на защиту
1. Покупной контент продакшн-студий и независимых
компаний, консолидация усилий нескольких студий становятся
наиболее выгодной формой производства новых медиапродуктов.
2. Российские медиахолдинги переживают новый этап
развития, на котором, в условиях кризиса, «медиагигантам» приходится
вырабатывать новые способы и стратегии функционирования и
поддержания финансовой стабильности.
3. Новые формы и нестандартные способы реализации
изменили привычное понимание продвижения и маркетинга.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Постоянная трансформация медиарынка России приводит к развитию и
расширению деятельности крупных медиахолдингов и корпораций, которые
имеют непосредственное влияние на гражданское общество и даже
экономику. В свою очередь, так называемые «медиагиганты» скупают
компании из разных сфер – различных видов СМИ, рекламы и дистрибуции,
формируют мнение и взгляды своей аудитории, а после – перепродают ее рекламодателям.
Концентрация СМИ – это объективный процесс со своей спецификой,
причинами и закономерности развития. Сегодня такая форма существования
СМИ является одной из самых устойчивых в связи с наличием капитала в
разных сегментах медиаиндустрии, аккумуляцией финансовых потоков и
оптимизации расходов. Тем более, уровень концентрация СМИ постоянно
растет, а медиахолдинги «первого эшелона» - ВГТРК, НМГ, «Газпром-Медиа
Холдинг» и «СТС Медиа» сосредоточили в своих активах все самые мощные
и влиятельные СМИ, такие как «Первый канал», «Россия 1», ТНТ, газета
«Известия», радиостанции «Маяк» и «Эхо Москвы».
Однако из-за отсутствия правильного, специализированного и
унифицированного правового обеспечения деятельности холдинговых
структур затрудняется само регулирование и осуществление подобной
предпринимательской деятельности. Также существуют законодательные
пробелы в разграничении и обеспечении правового положения
медиапродуктов и адаптаций западных форматов, которые должны быть
решены в ближайшее время, иначе российский рынок не сможет перейти на
новый уровень.
Учитывая то, что за последние 2 года практически не случилось громких
запусков печатной прессы, в магистерском исследовании мы сделали акцент
именно на телевизионных медиапродуктах и их продвижении, т. к. российская
аудитория является чересчур телевизионной, а рекламный рынок телевидения
минимально просел за время кризиса.
Каждый год на российском телевидении заполняется более 75 тыс. часов
вещания продуктами как собственного производства, так и покупного
контента. Производство телепроектов – весьма затратный и трудоемкий
процесс, поэтому в последние время крупные телекомпании все чаще стали
пользоваться услугами продакшн-студий или продюсерских центров. Таким
образом, телеканалы становятся застрахованы от колоссальных финансовых
потерь в случае провала проекта, т. к. покупной контент создается за счет
авансовых платежей или на собственные средства продакшн-студий, а после
перепродается трансляторам. Также телекомпаниям финансово выгоднее и
дешевле закупать контент или адаптировать зарубежные форматы по уже
имеющейся технологии. Поэтому на отечественном рынке имеется целый ряд
аффилированных с определенным телеканалом продюсерских компаний или
подконтрольных активов в составе медиахолдингов, например, «Comedy Club
Production», который был куплен «Газпром-Медиа Холдингом».
Для дополнительной оптимизации затрат на производство
медиапродуктов компании могут использовать более дешевое оборудование и
персонал, запускать рециклинг или покупать вторичные права. Сейчас все эти
способы используются как на главных каналах страны («Россия 24»), так и в
СМИ «второго эшелона», потому что технологии производства контента
ежедневного эфира становятся все более потребительскими или рыночными,
а определяющим ориентиром востребованности остается рейтинг.
В основном, все медиакомпании борются за две вещи – рекламодателей
и аудиторию, которую потом можно «продать» спонсорам. Весь бизнес
строится именно на этом, поэтому роль продвижения или промоушна играет
определяющую роль. Естественно, продукт высокого качества всегда
привлечет внимания зрителей или читателей. Однако, когда одновременно
происходит стремительное развитие медиаиндустрии и сокращение расходов
и издержек на создание медиапродуктов, следует задуматься о новых
нестандартных онлайн и офлайн способах продвижения новых проектов.
Зачастую бюджеты, затрачиваемые на маркетинг и промоушн, не
разглашаются ни в отчетах, ни в комментариях топ-менеджмента крупных
холдингов, поэтому основную часть исследования способов продвижения
медиапродуктов получилось построить на практических кейсах лидирующих
телекомпаний. Так, телеканал ТНТ расширяет свое присутствие во всех
социальных сетях и на мобильных платформах за счет ориентации на
молодежную аудиторию. Офлайн-мероприятия по типу событийного
маркетинга зачастую имеют спонсоров и требуют значительных финансовых
средств, поэтому лидерами в этом направлении являются ВГТРК и НМГ,
которые устраивают благотворительные марафоны и открытые студии на
подконтрольных телеканалах.
Нишевым СМИ приходится строить свое продвижение на спецпроектах,
которые, по сути, являются их основным источником дохода и могут
приносить до 2 млн. руб. в месяц.
Промо-акции и наружная реклама, учитывая их дороговизну, сейчас
становятся не так востребованы, как раньше, уступая место новым и
нестандартным вариантам PR и промоушна, которые стоит позаимствовать у
развитых СМИ Запада. Например, развитие спин-офф серий, создание
тематических приложений и видеоигр, сотрудничество с кинотеатрами и
брендами (такими, как КВН) только набирают обороты. Помимо этого,
происходит объединение рекламных площадок и библиотек крупнейших
медиахолдингов, чтобы автоматизировать и оптимизировать
функционирование рынка и возможности взаимодействия с рекламодателями
и потенциальными покупателями вторичных прав.
Таким образом, проведя исследование, можно утверждать, что
российские СМИ и медиахолдинги стали своеобразным феноменом на
мировом информационном рынке. На развитие отечественного медиарынка
оказывают влияние как транснационализация медиабизнеса и развитие
информационно-коммуникационных технологий, так и его самобытность, и
ситуация в политической и экономической жизни страны.
Учитывая все вышеперечисленные факторы, можно заявлять, что данная
работа стала одной из первых в научной среде, посвященной изучению
тонкостей создания и продвижения медиапродукта в составе медиахолдинга,
а также раскрывающей тонкости сотрудничества холдингов и продакшн-студий.


1. О защите конкуренции : федеральный закон от 26. 07. 2006 No 135 – ФЗ
// Официальный интернет-портал правовой информации [сайт]. URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102108256&intelsearch=%E
E+%E7%E0%F9%E8%F2%E5+%EA%EE%ED%EA%F3%F0%E5%ED%
F6%E8%E8 (дата обращения 02. 05. 2016).
2. О средствах массовой информации : федеральный закон от 27. 12. 1991
No 2124-1 // Официальный интернет-портал правовой информации
[сайт]. URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102013812&intelsearch=%C
E+%D1%D0%C5%C4%D1%D2%C2%C0%D5+%CC%C0%D1%D1%CE
%C2%CE%C9+%C8%CD%D4%CE%D0%CC%C0%D6%C8%C8 (дата
обращения 02. 05. 2016).
3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 09.
09. 2000 No Пр-1895 // Официальный интернет-портал правовой
информации [сайт]. URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161033&intelsearch=%E4
%EE%EA%F2%F0%E8%ED%E0+%E8%ED%F4%EE%F0%EC%E0%F6
%E8%EE%ED%ED%EE%E9+%E1%E5%E7%EE%EF%E0%F1%ED%EE
%F1%F2%E8 (дата обращения 15. 04. 2016).
4. Байчик А. В. Транснационализация СМИ Европы // Средства массовой
информации в современном мире: Материалы межвузовской научно-
практической конференции / Под ред. В.И. Конькова. – СПб., 2005.
5. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. Учебное пособие. -
М.: Аспект Пресс, 2003. – 335 с.
6. Вартанова Е. Л. Основы медиабизнеса: Учебное пособие для студентов
вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 360 с.
7. «Газпром-Медиа» запустит телеканал «КВН ТВ» // Sostav.ru.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.sostav.ru/publication/gazprom-media-zapustit-telekanal-kvn-tv-21744.html.
8. «Газпром-медиа» стал убыточным бизнесом // газета «Ведомости» от 22.
04. 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2015/04/22/gazprom-media-
stal-ubitochnim-biznesom.
9. Гуревич С. М. Журналистская информация как товар [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text11/36.html.
10.Гуревич С. М. Экономика отечественных СМИ: Уч. Пособие для вузов/
С. М. Гуревич. – 3-е изд., переработ. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 288 с.
11.Диверсификация // Свободная энциклопедия «Википедия»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%
80%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D
0%B8%D1%8F.
12. Дубровская О. Медиахолдинг – информационная структура XXI века //
Национальные медиахолдинги в контексте реализации государственной
информационной политики : материалы науч.-практ. конф. / [под общ.
ред. канд. филол. наук, доц. С.В. Дубовика]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2014. – С. 59-63.
13.Жохова А. А. Массовое искусство: рейтинг производителей контента
для телеканалов // Forbes от 12. 12. 2013 [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.forbes.ru/kompanii-photogallery/internet-telekom-i
media/248533-massovoe-iskusstvo-reiting-proizvoditelei-kont.
14.Зубок А. С. Телевизионный бизнес. – М.: Издательство «ШКИМБ». 2015. – 782 с.
15.Интервью с генеральным директором компании по производству кино-,
телепродукции «Кисс фром зе Юниверс» Ш. Муслимовым. 2013. - No26.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ