Введение....................................................................................................................... 3
Глава 1. «Оттепель»: социокультурный контекст и художественные
открытия....................................................................................................................... 8
1.1. Социокультурная ситуация в СССР 1950-960 гг.............................................. .8
1.2. Этапы начального развития советского кинематографа и итальянского
кинематографа неореализма..................................................................................... 14
Глава 2. Рид Грачев как представитель ленинградской прозы 1960-х
гг................................................... .......................................................................... ....28
2.1 Развитие ленинградской неофициальной литературы в 1950-1980-е годы
......................................................................................................................................28
2.2 Рид Грачев (Вите): творческий путь................................................................. .40
Глава 3. Проза Рида Грачева и итальянский кинематограф неореализма............51
3.1 Проза Рида Грачева..............................................................................................51
3.2 Анализ рассказа «Адамчик» (1962)....................................................................58
Заключение................................................................................................................ .79
Список литературы.................................................................................................... 84
Тема настоящей диссертационной работы – Ленинградская /
Петербургская проза 1960 – х годов и итальянский кинематограф неореализма.
1960-е годы – особый период в развитии русской литературы. Эта эпоха
получила название «оттепель» по названию одноименной повести И. Эренбурга
(1954). Хронологические границы «оттепели» определяют по тем событиям,
которые сыграли роль рубежных знаков: смерть И. Сталина в 1953 году;
ХХ съезд партий Советского Союза в феврале 1956 года; освобождение
Н. Хрущева от должности главы советского государства в 1964 году;
«Пражская весна» 1968 года.
Определяя особенности «оттепели», Н. Л. Лейдерман и М. Н. Липовецкий
отмечают: «В течение этого периода общественное сознание прошло очень
трудный перевал: через эйфорию, основанную на вере в незыблемость основ
советской системы и надежде на «восстановление ленинских норм партийной и
государственной жизни», к глубоким сомнениям, а затем и разочарованию в
возможности построения «социализма с человеческим лицом» в тоталитарном государстве»1.
В это время в русскую литературу стали возвращаться произведения
писателей Серебряного века, русского зарубежья, а также неподцензурных
авторов 1920-1930-х гг.: И. Бабеля, А. Платонова, М. Булгакова, М. Цветаевой,
О. Мандельштама, Д. Хармса и других. Некоторые произведения, такие как
«Мы» Е. Замятина и «Лолита» В. Набокова, стали доступны благодаря
тамиздату (зарубежные издания) и самиздату (машинописные копии).
Важно также отметить публикации произведений У. Фолкнера,
Д. Сэлинджера, Э. Ремарка в журнале «Иностранная литература», одном из
наиболее читаемых периодических изданий того времени.
Как раз в этот период происходит знакомство советского зрителя с
фильмами европейского кинематографа «новой волны». Большим событием в
культурной жизни Советского Союза стали Международные кинофестивали,
которые проводились каждые два года, начиная с 1959 года. Здесь впервые
были показаны фильмы Ф. Феллини, М. Антониони, Л. Висконти,
представлявшие одно из ведущих направлений мирового кинематографа –
неореализм. Эстетика и художественный язык итальянского неореализма
оказали значительное влияние на русскую прозу 1960-х годов.
В своей работе мы обращаемся к творчеству яркого представителя
ленинградской неофициальной культуры 1960-х–1980-х годов – Рида
Грачева (Вите). Он принадлежит к поколению писателей, родившихся в
середине 1930-х годов, чья юность пришлась на время Великой Отечественной
войны, а творческое становление – на эпоху «оттепели». К этому поколению
относятся также прозаики А. Битов, Б. Иванов, А. Кондратов, поэты
И. Бродский, В. Уфлянд, Л. Лосев, Л. Аронзон, А. Григорьев, Р. Мандельштам и
ряд других авторов. Их объединяют интеллектуальный поиск, интерес к
европейским искусству и литературе, стремление в своем творчестве
преодолеть разрыв современной им русской литературы с литературой
Серебряного века.
Б. Иванов определяет цель писателей своего поколения следующими
словами: «Это был порыв к свободе, но не умозрительной, а к литературному
творчеству, верному чувственной достоверности опыта, которого была лишена
советская литература. Искренность (вспомним В. Померанцева) как раз и была
положена в основу литературной речи. <...> Эта литература, с почти полным
отсутствием тем политического и производственного профиля, открыла
человека чувствующего»2.
Актуальность данного исследования определяется, прежде всего,
значимостью эстетики и художественного языка итальянского кинематографа
неореализма для творчества ленинградских / петербургских прозаиков 1960-х
годов. Актуальность исследования связана также с тем, что за последние
несколько лет стали доступны для изучения произведения одного из
выразителей этого времени – ленинградского прозаика Рида Грачева. Кроме
того, были опубликованы биографические материалы (автобиографии,
мемуары, письма, записи авторского чтения), позволяющие глубже изучить
контекст выбранной для исследования литературой эпохи.
Объектом исследования является проза Рида Грачева конца 1950-х –
начала 1960-х годов. В центре нашего внимания – особенности влияния
эстетики итальянского кинематографа неореализма на эссеистику и
художественные тексты автора.
Предметом исследования является творчество Рида Грачева в контексте
развития советского кинематографа и итальянского кино неореализма.
Материалом исследования были выбраны рассказы конца 1950 – 1960-х
годов и эссе Рида Грачева, опубликованные в сборниках «Сочинения»3 (2013) и
«Письмо заложнику»4 (2013). В качестве дополнительного материала,
позволяющего подробнее рассмотреть социокультурную ситуацию СССР 1950 –
1960-х годов, к рассмотрению привлекаются официальные документы по
истории Советского Союза, культурной политики в области кинематографии и литературы.
Методологическую базу работы составили, главным образом, труды по
теории кинематографа Г. Д. Богемского5, В. Б. Шкловского6, и работы по
истории неофициальной культуры Ю. М. Валиевой7, В. Э. Долинина8,
Б. И. Иванова9, М. Саббатини10. В работе применяются семиотический метод
(работы Вяч. Вс. Иванова), формальный метод (работы В. Шкловского) и
филологический анализ рассказов и социокультурной ситуации в Советском
Союзе в 1950-х и 1960-х годах.
Целью диссертационного исследования является выявление черт эстетики
итальянского кинематографа неореализма, проявляющиеся в прозе Рида Грачева.
Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие
задачи исследования:
1. рассмотреть социальную и культурную ситуацию, сложившуюся в
Ленинграде в 50-х и 60-х годах;
2. определить главные этапы развития, а также особенности
взаимовлияния советского кинематографа и итальянского кино неореализма;
3. проанализировать рассказы Рида Грачева 1960-х гг., акцентируя
внимание на рассказе «Адамчик» (1962);
4. выявить те черты эстетики итальянского кинематографа
неореализма, которые присутствуют в прозе Рида Грачева.
Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что данная
тема еще не была предметом специального исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и
списка использованной литературы.
Во введении определена актуальность диссертационной работы, цель,
задачи, объект и предмет исследования, его научная новизна, описаны материал
и методы работы.
В первой главе говорится о социальной и культурной ситуации,
сложившейся в СССР и в Италии к 1950-м и 1960-м годам; рассматривается,
насколько социокультурный климат в этих странах повлиял на деятельность
творческих людей того времени; выделяются этапы начального развития
советского кинематографа; особое внимание обращается на особенности
киноязыка Дзиги Вертова, Сергея Эйзенштейна и Всеволода Пудовкина.
Вторая глава начинается с описания этапов развития ленинградской
неофициальной литературы в 1950 – 1980-е годы; рассматриваются главные
фигуры ленинградского андеграунда. В центре нашего внимания в этой главе –
творческий путь Рида Грачева.
В третьей главе анализируются проза Рида Грачева и выявляются
особенности влияния на его прозу итальянского кино неореализма; внимание
акцентируется на филологическом анализе рассказа «Адамчик» (1962).
В заключении подводятся итоги исследования, определяются
перспективы его дальнейшего развития.
В настоящей работе были рассмотрены особенности влияния эстетики и
художественного языка итальянского кинематографа неореализма на прозу
ленинградских писателей 1960-х годов.
Мы проанализировали основные этапы итальянского кинематографа 1940-
1950-х годов, в том числе, в аспекте влияние на художественный язык раннего
советского кинематографа 1920-1930-х годов. При этом особое внимание мы
уделили представителям двух кинематографических направлений: советского
киноавангарда и итальянского неореализма. Произведя обзор важнейших этапов
развития неподцензурной литературы в СССР, мы обратились к
социокультурному контексту творчества ленинградских писателей 1960-х
годов, более подробно остановившись на исследование литературного
творчества Рида Грачева (Вите).
Несмотря на то, что режиссеры итальянского кинематографа неореализма
не были особенно увлечены экспериментами с монтажом, с уверенностью
можно утверждать, что их творчество испытало значительное влияние
советских авангардистских кинематографических работ. В их картинах
сохранилась главная эстетическая черта авангарда – «документальность»,
вводимая с целью передачи «голых» фактов.
Ленинградские писатели конца 1950-х – начала 1960-х годов ставили
перед собой задачу освободиться от ложных установок соцреализма, от
идеологической пропаганды государства, чтобы определить и затем искренно
показать читателю действительность «в чистом виде». Особую роль в
становлении нового эстетического направления в прозе этого времени играло
творчество Рида Грачева, ленинградского писателя-интеллектуала.
В основе творчества Рида Грачева, писателя трагической судьбы, лежит
точность, до некоторой степени щепетильность наблюдений над окружающей
действительностью. Сознательный выбор подобной художественной стратегии
приближает Грачева не только к режиссерам итальянского кино неореализма
раннего периода, но и, в большей степени, к режиссерам, снимавшим свои
ленты в 1950-х годах: Федерико Феллини и Микеланджело Антониони (с
творчеством которых Грачеву удалось познакомиться благодаря
Международным кинофестивалям, проходившим в Москве с 1959 года).
Именно эти режиссеры больше остальных повлияли на мировоззрение Рида
Грачева и, безусловно, на его творчество в целом.
В результате литературоведческого анализа текстов Грачева мы пришли к
следующему выводу: эстетика итальянского неореализма значительно повлияла
на прозу Рида Грачева, в том числе, на его язык (итальянское кино неореализма
раннего периода), а также на способы выражения и изображения внутреннего
состояния и переживаний героев его рассказов (работы Ф. Феллини и М. Антониони).
В качестве текста, который наиболее ярко отобразил такую взаимосвязь, в
ходе исследования был выбран рассказ Рида Грачева «Адамчик» (1962).
Подтверждая верность нашей гипотезы, мы обращаемся к
художественным особенностям неореалистического кинематографа. Так, к
середине 1950-х годов, режиссеры неореализма стремятся к поиску новых тем, и
«это вызывает переход к реализму экзистенциальному, когда через внутренний
конфликт героя исследованию подвергаются причины его душевной и духовной
дисгармонии. <...>. Таким образом, автор-режиссер снова выдвигается на
первый план экранного произведения, разворачивая в фильме мощное
символико-метафорическое пространство. Все это потребовало корректировки
кинематографического языка в первую очередь за счет значительного
удлинения монтажных кадров (приоритет внутрикадрового монтажа)»205.
Как представляется, на работы Рида Грачева, наибольшее влияние оказал
режиссер Микеланджело Антониони, представитель европейской
экзистенциальной философии и эстетики – именно это направление было
близко миросозерцанию Грачева. Создавая кинокартины, Антониони обращает
особое внимание на внутреннее состояние своих героев, «подыскивая
адекватные способы киноповествования. Ориентирует камеру на максимальное
внимание к персонажам, чтобы «ухватить» мгновения глубинного
психологического конфликта. Соответственно удлиняются монтажные кадры,
корректируется техника актерской игры в сторону уменьшения внешних
эмоциональных проявлений. Таким образом сформировалась поэтика
внутреннего неореализма, определившая начальный период творчества
режиссера и наиболее органично проявившаяся в фильме «Крик» (1957)»206.
Чтобы глубже понять связь прозаической и кинематографической
художественных систем, мы обратимся к сравнению рассказа Рида Грачева
«Адамчик» с фильмом «Крик» Микеланджело Антониони.
Грачев в рассказе «Адамчик», как и Аниониони в фильме «Крик», акцент
делает на душевном состоянии и на внутренних переживаниях своего героя. На
протяжении повествования Адамчик встречается со многими людьми, как и
Альдо – главный герой ленты Антониони. В обоих случаях показанные события
не имеют дополнительной смысловой нагрузки: все, что происходит,
описывается автором с единственной целью: продемонстрировать тотальное
одиночество человека и особенности восприятия героями своего состояния.
Говоря о фильме «Крик», стоит отметить, что «во внутрикадровых
композициях персонажи обязательно уравновешены со средой. Звуковой образ
фильмов М. Антониони прежде всего складывается из шумов живой
реальности: шорох листвы, скрип дверей, стук каблуков, лязг индустрии,
монотонное гудение зноя и т.п.»207. Адамчик также показан внутри своей среды:
его действительность – это мебельная фабрика. Важность использования
автором приемов звукоподражания была рассмотрена в соответствующем
разделе нашего исследования. Короткие фразы, появляющиеся как в
рассмотренном рассказе Грачева, так и в диалогах Альдо, растворяются в
целостном звукообразе. При этом паузы и многоточие, используемые и в кино и
прозаическом тексте, приобретают дополнительную смысловую нагрузку.
«Герои М. Антониони всегда лимитированы собственным «Я», ибо
лишены жизненной силы. И по закону самосохранения попытка их сближения
оборачивается конфронтацией и неожиданным разрывом. Внутреннее
оцепенение персонажей диктует фильмам темп andante: статичность мизансцен,
длинные монтажные кадры. А настойчивое совпадение финала с экспозицией в
большинстве картин Антониони создает образ круга – символ отчуждения»208 -
эти же замечания, как нам удалось отметить в процессе исследования, вполне
могут быть применимы и к характеристике поэтики Рида Грачева. Таким
образом, очевидна близость эстетики художественного творчества в
произведениях Антониони и Грачева.
I. Источники
1. Грачев Р. Письмо заложнику. СПб.: ООО «Журнал «Звезда», 2013. 656 с.
2. Грачев Р. Сочинения. СПб.: Союз писателей Санкт-Петербурга, ООО
«Журнал Звезда», 2013. 656 с.
3. Начало пути. Рассказы / [Редколлегия: В. С. Бакинскмй и др]. Л.:
Лениздат, 1960. 224 с.
II. Исследования
4. Агафонова Н. А. Искусство кино: этапы, стили, мастера: пособие для
студентов бузов. Мн.: Тесей, 2005. 192 с.
5. Аппарат ЦК КПСС и культура. 1953 - 1957. Документы / Гл. ред.
К. Аймермахер. М.: РОССПЭН, 2001. 806 с.
6. Битов А. Зуб болит, или Порка Спинозы // Литературное обозрение. 1992.
No10. С. 37.
7. Брегович Е. Неореализм — открытое искусство // Культурные баррикады.
2007. No 1. С. 6–7.
8. К истории неофициальной культуры и современного русского зарубежья:
1950–1990. Автобиографии. Авторское чтение / Сост. и отв. ред.
Ю. М. Валиева. СПб.: Контраст, 2015. 594 с.
9. Вертов Д. Из наследия. Том 1: Драматургические опыты. М.:
Эйзенштейн-центр, 2004. 536 с.
10. Вертов Д. Из наследия. Том 2: Статьи и выступления. М.: Эйзенштейн-
центр, 2008. 648 с.
11. Вертов Д. Мы. Вариант манифеста // История отечественного кино.
Хрестоматия / Сост. А. С. Трошин. М.: «Канон» РООИ «Реабилитация»,
2011. С. 117–119.
12. Вертов Д. Киноки. Переворот // История отечественного кино.
Хрестоматия / Сост. А. С. Трошин. М.: «Канон» РООИ «Реабилитация»,
2011. С. 120–122.
13. Гребенщиков А. Воспитывать молодежь по-ленински // Комсомольская
правда. 1956. 16 декабря. No 294. С. 2.
14. Е. И. Замятин: Личность и творчество писателя в оценках отечественных
и зарубежных исследователей: Сб. cт. / Сост. О. В. Богданова.
СПб.: РХГА, 2015. 484 с.
15. История Ленинградской неподцензурной литературы: 1950-1980-е годы.
Сборник статей. СПб.: Издательство «Деан», 2000. 176 с.
...