Происходящее усложнение процессов социального управления, не менее стремительное изменение реалий политико-правового мироустройства и обновление конкретных форм государственности, постоянная трансформация взаимоотношений между властными структурами внутри отдельно взятого социума и многие другие моменты, характеризующие современную общественную жизнь, требуют инновационного подхода к их научному осмыслению.
Построение власти в Российской федерации основывается на принципе разделения властей. Поэтому, все ветви власти, существующие в РФ и принципы их деятельности является следствием основополагающего положения – разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Исполнительная власть имеет свои принципы.
Принцип единства системы исполнительной власти. Конституция РФ закрепляет принцип единства системы государственной власти (ч.3 ст.5). Наряду с этим она предусматривает, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти (ч.2 ст.77). Таким образом, единство исполнительной власти, согласно действующей Конституции, распространяется исключительно на сферы ведения Федерации и совместного ведения. Сложность в уяснении истинного смысла термина "единство системы исполнительной власти" вызвана рядом факторов.
1. Конституция РФ.- М.: 1999.
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г.)// Сборник основных законодательных актов России.- М.: НОРМА.2003
3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп. от 29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая, 24 июля, 11 декабря 2002 г.) // Сборник основных законодательных актов России.- М.: НОРМА.2003
4. Указ Президента РФ от 16 октября 2001 г. N 1230 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"// Сборник основных законодательных актов России.- М.: НОРМА.2003
5. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - РЮИД, "Сашко", 2000
6. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Часть1,2. Учебник.- М.: ТЕИС.
7. Библиография по конституционному и муниципальному праву России С.А. Авакьян, М.: ИКД "Зерцало-М". 2002
8. Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования // "Журнал российского права", N 7, июль 2002 г.
9. Марку Ж. Распределение властных полномочий в Российской Федерации в свете существующей практики федеративных государств - членов Совета Европы, // "Журнал российского права", N 9, 10, сентябрь, октябрь 2002 г.
10. Хаманева Н.Ю. Нужна ли реформа исполнительной власти? // "Гражданин и право", N 1, январь 2002 г.
11. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Административные процедуры и право// "Журнал российского права", N 4, апрель 2002 г.