Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реставрация кресла красного дерева 1830-1840х годов из Научной библиотеки им. М. Горького Санкт-Петербургского Государственного Университета

Работа №129951

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1.1 Введение 3
1.2. Формы и конструкция кресла эпохи классицизма 5
1.3. Аналоги 6
1.4. Описание сохранности кресла 7
1.5. Список используемой литературы 10
1.6. Список иллюстраций 11
2. ПАСПОРТ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ .. 25
Примечания, уточнения 26
3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 44
3.1. Фотофиксация общего вида и фрагментов экспоната до, в процессе и после
проведения реставрационных работ 44
3.2. Картограммы 90
3.3. Заключение 91

Русская мебель начала XIX века была тесно связана с архитектурой интерьера, повторяя основные элементы архитектуры классицизма, творчески использующего античные архитектурные формы. Удобные в пользовании, простые и лаконичные по своим формам и в то же время продуманные по пропорциям, с ясной выразительностью конструкций, умелым использованием породы и текстуры древесины, лучшие образцы мебели этого периода безусловно обладают ценнейшими качествами.
Кресло относится к широко распространенному в период высокого классицизма типу кресла с цельной боковой рамой. Специфика и прочность этой конструкции состоит в том, что конструктивные элементы боковины кресла - передняя, задняя ножки, царга и стойки спинки соединены в одну деталь и зафанерованы в одной плоскости, «создавалось впечатление, что они вырезаны из цельного куска массива» . Такого типа кресла и стулья на балах и приемах в период классицизма располагалась перед диваном, так же имеющим конструкцию цельной боковой рамы.
Подобного рода кресла имели широкое распространение и входили в меблировку каждой гостиной. В далеком даже от воспоминаний о классицизме 1891 году автор мебельного альбома Симонов писал: «Казенный, до тошноты надоевший, вид наших гостиных известен всем: диван, преддиванный стол, покрытый скатертью, с неизменною лампою посередине» 2.
Дополняют картину меблировки гостиной воспоминания С. Волконского, приведенные в книге Ольги Струговой «100 и двенадцать стульев»: «Именно тогда в 1820-х годах появились в русском быту стулья с так называемой» боковой рамой, введенной в жизнь В. П. Стасовым. Такая мебель для сидения, имеющая выразительный профиль, подчас декорированный резьбой, широко распространилась в наших гостиных. Следует отметить, что стремление к оригинальному решению боковых сторон стульев можно было встретить еще на рубеже XVIII-XIX веков в проектах английского мебельщика Т. Шератона. Его разработки оказали огромное влияние на архитектуру мебели бидермейера»
«Классицизм, обладая силой традиций и закрепившись в быту, перешел в так называемый бидермейер. Во многих домах и квартирах долгое время сохранялась отделка, бытовая обстановка, целые комнаты с мебелью или отдельные мебельные гарнитуры в формах классицизма»
В России мебель с боковой рамой стала излюбленной формой кресел, стульев и диванов. Подобная мебель производилась в больших количествах, отличалась прочностью и стала характерной не только для дворянской, но и для купеческой гостиной. Что касается изменений в облике таких предметов мебели, то можно отметить, что видоизменялись лишь конфигурации боковой рамы, щитка спинки и резной декор.
Аналоги кресел библиотеки имени М. Горького в СПбГУ находятся в собрании Государственного Исторического музея в г. Москве. Репродукция кресла из собрания музея опубликована в книге Ольги Струговой «100 и двенадцать стульев». В интерьере библиотеки им. Горького в СПбГУ также сохранилось второе, парное к изучаемому, кресло, не попавшее в зону протечки и сохранившееся в лучшем состоянии. У данного кресла сохранились резные элементы - «готические башенки», утраченные у рассматриваемого кресла.
Таким образом, библиографические источники указывают на типологическую принадлежность кресла, которое должно быть описано как кресло с цельной боковой рамой.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Кресло находилось в аварийной ситуации - долгое воздействие воды (протечка с верхнего этажа).
В результате:
• Конструкция царгового пояса ослаблена.
• Клеевые швы (глютиновый клей) либо ослаблены, либо деструктированы. Детали и их элементы покороблены, сокращены линейные размеры некоторых деталей по ширине.
• Облицовка царгового пояса, локотников и окантовки щитка спинки повсеместно отошла от основы, местами утрачена..
• Отделочный слой деструктирован.
В результате проведения реставрационных работ выполнены:
• Расчистка предмета от грязевых и лакокрасочных наслоений смывкой «Радикал» фирмы «Борма». Расчистка включала в себя: пробные расчистки от деструктированного отделочного слоя смывкой «Радикал», основные расчистки смывкой «Радикал», расчистки остаточных лакокрасочных наслоений в углублениях рельефа спинки щитка с использованием ножа-косяка, циклей и наждачной бумаги №180.
• Расчистка резных элементов от поздних лакокрасочных наслоений. Расчистка включала в себя: пробные расчистки от деструктированного отделочного слоя с использованием цикли, расчистки резных элементов с использованием тёплых водных компрессов, расчистки резных элементов от оставшихся лакокрасочных наслоений и столярного клея.
• Укрепление основы царгового пояса на глютиновый клей (костный клей 40%, мездровый 60%). Укрепление включало в себя: разборка элементов конструкции царги на составные элементы, расчистка поверхности, подклейка.
• Укрепление отслоившейся фанеровки на глютиновый клей.
• Восполнение утрат массива ножек на глютиновый клей. Восполнение включало в себя: подгонка вставок и восполнение утрат массива с использованием массива сосны.
• Восполнение утрат фанеровки на глютиновый клей. Восполнение включало в себя: подгонка вставок и восполнение утрат фанеровки, обработка вставок.
• Восполнение утраты резной детали на левой стойке спинки на глютиновый клей. Восполнение включало в себя: подгонка вставки и восполнение утраты массива с использованием массива липы, обработка вставки.
• Восполнение утрат фанеровки окантовки щитка спинки на глютиновый клей. Восполнение включало в себя: укрепление отслоившейся фанеровки, подгонки вставок и восполнение утрат фанеровки с использованием орехового шпона, обработка вставок.
• Воссоздание накладной резьбы на локотниках с использованием массива липы. Воссоздание включало в себя: перевод рисунка сохранившейся резьбы на места утрат ,изготовление резных элементов в завершении локотников на основе сохранившегося резного элемента на внутренней части правого локотника с использованием массива липы, установка деталей на места утрат.
• Восполнение мелких утрат, сколов и выбоин. Восполнение включало в себя: зареивание (восполнение трещин и мелких утрат с использованием шпона ореха), закапывание мелких выбоин и утрат твердым цветным воском с использованием выжигательного аппарата, восполнение мелких выбоин и утрат с использованием мягкого цветного воска, обработка вставок.
• Отделка предмета. Отделка включала в себя: подготовку под отделку с использованием наждачной бумаги №80, 150, 180 и 320; покраску предмета под цвет и тон контрольного участка водной морилкой, нанесение грунта в 3 слоя маслом с твёрдым воском фирмы «Сайкас», локальные подкраски с использованием красителя на спиртовой основе, нанесение шеллачной политуры 12-6%.
• Переобивка вкладного сидения с обивкой на пружинной основе.
Переобивка включала в себя: разборку сиденья, перестилку мягких материалов, смену черновой обивки, чистовую обивку.
• Установка вкладного сидения с обивкой на мягкой основе.



1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский интерьер XIX в. Л., 1984
2. Кучумов А.М. Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского дворца-музея. Л., 1981
3. Кучумов А.М. Убранство русского жилого интерьера XIX века. По материалам выставки в Павловском дворце-музее. Л., 1977
4. Соболев Н.Н. Обмеры мебели. Вып. 1: Образцы мебели русской работы конца XVIII - начала XIX в. М., 1940
5. Ботт И.К., Канева М.И. Русская мебель. История. Стили. Мастера. СПб., «Искусство - СПб.». 2003. - 512 е., ил.; цв. ил.
6. Гусева Н.Ю. и др. Художественное убранство русского интерьера XIX века. Очерк-путеводитель. Л., 1986. - 143 е., ил.
7. Гусева Н.Ю. Мебель «николаевского ампира» // Судьбы музейных коллекций. Материалы VII Царскосельской научной конференции. СПб., 2002.
8. Мебельный альбом. Содержит 170 изящных рис., в том числе столовую вел. кн. Владимира Александровича и трапезную царя Алексея Михайловича. Изд. 2-е д-ра Л.Н. Симонова. СПб., 1891. - 12 е.; 34 л. ил.
9. Соколова Т.М., Орлова К.А. Русская мебель в собрании Государственного Эрмитажа. Л., 1973. -256 е., ил.
10. Соколова Т.М., Орлова К.А. Глазами современников: Русский жилой интерьер первой трети XIX в. Л., 1982. - 182 е., ил.
11. 100 и двенадцать стульев из собрания Государственного Исторического музея // Альбом / Текст: О. Стругова, Н. Кологривова. М., 2000.
12. Чериковер Л.З. Бытовая мебель русского классицизма/ М.: Гос. издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953 г.
13. Бытовая мебель русского классицизма. А.З. Черековер. М., 1954.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ