Связь между субъектностью личности студентов и копинг-стратегиями поведения
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: НИУ «БелГУ» (г. Белгород).
Выборка: 40 человек от 18 до 22 лет.
Выборка: 10 детей.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С КОПИНГ-СТРАТЕГИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ.............. 8
1.1. Субъектность: понятие, ее структура и особенности в студенческом возрасте... 8
1.2. Общая характеристика копинг-стратегий поведения: разновидности и особенности в студенческом возрасте...13
1.3. Факторы, влияющие на выбор копинг-стратегий.... 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С КОПИНГ-СТРАТЕГИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ..........24
2.1. Организация и методы исследования…24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования связи субъектности личности студентов с копинг-стратегиями поведения26
2.3. Коррекционно-развивающая программа развития субъектности личности студентов, которая будет способствовать выбору продуктивных копинг-стратегий…… 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………… 41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………. 49
Приложение 1. Эмпирические методики в порядке их предъявления........... 49
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных..............57
Приложение 3. Результаты математико-статистической обработки эмпирических данных... 61
База исследования: НИУ «БелГУ» (г. Белгород).
Выборка: 40 человек от 18 до 22 лет.
Выборка: 10 детей.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С КОПИНГ-СТРАТЕГИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ.............. 8
1.1. Субъектность: понятие, ее структура и особенности в студенческом возрасте... 8
1.2. Общая характеристика копинг-стратегий поведения: разновидности и особенности в студенческом возрасте...13
1.3. Факторы, влияющие на выбор копинг-стратегий.... 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С КОПИНГ-СТРАТЕГИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ..........24
2.1. Организация и методы исследования…24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования связи субъектности личности студентов с копинг-стратегиями поведения26
2.3. Коррекционно-развивающая программа развития субъектности личности студентов, которая будет способствовать выбору продуктивных копинг-стратегий…… 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………… 41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………. 49
Приложение 1. Эмпирические методики в порядке их предъявления........... 49
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных..............57
Приложение 3. Результаты математико-статистической обработки эмпирических данных... 61
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в наше время изучение субъектности личности и копинг-стратегий поведения становится все более важным в связи с рядом общественных и психологических факторов. Студенты сталкиваются с большим количеством стрессогенных ситуаций, таких как умственная нагрузка, семейные проблемы, финансовые трудности и другие. Разработка эффективных копинг-стратегий помогает справляться с этими ситуациями и уменьшать негативное влияние стресса на психическое и физическое здоровье.
Изучение субъектности личности студентов рассматривает важные аспекты самосознания, такие как осознание своих ценностей, потребностей, целей и жизненного смысла. Это помогает студентам определить свои истинные потребности и цели, принимать более осознанные решения и строить более удовлетворительные и счастливые жизни. Также стоит отметить, что умение эффективно справляться с трудностями и стрессом помогает улучшить психологическое благополучие. Изучение копинг-стратегий поведения позволяет студентам научиться конструктивно реагировать на сложные ситуации, преодолевать проблемы и достигать большего уровня удовлетворенности жизнью.
Субъектность, ее особенности и структуру изучали многие отечественные психологи (Волкова Е.Н., Леонтьев Д.А., Петровский В.А., Серегина И.А., Слободчиков В.И. и др.). Субъектность в трудах Е.Н. Волковой [11], В.А. Петровского [37], И.А. Серегиной [44] рассматривалась как многоуровневое понятие, которое включает как индивидуальные, так и коллективные аспекты. Авторы анализируют взаимодействие между индивидом и обществом, а также влияние культурных, социальных и политических факторов на формирование субъектности. В работах Д.А. Леонтьева [27] и В.И. Панова [33, 34] отмечается, что субъектность не является врожденным свойством, а развивается в процессе взаимодействия человека с окружающей средой. Авторы отмечают, что субъектность формируется через участие в совместной деятельности и социальном взаимодействии с другими людьми. В трудах таких отечественных психологов как Е.И. Исаева [46], В.И. Слободчикова [46] и С.З. Гончарова [14] субъектность определяется как функция личности по осуществлению определенного характера активности. К.М. Леонова [26] рассматривает в своих работах субъектность как способность человека к активному и осознанному взаимодействию с миром и саморегуляции своего поведения.
Изучением копинг-стратегий поведения занимались такие отечественные психологи как Берилова Е.И., Богданович Н.В., Исаева
Е.Р., Омарова М.К., Церковский А.Л. и др. В трудах Е.И. Бериловой [5] и Н.В. Богдановича [7] можно найти описание различных копинг-стратегий и их эффективности в разных ситуациях; Е.Р. Исаева [18] в своих работах предлагает несколько различных копинг-стратегий, которые можно использовать для эффективного справления с трудностями и стрессами; М.К. Омарова [30] выделяет в своих работах множество различных поведенческих стратегий преодоления трудностей, которые можно использовать для управления сложными эмоциями, мыслями и поведением. Работы А.Л. Церковского [52] открыли новые возможности для модификации поведения с помощью копинг-стратегий для преодоления трудностей. Одна из ключевых идей в его работах – концепция когнитивного рефрейминга, которая предполагает изменение того, как человек воспринимает и думает о ситуации. А.Л. Церковский [52] также подчеркивал в своих трудах роль самосострадания в обеспечении эмоциональной поддержки и продвижении позитивных копинг-стратегий поведения для преодоления трудностей.
Обзор литературы показал, что психологи больше внимания уделяют отдельным исследованиям субъективности личности и копинг-стратегиям поведения, в то время как связь субъектности и копинг-стратегий студентов недостаточно изучена, что так же обуславливает актуальность нашей проблемы.
Проблема исследования: какова направленность связи между субъектности личности студентов и их копинг-стратегий поведения? Цель исследования: изучить связь между субъектностью личности студентов и копинг-стратегиями поведения.
Объект исследования: субъектность студентов как свойство личности.
Предмет исследования: связь субъектности личности студентов с копинг-стратегиями поведения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы связи субъектности личности студентов с копинг-стратегиями поведения.
2. Изучить особенности субъектности личности студентов.
3. Изучить особенности копинг-стратегий поведения студентов.
4. Изучить особенности субъектности личности студентов с разным видом ведущих копинг-стратегий поведения.
5. Изучить связь между субъектностью личности студентов и копинг-стратегиями поведения.
6. Разработать корекционно-развивающую программу развития субъектности личности студентов, которая будет способствовать выбору продуктивных копинг стратегий.
Гипотеза исследования: между субъектностью личности студентов и копинг-стратегиями есть связь, а именно – чем выше будет субъектность личности студентов и ее отдельные показатели, тем чаще студенты будут выбирать продуктивные копинг-стратегии. И чем ниже будет субъектность личности студентов, тем чаще они будут выбирать непродуктивные копинг-стратегии.
Теоретическая основа исследования включает идеи таких отечественных авторов как: Е.Н. Волкова и И.А. Серегина (субъектность понимается через категорию отношения человека к себе как к деятелю), Е.И Бериловой и Н.В. Богдановича (описание различных копингстратегий и их эффективность в разных ситуациях).
Методы исследования: в нашем исследовании использовались следующие методы: организационные методы: сравнительный; эмпирические методы: психодиагностические методики; методы обработки данных: критерий Н-Крускалла-Уоллиса, корреляционный анализ данных.
Методики исследования:
1.Опросник по исследованию субъектности личности (Серегина
И.А.).
2. Опросник «Копинг-стратегии», разработанный Р. Лазарусом для определения копинг-механизмов (адаптирован Т.Л. Крюковой, Е.В.
Куфтяк, М.С. Замышляевой).
Выборка и база исследования: Исследование проводилось на базе НИУ «БелГУ» г. Белгорода. В исследовании принимали участие студенты в количестве 40 человек от 18 до 22 лет.
Практическая значимость исследования: выявить особенности субъектности личности студентов по выборке и предложить коррекционно- развивающую программу.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 54 источников, приложения. Объем курсовой работы – 61 страница. В тексте курсовой работы содержится 3 рисунка и 3 таблицы.
Изучение субъектности личности студентов рассматривает важные аспекты самосознания, такие как осознание своих ценностей, потребностей, целей и жизненного смысла. Это помогает студентам определить свои истинные потребности и цели, принимать более осознанные решения и строить более удовлетворительные и счастливые жизни. Также стоит отметить, что умение эффективно справляться с трудностями и стрессом помогает улучшить психологическое благополучие. Изучение копинг-стратегий поведения позволяет студентам научиться конструктивно реагировать на сложные ситуации, преодолевать проблемы и достигать большего уровня удовлетворенности жизнью.
Субъектность, ее особенности и структуру изучали многие отечественные психологи (Волкова Е.Н., Леонтьев Д.А., Петровский В.А., Серегина И.А., Слободчиков В.И. и др.). Субъектность в трудах Е.Н. Волковой [11], В.А. Петровского [37], И.А. Серегиной [44] рассматривалась как многоуровневое понятие, которое включает как индивидуальные, так и коллективные аспекты. Авторы анализируют взаимодействие между индивидом и обществом, а также влияние культурных, социальных и политических факторов на формирование субъектности. В работах Д.А. Леонтьева [27] и В.И. Панова [33, 34] отмечается, что субъектность не является врожденным свойством, а развивается в процессе взаимодействия человека с окружающей средой. Авторы отмечают, что субъектность формируется через участие в совместной деятельности и социальном взаимодействии с другими людьми. В трудах таких отечественных психологов как Е.И. Исаева [46], В.И. Слободчикова [46] и С.З. Гончарова [14] субъектность определяется как функция личности по осуществлению определенного характера активности. К.М. Леонова [26] рассматривает в своих работах субъектность как способность человека к активному и осознанному взаимодействию с миром и саморегуляции своего поведения.
Изучением копинг-стратегий поведения занимались такие отечественные психологи как Берилова Е.И., Богданович Н.В., Исаева
Е.Р., Омарова М.К., Церковский А.Л. и др. В трудах Е.И. Бериловой [5] и Н.В. Богдановича [7] можно найти описание различных копинг-стратегий и их эффективности в разных ситуациях; Е.Р. Исаева [18] в своих работах предлагает несколько различных копинг-стратегий, которые можно использовать для эффективного справления с трудностями и стрессами; М.К. Омарова [30] выделяет в своих работах множество различных поведенческих стратегий преодоления трудностей, которые можно использовать для управления сложными эмоциями, мыслями и поведением. Работы А.Л. Церковского [52] открыли новые возможности для модификации поведения с помощью копинг-стратегий для преодоления трудностей. Одна из ключевых идей в его работах – концепция когнитивного рефрейминга, которая предполагает изменение того, как человек воспринимает и думает о ситуации. А.Л. Церковский [52] также подчеркивал в своих трудах роль самосострадания в обеспечении эмоциональной поддержки и продвижении позитивных копинг-стратегий поведения для преодоления трудностей.
Обзор литературы показал, что психологи больше внимания уделяют отдельным исследованиям субъективности личности и копинг-стратегиям поведения, в то время как связь субъектности и копинг-стратегий студентов недостаточно изучена, что так же обуславливает актуальность нашей проблемы.
Проблема исследования: какова направленность связи между субъектности личности студентов и их копинг-стратегий поведения? Цель исследования: изучить связь между субъектностью личности студентов и копинг-стратегиями поведения.
Объект исследования: субъектность студентов как свойство личности.
Предмет исследования: связь субъектности личности студентов с копинг-стратегиями поведения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы связи субъектности личности студентов с копинг-стратегиями поведения.
2. Изучить особенности субъектности личности студентов.
3. Изучить особенности копинг-стратегий поведения студентов.
4. Изучить особенности субъектности личности студентов с разным видом ведущих копинг-стратегий поведения.
5. Изучить связь между субъектностью личности студентов и копинг-стратегиями поведения.
6. Разработать корекционно-развивающую программу развития субъектности личности студентов, которая будет способствовать выбору продуктивных копинг стратегий.
Гипотеза исследования: между субъектностью личности студентов и копинг-стратегиями есть связь, а именно – чем выше будет субъектность личности студентов и ее отдельные показатели, тем чаще студенты будут выбирать продуктивные копинг-стратегии. И чем ниже будет субъектность личности студентов, тем чаще они будут выбирать непродуктивные копинг-стратегии.
Теоретическая основа исследования включает идеи таких отечественных авторов как: Е.Н. Волкова и И.А. Серегина (субъектность понимается через категорию отношения человека к себе как к деятелю), Е.И Бериловой и Н.В. Богдановича (описание различных копингстратегий и их эффективность в разных ситуациях).
Методы исследования: в нашем исследовании использовались следующие методы: организационные методы: сравнительный; эмпирические методы: психодиагностические методики; методы обработки данных: критерий Н-Крускалла-Уоллиса, корреляционный анализ данных.
Методики исследования:
1.Опросник по исследованию субъектности личности (Серегина
И.А.).
2. Опросник «Копинг-стратегии», разработанный Р. Лазарусом для определения копинг-механизмов (адаптирован Т.Л. Крюковой, Е.В.
Куфтяк, М.С. Замышляевой).
Выборка и база исследования: Исследование проводилось на базе НИУ «БелГУ» г. Белгорода. В исследовании принимали участие студенты в количестве 40 человек от 18 до 22 лет.
Практическая значимость исследования: выявить особенности субъектности личности студентов по выборке и предложить коррекционно- развивающую программу.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 54 источников, приложения. Объем курсовой работы – 61 страница. В тексте курсовой работы содержится 3 рисунка и 3 таблицы.
В заключение, исследование связи между субъектностью личности студентов и их копинг-стратегиями поведения является важным направлением исследований. Понимание того, как личностные особенности студентов влияют на выбор и эффективность их копингстратегий, может помочь разработать более эффективные программы поддержки и развития студентов.
Контекстуальные факторы, такие как культурные особенности и социальная поддержка, также играют важную роль в выборе копингстратегий студентами. Необходимо учитывать эти факторы при разработке программ поддержки и развития студентов, чтобы они были адаптированы к конкретным потребностям и предпочтениям студентов из разных культур.
Индивидуальные особенности каждого студента также необходимо учитывать. Разные студенты могут предпочитать разные копингстратегии, и важно предоставить им возможность выбирать из разных стратегий и помочь им определить, какая стратегия наиболее эффективна для них.
В целом, изучение связи между субъектностью личности и копингстратегиями поведения студентов является важным для разработки эффективных программ поддержки и развития студентов. Это позволит студентам лучше справляться с трудностями и достигать своих целей в учебе и жизни
Контекстуальные факторы, такие как культурные особенности и социальная поддержка, также играют важную роль в выборе копингстратегий студентами. Необходимо учитывать эти факторы при разработке программ поддержки и развития студентов, чтобы они были адаптированы к конкретным потребностям и предпочтениям студентов из разных культур.
Индивидуальные особенности каждого студента также необходимо учитывать. Разные студенты могут предпочитать разные копингстратегии, и важно предоставить им возможность выбирать из разных стратегий и помочь им определить, какая стратегия наиболее эффективна для них.
В целом, изучение связи между субъектностью личности и копингстратегиями поведения студентов является важным для разработки эффективных программ поддержки и развития студентов. Это позволит студентам лучше справляться с трудностями и достигать своих целей в учебе и жизни
Подобные работы
- Копинг-стратегии матерей, воспитывающих детей младенческого возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТИ, ПЕРЕЖИВАЮЩЕЙ ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Сравнительное исследование социально-психологической адаптации и копинг-стратегии у студентов 1-го и 3-го курсов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2021 - Мотивы профессиональной деятельности и стратегий поведения работников строительной отрасли при внедрениях BIM технологий
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-
СТРАТЕГИЙ СПОРТСМЕНОВ КОМАНДНЫХ ВИДОВ
СПОРТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХИЧЕСКОЙ
НАДЕЖНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - ВЗАИМОСВЯЗЬ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - Теоретические аспекты проблемы особенностей выбора копинг-стратегий у студентов (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Северо-Западный филиал))
Контрольные работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2020 - Особенности совладающего поведения студентов с различной
социальной успешностью
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕВИАЦИИ И ПРОАКТИВНОГО СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024



