Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: НИУ «БелГУ» (г. Белгород).
Выборка: 40 человек от 18 до 22 лет.
Выборка: 10 детей.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С КОПИНГ-СТРАТЕГИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ.............. 8
1.1. Субъектность: понятие, ее структура и особенности в студенческом возрасте... 8
1.2. Общая характеристика копинг-стратегий поведения: разновидности и особенности в студенческом возрасте...13
1.3. Факторы, влияющие на выбор копинг-стратегий.... 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С КОПИНГ-СТРАТЕГИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ..........24
2.1. Организация и методы исследования…24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования связи субъектности личности студентов с копинг-стратегиями поведения26
2.3. Коррекционно-развивающая программа развития субъектности личности студентов, которая будет способствовать выбору продуктивных копинг-стратегий…… 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………… 41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………. 49
Приложение 1. Эмпирические методики в порядке их предъявления........... 49
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных..............57
Приложение 3. Результаты математико-статистической обработки эмпирических данных... 61
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в наше время изучение субъектности личности и копинг-стратегий поведения становится все более важным в связи с рядом общественных и психологических факторов. Студенты сталкиваются с большим количеством стрессогенных ситуаций, таких как умственная нагрузка, семейные проблемы, финансовые трудности и другие. Разработка эффективных копинг-стратегий помогает справляться с этими ситуациями и уменьшать негативное влияние стресса на психическое и физическое здоровье.
Изучение субъектности личности студентов рассматривает важные аспекты самосознания, такие как осознание своих ценностей, потребностей, целей и жизненного смысла. Это помогает студентам определить свои истинные потребности и цели, принимать более осознанные решения и строить более удовлетворительные и счастливые жизни. Также стоит отметить, что умение эффективно справляться с трудностями и стрессом помогает улучшить психологическое благополучие. Изучение копинг-стратегий поведения позволяет студентам научиться конструктивно реагировать на сложные ситуации, преодолевать проблемы и достигать большего уровня удовлетворенности жизнью.
Субъектность, ее особенности и структуру изучали многие отечественные психологи (Волкова Е.Н., Леонтьев Д.А., Петровский В.А., Серегина И.А., Слободчиков В.И. и др.). Субъектность в трудах Е.Н. Волковой [11], В.А. Петровского [37], И.А. Серегиной [44] рассматривалась как многоуровневое понятие, которое включает как индивидуальные, так и коллективные аспекты. Авторы анализируют взаимодействие между индивидом и обществом, а также влияние культурных, социальных и политических факторов на формирование субъектности. В работах Д.А. Леонтьева [27] и В.И. Панова [33, 34] отмечается, что субъектность не является врожденным свойством, а развивается в процессе взаимодействия человека с окружающей средой. Авторы отмечают, что субъектность формируется через участие в совместной деятельности и социальном взаимодействии с другими людьми. В трудах таких отечественных психологов как Е.И. Исаева [46], В.И. Слободчикова [46] и С.З. Гончарова [14] субъектность определяется как функция личности по осуществлению определенного характера активности. К.М. Леонова [26] рассматривает в своих работах субъектность как способность человека к активному и осознанному взаимодействию с миром и саморегуляции своего поведения.
Изучением копинг-стратегий поведения занимались такие отечественные психологи как Берилова Е.И., Богданович Н.В., Исаева
Е.Р., Омарова М.К., Церковский А.Л. и др. В трудах Е.И. Бериловой [5] и Н.В. Богдановича [7] можно найти описание различных копинг-стратегий и их эффективности в разных ситуациях; Е.Р. Исаева [18] в своих работах предлагает несколько различных копинг-стратегий, которые можно использовать для эффективного справления с трудностями и стрессами; М.К. Омарова [30] выделяет в своих работах множество различных поведенческих стратегий преодоления трудностей, которые можно использовать для управления сложными эмоциями, мыслями и поведением. Работы А.Л. Церковского [52] открыли новые возможности для модификации поведения с помощью копинг-стратегий для преодоления трудностей. Одна из ключевых идей в его работах – концепция когнитивного рефрейминга, которая предполагает изменение того, как человек воспринимает и думает о ситуации. А.Л. Церковский [52] также подчеркивал в своих трудах роль самосострадания в обеспечении эмоциональной поддержки и продвижении позитивных копинг-стратегий поведения для преодоления трудностей.
Обзор литературы показал, что психологи больше внимания уделяют отдельным исследованиям субъективности личности и копинг-стратегиям поведения, в то время как связь субъектности и копинг-стратегий студентов недостаточно изучена, что так же обуславливает актуальность нашей проблемы.
Проблема исследования: какова направленность связи между субъектности личности студентов и их копинг-стратегий поведения? Цель исследования: изучить связь между субъектностью личности студентов и копинг-стратегиями поведения.
Объект исследования: субъектность студентов как свойство личности.
Предмет исследования: связь субъектности личности студентов с копинг-стратегиями поведения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы связи субъектности личности студентов с копинг-стратегиями поведения.
2. Изучить особенности субъектности личности студентов.
3. Изучить особенности копинг-стратегий поведения студентов.
4. Изучить особенности субъектности личности студентов с разным видом ведущих копинг-стратегий поведения.
5. Изучить связь между субъектностью личности студентов и копинг-стратегиями поведения.
6. Разработать корекционно-развивающую программу развития субъектности личности студентов, которая будет способствовать выбору продуктивных копинг стратегий.
Гипотеза исследования: между субъектностью личности студентов и копинг-стратегиями есть связь, а именно – чем выше будет субъектность личности студентов и ее отдельные показатели, тем чаще студенты будут выбирать продуктивные копинг-стратегии. И чем ниже будет субъектность личности студентов, тем чаще они будут выбирать непродуктивные копинг-стратегии.
Теоретическая основа исследования включает идеи таких отечественных авторов как: Е.Н. Волкова и И.А. Серегина (субъектность понимается через категорию отношения человека к себе как к деятелю), Е.И Бериловой и Н.В. Богдановича (описание различных копингстратегий и их эффективность в разных ситуациях).
Методы исследования: в нашем исследовании использовались следующие методы: организационные методы: сравнительный; эмпирические методы: психодиагностические методики; методы обработки данных: критерий Н-Крускалла-Уоллиса, корреляционный анализ данных.
Методики исследования:
1.Опросник по исследованию субъектности личности (Серегина
И.А.).
2. Опросник «Копинг-стратегии», разработанный Р. Лазарусом для определения копинг-механизмов (адаптирован Т.Л. Крюковой, Е.В.
Куфтяк, М.С. Замышляевой).
Выборка и база исследования: Исследование проводилось на базе НИУ «БелГУ» г. Белгорода. В исследовании принимали участие студенты в количестве 40 человек от 18 до 22 лет.
Практическая значимость исследования: выявить особенности субъектности личности студентов по выборке и предложить коррекционно- развивающую программу.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 54 источников, приложения. Объем курсовой работы – 61 страница. В тексте курсовой работы содержится 3 рисунка и 3 таблицы.
В заключение, исследование связи между субъектностью личности студентов и их копинг-стратегиями поведения является важным направлением исследований. Понимание того, как личностные особенности студентов влияют на выбор и эффективность их копингстратегий, может помочь разработать более эффективные программы поддержки и развития студентов.
Контекстуальные факторы, такие как культурные особенности и социальная поддержка, также играют важную роль в выборе копингстратегий студентами. Необходимо учитывать эти факторы при разработке программ поддержки и развития студентов, чтобы они были адаптированы к конкретным потребностям и предпочтениям студентов из разных культур.
Индивидуальные особенности каждого студента также необходимо учитывать. Разные студенты могут предпочитать разные копингстратегии, и важно предоставить им возможность выбирать из разных стратегий и помочь им определить, какая стратегия наиболее эффективна для них.
В целом, изучение связи между субъектностью личности и копингстратегиями поведения студентов является важным для разработки эффективных программ поддержки и развития студентов. Это позволит студентам лучше справляться с трудностями и достигать своих целей в учебе и жизни
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. / К.А. АбульхановаСлавская // М.: Мысль. – 2007. – С. 240.
2. Аскарова, Г. Основные подходы к изучению копинг-стратегий в трудных жизненных ситуациях / Г. Аскарова, Э.З. Усманова // Ж. Scientific progress. – 2021. – №5. – С. 308-315.
3. Бабкин, Д.В. Стрессоустойчивость и копинг поведение выпускников вуза как фактор их трудоустройства / Д.В. Бабкин, И.С. Бубнова, С.Р. Миронова // КПЖ. – 2021. – №6 (149). – С. 201-202.
4. Баленкова, Л.Ю. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на копинг-поведение подростков в трудных жизненных ситуациях / Л.Ю. Беленкова // Психолого-педагогические проблемы человека и общества. – 2015. – №4 (29). – С. 20-25.
5. Берилова, Е.И. Эмоциональный интеллект и копинг-стратегии как ресурсы конкурентоспособности спортсменов / Е.И. Берилова // Институт Психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2018. – Т. 3, №3. – С. 200-217.
6. Березин, С.В. Психология наркотической зависимости и созависимости. [Монография] /С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров // М.: МПА. – 2001. – С.188.
7. Богданович, Н.В. Стратегии копинг-поведения у студентовнеуспевающих / Н.В. Богданович // Психология обучения. – 2009. – №6. – С. 102-112.
8. Вассерман, Л.И. Методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями / Л.И.
Вассерман [и др.] // СПб.: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. – 2009. – С. 38.
9. Васильева, С.В. Субъектность личности и ее значение для копингстратегий поведения / С.В. Васильева // Психология развития. – 2010. – Т.12. – №1. – С.38-45.
10. Вилюжанина, Т.А. Взаимосвязь копинг-стратегий и субъектных характеристик будущий юристов / Т.А. Вилюжина // Профессиональное саморазвитие личности в системе высшего профессионального образования: сборник научных трудов / ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия». – Донецк.: Цифровая типография. – 2020. – С. 28-35.
11. Волкова, Е.Н. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи /Е.Н. Волкова [и д.р.] // Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина. – 2012. – С.250.
12. Габдреева, Г.Ш. Психологическая защита личности в хронических стрессовых ситуациях / Г.Ш. Габдреева // Ученые записки Казанского государственного университета. – 2007. – №1. – С. 84-88.
13. Гольдштейн, М.С. Копинг-стратегии поведения и психологическое благополучие студентов / М.С. Гольдштейн // Высшая школа: научные труды. – 2012. – №4. – С. 1-6.
14. Гончаров С.З. Антропологический принцип философии в контексте
феноменов универсальности, субъектности и духовности человека // Научный диалог. – 2015. – № 7 (43). – С. 108-144.
15. Гроголева, О.Ю. Ситуативная и личностная тревожность и копингповедение в ситуациях собеседования у различных категорий соискателей / О.Ю. Гроголева, Г.А. Булавина // Молодежь третьего тысячилетия: сборник научных статей XLII региональной студенческой научнопрактической конференции. / Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. – Омск. – 2018. – С. 837-840.
16. Данилова, И.Н. Связь копинг-стратегий поведения и личностных особенностей студентов / И.Н. Данилова // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. – 2014. – Т.2. – С.30-40.
17. Дерманова, И.Б. Совладающее поведение как механизм развития личности в период ранней взрослости / И.Б. Дерманова // Вестник СанктПетербургского университета. Социология. – 2011. – №3. – С. 85-95.
18. Исаева, Е.Р. Копинг-поведение: анализ возрастных и тендерных различий на примере Российской популяции / Е.Р. Исаева // Вестник ТГПУ. – 2009. – №11. – С. 144-147.
19. Калабина, Е.С. Факторы, влияющие на преобладание копингстратегий / Е.С. Калабина // Лучшая студенческая статья 2020: сборник статей XXVII Международного научно-исследовательского конкурса. / Пенза: «Наука и Просвящение» (ИП Гуляев Г.Ю.). – 2020. – С. 301-303.
20. Камнева, Е.В. Копинг-поведение и профессиональное выгорание сотрудников органов внутренних дел / Е. В. Камнева // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – №8.
21. Ким, Э.С. Влияние самолидерства и копинг-пвоведение личности / Э.С. Ким // Национальное здоровье. – 2019. – №3. – С. 96-101.
22. Кобозев, И.Ю. Оценка интенсивности профессионального стресса и его влияние на копинг-поведение и механизмы психологической защиты руководителей ОВД / И.Ю. Кобозев // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2011. – №2.
23. Крюкова, Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. – 2005. – Т.26. – №2. – С. 5-15.
24. Кудашев, А.Р. Типы руководителей: копинг-стратегии и социальнопсихологические характеристики / А.Р. Кудашев, О.В. Кроповницкий // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2020. – №4. – С. 73-79.
25. Кузнецова, М.Н. Субъектность личности и копинг-стратегии поведения студентов в условиях экзаменационной сессии / М.Н. Кузнецова // Ж. Молодой ученый. – 2018. – №22. – С. 7-10.
26. Леонова, К.М. Копинг-стратегии лиц с различным уровнем жизнестойкости и субъективного контроля (на примере лиц, страдающих зависимостью от психоактивных веществ) / К.М. Леонова, М.А. Одинцова // Молодые лидеры – 2016: материалы материалы I международного конкурса выпускных квалификационных и курсовых работ, Казань, 10 октября 2016 года / Научно-образовательный центр «Знание». Казань. – 2016. – Т1. – С. 65-70.
27. Леонтьев, Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности / Д.А. Леонтьев // Эпистемология и философия науки. – 2010. – №3 (25). – С. 136-153.
28. Либина, Е.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? / Е.В. Либина, А.В. Либин // Стиль человека: психологический анализ. – М.: Смысл. – 1998. – С. 190-204.
29. Минияров, В.М. Формирование копинг-стратегий педагогов в состоянии эмоционального выгорания /В.М. Минияров, Е.А. Василевская // Известия Самарского научного центра РАН. Самара. – 2015. – №1-2. – С. 388-390.
30. Омарова, М.К. Мотивация достижения и копинг-поведение личности / М.К. Омарова // Вестник научных конференций. – 2018. – №7-1(35). – С.72-73. 31. Останина, Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н.В. Останина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – №70- 2. С. 128-130.
32. Пагаева, Э.В. К постановке проблемы исследования кросскультурных особенностей связи социального интеллекта с копингстратегиями / Э.В. Пагаева, М.В. Верещагина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – №11 (103). – С. 89-92.
33. Панов, В.И. Становление субъектности в контексте экопсихологического подхода к развитию психики / В.И. Панов // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Международной научнопрактической конференции. Ярославль. – 2015. – С. 106-126.
34. Панов, В.И. Субъект и субъектность: от феномена к процессуальности / В.И. Панов // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / отв. ред. В.В. Знаков, А.Л. Журавлев. М.: Институт психологии РАН. – 2018. – С. 349-356.
35. Панфилова, А.П. Копинг-поведение в преодолении вербальной агрессии / А.П. Панфилова // Менеджмент XXI века: возможности и пределы преобразования университетов: сборник научных статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – 2017. – С. 97-102.
36. Пашкин, С.Б. Копинг-поведение личности как ресурс профессиональной адаптации военослужащих / С.Б. Пашкин, Н.Б. Лисовская, Е.А. Саркисова //Актуальные проблемы военно-научных исследований. – 2020. – №6(7). – С. 364-391.
37. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности.
/ В.А. Петровский // Ростов-н/Д: Феникс. – 1996. – С. 512.
38. Польченко, О.В. Сравнительный анализ стилевых особенностей саморегуляции совладающего поведения и общего уровня жизнестойкости субъектов при переходе от учебно-профессиональной деятельности к профессиональной / О.В. Польченко, М.Л. Соколовский // Ж. Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №6. – С. 1-8.
39. Польшина, М.А. Психологическая защищенность и копингповедение подростков-сирот в конфликтной ситуации / М.А. Польшина, А.Д. Насибуллина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – №1. – С. 100-103.
40. Пухарева, Т.С. Копинг-поведение сотрудников полиции с разным уровнем осмысленности жизни / Т.С. Пухарева // Прикладная юридическая психология. – 2019. – №1. – С. 93-96.
41. Романова, Е.С. Механизмы психологической защиты.
Генезис. Функционирование. Диагностика. / Е.С. Романова // Мытищи: Изд-во «Талант». – 1990. – С.144.
42. Рогочев, В.А. Взаимосвязь копинг-стратегий сотрудников правоохранительных органов со стилевыми особенностями саморегуляции / В.А. Рогочев, И.Н. Коноплева // Психология и право. – 2015. – Т.5. – №1. – С. 129-146.
43. Рыбников, В.Ю. Копинг-поведение сотрудников МВД России и их индивидуальная устойчивость в экстремальных и чрезвычайных ситуациях / В.Ю. Рыбников, М.И. Марьин // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2005. – №3 (32). – С. 54-58.
44. Серегина И.А. Психологическая структура субъективности как личностного свойства педагога: дис. ... канд. психол. наук. – М.: Психол. ин-т им. Л.Г. Щукиной, 1999. – 154 с.
45. Сирота, Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. / Н.А.
Сирота // СПб.: Изд-во СПбГУ. – 1994. – С. 283.
46. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию
субъективности. – М.: Школа – Пресс, 1995. – 416 с.
47. Солдатов, В.И. Копинг-поведение как фактор профессиональной успешности оперуполномоченных криминальной милиции / В.И.
Солдатов // Вестник психотерапии. – 2009. – №29(34). – С. 63-69.
48. Станибула, С.А. Копинг-поведение как адаптационный потенциал личности / С.А. Станибула // Психология человека в условиях здоровья и болезни: Материалы V Международной научно-практической конференции. Тамбов. – 2015. – С. 155-159.
49. Трофимова, Н.С. Активность как субъектное качество адаптирующейся личности / Н.С. Трофимова // Вестник Курганского государственного университета. – 2010.
50. Фадеева, Н.В. Копинг-стратегии поведения студентовпервокурсников /Н.В. Фадеева // Вестник Южного института менеджмента. – 2019. – Т.4. – №2. – С. 24-31.
51. Фельдман, И.Л. Копинг-стратегии и защитные механизмы в развитии личностного самопознания медицинских работников / И.Л. Фельдман // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула. – 2013. – №1. – С. 200-205.
52. Церковский, А.Л. Копинг-поведение студентов медицинского вуза / А.Л. Церковский // Вестник ВГМУ. – 2007. – №3. – С. 1-12.
53. Ященко, Е.Ф. Субъективная комфортность, копинг-стратегии и типы акцентуации личности российских и индонезийских студентов университета / Е.Ф. Ященко, Д.А. Лащенко, О.В. Лазорак // Вестник КемГУ. – 2019. – №2 (78). – С. 467-470.
54. Ященко, Е.Ф. Самоактуализация и субъективное благополучие как социально-психологические проблемы профессионального образования: студенты и преподаватели университета /Е.Ф. Ященко // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. – 2012. – №31. – С. 56-63.