Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Административно-правовой статус органов исполнительной власти

Работа №12991

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

административное право

Объем работы42стр.
Год сдачи2005
Стоимость1700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1226
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Понятие, виды, общая характеристика административно-правового статуса органов исполнительной власти
2. Правовое положение федеральных органов исполнительной власти
3. Правовое положение структур Президента РФ
4. Правовое положение органов исполнительной власти субъектов РФ
Заключение
Список использованных источников
Приложения


В системе субъектов административного права основными можно назвать гражданина и исполнительный орган государственной власти.
После принятия Конституции РФ очень многое изменилось в положении субъектов, которых прежде называли органами государственного управления, исполнительно-распорядительными органами. Во-первых, Конституция РФ называет их органами исполнительной власти. Во-вторых, они теперь организационно не подчиняются представительным органам, а в силу принципа разделения властей подчиняются исполнительным органам и исполняют их законы и иные нормативные акты. В-третьих, публичные органы исполнительной власти четко разделились на государственные и муниципальные. Образовались две самостоятельные подсистемы на базе действовавшей ранее единой системы государственных исполнительно-распорядительных органов. В-четвертых, снизилась роль коллегиальности в исполнении законов. Кроме того, сейчас нет союзных органов, развиваются федеративные начала, избираются главы субъектов РФ, и произошло много других изменений в положении, структуре, компетенции, формах и методах деятельности публичной администрации вообще и государственной администрации в частности.
Анализируя практику работы высших государственных органов страны, можно утверждать, что четкое понимание системы исполнительной власти, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с соответствующими органами субъектов РФ еще не сложилось. В частности, много вопросов вызывает система окружных органов, правовой статус Пенсионного фонда и его звеньев, отнесение субъектов, осуществляющих обязательную государственную регистрацию сделок с недвижимостью, к числу учреждений.
В ряде нормативных актов и некоторых научных работах в числе органов государственной власти названы ведомства. Но ведомства - это система организаций, возглавляемых одной из них. Так сложилось, что слова "министерство", "служба", "агентство" у нас имеют несколько значений. Первое значение -ведомственная система, совокупность организаций, линейно подчиненных центральному органу. А второе значение - центральный орган ведомственной системы, орган, возглавляющий систему МВД, Федеральную службу безопасности и т.д. Такая двойственность подчас мешает понять смысл многих актов, препятствует усвоению студентами структуры исполнительной власти.
К сожалению, наука административного права отстала от существующих реалий, не раскрыла всех признаков исполнительных органов власти, их системы, не сформулировала четкого понятийного аппарата, а значит, не оказала практике необходимой помощи.
В работах ведущих ученых это многообразие органов и служащих почему-то не учитывается. "Орган исполнительной власти, - утверждает Ю.А. Тихомиров, - действует от имени государства" . "Исполнительные органы, - пишет Ю.М. Козлов, - представляют собой составную часть государственного аппарата" . "Орган исполнительной власти, - полагает Ю.Н. Старилов, - это государственная организация". Во всех приведенных выше высказываниях не учитывается существование в современной России наряду с исполнительными органами государственной власти муниципальных и иных органов исполнительной власти.
Столь уважаемые авторы, на мой взгляд, безусловно, правы, когда утверждают, что исполнительный орган государственной власти - это разновидность государственной организации, органов государственной власти. Однако в понятии о нем полезно назвать его родовую принадлежность и обязательно основные признаки данного вида органов, определить систему, виды данных органов и очертить проблемы их правового статуса.
Настоящая курсовая работа посвящена анализу системы и структуры органов исполнительной власти России, видам органов исполнительной власти. Отдельное место в работе уделено вопросу статуса, порядка формирования как федеральных органов данной ветви власти, так и субъектов федерации.
1. Понятие, виды, общая характеристика административно-правового статуса органов исполнительной власти
История становления исполнительной власти в России имеет давнюю историю .
В настоящее время в ст.10 Конституции РФ закреплено: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны"
Рассмотрим основные признаки (черты) образования и организации деятельности государственных органов исполнительной власти, государственного управления .
Первый признак органа исполнительной власти РФ состоит в том, что его высшим звеном (управляющей подсистемой) является Правительство РФ, коллегиальный орган, осуществляющий свои исполнительно-распорядительные функции в основном в форме принятия постановлений, которые являются нормативно-правовыми актами по предметам ведения РФ и совместному ведению с субъектами РФ и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
В ст.113 Конституции РФ, кроме этого, закреплен принцип единоначалия, касающийся основных направлений деятельности Правительства РФ как исполнительного органа государственной власти, определяемых Председателем Правительства РФ, который организует работу Правительства РФ. Однако способы и пути решения проблем по определяемым им направлениям принимаются коллегиально в форме постановлений Правительства РФ. Аналогично в целом реализуется принцип единоначалия и коллегиальности органами исполнительной власти субъектов РФ, при одном отличии: там глава субъекта РФ является одновременно и высшим должностным лицом исполнительной власти субъекта РФ, что более эффективно влияет на реализацию принципа целостности системы исполнительной власти в субъекте РФ, нежели на уровне Российской Федерации .
Второй признак органов исполнительной власти касается предмета ведения, его границ и порядка принятия актов управления федеральными государственными органами исполнительной власти и государственными органами исполнительной власти субъектов РФ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (в соответствии с частью 2 ст.77), т.е. в этой правовой ситуации образуется единая система исполнительной власти в РФ, что еще не является признаком целостного единства системы, а может качественно характеризовать приближение к этому состоянию. Однако в соответствии с частью 2 ст.85 Конституции РФ Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Постановления и распоряжения Правительства РФ, принятые по предметам ведения и в объеме полномочий, могут быть отменены указом Президента РФ в случае противоречия их не только Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, но и указам Президента РФ. Это существенно отличает их от вышеуказанной правовой ситуации.
В другом случае органы исполнительной власти субъектов РФ по предметам ведения субъекта РФ в соответствии со ст.73 Конституции РФ обладают всей полнотой государственной власти и принимают свои решения на основании статей конституций республик в составе России и статей уставов субъектов РФ, а также иных законов субъектов РФ. При этом в соответствии частью 6 ст.76 Конституции РФ если существуют противоречия (правовая коллизия) между федеральным законом и законом субъекта РФ, то вне пределов ведения РФ (п.4 ст.76) действует нормативно-правовой акт субъекта РФ, что также не способствует укреплению целостности системы исполнительной власти в РФ .
Третий признак касается нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти. Их решения (акты управления) всегда принимаются на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, т.е. акты федеральных органов исполнительной власти являются не только подзаконными актами в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, но по иерархии актов управления они не должны противоречить нормативным указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Пожалуй, ныне в российской юридической науке наиболее распространено мнение, согласно которому в развитых в экономическом отношении, демократических странах законодательная, исполнительная и судебная власти равнозначны и равноправны, что позволяет им с достаточной степенью эффективности взаимно сдерживать, уравновешивать и контролировать друг друга. По мнению Г.Н Манова, в пределах своей компетенции каждая власть самостоятельна, равна другим и независима от них, подчиняясь только закону". Р.В. Енгибарян также полагает, что в правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом если и наблюдаются отдельные отклонения с точки зрения равенства властей, то они рассматриваются скорее как исключения из правила, досадные и по сути своей случайные огрехи, подлежащие скорейшему устранению.
А.А. Мишин называет правительство самым могущественным органом государственной власти. Развивая свою мысль, он далее пишет: "В системе высших органов власти зарубежного государства правительство является наиболее активным и динамичным элементом, в наименьшей степени подверженным правовой регламентации. Оно стоит над всеми другими высшими органами государства. Не будучи подвержено контролю со стороны, правительство имеет возможность само определять объем своих полномочий". К.С. Бельский подчеркивает: "И последовательный сторонник прусской монархии философ Гегель, и либеральный французский государствовед Эсмен, и умеренно-консервативный государствовед Н.М. Коркунов одинаково подчеркивали, что исполнительная власть гораздо полнее, чем законодательная, представляет единство, сущность, функциональную направленность государства...". Эти и аналогичные им суждения справедливы. Доказательств (или проявлений) могущества, доминирования исполнительной власти над другими ветвями власти множество.
Доминирующее положение исполнительной власти и ее органов среди других властей в современных демократических странах, в том числе и в России, конечно же, не есть результат материализации чьей-то субъективной воли, воплощения злого умысла или реализации корыстных интересов. Оно, безусловно, не может рассматриваться и как итог случайного стечения обстоятельств, стихийно сложившегося соотношения политических сил. Напротив, подобное положение исполнительной власти и ее органов видится нам как исторически предопределенное, объективно обусловленное всем ходом развития человеческой цивилизации.
Таким образом, подводя итог рассмотренной проблематике, следует сказать, что с одной стороны, органы исполнительной власти – это разновидность органов государственной власти, с другой, - субъекты именно исполнительной власти, призванные обеспечивать ее формальную и фактическую реализацию. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность – государственное управление, являясь, следовательно, также органами государственного управления.
Основы современного правового статуса органов исполнительной власти в целом могут быть охарактеризованы незначительным числом общих позиций. Исходным является тот факт, что, представляя собой одну из ветвей единой государственной власти, они пользуются относительной юридической самостоятельностью в осуществлении исполнительной власти и в отношениях с субъектами представительной и судебной властей.



1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.// Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. федеральных конституционных законов от 31 декабря 1997 г. № 3-ФКЗ, от 19 июня 2004 г. № 4-ФКЗ, от 3 ноября 2004 г. № 6-ФКЗ, от 1 июня 2005 г. № 4-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №51. - Ст.5712; 2004. - № 25. - ст. 2478; 2005. - №32. – Ст. 3458.
3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 42. ст. 5005; 2002, № 19, ст. 1792; № 30, ст. 3024; 2003, № 27, ст. 2709; 2005, № 30, ст. 3104.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 6 октября 2003г. - №40. - Ст. 3822.
5. О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года // Российская газета. – 2000. – 16 августа.
6. О Государственном Совете Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 года // Российская газета. – 2000. – 5 сентября.
7. О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах: Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года // Российская газета. – 2003. – 25 июля.
8. О Совете при Президенте РФ по борьбе с коррупцией: Указ Президента РФ от 24 ноября 2003 года // Российская газета. - 2003. - 26 ноября.
9. Об Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 400 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 13. - Ст. 1188; 2005. - № 9. - Ст. 709.
10. Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 490 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. -№ 15. - Ст. 1395; № 24. - Ст. 2392; 2005. - № 32. - Ст. 32-72;
11. О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе: Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года (в ред. Указов Президента РФ от 21 июня 2000 г.; 9 сентября 2000 г.; 30 января 2001 г.) // Российская газета. - 2000. - 16 мая; 2000. - 24 июня. 2000. - 12 сентября; 2001. - 31 января.
12. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Указ Президента РФ от 9.03.2004 г. // Российская газета. – 2004. - №54
13. Алексев Р.Н. Административно-правовое регулирование исполнительной власти. Ростов-на-Дону. 2000.
14. Алехин А.П. Административное право. М.: Теис. 1996.
15. Алехин А.П. Кармолицкий А.А. Козлов Ю.М. Административное право РФ. Зерцало.1998.
16. Бахрах Д.Н. Административное право. М.: Юрист. 2002.
17. Бельский К.С.О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. N 3. С.15.
18. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 2-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С.553.
19. Кайнов, В.И. Институт президентства: Монография / В.И. Кайнов. - СПб.: СПб Академия МВД РФ, 2007. – 245 с.
20. Козлова, Е.И., Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М., 2006. – 789 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ