ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................. 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ......................6
1.1. Понятие «политический дискурс» ..................................................... 6
1.2. Понятие «медиаобраз» .................................................................... 14
1.3. Выразительные языковые средства создания медиаобраза ........... 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I ........................................................................................ 23
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ
СОЗДАНИЯ МЕДИАОБРАЗА ПОЛИТИКА .........................................25
2.1. Анализ языковых средств создания медиаобраза Д. Трампа в
британских СМИ ....................................................................................... 25
2.2. Анализ языковых средств создания медиаобраза Д. Трампа в
американских СМИ ................................................................................. 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II ....................................................................................... 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................................. 36
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ .................................................................................... 39
Речь политиков стала объектом пристального внимания со стороны
исследователей еще во времена Древней Греции и Древнего Рима, когда были
предприняты первые попытки систематизировать основные риторические
ходы для придания речи благозвучия и большей убедительности.
Более активное изучение политической коммуникации началось в
середине прошлого века и было обусловлено, по крайней мере, двумя
факторами: 1) внутренними потребностями лингвистической теории, которая
в разные периоды истории лингвистики обращалась к реальным сферам
функционирования языковой системы; 2) собственно политологическими
проблемами изучения политического мышления, его связи с политическим
поведением; необходимостью построения прогнозирующих моделей в
политологии, а также разработки методов анализа политических текстов и
текстов средств массовой информации для мониторинга различных
тенденций в сфере общественного сознания.
Слово всегда обладало огромной силой воздействия, а в век
информатизации общества, непрекращающихся информационных и
политических войн, сила слова приобрела особое значение. С момента своего
появления СМИ считаются одной из важных составляющих общественной
жизни человека. Им отводится роль «четвертой власти» в государстве,
приписывается способность влиять на сознание широких масс. С приходом
эпохи глобализации и появлением Интернета сила слова только укрепила
свои позиции. Все чаще способность СМИ манипулировать массовым
сознанием и задавать определенные установки используется для воздействия
на политическое мировоззрение людей. Примером этому служат
формируемые при помощи СМИ образы политических деятелей.
США, как одна из ведущих политических сил мира, традиционно
представляет огромный интерес для всех людей. Особое внимание всегда
вызывали лидеры государства, поскольку имидж страны – это не только ее
культура и традиции, но и лицо, представляющее ее на мировой арене. И тут
без преувеличения можно констатировать, что Д. Трамп является самым
обсуждаемым американским лидером. В данной дипломной работе
предпринята попытка изучить образ Д. Трампа, создаваемый в британских и
американских СМИ, и средства, используемые для создания этого медиаобраза.
Актуальность избранной темы обусловлена следующим:
1) исследование политического дискурса является важным направлением
современной прагматики языка и социолингвистики; эта проблематика
вызывает также растущий интерес со стороны социальных и философских
наук к изучению языка;
2) социально значимым является исследование языковых средств,
используемых в целях манипуляции, дискриминации в дискурсе тех или
иных идеологических систем.
Целью настоящей дипломной работы является исследование языковых средств, используемых в британских и американских СМИ для создания медиаобраза Дональда Трампа.
Для реализации поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1) рассмотреть понятие «политический дискурс»;
2) описать понятие «медиаобраз»;
3) изучить и сравнить языковые средства создания медиаобраза
Дональда Трампа в британских и американских СМИ.
Материалом исследования послужили 3 статьи из ежедневной
британской национальной газеты «The Guardian» и 3 статьи из американской
газеты «The Washington Post».
В работе использовались следующее методы исследования:
описательно-аналитический, классификационный, метод стилистического
анализа и метод количественного анализа.
Структура работы определяется целями и задачами, поставленными в
работе. Дипломная работа, общим объемом 40 страниц, состоит из введения,
двух глав с выводами к каждой из них, заключения, списка использованной
литературы и списка источников.
Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность,
определяются основные цели и задачи исследования.
Первая глава посвящена аналитическому обзору литературы по темы
дипломной работы. Особое внимание в главе уделяется рассмотрению
понятий «политический дискурс» и «медиаобраз», а также описанию
выразительных средств языка.
Вторая глава посвящена анализу выразительных языковых средств
создания медиаобраза Дональда Трампа в британских и американских СМИ.
В заключении излагаются основные результаты и подводятся общие
итоги исследования.
Настоящая дипломная работа посвящена исследованию языковых
средств, используемых в британских и американских СМИ для создания
медиаобраза американсокго президента Дональда Трампа.
Политический дискурс связан с завоеванием, сохранением и
осуществлением политической власти при помощи разнообразных речевых
актов. То есть власть пользуется такими языковыми средствами, которые
влияют на массовое сознание. Таким образом, политический дискурс часто
возникает в публичной сфере общения и сопровождает политический акт в
политической обстановке.
В XXI веке в связи с развитием технологии распространения СМИ
больше людей имеет возможности и с интересом обращает пристальное
внимание на речи президентов каждой страны. Вследствие публичных речей
или выступлений президентов складывается медиаобраз политических лидеров.
В медиаобразе заключаются эмоции, мораль и ценность, которые
ориентируются на массовую аудиторию. Он является порождением эпохи
СМИ, где читатели получают обобщенную информацию и в соответствии с
которой выводят собственное мнение о медиаобразе. Журналист играет
главную роль в процессе образования медиаобраза, так как в его статье
обязательно имплицированы его личные мысли и позиция, влияющие на
массовое сознание, поэтому еще надо понять скрытый мотив автора,
сюжетную конструкцию и идеологические задачи.
К выразительным средствам создания образа относятся такие тропы, как
эпитеты, метафоры, аллюзия, ирония и другие. Каждый троп в статье
выполняет функцию, для того, чтобы усиливать эмоцию у читателей и
фиксировать медиаобраз в обществе. Мы часто встречаем эпитеты, метафоры
и иронию, поскольку они помогают журналистам легко манипулировать
информацией для яркого изображения образа политического лидера США;
аудитория легко воспринимает эти слова через призму эмоций и мыслей
автора статьи.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что
британский медиаобраз Дональда Трампа представляет читателю человека
абсурдного, хвастающегося, надменного и самовлюбленного, то есть Д.
Трамп более похож на клоуна, чем на президента страны. В американских
СМИ Дональд Трамп представлен в медиаобразах воинствующего босса
«недержания языка» и мнимого лидера свободного мира, ведущего страну в канаву.
Журналисты используют подобные выразительные средства, чтобы,
во-первых, увеличить тираж (коммерческая цель); во-вторых, выразить свои
эмоции (индивидуальная цель).
1. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и
психологии // Вопр. психологии. 1996. – No2. – С.73-85.
2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства Пер. с англ. — М.:
Прометей, 1994. — 352 с.
3. Аслан Э. Языковые средства создания образа политического деятеля в
американских и британских СМИ: Дис... канд. филол.наук. – М.: Московский
педагогический государственный университет, 2017. – 233 с.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – 2-е изд. – М.:
Советская Энциклопедия, 1969. – 608 с.
5. Баранов А.Н., Казакевич Е.Г. Парламентские дебаты: традиции и новации.
М.: Знание, 1991. – 64 с.
6. Балалуева И.А. Медиаобраз и сооциобраз: процессы взаимоуправления в
информационном обществе. // Право и Управление. XXI век. – М.: МГИМО,
2014 – С. 86 – 91.
7. Богдан Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики //
Вестник Моск. Ун-та. Сер. 10: Журналистика. – 2007. – No4. – С. 122-127.
8. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений: учебное
пособие для филол. специальностей ун-тов. - М.: Высш. школа, 1978. – 369 с.
9. Волкова, И. В. Имидж политических лидеров России в СМИ // Мир
России. – 1997. - No3. – С. 43-74.
10. Гаврилова М.В. Когнитивные и риторические основы президентской речи
(на материале выступлений В.В. Путина и Б.Н. Елицина). – СПб.: СПбГУ,
2004. - 296 с.
11. Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в
современной лингвистике. // Вестник Оренбургского государственного
университета – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2013. С. 91– 93.
12. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: пер.с англ. – Благовещенск:
БГК им. И.А.Бодуэна де Куртенэ, 2000. – 310 с.
13. Демьянков В.З. Политический дискурс как предмет политологической
филологии. Политическая наука // Политический дискурс: История и
современные исследования. No 3. - М., 2002. – С. 33 – 43.
14. Коржнева О. В. Медиаобразы в массовой политической коммуникации //
Вестник СПбГУ. Сер. 9, Журналистика. 2013. – C. 218-226.
15. Лассвелл Г. Стиль в языке политики // Политическая лингвистика. ––
Екатеринбург, 2007. –– Вып.2(22). – С. 165-177.
...